1.

Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова.
2. 7 советов для тех, кто хочет стать оптимистом
3. Как лидеры теряют умственные способности .
4. Кто умнее? или "Женщины — нормальные, мужчины- с особенностями"
5. Эффект фиксации: как незавершённые дела нас парализуют.
6. А вы ведете дневники?
7. Нестадный инстинкт: что такое социофобия.
8. Зачем заниматься философией с раннего детства?
9. 25 колючих цитат Виктора Пелевина.
10. Жизнь коротка. И надо уметь.
#психологияуспеха
================================================================
1. Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. За интервью спасибо Федору Михайловичу Достоевскому.
1. Я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю.
2. Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!
3. Я люблю, как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица; или, еще лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? а сквозь него фонари с газом блистают...
4. Мелочи, мелочи главное!.. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё...
5. Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят.
6. Я не верю в будущую жизнь.
7. Хлеб-соль вместе, а табачок врозь.
8. Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!
9. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть.
10. Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца.

1.       Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. - 867428933148
1.       Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. - 867428673564
2.      7 советов для тех, кто хочет стать оптимистом

Люди с высоким уровнем стрессоустойчивости превращают неприятные ситуации в возможность научиться чему-то новому. Только вот не все мы оптимисты. Однако наш мозг устроен таким образом, что его можно перепрограммировать и намного легче переживать жизненные неурядицы. Вот несколько советов от Джона Ардена, опытного нейрофизиолога и автора книги «Укрощение амигдалы».

Оптимизм и стрессоустойчивость: где их искать
Эмоционально устойчивые люди адаптируются к обстоятельствам, концентрируясь на скрытых возможностях. Например, из-за нехватки финансов вы устраиваетесь на новую работу и обнаруживаете, что она намного труднее, времени и энергии уходит уйма, приходится работать сверхурочно. Вам тяжело выйти из зоны комфорта, потому и копится недовольство. Но, вероятно, спустя время вы обнаружите, что новая сфера деятельности интереснее и лучше прежней.

Возможно, вам повезло и произошло что-то весьма близкое к вашим ожиданиям, но действительно ли это принесло вам удовольствие? Вполне вероятно, что вы оказались слишком занятым ожиданием следующего конкретного результата.

Если вы привязаны к ожиданию конкретного результата, а получается что-то другое, вы испытываете разочарование.

Как правило, все получается не совсем так, как вы того горячо желаете, и у вас есть два варианта действий: смириться с тем, что получилось, или сожалеть о том, что желаемый результат не достигнут. В любом случае вы лишаете себя возможности жить настоящим и получать удовольствие здесь и сейчас.

Душевная стойкость заключается в том, чтобы сохранять надежду перед лицом сложностей и делать то, что нужно, чтобы ситуация изменилась к лучшему. Такого рода оптимизм — часть эмоционального интеллекта.

Вредный для здоровья пессимизм
Пессимистичный настрой плохо влияет не только на душевное, но и на физическое здоровье. Мартин Селигман из Пенсильванского университета выдвинул предположение, что пессимизм негативно влияет на здоровье по следующим причинам:

вы не верите, что ваши действия могут изменить ситуацию;
в вашей жизни случается больше плохого, потому что вы отрицательно реагируете на нейтральные ситуации, а также потому что напрасно или неправильно прикладываете усилия;
пессимизм подавляет иммунную систему.
Пессимисты сами себя загоняют в депрессию. Их негативное восприятие мира не оставляет им возможности положительно оценить хоть какое-то событие.

Нейронауки и радость жизни
Оптимизм — это не просто уверенность в том, что стакан наполовину полон. Стресс дает вам шанс попытаться сделать что-то по-другому, по-новому — так, как никогда раньше. И если вы сфокусируетесь на этой возможности, то кто знает, к чему она приведет? Не зря говорят, что нет худа без добра. И что самое интересное, эта поговорка все чаще подтверждается наукой.

Способность к восстановлению после негативного эмоционального состояния — важная характеристика стрессоустойчивости.

Межполушарная асимметрия — она подразумевает, что в разных процессах (творчество, восприятие, речь) полушария участвуют по-разному, — связана и с эмоциями человека. Ученые выяснили, что люди, у которых доминирует левая область лобной доли, как правило, отличаются оптимизмом, активно действуют и верят в то, что их усилия принесут результат. А вот те, у кого «главнее» правая лобная доля, склонны к негативному эмоциональному стилю в поведении. Они больше подвержены тревожности, грусти, беспокойству, пассивности и отказу от активных действий.

Хорошая новость в том, что существуют способы «перепрошить» мозг. Люди, у которых доминирует левая лобная доля («позитивная»), умеют нейтрализовывать негатив. Получается, что стрессоустойчивость человека зависит от способности подавлять негативные эмоции, включая эмоцию страха, за проявление которой отвечает миндалевидное тело (или амигдала).

Ричард Дэвидсон из Университета Висконсина одним из первых начал исследовать явление межполушарной асимметрии и ее влияние на эмоциональное состояние человека. Он выдвинул предположение, что люди, практикующие позитивный эмоциональный настрой и отношение к жизни, например, с помощью медитации осознанности, становятся более стрессоустойчивыми.

Как изменить отношение к жизни
Подход к жизни и отношение к событиям, которые с вами происходят, сильно влияют на уровень стресса и на способность менять свою эмоциональную установку. Вот несколько советов, которые помогут перенастроить мозг на позитивную волну.

1. Не надевайте «футболку жертвы»
У людей, которые позитивно смотрят на мир и легче справляются с проблемами, есть реалистичное осознание, что то, что они делают, находится в области их контроля. Они считают себя активными участниками процесса, а не беспомощными жертвами сложившихся обстоятельств. Они не демонстрируют выученную беспомощность и умеют вовремя снимать «футболку жертвы».

2. Ставьте cебе амбициозные цели
В соответствии с тем принципом, что умеренный уровень стресса помогает перенастроить мозг и обеспечивает «прививку» от более серьезного стресса, ставьте перед собой цели, требующие от вас дополнительных усилий

3. Относитесь к переменам как к шансу на лучшую жизнь
Старайтесь расценивать изменения, пусть даже плохие (хотя это вероятнее всего так кажется на первый взгляд) как возможность действовать по-новому, а не как кризис, от которого нужно защищаться.

4. Не забывайте о социальной медицине
Поддержка друзей и семьи намного важнее, чем вы думаете. Люди с высоким уровнем стрессоустойчивости активно используют социальную поддержку, что смягчает для них последствия стрессовых ситуаций. При этом она должна быть направлена на заботу и поощрение, а не вызывать в человеке жалость к себе и зависимость.

5. Занимайтесь тем, что вам по душе
Ученые выяснили, что стрессоустойчивые люди вкладывают свои усилия и время в то, чем занимаются. Они полны энергии и интереса к своей работе.

