Основные цвета: Красный: киноварь, гематит(после прокаливания), охры красные. Оранжевый: реальгар, крокоит. Жёлтый: аурипигмент, ярозит, вульфенит, гётит, охры светлые, светлый лимонит. Зелёный: глауконит, волконскоит, хлориты, селадонит, эгирин, авгит, малахит, керченит. Голубой: азурит(в тонком помоле), хризоколла, диоптаз. Синий: лазурит, азурит(в крупном помоле), вивианит землистый (индиго минеральный), рибекит. Фиолетовый: лазурит(ультрамарин природный, после специального прокаливания). Красно-коричневый: гематит, охры тёмные, темный лимонит. Коричнево-чёрный: окислы марганца (псиломелан, тодорокит, вад). Чёрный: магнетит, шунгит. О’хра, Ocker, старое русское название "Вохра", - наиболее доступный и широко используемый минеральный пигмент. Охра - это природная порошковатая или землистая смесь окислов и гидроокислов железа (гематита и лимонита) с глинистыми частицами. Сама по себе глина состоит из одного или нескольких минералов группы каолинита (происходит от названия местности Каолин в Китае), монтмориллонита или других слоистых алюмосиликатов (т. наз. "глинистые минералы"), отчасти с примесью кремнезёма (песка) и в меньшей степени и реже - тонкодисперсных карбонатных или слюдистых частиц. Как правило основным минералом в составе глин является каолинит, его состав: 47 % (мас) оксида кремния (SiO2), 39 % оксида алюминия (АL2O3) и 14 % воды (Н2O). Al2O3 и SiO2 - составляют значительную часть химического состава глинообразующих минералов. Средний диаметр частиц глин составляет менее 0,005 мм. Нередко как примесь в охре находится также мел. Цвет охр разнообразный, меняется в широких пределах от жёлтого и бурого до красного различной яркости. Два наиболее часто встречаемых в природе вида охры - это жёлто-бурая охра, по составу представляющая из себя землистый лимонит или смесь его в разных соотношениях с глиной, и красная охра, - смесь тонкодисперсного гематита с глиной. Красная охра легко получается и готовится из жёлто-бурой путём обжига. Образуются охры неглубоко от (или на) поверхности Земли в т. наз. "экзогенных" условиях, то есть при процессах выветривания других пород. Как краски охры были известны еще в каменном веке. Благодаря стойкости и ряду других ценных качеств они традиционно применяются со времён Древнего Египта и Византии как натуральный пигмент в культовой живописи, да и не только. Жёлтой или золотистой охрой мастера иконописи традиционно раскрывали фон иконы, символизирующий золото Божественного Света. На поля иконы хороша горчичная охра, натуральная сиена или лимонитовая охра (с добавл. глауконита или без него), мафорий Богородицы раскрывается лимонитом или сиеной жженой, а рубаха Спасителя - красной охрой. Xopoшие сорта естественной охры легко истираются даже на пальцах, давая сухой пигмент. Вохрение, охрение (от охра) - приём личного письма, состоящий в постепенном переходе от основного тёмного тона (санкиря) к более светлым. Достигается последовательным наложением слоёв охры с добавлением белил. Различают охрение "плавью" и "в отборку". Охрами можно также лессировать, чаще всего в целях смягчения тона. Лимонит, - землистая, непостоянного состава, скрытокристаллическая разновидность минерала гётит (α-FeOOH). Встречается почти повсеместно на земной поверхности и в близповерхностных земных слоях в виде плёнок и корочек на камнях, конкреций, оолитов, почковидных агрегатов и сплошных землистых масс. Часто встречается в болотах и на заболоченных участках ("болотная железная руда") у выхода родниковых и термальных вод, образуется на дне некоторых озёр, по берегам ручьёв и небольших рек. Характерен для зон окисления рудных месторождений. Сплошные выделения гётита в совокупности с другими гидроксидами железа называют бурыми железняками. Для лимонитов обычна примесь гематита, в зависимости от наличия которой, дисперсности материала и количества иных примесей мы имеем такое многообразие природных железистых пигментов жёлто-коричневых цветов и оттенков. Гётит является активной красящей основой, своего рода хромофором для природных пигментов, называемых охрами, сиенами, природными санкирями (охра светлая, жёлтая, золотистая, коричневая, тёмная, зеленовато-жёлтая и т.