СКАЗКИ ПРИКАМЬЯ

" Жадный рыболов "

Жил на реке Каме жадный рыболов Сашка Закамский. Бывало, в жаркий день полный пестерь рыбы наудит, а всё мало ему. Пока сидит с удочками да жадничает, рыба в пестере вся испортится от жары. И несёт он домой за десять вёрст одну тухлятину. А кому это понравится? Людям не нравится, и рыбе тоже.
 В омуте на устье Ленвы в ту пору жил мудрый Сом. Когда - то он тоже был жадным, но вот поседел, зубы выпали у него, и стал он пользоваться только малым да необходимым. Схватит, скажем, лягушонка - и доволен, и сыт целую неделю. Рыбы и явились с жалобой к мудрому Сому.
  - Батюшка Сом! От Сашки Закамского житья не стало. Портит, гноит нашего брата тысячами, и всё зря. Хочется в уху попасть, а попадёшь в отброс. Сам не ест Сашка Закамский, и другим нет пользы. Мух поганых рыбой кормит...
 - Не тараторьте все разом ! - Остановил их Сом. - Говорите по одному. Пусть сперва Лещ скажет.
 Вперёд выплыл степенный Лещ.
 - Вчера Сашка испёк на костре Леща, жирного. Стал есть да половину выбросил. У леща, говорит, костей много. Это ли не обида ! Я всё сказал.
 - Что скажет Плотва - Сорога ?
 - Что сказать ? Сорогу рыболов Сашка Закамский и за рыбу не признаёт. Клюнешь, а он тебя сорвёт с крючка, стукнет головой о кочку - и обратно, не живую, в воду ! Мне, говорит, такая мелочь ненадобна, я, говорит, не маленький. Наловит плотичек покрупнее - и того хуже ! У нас, сами знаете, тело нежное, мы скорее других от жары портимся ... Хоть бы солил нас, что ли, Сашка Закамский!
 Поднял плавник пёстрый Окунь. 
 - Говори ! - Резрешил Сом.
 - Сашка Закамский как с нами обращается ? Схватишь крючок с червячком, заглотишь поглубже. Нет, чтобы осторожненько достать крючок ! Сашка суёт окуню в рот свой грязный палец, жабры разворачивает, голову окунёвую калечит. А ведь рыба с головы гниёт. 
 Выплыл из тины сонный Карась. 
 - В прошлом году мы хотели испытать Сашку Закамского. Сговорились клевать ему и по дну, и поверху, на хлеб и на червячков, на парёный овёс и на ряску. Хотелось посмотреть, что он будет делать с нами. Клевали, клевали. Скоро он карасями заполнил берестяной туес, пестерь лыковый, корзину ивовую. И всё казалось мало. Снял рубашку, перевязал ворот пояском и полную её, как мешок, набил карасями. Некуда класть рыбу, так готов был штаны снять. А что хорошего ? Хотя мы, караси, и живучая рыба, но к вечеру Сашка Закамский всю рыбу проквасил...
 - Постой, постой, брат Карась, - остановил его Сом. - Ты озёрная рыба, как в реке Каме оказался ? 
 - А от Сашки Закамского мы в Каму из озера перешли. Теперь в озере - то нет ни единой рыбки. Одни жуки остались.
 - Так. А ты почему молчишь ? - Спросил Сом Ерша. - Разве тебе ничего плохого не сделал Сашка Закамский - жадный рыболов ?
 Ёрш растопырил свои колючки и стал говорить : 
 - Молчал я потому, что со всеми рыбами согласен. А ещё потому молчал, что думал, как бы проучить этого жадного рыболова. 
 - И надумал ? - Спросил Сом. 
 - Надумал, - ответил Ёрш. - Если дозволишь, я его так проучу, что век будет помнить ершовую породу. 
 - Разрешаю, - сказал Сом и закрыл глаза.
 По своим делам ушли из омута рыбы : сорога - мошек ловить, окуни - червей искать, караси - в тине купаться, налимы - по корягам спать, пескари - хороводы водить, язи да голавлики - за кузнечиками - стрекозами гоняться. 
