"Части тела": Тормозная система автомобиля

Тормозная система наряду с рулевым управлением - важнейшие приспособления, позволяющие совершать маневры в потоке машин. Тормозная система позволяет снижать скорость движения вплоть до полной остановки автомобиля.
История создания тормозной системы:
Тормозные системы применялись еще на каретах. Первые автомобили, в которых использовались колеса от экипажей, унаследовали от них и тормоза с колодками, обхватывающими обод с двух сторон. Похожие тормоза до сих пор используются на любительских велосипедах.
Первый дисковый тормозной механизм запатентовал англичанин Уильям Ланчестер в 1902 году. Тормоза с медными колодками издавали душераздирающий скрип, поэтому запатентованные несколько позже Луи Рено барабанные тормоза получили более широкое распространение.
Современная гидравлическая система привода тормозов была запатентована американцем Уильямом Локхидом и нашла применение в автомобилях Уолтера Крайслера в начале двадцатых годов.
В конце пятидесятых в связи с резким увеличением предельной скорости серийных автомобилей на них начали устанавливать более эффективные дисковые тормоза.
В дальнейшем диски постепенно увеличивались в размерах для более эффективного торможения. Появились вентилируемые и перфорированные диски, которые быстрее остывают. Тормозные цилиндры также претерпели изменения – на самые мощные сейчас устанавливаются многопоршневые цилиндры, способные прижимать к дискам колодки большой площади.
В наше время тормозная система непрерывно совершенствуется. Для большей эффективности автомобили оснащают антиблокировочными системами, антипробуксовочными системами и системами курсовой устойчивости. Все это в совокупности ведет к повышению активной безопасности при торможении.
Какие бывают тормозные системы:
В современных легковых автомобилях устанавливаются две тормозные системы: рабочая и стояночная. Рабочая система поделена на две части в целях безопасности. Если одна часть системы отказывает, вторая выполняет функцию аварийной.
Рабочая система используется для снижения скорости движения автомобиля.
Стояночная система нужна для блокировки колес во время стоянки. Кроме того, стояночную тормозную систему используют при старте на подъеме, когда автомобиль может скатиться назад.
Как действует тормозная система:
Кинетическая энергия движущегося автомобиля гасится, превращаясь в тепловую через трение неподвижных деталей о подвижные. Роль подвижных деталей играют тормозные диски или барабаны, трущиеся о неподвижные тормозные колодки.
Принцип действия рабочей тормозной системы:
Нажимая на педаль, водитель передает нагрузку на вакуумный усилитель тормозов. Вакуумный усилитель передает усиленную нагрузку на главный тормозной цилиндр. Поршень главного тормозного цилиндра давит на тормозную жидкость в трубках, передавая усилие на рабочие цилиндры. Цилиндры прижимают колодки к дискам (или барабанам). Вращение колеса за счет трения колодок и дисков замедляется, и автомобиль останавливается. Когда водитель отпускает педаль, давление падает, и колодки разводятся, освобождая диски или барабаны.
Принцип действия стояночной тормозной системы:
Водитель, находясь в салоне, тянет вверх рычаг стояночного тормоза. Рычаг фиксируется в поднятом положении. Присоединенные к рычагу тросы передают усилие на механизм, сводящий колодки стояночного тормоза. Колодки прижимаются к барабанам, и колеса блокируются.
Как пользоваться тормозной системой:
При торможении в автомобиле с АКПП коробка самостоятельно переходит на пониженную передачу. Водителю остается лишь жать на педаль тормоза. Если же у вас автомобиль с МКПП, тормозить можно двумя способами: выжав сцепление или продолжая двигаться на передаче. В первом случае вы останавливаете автомобиль за счет трения между дисками и колодками. Если же сцепление не разомкнуто, двигатель, работающий на низких оборотах, помогает тормозной системе, гася инерцию автомобиля. Особенное актуально тормозить двигателем на спусках. Если использовать только тормозную систему, колодки и диски будут перегреваться, и длина тормозного пути автомобиля, едущего под гору, увеличивается на 25%. Правильно подобрав передачу и тормозя на спуске двигателем, можно существенно продлить срок службы тормозных колодок и дисков.
Интересные факты о тормозной системе:
Тормозные колодки гоночных автомобилей, таких, к примеру, как болиды Формулы-1, для эффективной работы необходимо прогревать. Дело в том, что колодки могут работать при очень высоких температурах, возникающих при снижении скорости с 250 до 50 км/ч. К сожалению, эффективно тормозить такие колодки начинают только после прогрева, в рамках рабочего диапазона температуры.
Практически на каждой упаковке с тормозными колодками можно найти надпись «Asbestos free», то есть, «Без асбеста». Дело в том, что при трении содержащей асбест накладки о диск образуется опасная для организма пыль.

Комментарии

Комментариев нет.