6. Не давайте себе скучать
Умеренный уровень стресса не позволит вам заскучать от повседневной рутины. Профессор психологии Чикагского университета Михай Чиксентмихайи описал, как можно избежать состояния тревожности от чрезмерного стимулирования и в то же время не поддаться скуке. Нахождение баланса между двумя этими состояниями вызывает у человека состояние «потока», приносящее настоящее удовольствие.

7. Будьте любознательным
Любопытство играет важную роль в том, насколько эффективно работает мозг. Если вы разовьете в себе ненасытное любопытство, любая среда, в которую вы попадаете, станет для вас источником новых впечатлений и знаний. Эмоционально и интеллектуально богатая среда стимулирует свойство нейропластичности головного мозга, тогда как лишенная этих характеристик среда ведет к деградации.

Есть люди, которые после серьезных травм благодаря своей стойкости начали новую жизнь. Они не забывают, через что им пришлось пройти, но не сидят сложа руки в ожидании, когда произойдет что-то хорошее. Вместо этого они упорно работают. И надо собой в том числе. Ими стоит восхищаться и вспоминать о таких примерах, когда попадаешь в череду неудач. Перенастройку мозга можно начать с того, чтобы самому создавать у себя позитивный настрой, — и все получится.
1.       Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. - 867428673308
1.       Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. - 867428954140
3.      Как лидеры теряют умственные способности – в первую очередь, возможность видеть людей насквозь – бывшие необходимыми для их прихода к власти.

Если бы власть выписывали как лекарство по рецепту, у неё был бы длинный список побочных эффектов. Она токсична, она портит, она даже может заставить Генри Киссинджера считать себя сексуально привлекательным. Но может ли она привести к повреждению мозга?

Когда различные законотворцы прошлой осенью набросились на Джона Стампфа на слушании в Конгрессе, казалось, что каждый из них нашёл новый способ раскритиковать бывшего генерального директора Wells Fargo за то, что он не сумел остановить почти 5000 его сотрудников от заведения подложных учётных записей для клиентов. Но самым интересным было поведение Стампфа. Это был человек, поднявшийся до вершин самого ценного в то время банка в мире, при этом, казалось, он совершенно не способен воспринять настрой присутствующих. Хотя он и извинился, он не был похож на человека смиренного и полного раскаяния. Но он и не казался вызывающим, самодовольным или лицемерным. Он выглядел дезориентированным, как испытывающий эффекты смены часовых поясов космический турист с планеты Стампф, на которой уважение к нему считается законом природы, а 5000 – достаточно маленькое количество людей. Даже самые непосредственные колкости: "Да вы, наверно, шутите" и "Не могу поверить в то, что слышу", не смогли его расшевелить.

Что происходило в голове Стампфа? Новое исследование предполагает, что лучше спросить – что не происходило в его голове?

Историк Генри Адамс говорил метафорически, а не в медицинских терминах, когда описывал власть как «разновидность опухоли, убивающей симпатии жертвы». Но это не так уж и далеко от фактов, раскрытых Дэчером Келтнером, профессором психологии из Калифорнийского университета в Беркли, после многих лет лабораторных и полевых экспериментов. Испытуемые, облечённые властью, как он обнаружил в исследованиях, проводившихся два десятилетия, ведут себя так, будто их мозг травмирован – они становятся более импульсивными, меньше осознают риски, и, что самое главное, хуже справляются с оценкой событий с точки зрения других людей.

Сухвиндер Обхи, нейробиолог из Макмастерского университета в Онтарио недавно описал что-то похожее. В отличие от Келтнера, изучающего поведение, Обхи изучает мозг. И когда он изучал головы людей, облечённых властью, а также людей, ею не облечённых при помощи аппарата для транскраниальной магнитной стимуляции, он обнаружил, что власть ослабляет определённый нервный процесс, «отзеркаливание», возможно, являющийся краеугольным камнем эмпатии. Это даёт нейробиологическое основание для того, что Келтнер назвал "парадоксом власти": получив власть, мы теряем некоторые возможности из тех, что требовались нам для её получения.

Потерю этой возможности демонстрировали разными творческими методами. В 2006 году в исследовании испытуемых просили нарисовать букву «Е» у себя на лбу так, чтобы другие могли её прочесть – для выполнения такой задачи необходимо представить, как вас видит человек со своей точки зрения. Люди, считавшие, что обладают властью, в три раза чаще ошибались, рисуя букву «Е» так, что она была направлена правильно для них самих, и неправильно – для всех остальных (вспоминается Джордж Буш, державший на Олимпиаде 2008 года флаг США задом наперёд). Другие эксперименты показали, что обладающие властью люди хуже определяют чувства других людей на фотографии или догадываются, как их коллега может интерпретировать замечание.

То, что люди стремятся повторять выражения и язык тела своих начальников, может усугубить эту проблему – подчинённые не подают начальникам надёжных знаков. Но что более важно, по словам Келтнера – так это то, что влиятельные люди перестают повторять за другими. Смеяться вместе с другими или напрягаться вместе с ними – это не только попытки втереться в доверие. Эти действия помогают вызывать чувства, испытываемые другими людьми, и позволяют заглянуть в душу испытывающим их людям. Люди во власти «перестают симулировать чужой опыт», говорит Келтнер, что ведёт к тому, что он называет «дефицитом эмпатии».

Отзеркаливание – более тонкий вариант мимикрии, полностью происходящий в голове без нашего участия. Когда мы смотрим, как кто-то выполняет некое действие, то часть мозга, которую мы бы использовали для выполнения того же действия, активизируется в рамках симпатического отклика. Лучше всего это можно понять на примере замещающего опыта. Этой активации и пытались добиться Обхи со своей командой, давая просматривать испытуемым видео, на котором чья-то рука сжимала резиновый мячик.

Для испытуемых, не имевших доступа к власти, отзеркаливание работало нормально: нервные пути, которые они использовали бы при сжатии настоящего мячика, явно активировались. А у группы людей, наделённых властью, такой явной активации не было.

Был ли у них сломан зеркальный отклик? Скорее, приглушён. Никто из участников на самом деле не обладал постоянной властью. Это были студенты колледжа, выделявшиеся тем, что вспоминали ситуации, в которых они были главными. Приглушение, вероятно, пропадёт, после того, как пропадут соответствующие ощущения – структура их мозга не была повреждена после проведённого в лаборатории дня. Но если бы эффект сохранялся дольше – допустим, если бы аналитики с Уолл-Стрит нашёптывали бы им об их величии квартал за кварталом, члены совета директоров предлагали бы им дополнительные поощрения, а журнал Форбс хвалил бы их – они могли бы претерпеть то, что известно в медицине, как «функциональные» изменения мозга.