д.). Содержание гётита в природных охрах варьирует от 5-10% до 90%. В зависимости от того, какая порода пигментирована гётитом, среди лимонитовых охр различают собственно охры железистые, охры глинистые (жирные), охры кремнистые (самые сухие), охры известковые (карбонатные). Санки’рь, - термин русских иконописцев: тёмный красочный слой зеленовато-коричневого, зеленоватого или коричнево-розового цвета, которым прокрывают личные части изображений. Чаще подбирается смешением нескольких пигментов, иногда - используется одна подходящая по тону охра. Это первый слой в структуре иконописного произведения. В иконах Византийской традиции санкирь обычно идёт в празелень, в то время как на Руси предпочитали более тёплый, близкий к коричневому оттенок. При написании ликов использование санкиря служит способом построения объема, который достигается посредством высветления формы. На изначально положенный санкирный слой последовательно наносятся слои красок так, чтобы каждый последующий слой был светлее и меньше по площади, чем слой предыдущий. Для творения из минералов красок пользуются так называемыми "курантами", - толстым матовым "притёртым" стеклом и "притёртыми" стеклянными пробками, круглыми и с ровной матовой поверхностью широкой стороны. На стекло насыпается пигмент, добавляется несколько капель воды или разбавленной эмульсии из желтка и растирается. Пробку надо водить вкруговую, слегка приподнимая край, находящийся у большого пальца, чтобы не присасывало. При необходимости по ходу дела понемногу добавляется вода. Вместо стекла иногда используют плиту из однородного твердого камня (порфир, базальт, мелкозернистый гранит, но не мрамор -он слишком мягок и сам вытирается). Если возникают сложности достать подходящую пробку, то можно заменить её небольшим куском толстого стекла, "обкусав" его края до окружности ~ 10x10 см. плоскогубцами и наклеив эпоксидкой или ПВА на любую удобную ручку. Для истирания белил должно быть отдельное стекло, чтобы их белизна не загрязнялась другой краской; остальные пигменты можно готовить на одном стекле и одной пробкой, но при этом необходимо хорошо промывать их поверхность перед творением каждой следующей краски. Курант рекомендуется время от времени "подновлять", потерев кварцевый песок. После приготовления из минерала порошка-пигмента он разводится в "эмульсии", - яичном желтке, разбавленном кипяченой водой(~1:2) с добавлением 1-2 капли уксуса, и краска, называемая "яичная темпера", готова. Использовать её следует быстро, в жидком виде она не может долго сохраняться. Если краску не удается использовать сразу, то её можно залить водой и оставить до следующего дня, но более трех дней жидкие краски не хранятся. Наряду с этим у иконописцев практикуется также приём дать возможность готовой темпере застояться в течении нескольких дней, что улучшает колоритность красок, в частности темперы на основе натуральных земель и охр. Высохнув, темпера отличается большой прочностью и долговечна; её краски хорошо сохраняют свой цвет и тон на протяжении веков и тысячелетий. Икона пишется на хорошо просушенных досках (липовых, дубовых, кипарисовых и др.). На проклеенную и выдержанную доску наклеивается тонкий холст (паволока) на которую накладывается слоями грунт (левкас) из животного клея и мела. Для настенных росписей по влажной извести, называемых "фресками", вместо желтка используется яичный белок либо растительные клеи: пшеничный или пшенично-ячменный. По своей метафизической сущности изображение на иконе должно быть отнюдь не тем-же самым, что писаный масляными красками, например, портрет. Второе - как бы лежит на плоскости и привязано к ней. Оно целиком и полностью "от мира сего". В противоположность этому первое - должно создавать у смотрящего на икону ощущение бесконечной пространственной глубины и перспективы. Глубины, оторванной от сиюминутной реальности и уводящей в мир "астральный". На иконе нет светотеней, но человеческая плоть постепенно наполняется Божественным Светом, который и воплощается в форму. Настоящая икона подобна окну из нашей бренной реальности во вневременное Божественное пространство, в котором пребывают образы Святых, на ней изображаемые. И для максимального воплощения этой глубинной сущности иконы, её по сути предназначения, подбирались веками адекватные изобразительные средства, технические приемы и материалы. В частности, пигменты. И не случайно такими пигментами стали именно минералы. #БиблиотекИКОНОПИСИ
👩🎨🎨My Format🎨Реставратор будущего❤
МИНЕРАЛЬНЫЕ ПИГМЕНТЫ В ИКОНОПИСНОЙ ТРАДИЦИИ
Основные цвета:
Красный: киноварь, гематит(после прокаливания), охры красные. Оранжевый: реальгар, крокоит.
