Живописцы Древнего Египта редактировали свои росписи?
Их работы подвергались цензуре? Древний художник постарался скрыть свою ошибку, но ничто не скроется от взгляда современных учёных. О процессе создания росписей в Древнем Египте учёные знают довольно много – изучался, например, состав красок. Известно и о узурпации памятников: фараоны нередко переделывали статуи “под себя” или писали на памятниках свои имена поверх имён предшественников (об этом мы [https://vk.com/video-110924669_456244217|сняли целый фильм]). Росписи гробниц такой редактуре подвергались реже. В рамках большого проекта по исследованию гробниц XIX и XX династий были обследованы часовни для погребального культа, украшенные росписями. Из Фиванского некрополя лучше всего изучены гробница Тутанхамона (КВ 62), гробница Нефертари (жена Рамзеса II, QV 66) и гробница Менны (период Тутмоса IV, TT 69). Ещё в 1980-х годах из этих камер были отобраны образцы пигментов. Сейчас учёные используют метод, показывающий содержание различных веществ в пигментах – макро-рентгенофлуоресцентную визуализацию (MA-XRF). С его помощью можно увидеть закрашенные и измененные детали изображения, не повреждая роспись. В результате два примера наслоения были обнаружены в гробницах Менны, чиновника при Аменхотепе III, и Нахтамуна, жреца XX династии. В сцене, где Менна и его жена возносят хвалу Осирису, чиновник на изображении поднимает обе руки. Однако под слоем пигментов видна... третья рука. Изменение положения руки очень незначительное, и трудно сказать, что оно действительно что-то меняет в позе молящегося, но пигменты, использованные в первоначальном рисунке, отличаются от более поздних – с помощью рентгенофлуоресцентных карт учёные выяснили, что скрытая роспись содержала больше мышьяка. --------------------- 💀 19 августа АрхеоПалео-день на форуме "Ученые против мифов". Занимайте места в зале (или перед экранами): https://clck.ru/34scGL . Кстати, будет выступать египтолог Максим Лебедев --------------------- Вместо того, чтобы стереть первую версию или замазать её непрозрачным белым слоем, художник по какой-то причине прямо поверх неё написал итоговую версию. Спустя тысячи лет пигменты вступили в реакцию, и мы можем видеть «скрытую» руку – цвет кожи как будто темнее (фото 1). Второй слой содержит больше охры. Кроме того, с помощью съёмки обнаружились пунктирные линии для обозначения места иероглифического текста. Второй любопытный случай, уже из гробницы Нахтамуна, касается изображения Рамзеса II. Изображение интересно и само по себе – египтяне старались показывать гладкие лица, а здесь фараон с щетиной. Учёные предполагали, что это знак скорби, так как Рамзес оплакивал смерть отца, Сети I, изображенного рядом. Ещё одно несоответствие канону – выступающий кадык Рамзеса, тоже нехарактерный для живописи того периода. Однако более внимательное изучение этого изображения и химический анализ показали, что его корона и ожерелье были сильно отретушированы (фото 2), а фигура перед фараоном – бог Птах, а не покойный Сети I. В окончательной версии росписи формы короны и ожерелья Рамзеса скорее соответствуют XX династии, а не XIX – это значит, что Нахтамун служил не живому Рамзесу, а уже умершему и обожествлённому. Остаётся вопрос, почему фараон изображён так необычно. Как мы видим, египетские росписи могли редактировать, если художник ошибался или заказчик был недоволен результатом - прямо как современные творческие работники, не так ли? Текст подготовила Анна Гребенникова Источник: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0287647#sec001
ANTROPOGENEZ.RU: эволюция человека
Живописцы Древнего Египта редактировали свои росписи?
Их работы подвергались цензуре? Древний художник постарался скрыть свою ошибку, но ничто не скроется от взгляда современных учёных.
О процессе создания росписей в Древнем Египте учёные знают довольно много – изучался, например, состав красок. Известно и о узурпации памятников: фараоны нередко переделывали статуи “под себя” или писали на памятниках свои имена поверх имён предшественников (об этом мы [https://vk.com/video-110924669_456244217|сняли целый фильм]). Росписи гробниц такой редактуре подвергались реже.
В рамках большого проекта по исследованию гробниц XIX и XX династий были обследованы часовни для погребального культа, украшенные росписями. Из Фиванского некрополя лучше всего изучены гробница Тутанхамона (КВ 62), гробница Нефертари (жена Рамзеса II, QV 66) и гробница Менны (период Тутмоса IV, TT 69). Ещё в 1980-х годах из этих камер были отобраны образцы пигментов.
Сейчас учёные используют метод, показывающий содержание различных веществ в пигментах – макро-рентгенофлуоресцентную визуализацию (MA-XRF). С его помощью можно увидеть закрашенные и измененные детали изображения, не повреждая роспись. В результате два примера наслоения были обнаружены в гробницах Менны, чиновника при Аменхотепе III, и Нахтамуна, жреца XX династии.
В сцене, где Менна и его жена возносят хвалу Осирису, чиновник на изображении поднимает обе руки. Однако под слоем пигментов видна... третья рука. Изменение положения руки очень незначительное, и трудно сказать, что оно действительно что-то меняет в позе молящегося, но пигменты, использованные в первоначальном рисунке, отличаются от более поздних – с помощью рентгенофлуоресцентных карт учёные выяснили, что скрытая роспись содержала больше мышьяка.
---------------------
💀 19 августа АрхеоПалео-день на форуме "Ученые против мифов". Занимайте места в зале (или перед экранами): https://clck.ru/34scGL . Кстати, будет выступать египтолог Максим Лебедев
---------------------
Вместо того, чтобы стереть первую версию или замазать её непрозрачным белым слоем, художник по какой-то причине прямо поверх неё написал итоговую версию. Спустя тысячи лет пигменты вступили в реакцию, и мы можем видеть «скрытую» руку – цвет кожи как будто темнее (фото 1). Второй слой содержит больше охры. Кроме того, с помощью съёмки обнаружились пунктирные линии для обозначения места иероглифического текста.
Второй любопытный случай, уже из гробницы Нахтамуна, касается изображения Рамзеса II. Изображение интересно и само по себе – египтяне старались показывать гладкие лица, а здесь фараон с щетиной. Учёные предполагали, что это знак скорби, так как Рамзес оплакивал смерть отца, Сети I, изображенного рядом. Ещё одно несоответствие канону – выступающий кадык Рамзеса, тоже нехарактерный для живописи того периода.
Однако более внимательное изучение этого изображения и химический анализ показали, что его корона и ожерелье были сильно отретушированы (фото 2), а фигура перед фараоном – бог Птах, а не покойный Сети I.
В окончательной версии росписи формы короны и ожерелья Рамзеса скорее соответствуют XX династии, а не XIX – это значит, что Нахтамун служил не живому Рамзесу, а уже умершему и обожествлённому. Остаётся вопрос, почему фараон изображён так необычно. Как мы видим, египетские росписи могли редактировать, если художник ошибался или заказчик был недоволен результатом - прямо как современные творческие работники, не так ли?
Текст подготовила Анна Гребенникова
Источник: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0287647#sec001