Мне стало интересно – возможно ли, что сильные мира сего просто перестают ставить себя на место других, не теряя при этом такой способности. Оказалось, что Обхи проводил ещё одно исследование, способное помочь в поисках ответа на этот вопрос. На этот раз испытуемым сообщили, что такое отзеркаливание, и попросили их сознательно увеличивать или уменьшать свой отклик. «В результате, – писали они с соавтором, Кэтрин Нэйш, – никакой разницы зафиксировано не было». Желание не помогло.

Грустное открытие. Знание должно быть силой. Но что хорошего в том, что ты знаешь, что сила лишает тебя знания?

Лучший вывод, который можно из этого сделать – изменения идут во вред не всегда. Исследование утверждает, что власть наделяет мозг возможностью не обращать внимания на периферийную информацию. В большинстве случаев это даёт прирост эффективности. Но побочным эффектом служит притупление социальных возможностей. Но и это не обязательно плохо для людей во власти или групп людей, ведомых ими. Как убедительно доказывает Сюзан Фиск, профессор психологии из Принстона, власть уменьшает необходимость считывать нюансы человеческого поведения, поскольку она даёт нам ресурсы, которые раньше нам приходилось клянчить у других. Но в современной организации поддержание такой власти основывается на определённом уровне организационной поддержки. И количество примеров надменности власть имущих, которыми изобилуют заголовки, говорит о том, что многие лидеры пересекают черту, отделяющую их от контрпродуктивных капризов.

Поскольку они уже не так хорошо оценивают особенности других людей, они начинают сильнее полагаться на стереотипы. И чем меньше они видят, тем больше они полагаются на персональное «мировоззрение». Джон Стампф видел перед собой Wells Fargo, где у каждого клиента было по восемь учётных записей (и часто замечал персоналу, что «восемь» рифмуется с «величием» [eight — great]. «Перекрёстные продажи, – говорил он Конгрессу – это углубление взаимоотношений».

Неужто ничего нельзя с этим поделать?

И да, и нет. Очень сложно помешать власти влиять на свой мозг. Иногда легче перестать чувствовать себя во власти.

На наш образ мышления влияет не должность или позиция, напоминает мне Келтнер, а состояние мыслей. Вспомните времена, когда вы не чувствовали, что обладаете властью, и ваш мозг сможет восстановить связь с реальностью – так советует исследование.

Некоторым людям помогают воспоминания об опыте, в котором у них не было власти – и достаточно яркие воспоминания могут обеспечить некую постоянную защиту. Удивительное исследование, опубликованное в The Journal of Finance, говорит о том, генеральные директора, пережившие в детстве природный катаклизм с большим количеством жертв, гораздо меньше любят рисковать, чем те, у кого нет такого опыта. Проблема только в том, по словам Рагхавендры Рау, соавтора исследования и профессора Кембриджского университета, что директора, пережившие катаклизмы без существенного количества жертв, тоже любят рисковать.

Но высокомерие помогают сдерживать не только торнадо, вулканы и цунами. Гендиректор PepsiCo и председатель совета директоров компании Индра Нуйи [Indra Nooyi] иногда рассказывает историю про тот день, когда она узнала о своём назначении в компанию в 2001 году. Она приехала домой, купаясь в чувстве собственного величия и важности, а её мама, до того, как она успела поделиться новостью, попросила её сгонять за молоком. Нуйи в ярости вышла и купила молока. «Оставь эту свою чёртову корону в гараже», – сказала ей мать, когда она вернулась.

Мораль истории в том, что её рассказывает сама Нуйи. Она служит полезным напоминанием об обычных обязанностях и необходимости оставаться приземлённым. Мать Нуйи в истории играет роль «держателя пальцев ног» – этот термин однажды использовал политический советник Луи Хоуи для описания его отношений с президентом Франклином Рузвельтом, которого Хоуи всегда называл Франклином.

Для Уинстона Черчилля эту роль играла его жена Клементин, у которой хватало смелости писать: «Мой дорогой Уинстон. Должна признаться, что замечаю ухудшение твоих манер. Ты не такой добрый, каким был когда-то». Это письмо она написала в тот день, когда Гитлер вошёл в Париж, затем порвала, но потом всё равно отправила. Это была не жалоба, а предупреждение: она писала, что некто признался ей в том, что Черчилль вёл себя со своими подчинёнными на встречах «так высокомерно», что «не воспринимал никакие идеи, ни хорошие, ни плохие» – а это было связано с опасностью того, что он «не достигнет наилучших результатов».

Лорд Дэвид Оуэн – британский нейробиолог, ставший парламентарием, служившим министром иностранных дел до того, как стать бароном – вспоминает и историю Хоуи, и Клементин Черчилль в своей книге 2008 года, «В болезни и во власти», исследовании различных расстройств, влиявших на эффективность британских премьер-министров и американских президентов с 1900 года. Некоторые страдали от инсульта (Вудро Вильсон), злоупотребления алкоголем (Энтони Иден), или возможного биполярного расстройства (Линдон Джонсон, Теодор Рузвельт), а, по меньшей мере, ещё четверо страдали от расстройства, не считающегося таковым у медиков – хотя Оуэн утверждал, что они и должны бы признать его.

«Синдром высокомерия, – писал он и его соавтор Джонатан Дэвиднос в статье от 2009 года в журнале „Мозг“, – это расстройство, связанное с обладанием властью, в особенности властью, связанной с непомерным успехом, удерживающейся годами и с минимальными ограничениями, накладываемыми на лидера». В её 14 клинических свойств входят: презрение к другим, потеря контакта с реальностью, беспокойные и необдуманные действия, демонстрация некомпетентности. В мае Королевское медицинское общество проводило конференцию совместно с Фондом Дедала – организацией, основанной Оуэном для изучения и предотвращения высокомерия.

Я спросил Оуэна, признающего в себе самом здоровую предрасположенность к высокомерию, помогает ли ему что-нибудь не отрываться от реальности, что-нибудь, что могли бы эмулировать обладающие настоящей властью люди. Он поделился некоторыми стратегиями: воспоминания о разрушающих высокомерие эпизодах, просмотр документальных фильмов об обычных людях, привычка читать письма избирателей.

Но я полагаю, что лучшей проверкой высокомерия Оуэна могут стать его недавние исследования. Он пожаловался, что у коммерческих предприятий совсем нет интереса к исследованиям высокомерия. Ситуация с бизнес-школами не лучше. Присутствие в его голосе разочарования говорило об определённой доле беспомощности. Но как полезно бы это ни было для Оуэна, из этого следует, что недуг, часто наблюдаемый на заседаниях совета директоров и в кабинетах начальства, ещё не скоро получит своё лекарство.
1.       Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. - 867428738332
4.      Кто умнее? или "Женщины — нормальные, мужчины- с особенностями"

Если судить по тестам, измеряющим интеллект, то в среднем мужчины немного умнее. Умнее, но не намного - не настолько, чтобы это было основанием для далеко идущих выводов. В любом случае, есть большое число женщин, которые уверенно обгоняют большинство мужчин в соревновании интеллектов.