Жёлтый: аурипигмент, ярозит, вульфенит, гётит, охры светлые, светлый лимонит.
Зелёный: глауконит, волконскоит, хлориты, селадонит, эгирин, авгит, малахит, керченит.
Голубой: азурит(в тонком помоле), хризоколла, диоптаз.
Синий: лазурит, азурит(в крупном помоле), вивианит землистый (индиго минеральный), рибекит.
Фиолетовый: лазурит(ультрамарин природный, после специального прокаливания).
Красно-коричневый: гематит, охры тёмные, темный лимонит.
Коричнево-чёрный: окислы марганца (псиломелан, тодорокит, вад).
Чёрный: магнетит, шунгит.
О’хра, Ocker, старое русское название "Вохра", - наиболее доступный и широко используемый минеральный пигмент. Охра - это природная порошковатая или землистая смесь окислов и гидроокислов железа (гематита и лимонита) с глинистыми частицами.
Сама по себе глина состоит из одного или нескольких минералов группы каолинита (происходит от названия местности Каолин в Китае), монтмориллонита или других слоистых алюмосиликатов (т. наз. "глинистые минералы"), отчасти с примесью кремнезёма (песка) и в меньшей степени и реже - тонкодисперсных карбонатных или слюдистых частиц. Как правило основным минералом в составе глин является каолинит, его состав: 47 % (мас) оксида кремния (SiO2), 39 % оксида алюминия (АL2O3) и 14 % воды (Н2O). Al2O3 и SiO2 - составляют значительную часть химического состава глинообразующих минералов. Средний диаметр частиц глин составляет менее 0,005 мм. Нередко как примесь в охре находится также мел.
Цвет охр разнообразный, меняется в широких пределах от жёлтого и бурого до красного различной яркости. Два наиболее часто встречаемых в природе вида охры - это жёлто-бурая охра, по составу представляющая из себя землистый лимонит или смесь его в разных соотношениях с глиной, и красная охра, - смесь тонкодисперсного гематита с глиной. Красная охра легко получается и готовится из жёлто-бурой путём обжига. Образуются охры неглубоко от (или на) поверхности Земли в т. наз. "экзогенных" условиях, то есть при процессах выветривания других пород.
Как краски охры были известны еще в каменном веке. Благодаря стойкости и ряду других ценных качеств они традиционно применяются со времён Древнего Египта и Византии как натуральный пигмент в культовой живописи, да и не только. Жёлтой или золотистой охрой мастера иконописи традиционно раскрывали фон иконы, символизирующий золото Божественного Света. На поля иконы хороша горчичная охра, натуральная сиена или лимонитовая охра (с добавл. глауконита или без него), мафорий Богородицы раскрывается лимонитом или сиеной жженой, а рубаха Спасителя - красной охрой. Xopoшие сорта естественной охры легко истираются даже на пальцах, давая сухой пигмент. Вохрение, охрение (от охра) - приём личного письма, состоящий в постепенном переходе от основного тёмного тона (санкиря) к более светлым. Достигается последовательным наложением слоёв охры с добавлением белил. Различают охрение "плавью" и "в отборку". Охрами можно также лессировать, чаще всего в целях смягчения тона.
Лимонит, - землистая, непостоянного состава, скрытокристаллическая разновидность минерала гётит (α-FeOOH). Встречается почти повсеместно на земной поверхности и в близповерхностных земных слоях в виде плёнок и корочек на камнях, конкреций, оолитов, почковидных агрегатов и сплошных землистых масс. Часто встречается в болотах и на заболоченных участках ("болотная железная руда") у выхода родниковых и термальных вод, образуется на дне некоторых озёр, по берегам ручьёв и небольших рек. Характерен для зон окисления рудных месторождений. Сплошные выделения гётита в совокупности с другими гидроксидами железа называют бурыми железняками. Для лимонитов обычна примесь гематита, в зависимости от наличия которой, дисперсности материала и количества иных примесей мы имеем такое многообразие природных железистых пигментов жёлто-коричневых цветов и оттенков. Гётит является активной красящей основой, своего рода хромофором для природных пигментов, называемых охрами, сиенами, природными санкирями (охра светлая, жёлтая, золотистая, коричневая, тёмная, зеленовато-жёлтая и т.д.). Содержание гётита в природных охрах варьирует от 5-10% до 90%. В зависимости от того, какая порода пигментирована гётитом, среди лимонитовых охр различают собственно охры железистые, охры глинистые (жирные), охры кремнистые (самые сухие), охры известковые (карбонатные).