 Много ли, мало ли дней миновало с той поры, пришёл Сашка Закамский с удочками на Каму и недалеко от омута расположился. Сидит, глядит на поплавки... Вот стали лещики поклёвывать. У рыболова руки трясутся, босые ноги дрожат. Это не от страха у него, не от холода, а от жадности. Лещик с пятачок, а ему в воде кажется - с заслонку. Вот и дрожит. 
 Потом ерши подошли. Выудит Сашка ерша, сорвёт его с крючка неуважительно и на песок бросит. Уже десятка три ершей под ноги себе набросал Сашка Закамский, а они как бешеные, всё клюют и клюют. Не те, конечно, клюют, что на песке, а те, что в Каме.
 До смерти надоели Сашке беспокойные ерши. Он хотел уже перейти на другое место, как вдруг поплавок потянуло в сторону, затем на дно, конец удилища в воду окунулся. Сашка чуть с ума не сошёл от радости : крупная рыба клюнула наконец ! Но радость была напрасной. Вытащил Сашка Закамский опять ерша, только чуть покрупнее. 
 Стал Сашка ерша с крючка снимать, и обомлел : у ерша - то глаза мигают. 
 - Нечистый клюнул ! - крикнул рыболов и бежать припустился. А под босые ноги колючие ерши попались и, как иглы, впились в тело. Взвыл Сашка Закамский и на четвереньках приполз к себе в деревню. Раны загноились, и Сашка Закамский месяца два больной пролежал. 
 Осенью мудрый Сом призывает к себе в омут речных жителей. Спрашивает : 
 - Как живёте ? Что поделываете ? 
 - И не говори, Батюшка Сом ! - в голос завопили рыбы. - Снова появился на реке Сашка Закамский и губит нашего брата пуще прежнего. Хоть в море из Камы уходи. 
 - Ладно, - говорит Сом. - Плывите по своим местам. да пока старайтесь на удочку не попадаться... Идите все, только пусть дядя Судак останется. Мне с ним посоветоваться надо. 
 Расплылись по своим местам рыбы, а Сом с Судаком стали советоваться...
 В одно туманное утро Сашка Закамский устроился повыше омута ловить рыбу. И удалось ему выудить небывалой величины десятифунтового судака. 
 Такая жадность обуяла Сашку Закамского, что даже пот прошиб. " Штук бы сто таких судаков, - зажадничал Сашка. - А ей - богу, выужу не меньше ! ". 
 Посадил судака на кукан. Вырубил удилище покрепче, ивовое. Вместо тонкой лесы привязал толстый шнур. Крючок приспособил вроде якоря. И забросил прямо в омут свою крепкую снасть. Сразу клюнуло. 
 Сашка упёрся ногами в песок и потянул рыбу на берег. Вдруг ослабла леса, и из воды показалась седая морда самого Сома. Сашка Закамский ошалел от радости. Это, брат, рыбка ! Но Сом снова ушёл в глубину. Рыболов тянет на берег, а Сом в омут.
  Ему, дураку, Сашке - то Закамскому, надо было бы попуститься, бросить удилище в воду, да куда там ? Жадность не позволяет. Он не только руками, но зубами впился в комель удилища. Изо всех сил упирается, поджилки трещат. Уже в воде, а не выпускает из рук удилище. Вот уже по пояс утянул Сом в воду жадного рыболова, а тот всё держится за удилище. 
 Уже в уши вода заливается. 
 - Не пущу ! Вытащу ! - крикнул Сашка Закамский и скрылся под водой. Только пузыри пошли.

Сказка записана А. Спешиловым со слов известного в верховьях Камы рыболова Якова Степановича Ховрина в 1918 году в деревне Тупице Слудского сельсовета Ильинского района Пермской области. 

Текст из книги " Сказки Прикамья ", Пермское книжное издательство.  1971 год.
Фото из открытых источников интернета.

Комментарии