За последние 100 лет женщины догоняют мужчин по IQ. Если сто лет назад в большинстве стран женщины отставали от мужчин по общему интеллекту в среднем на 5 единиц, то постепенно разрыв уменьшался, и сегодня во многих странах женщины уже обгоняют мужчин по интеллекту (исследователь - профессор новозеландского Университета Отаго Джеймс Флинн).

Данные по России: уровень интеллекта мужчин 100,01 баллов, женщины 99,86.

Что касается не "общей температуры по больнице", а наиболее выдающихся показателей, то количество мужчин, показавших уровень “гениальности”, оказалось почти в 5,5 раз больше, нежели женщин. С другой стороны, среди мужчин больше и лиц с серьезным отставанием по интеллекту, в том числе прямых дураков.
Эти данные - еще одно подтверждение теории Геодакяна, утверждающей, что эволюция на мужчинах экспериментирует, а все более проверенное вкладывает в женщин. Действительно, среди мужчин больше разброс: мужчины чаще гении и чаще умственно отсталые. Напротив того, интеллект женщин распределен более ровно: среди женщины интеллектуально выдающихся немного, но и меньше и отстающих. (см. графики).

Мужчины рождаются с большим разбросом по практически всем качествам - и самые высокие, и самые низкие, и самые умные, и самые дураки, самые святые и самые подлые), а все менее экстремальное и более проверенное дается женщинам.
Кого больше алкоголиков: мужчин или женщин? Мужчин.
Кого больше, мужчин или женщин — неспособных вести половую жизнь? Мужчин-импотентов больше, чем категорически фригидных женщин.
Кто чаще совершает преступления и попадает в тюрьму? — Мужчины.

Зачем природе мужское и женское?
Генетик В. А. Геодакян в своей теории асинхронной эволюции исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая - это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на родителей. И вторая - это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых когда-то появится именно тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обеспечит приспособление к новым условиям, позволит расширить среду обитания. Итак, борьба консервативного и прогрессивного, устойчивого и изменяемого, старого, надежного и нового, неизведанного, рискованного.
1.       Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. - 867428795164
1.       Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. - 867428801308
gif
5.      Эффект фиксации: как незавершённые дела нас парализуют

Люди, как и животные, болезненно реагируют на незавершённые дела и готовы пойти на многое, чтобы от них избавиться.

Предположим, к вечеру вы ожидаете гостей. Вы привели дом в порядок, убрали разбросанные предметы, прикинули, чем будете всех развлекать, приготовили еду и купили напитки. Всё готово, хотя до прихода гостей остался час. Казалось бы, это отличное время, чтобы сделать что-то другое, однако парадоксальным образом это время не ощущается большинством людей как свободное. Мы уже заняты: мы устраиваем вечеринку, даже если до её начала остается целый час. Этот час уже зарезервирован нашим сознанием, поэтому мы не можем воспользоваться им для другой задачи. Вместо этого мы интенсивно занимаемся ожиданием прихода гостей. Некоторые люди в такой ситуации не могут даже книгу почитать и постоянно смотрят на часы, желая, чтобы событие наконец случилось. Это самая простая демонстрация фиксации из книги «Ментальные ловушки» Андре Кукла, выпущенной издательством «Альпина».

Ставки увеличиваются, когда речь заходит об обучении или работе, ведь при подготовке к экзаменам или планировании рабочих задач час — это огромное количество времени. Как писал Максим Дорофеев в «Джедайских техниках» издательства «МИФ», одна небольшая встреча, назначенная на середину дня, запросто может испортить некоторым людям целый день, ведь ни до, ни после неё они не в силах ничем серьёзно заняться. До встречи время нужно чем-то заполнить, ведь факт приближающегося события действует на нервы (эффект фиксации), а после кажется, что делать что-то полезное поздно, потому что требуется больше времени (неэкономное мышление, говорящее, что серьёзные дела можно делать только за несколько часов и никак иначе). В итоге день потерян, хотя логических объяснений этому нет.

Некоторые люди, редко отправляющиеся в отпуск или командировки, начинают готовиться за несколько дней и откладывают все дела на период возвращения, ведь они уже «заняты», почти уехали. Другие составляют большие списки задач, надеясь, что их это дисциплинирует, а на деле волнение от незавершенности каждой из них аккумулируется до тех пор, пока беспокойство и вызываемое этим давление не превращает человека в невротика. Все эти поразительные реакции возникают из-за особенностей восприятия человеком незаконченных дел.

История вопроса

Человек — не единственное существо, которое так нелогично ведет себя, сталкиваясь с незавершённым делом. У животных есть так называемая смещённая активность. Исследователи обнаружили, что в том случае, если животное не может начать или завершить начатое действие или у него возникает конфликт мотиваций (например, две гиеновидные собаки сталкиваются на границе своих территорий и не знают, что делать — нападать или бежать), животные начинают заниматься бессмысленными замещающими действиями, которые совершенно не подходят к ситуации, например, они кружатся, умываются, роют ямы и так далее. Гиеновидные собаки в описанном случае начинают бегать и копаться в земле.

У человека конфликт между несколькими важными задачами или страх перед принятием решения вызывает знакомую всем прокрастинацию, то есть откладывание дел на потом и/или их замену усердным выполнением чего-то другого вроде написания текстов, чтения соцсетей, готовки кексов или тренировок с тяжёлыми весами.

А вот неадекватное поведение при невозможности завершить начатое дело — это эффект фиксации. Когда вы назначаете встречу, вы помечаете её в голове как задачу, требующую завершения, как бы «начинаете» её, но при этом не имеете возможности ее немедленно завершить или хотя бы приступить к завершению, что вызывает беспокойство. Фактически вы ничего не делаете, но ожидание серьёзно изматывает. Особенно сильно напряжение проявляется, если выполнение задачи сильно растянуто по времени — например, вы лечите зубы, наметив череду посещений у стоматолога, или работаете над задачами, где их завершение зависит не только от вас, но и от других (многие могут полдня ждать ответа, не в силах в это время заняться другими делами).

Поведение человека, сталкивающегося с незавершенными задачами, изучал Курт Левин совместно со своей командой исследователей — Марией Овсянкиной, Блюмой Зейгарник, Верой Малер и другими. В ходе экспериментов они обнаружили, что у человека есть большие проблемы с незавершёнными делами, причем даже с абсолютно бессмысленными. Именно поэтому, кстати, многие руководители проектов стремятся завершить самый безнадежный и даже убыточный проект вместо того, чтобы его бросить, ведь незаконченное дело создает внутреннюю неудовлетворённость.