Санки’рь, - термин русских иконописцев: тёмный красочный слой зеленовато-коричневого, зеленоватого или коричнево-розового цвета, которым прокрывают личные части изображений. Чаще подбирается смешением нескольких пигментов, иногда - используется одна подходящая по тону охра. Это первый слой в структуре иконописного произведения. В иконах Византийской традиции санкирь обычно идёт в празелень, в то время как на Руси предпочитали более тёплый, близкий к коричневому оттенок. При написании ликов использование санкиря служит способом построения объема, который достигается посредством высветления формы. На изначально положенный санкирный слой последовательно наносятся слои красок так, чтобы каждый последующий слой был светлее и меньше по площади, чем слой предыдущий.
Для творения из минералов красок пользуются так называемыми "курантами", - толстым матовым "притёртым" стеклом и "притёртыми" стеклянными пробками, круглыми и с ровной матовой поверхностью широкой стороны. На стекло насыпается пигмент, добавляется несколько капель воды или разбавленной эмульсии из желтка и растирается. Пробку надо водить вкруговую, слегка приподнимая край, находящийся у большого пальца, чтобы не присасывало. При необходимости по ходу дела понемногу добавляется вода. Вместо стекла иногда используют плиту из однородного твердого камня (порфир, базальт, мелкозернистый гранит, но не мрамор -он слишком мягок и сам вытирается). Если возникают сложности достать подходящую пробку, то можно заменить её небольшим куском толстого стекла, "обкусав" его края до окружности ~ 10x10 см. плоскогубцами и наклеив эпоксидкой или ПВА на любую удобную ручку. Для истирания белил должно быть отдельное стекло, чтобы их белизна не загрязнялась другой краской; остальные пигменты можно готовить на одном стекле и одной пробкой, но при этом необходимо хорошо промывать их поверхность перед творением каждой следующей краски. Курант рекомендуется время от времени "подновлять", потерев кварцевый песок.
После приготовления из минерала порошка-пигмента он разводится в "эмульсии", - яичном желтке, разбавленном кипяченой водой(~1:2) с добавлением 1-2 капли уксуса, и краска, называемая "яичная темпера", готова. Использовать её следует быстро, в жидком виде она не может долго сохраняться. Если краску не удается использовать сразу, то её можно залить водой и оставить до следующего дня, но более трех дней жидкие краски не хранятся. Наряду с этим у иконописцев практикуется также приём дать возможность готовой темпере застояться в течении нескольких дней, что улучшает колоритность красок, в частности темперы на основе натуральных земель и охр. Высохнув, темпера отличается большой прочностью и долговечна; её краски хорошо сохраняют свой цвет и тон на протяжении веков и тысячелетий. Икона пишется на хорошо просушенных досках (липовых, дубовых, кипарисовых и др.). На проклеенную и выдержанную доску наклеивается тонкий холст (паволока) на которую накладывается слоями грунт (левкас) из животного клея и мела. Для настенных росписей по влажной извести, называемых "фресками", вместо желтка используется яичный белок либо растительные клеи: пшеничный или пшенично-ячменный.
По своей метафизической сущности изображение на иконе должно быть отнюдь не тем-же самым, что писаный масляными красками, например, портрет. Второе - как бы лежит на плоскости и привязано к ней. Оно целиком и полностью "от мира сего". В противоположность этому первое - должно создавать у смотрящего на икону ощущение бесконечной пространственной глубины и перспективы. Глубины, оторванной от сиюминутной реальности и уводящей в мир "астральный". На иконе нет светотеней, но человеческая плоть постепенно наполняется Божественным Светом, который и воплощается в форму. Настоящая икона подобна окну из нашей бренной реальности во вневременное Божественное пространство, в котором пребывают образы Святых, на ней изображаемые. И для максимального воплощения этой глубинной сущности иконы, её по сути предназначения, подбирались веками адекватные изобразительные средства, технические приемы и материалы. В частности, пигменты. И не случайно такими пигментами стали именно минералы.
#БиблиотекИКОНОПИСИ