Ассистент Левина и наша соотечественница Мария Овсянкина провела простой эксперимент: она давала взрослым людям скучное и бесполезное задание — сложить фигурку из разрезанных частей. Когда испытуемый выполнял примерно половину задания, она прерывала его и просила сделать второе, не связанное с предыдущим. При этом не полностью собранную фигуру она прикрывала газетой. Оказалось, что после окончания второго задания 86% испытуемых хотели вернуться к первому прерванному заданию и доделать его, причем невозможность это сделать увеличивала скорость сердцебиения и оказывала другие психофизиологические эффекты. Исследовательница меняла задания, но результат оставался тем же самым. Курт Левин был крайне удивлен полученными данными. «Почему взрослые люди, начав такую глупую работу, как складывание фигур, хотят вернуться к ней? Ведь никакого интереса или поощрения нет!» — изумлялся он. В итоге Левин сделал вывод, что у людей возникает потребность завершить любое, даже бессмысленное задание. Так что многочисленные пословицы и народные мудрости о том, что начатое стоит заканчивать, — это не просто призыв к добродетели труда, но и следствие наших болезненных отношений с незавершёнными делами.

Вдобавок Блюма Зейгарник открыла то, что сейчас называют «эффект Зейгарник». Её опыты показали, что человек гораздо лучше запоминает незавершённые дела, чем доделанные. Заканчивая дело, мы очень быстро теряем к нему интерес, тогда как неоконченные задачи остаются в памяти гораздо дольше. Мы не только страдаем от незавершенных дел, но ещё и не способны выкинуть их из головы. Это же объясняет, например, почему люди дочитывают плохие книги, хотя это не доставляет им никакого удовольствия. Вы можете сломать систему, если перестанете так делать. В своей книге «Намерение, воля и потребность» Левин приводит такой пример: «Некто погрузился в чтение глупого газетного романа, но не дочитал его до конца. Этот роман может годами преследовать его».

"Типичный пример фиксации на неоконченном деле из книги Максима Дорофеева"

Что с этим делать
Еще Курт Левин с Верой Малер и другими исследовательницами пытался понять, как можно побороть беспокойство и страдания от незавершенных дел. В свою книгу Курт Левин включил главу «Замещающее выполнение», где описал, что напряжение от незавершенного дела можно избежать, если заняться другим, но сходным по смыслу занятием. Например, он заметил, что прерванная деятельность по рисованию или рассказу истории перестает беспокоить человека, если он начинает рисовать что-то иное или рассказывать историю другим способом. К слову сказать, исследователь также написал, что отличный эффект показывает «суррогатное выполнение», когда человек перепоручает задачу другому (и в голове ставит галочку «сделано»), или даже имитирует выполнение дела. Например, вы пометили себе что-то купить, но вместо покупки доходите до магазина, ставите галочку в списке и так приглушаете внутренний голос, действующий на нервы. Самое интересное, что наблюдение за человеком, работающим над сходной задачей или её завершающим, также создаёт чувство расслабления.

Современному человеку очень важно понять, что ему придётся существовать среди неоконченных дел, и это нормально. Более того, некоторые дела в итоге нужно оставлять незаконченными, потому что они более не актуальны или не оправдали себя. Многие, например, совершенно зря испытывают чувство вины и неудобства, вспоминая, как начинали играть на губной гармошке или изучали искусство Возрождения, а потом бросили. Если хобби не оправдывает ожиданий, совсем необязательно истязать себя ради того, чтобы «закончить дело».

Выделение красным пунктов плана отлично создаёт внутреннюю панику, а вот выполнения задач это не ускорит (разве что на начальном этапе, после которого последует нервный срыв или прокрастинация). Особенно это касается тех, кто затеял растянутое по времени дело, — изучение нового языка или профессиональной области, создание собственных игр, комиксов, курсов, ведение серьёзных масштабных проектов.

В этом случае придётся долгое время жить под огромной тенью незавершённого проекта. Находясь в тупике и ужасе от недоделанного, человек даже лёжа на диване «пребывает в процессе», не отдыхая, не в силах заняться чем-то полезным и одновременно страшно напрягаясь. Тут помогает чёткое выделение промежуточных этапов, достижение которых вызывает облегчение, ощущение прогресса.

"Типичный пример фиксации"
Важно осознавать, что множество важных заданий можно выполнить, приступая к ним отрезками по 20-30 минут, и совсем необязательно ждать, пока вы освободите длинный временной слот. Иметь пару часов, за время которых вас никто не побеспокоит, — это большая роскошь. А если делать что-то по полчаса в день, к концу недели наберется огромное количество времени. Вполне вероятно, что, воспользовавшись такими «временными опилками», вы сделаете немало дел, пока ждёте гостей, совещания или проверки курсовой.

Максим Дорофеев пишет, что из-за эффекта фиксации вы не воспользуетесь возможностью сделать что-то другое («ой, я не могу, я учу английский/ встречаю гостей/готовлюсь к совещанию, вот только закончу...»), а затем пострадаете от недостатка времени. К сожалению, совсем избавиться от внутреннего напряжения не получится, но можно облегчить ситуацию, если осознанно переключаться на сходные по направлению дела и ловить себя в процессе бесполезного ожидания.
1.       Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. - 867428892700
6.      А вы ведете дневники? Записываете то, что для вас важно — разговоры, идеи, озарения? Могу доказать, что ведение дневника — это самый мощный инструмент преобразования.

И вот почему. Есть 4 уровня творения реальности: «Мысль — Слово — Действие — Результат». Сначала появляется Мысль…Потом она должна быть проявлена в Словах, и только после этого слово превратится в Действие, в действие — в результат. Мысли обязательно вытаскивать из своей головушки и класть на бумагу. Когда мысли превращаются в слова, с ними можно работать дальше. За всю жизнь я вела десятки разных дневников. Хочу рассказать о тех, что больше всего меня изменили:

1. Дневник «30 секунд».
Однажды я прочла статью, в которой человек писал, что самый гениальный совет, который он получил от своего отца, был такой: «После каждого разговора/события выдели 30 секунд, чтобы записать главную мысль из него». Я всегда следую этому правилу — записываю в заметках на телефоне все важные мысли после встречи или события. Эта практика изменила меня. Только с начала года я записала 558 заметок. Их я сортирую и просматриваю в аэропорту.

2. Дневник любви к себе.
Недавно я проходила одну штуку, которая в 4 этапа помогает поднять самооценку и полюбить себя. И первый этап программы — написать минимум 200 вещей, за которые можно любить себя. Меня так бодрит этот список! Вы не представляете, как людям тяжело вспомнить хотя бы 20 причин для гордости.

3. Дневник Переедашек.
Когда я боролась с лишним весом, то вела Дневник Переедашек. В него я записывала то, как я себя чувствую, когда переедаю. Простой инструмент, но меняет пищевые привычки на раз! Очень советую, если у вас есть привычка переедать. Я обычно писала, как я себя чувствовала, когда переедала и как можно в следующий раз избежать этой проблемы. Например: «Съела в кафе пасту, суп, пирожное и выпила кофе — и чуть не умерла от разрыва желудка. В следующий раз — ждать минимум 2 часа перед тем, как есть десерт». У вас могут быть свои варианты.

4. Дневник учета времени и финансов.
Еще одна крутейшая штука — это дневник учета времени, финансов и гаджетозависимости. Дневник времени и финансов я вела — очень вправляет мозги. Помню, несколько лет назад для меня стало откровением, что ежедневные чашки кофе во время прогулки отнимают у меня бюджет, сравнимый за год с картой в хороший фитнес-клуб. Никогда не вела дневник Гаджетозависимости, но хочу. Вы это делали? Какие результаты?

5. Дневник ништяков от Мира.
Еще частенько записываю бонусы и ништяки, которые получаю от Вселенной. Записываю прикольные моменты, которые помогают почувствовать, что я — на своем пути. Очень помогает видеть чудеса и чувствовать, что мир тебя любит:) Например, пару дней назад я подружилась с бомжом, и он даже прочитал молитву за успех только что вышедшей «100 способов изменить жизнь. Часть вторая». Вот так иногда бомжи оказываются духовнее многих «святых». Мир, ты классный. Главное, ВИДЕТЬ.

6. Дневник для дочери.
А еще есть интересный дневник, который ведет моя подруга. С дня рождения своей дочери она ведет дневник, который подарит ей на 18-летие. В дневнике она записывает те истины, с которыми ей хочется поделиться со своей дочерью.

А недавно мне рассказали историю про приунывшего миллиардера. У него был особый случай: он много работал, жертвовал деньги на благотворительность, в бизнесе и в семье у него все шло хорошо. Но мир для него погас. Его пытались «реанимировать» разными способами, но потом умные люди посоветовали сделать такую штуку: завести дневник и каждый день писать письма для своего 12-летнего сына, объясняя ему, как все устроено и по каким законам живут мир, бизнес, отношения. И подарить эти записи сыну, например, на 16-летие, когда он уже будет вступать во взрослую жизнь. И он писал каждый день в течение нескольких месяцев.

И это ему снова дало сил: благодаря дневнику он еще раз как следует разобрался в себе, упорядочил свои знания, сделал их доступными не только для сына, но и для внуков и всего дальнейшего рода.
1.       Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. - 867429028892
7.      Нестадный инстинкт: что такое социофобия

Мы стараемся быть терпимыми к людям «с серьезными проблемами», но встречая необщительного знакомого, который способен лишь буркнуть что-то, не глядя собеседнику в глаза, многие готовы списать его поведение на скверный характер, придурь или нелюбовь к человечеству. Неужели это так сложно — взять себя в руки и поддержать простейшую беседу? На самом деле, да. Обясняем, какие муки испытывает человек с социофобией, чем она отличается от интроверсии и при чем тут зеркальные нейроны.

Она настоящая
Психиатрия традиционно, хоть и неофициально, делится на «большую» и «малую». Причем людям, далеким от медицины, разница между ними видится куда более принципиальной, чем самим психиатрам. Вопросы о том, относятся ли к настоящим болезням деменция или шизофрения, задавать не принято — зато в любом обсуждении невротических расстройств, в том числе и социофобии, обязательно находится кто-то, убежденно советующий выбросить дурь из головы, собраться, не раскисать и взять, наконец, себя в руки.

Обывателей трудно винить в таком подходе — поверить в то, что галлюцинации в голове нельзя выключить усилием воли точно так же, как нельзя выключить артрит и мигрень, легко. А вот с верой в то, что кто-то всерьез не может заговорить с продавцом в магазине или просто выйти на людную улицу, уже куда сложнее. Вывод, что социофобия — удобное оправдание для лентяев, напрашивается сам собой.

Но врачи не согласны с этой точкой зрения. Социофобия попала в поле зрения ученых довольно давно. Первый описанный случай этого заболевания относится к середине XIX века. С тех пор исследований расстройства набралось достаточно много, и, согласно имеющимся данным, оно встречается довольно часто. 13% людей переживали его хотя бы раз, а 2,5% живут в таком состоянии всю свою жизнь.

Социофобию часто путают с интроверсией и социопатией, но это не одно и то же. Интроверсия — склонность человека ориентироваться на свой внутренний мир и восстанавливать силы в одиночестве. Здоровый интроверт нечасто нуждается в обществе, но не испытывает стресса от необходимости с кем-то заговорить. Социопатия, или диссоциальное расстройство личности, подразумевает в первую очередь асоциальное поведение, а вовсе не боязнь других людей. Социопат соблюдает общественные нормы только до тех пор, пока они ему выгодны, при этом он может как быть интровертом, так и стремиться стать королем вечеринок. И, наконец, социофоба отличает иррациональная боязнь общения и внимания окружающих. Если брать примеры из кино и сериалов, то, скажем, Уолтер Уайт и Джон Сноу — интроверты, Шерлок в исполнении Камбербэтча — социопат, а Фестер Аддамс из «Семейки Аддамсов» — самый что ни на есть классический социофоб.

Существуют гипотезы, согласно которым социофобия передается по наследству, однако они пока ничем не подтверждены, и возникновение расстройства скорее объясняют психологическими причинами. Родители, сами будучи социофобами, могут передать ребенку соответствующую модель поведения. Также социальная тревожность формируется у детей, которых мамы и папы показательно сравнивают с их «хорошими» ровесниками, особенно если ребенка упрекают как раз за его необщительность и нежелание, как положено, заводить друзей. Без этих благородных родительских порывов у детей остается гораздо больше шансов вырасти психологически здоровыми.

Лекции о вреде одиночества никак не мотивируют маленьких интровертов искать себе компанию, зато формируют чувство изначальной инаковости. Помимо семьи, социальная тревожность может развиться у ребенка в школе, из-за публичных и грубых выпадов учителей («А голову не забыл?») и насмешек сверстников, а также в университете, где решающим фактором становится фрустрация из-за большой нагрузки и страх провалиться, продемонстрировать собственную «негодность».

Замкнутый круг
Страх выглядеть глупо, публично совершить ошибку и быть осмеянным, боязнь внешних оценок проявляется по-разному у разных людей. Часто фобия бывает очень специфичной — например, человек стесняется есть в присутствии других или пользоваться общественным туалетом, выступать с презентациями или звонить по телефону, а с другими задачами справляется нормально. Впрочем, дискомфорт может вызывать и мысль о любой коммуникации. Попытки успокоить социофобов фразами вроде «посмотри, все они хорошо к тебе относятся» не работают — люди с социальной тревожностью страдают «избирательной слепотой» к эмоциям окружающих: ненависть, презрение и осуждение они отлично видят даже тогда, когда их нет (ощущение собственной проницательности при этом может быть очень убедительным), но вот позитивных эмоций по отношению к себе не видят.

При этом потребность в принятии у социофобов никуда не уходит, и многие из них искренне пытаются влиться в общество, завязать отношения, например, с коллегами по работе. Но для того, чтобы решиться на попытку, необходимо выключить тот назойливый внутренний голос, который говорит о том, что окружающие настроены враждебно. А значит, обратной связи, завязывая общение, социофобы практически не чувствуют — поэтому могут нечаянно заступить на чужие границы и столкнуться с уже вполне реальной негативной реакцией. Что еще больше убедит их в необходимости пожизненной изоляции — таким образом, получается замкнутый круг.

И, наконец, постоянный страх быть оцененным и осужденным формирует защитную реакцию — у социофобов возникает весьма специфическое отношение к окружающим людям, которые, кажется, только и ждут случая посмеяться над ними. Поэтому социофоб часто сам выбирает отчуждение — зачем пытаться подойти к кому-то, кто заведомо враждебен тебе?

Кривое зеркало
Свое объяснение проблемы дают и нейрофизиологи. В 1990-х годах группа итальянских исследователей опубликовала первую статью о группе нейронов в головном мозге человека, которые ответственны за подражательное поведение у животных. Эти нейроны назвали зеркальными. Подражание — это нечто большее, чем зевание при наблюдении за другим зевающим. Именно подражание лежит в основе эмпатии, то есть способности понимать эмоции других и сопереживать им, в основе языка и речи. Без него было бы невозможно развитие культуры и возникновение цивилизации. Серьезные нарушения в работе зеркальных нейронов, обнаруженные, например, у аутистов, делают людей неспособными не только сопереживать, но даже понять, как окружающие в принципе устроены.

Мозг людей с социальной тревожностью также имеет свои особенности. На каждый случай отвержения, на насмешки (не важно, реальные ли они) тут же реагируют отделы мозга, ответственные за страх и тревогу, к процессу подключается нервная система, и социофобы испытывают настоящую боль — ученые уже доказали, что психологический дискомфорт наш организм воспринимает так же, как и физический.

Ничего удивительного, что со временем люди с социальной тревожностью вырабатывают поведенческие стратегии, направленные на то, чтобы избегать окружающих. В частности, у них cнижается активность зеркальных нейронов и, следовательно, уровень эмпании в целом. И постепенно социофобам совершенно искренне начинает казаться, что окружающие люди им и впрямь не особенно интересны.

Тут нужно отметить, что большинство, встречая знакомых на улице, не пытается поговорить с ними о новых научных открытиях и острых социальных вопросах. Люди обсуждают погоду, цены на бензин, характер начальника и другие малозначимые вещи. Разговоры о ерунде на самом деле куда важнее, чем кажется — в эти моменты зеркальные нейроны активны, и люди, обсуждая мелочи, тем самым говорят друг другу о своей эмпатической связи, о способности сопереживать и разделять чувства. Им не нужно понимать это на сознательном уровне, они чувствуют это и так.

А вот социофобы — не чувствуют. Они искренне уверены, что разговоры в курилке о насморке детей и выборе подарков на день рождения не стоят того, чтобы в них участвовать, и демонстрируют только общую глупость тех, кому они интересны.

Разумеется, болтовня о разных мелочах может казаться скучной и не социофобам. Но только они видят в ней доказательство собственной непохожести на окружающих.

Избегающее поведение приводит социофобов к специфическому образу жизни — у них бывают трудности с устройством на работу, с зависимостями (и особенно киберзависимостями), что, в конечном счете, формирует подход, описанный классиком — «не выходи из комнаты, не совершай ошибку». Именно так появилось японское движение хикикомори. Более миллиона японских подростков и молодых взрослых бросили учебу и работу для того, чтобы запереться в своих комнатах, обрубить все реальные социальные контакты и жить преимущественно за счет родителей. По словам ученых, распространенность явления именно в Стране восходящего солнца обусловлена двумя факторами: склонностью к отшельничеству, заложенной в менталитете японцев, и традиционным воспитанием, согласно которому дети в возрасте 5 лет переходят из состояния полной вседозволенности в очень жестко регламентированный мир, подвергаясь при этом огромному стрессу.

Добрым словом и пистолетом
Как правило, социофобы обращаются за медицинской помощью только тогда, когда социальная тревожность сопровождается и другими невротическими расстройствами. Так происходит оттого, что они склонны искать причину своей социальной изоляции в собственных недостатках или чрезмерной робости. Социофобов, узнавших (и поверивших), что их проблема — хорошо изученное заболевание, поддающееся лечению, можно назвать везунчиками. Но одной готовности лечиться мало. Психотерапия при социальной тревожности занимает много времени и может быть довольно болезненной. А так как люди с социофобией годами тренировались в избегании боли, далеко не все из них успешно заканчивают курс лечения.

Психотерапия — не единственное, что современная медицина может предложить людям с социальной тревожностью, и медикаментозное лечение социофобии — вполне обычная практика. Как правило, используют антидепрессанты и препараты, снимающие такие симптомы, сопровождающие социальную тревожность, как, например, учащенное сердцебиение.

Ничто из перечисленного, к слову, не гарантирует отсутствия рецидивов в будущем. Так что с большой вероятностью долечиваться придется регулярно на протяжении многих лет. Впрочем, стремятся к излечению далеко не все — ведь работать можно и дома, а в отсутствие развитой эмпатии — что за радость обсуждать погоду и ремонт с бывшими одноклассниками?
1.       Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. - 867429063708
8.      Зачем заниматься философией с раннего детства?

Ответы на вопросы, которые раздражают взрослых
У детей всегда много вопросов об окружающем мире. Взрослых иногда может раздражать, когда их спрашивают что-то вроде «Почему я должен быть хорошим?». Как раз такие темы рассматривает философия, так что занятия этим предметом помогут найти ответы.
Первые размышления на сложные темы
Во многих странах философия преподается в школе. Например, во Франции ее изучают с подросткового возраста. В Америке не так много школ, где у детей есть уроки философии, но интерес к этой идее растет. Например, при Вашингтонском университете открыт Центр философии для детей, где проходят дискуссии об этике, свободе и на другие темы, которые часто кажутся слишком сложными для маленьких.
Критическое мышление
В ходе занятий философией у учеников развивается критическое мышлениеи терпимость к противоположным точкам зрения, а также ораторское мастерство. Кроме того, философия помогает и на других уроках: исследования показывают, что у детей, которые изучают этот предмет, высокий уровень вербального интеллекта и они лучше справляются с заданиями на вычисление.
Вероятность того, что мир станет лучше
Учить детей этому предмету несложно: можно, например, начать с какой-нибудьистории (скажем, «Новое платье короля») и от нее перейти к обсуждению связанных с ней философских вопросов. Многие детские книги на самом деле затрагивают серьезные проблемы. Например, произведения легендарного Доктора Сьюза касаются таких тем, как защита окружающей среды, расизм, идеологические разногласия времен холодной войны и гонка вооружений, равенство, фашизм и атомная бомбардировка Японии. Так что есть и более глобальные последствия таких занятий: философия заставляет задуматься о том, как сделать мир лучше и самим стать лучше.
Больше общения между родителями и детьми
Родителям cоветуют задуматься о том, чтобы устраивать философские дискуссии дома. Например, чаще задавать ребенку уточняющие вопросы. Скажем, если он спрашивает: «Цифры настоящие?», можно спросить его в ответ: «А как тебе кажется, что значит — быть настоящим?», и это станет отправной точкой для обсуждения.
1.       Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. - 867429096476
9.       25 колючих цитат Виктора Пелевина.

1. Человеку не нужно трех сосен, чтобы заблудиться, — ему достаточно двух существительных.
2. Окончательную правду русскому человеку всегда сообщают матом.
3. В наше время люди узнают о том, что они думают, по телевизору.
4. В любви начисто отсутствовал смысл. Но зато она придавала смысл всему остальному.
5. Достаточно было спокойно подумать три секунды, чтобы все понять. Вот только где их взять, эти три спокойных секунды? У кого в жизни они есть? Мы не только живем, но и умираем на бегу — и слишком возбуждены собственными фантазиями, чтобы остановиться хоть на миг.
6. Даже когда люди догадываются, что они просто батарейки матрицы, единственное, что они могут поделать с этой догадкой, это впарить ее самим себе в виде блокбастера...
7. Слышал ли я хлопок одной ладони? Много раз в детстве, когда мама шлепала меня по попке. Я думаю, что поэтому и стал буддистом.
8. Я раньше много путешествовал и в какой-то момент вдруг понял, что, куда бы я ни направлялся, на самом деле я перемещаюсь только по одному пространству и это пространство — я сам.
9. То, для чего нет слова, для 99,99% людей не существует вообще.
10. О чем вся великая русская классика? Об абсолютной невыносимости российской жизни в любом ее аспекте. И все. Ничего больше там нет. А мир хавает. И просит еще.
11. На самом деле слова «прийти в себя» означают «прийти к другим», потому что именно эти другие с рождения объясняют тебе, какие усилия ты должен проделать над собой, чтобы принять угодную им форму.
12. Вы, русские, вообще смешные. Потому что все принимаете на свой счет. А на свой счет надо принимать только деньги, остальное — спам.
13. Смайлик — это визуальный дезодорант. Его обычно ставят, когда юзеру кажется, что от него плохо пахнет. И он хочет гарантированно пахнуть хорошо.
14. Хочешь быть счастлив в любви — никогда про это не думай.
15. Но люди все равно занимаются сексом — правда, в последние годы в основном через резиновый мешочек, чтобы ничего не нарушало их одиночества.
16. То, что кажется иному человеку раем, для другого будет просто нездоровым образом жизни.
17. Человек привык видеть дьявола везде, кроме зеркала и телевизора.
18. Собака смотрит на палку, а лев на того, кто ее кинул. Кстати, когда это понимаешь, становится намного легче читать нашу прессу.
19. Жизнь очень странно устроена. Чтобы вылезти из колодца, надо в него упасть.
20. Всегда рекламируются не вещи, а простое человеческое счастье. Всегда показывают одинаково счастливых людей, только в разных случаях это счастье вызвано разными приобретениями. Поэтому человек идет в магазин не за вещами, а за этим счастьем, а его там не продают.
21. Антирусский заговор, безусловно, существует — проблема только в том, что в нем участвует все взрослое население России.
22. Я с детства считал, что отношениям мужчины с женщиной не хватает той доверительной и легкомысленной простоты, которая существует между друзьями, решившими вместе принять на грудь.
23. Если ты оказался в темноте и видишь хотя бы самый слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет.
24. Кому-нибудь другому очень просто рассказать, как надо жить и что делать. Я бы любому все объяснил. И даже показал бы, к каким огням лететь и как. А если то же самое надо делать самому, сидишь на месте или летишь совсем в другую сторону.
25. Я ПОСТАРАЮСЬ ОБЪЯСНИТЬ, что такое Пустота. Только слушайте очень внимательно. Итак. (Молчит). Вот только что вы ее видели. Вот это она и есть.
1.       Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. - 867429156380
10.      Жизнь коротка. И надо уметь. Надо уметь уходить с плохого фильма. Бросать плохую книгу. Уходить от плохого человека. Их много. Дела не идущие бросать. Даже от посредственности уходить. Их много. Время дороже. Лучше поспать. Лучше поесть. Лучше посмотреть на огонь, на ребенка, на женщину, на воду.

Музыка стала врагом человека. Музыка навязывается, лезет в уши. Через стены. Через потолок. Через пол. Вдыхаешь музыку и удары синтезаторов. Низкие бьют в грудь, высокие зудят под пломбами. Спектакль менее наглый, но с него тоже не уйдешь.. Шикают. Одергивают. Ставят подножку. Нравится. Компьютер прилипчив, светится, как привидение, зазывает, как восточный базар. Копаешься, ищешь, ищешь. Ну находишь что-то, пытаешься это приспособить, выбрасываешь, снова копаешься, нашел что-то, повертел в голове, выбросил. Мысли общие. Слова общие.

Нет! Жизнь коротка.

И только книга деликатна. Снял с полки. Полистал. Поставил. В ней нет наглости. Она не проникает в тебя.. Стоит на полке, молчит, ждет, когда возьмут в теплые руки. И она раскроется. Если бы с людьми так. Нас много. Всех не полистаешь. Даже одного. Даже своего. Даже себя.

Жизнь коротка. Что-то откроется само. Для чего-то установишь правило. На остальное нет времени. Закон один: уходить. Бросать. Бежать.. Захлопывать или не открывать! Чтобы не отдать этому миг, назначенный для другого

Михаил Жванецкий
1.       Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. - 867429529628
1.       Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. - 867429529372
1.       Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. - 867429529116
1.       Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. - 867429548572
1.       Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. - 867429548316
1.       Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. - 867429548060
1.       Пессимистичные правила жизни Родиона Раскольникова. - 867429547804
Хотите получать свежие новости из нашей группы на свою страницу - присоединяйтесь к нам сейчас https://ok.ru/group54145780482076
Если хотите сохранить какой-то понравившийся совет или рецепт у себя на стене - ставьте "КЛАСС" и "ПОДЕЛИТЬСЯ". Так же не забываем комментировать !.

Комментарии