Задачи, функции и права ГИМС России Государственный и технический надзор. Отношения, возникающие в процессе деятельности физических и юридических лиц, связанные с использованием морских и речных, а также маломерных судов, регулируются, в общем случае, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативно - правовыми (подзаконными) актами, издаваемыми в их развитие и на их основе. В настоящее время основным законом, регламентирующим эти отношения является Кодекс торгового мореплавания (федеральный закон от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ). Государственный надзор за спортивными и прогулочными судами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности граждан Российской Федерации и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента его регистрации в одном из реестров судов в России. Технический надзор за прогулочными судами независимо от мощности главных двигателей и вместимости таких судов, а также за иными судами, осуществляется органами технического надзора, на которые такой надзор возложен Правительством Российской Федерации. Таким органом в настоящее время является Государственная инспекция по маломерным судам Российской Федерации. Следует отметить, что на ГИМС России возложен и государственный надзор за поднадзорными ей судами в пределах своей компетенции, осуществляющими плавание как в морских районах, так и на внутренних водных путях. Государственный надзор за судами на внутренних судоходных водных путях России возложен на Государственную речную судоходную инспекцию (ГРСИ) Минтранса России. Спортивные, прогулочные суда и иные самоходные суда с главными двигателями мощностью менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью менее, чем 80 тонн, должны иметь судовой билет, который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и принадлежность судна на праве собственности определенному субъекту, а также вместимость судна. Судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации: > Государственном судовом реестре; > судовой книге; > бербоут-чартерном реестре. Из Государственного судового реестра или судовой книги подлежат обязательному исключению суда: погибшие (пропавшие без вести), а также конструктивно погибшие; утратившее свои качества в результате перестройки или любых других изменений; не находящиеся в собственности граждан (юридических лиц или муниципальных образований) Российской Федерации. При этом законодатель разъясняет, что: > судно считается пропавшим без вести, если от судна не поступило никакого известия в течение срока, превышающего в два раза срок, необходимый в нормальных условиях для перехода от места, откуда поступило последнее известие о судне, до порта назначения, при этом, срок, необходимый для признания судна пропавшим без вести, не может быть менее чем один месяц и более чем три месяца со дня последнего известия о судне, в условиях военных действий - не может быть менее чем шесть месяцев; > поврежденное судно считается конструктивно погибшим, если оно не может быть восстановлено, а также когда ремонт судна экономически нецелесообразен. Судоводителям, имеющим в удостоверении на право управления маломерным судном отметку "МП" и "ВВП", следует ознакомиться с некоторыми из основных функций капитанов морского и рыбного портов по обеспечению безопасности плавания и порядка в порту: > контроль за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о тортовом мореплавании; > регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов; > регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов; > выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтвержденийих выдачи и паспортов моряка членам экипажей судов; > проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств; > контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта; > оформление прихода судов в порты и выхода их из портов; > контроль за системой управления движением судов; > выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества и проведение в порту строительных, гидротехнических и иных работ, > расследование аварийных случаев с судами и т. д. Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан. Контроль за судами, выходящими в море, осуществляет капитан морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся укомплектования экипажей судов. В случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, капитан морского порта может подвергнуть судно осмотру, а в целях проверки устранения недостатков - провести контрольный осмотр судна. Как уже отмечалось ранее, надзор в пределах Российской Федерации за правильным пользованием маломерными судами на реках, водохранилищах, других водоемах, во внутренних морских вод территориальном море и базами (сооружениями) для их стоянок в целях обеспечения безопасно плавания этих судов, укрепления правопорядка на водоемах, охраны жизни людей на воде и окружающей среды является главной задачей Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации (ГИМС России), которая была образована Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 июня 1984 г. № 259 "О мерах по упорядочению пользования маломерными суда» РСФСР". Основные функции ГИМС России условно можно разделить на 3 группы: К первой группе " Надзор за правильным пользованием маломерными судами и базами (сооружения для их стоянок"относятся функции: > обеспечение контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами правил пользования поднадзорными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, выявление и пресечение нарушений этих правил и других нормативов и требований, относящихся к безопасно плавания; > осуществление технического надзора за поднадзорными судами, установление обязательных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, пределы мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте вол при которой судно может плавать, осадке, наводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием, классификация поднадзорных судов; > производство регистрации и ведение учета поднадзорных судов, а также выдача судовых билетов; проведение ежегодных технических освидетельствований (сооружений) для стоянок поднадзорных судов и выдача разрешений на их эксплуатацию с установлением для них норм базирования плавсредств, условий и технических требований для безопасной эксплуатации; > прием экзаменов по правилам пользования и навыкам практического управления судами, аттестация судоводителей и выдача удостоверений на право управления поднадзорными судами; > разработка и утверждение технических требований и нормативов, определяющих объем технических первичных и ежегодных освидетельствований и специальных осмотров поднадзорных судов, баз (сооружений) для их стоянок, осуществление контроля за соблюдена этих требований и нормативов всеми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами; > ведение учета аварий и происшествий с поднадзорными судами; > представление по требованию налоговых органов сведений о состоящих на учете судах и данных их владельцах, необходимые для исчисления налогов на имущество физических лиц, в сроки, установленные налоговыми органами. Ко второй группе "Охрана жизни людей на воде " относятся такие функции, как: > осуществление мероприятий по обеспечению безопасности и охране жизни людей на воде, выявление и пресечение нарушений нормативов и требований по этому вопросу; > проведение ежегодных технических освидетельствований пляжей, других мест массового отдыха населения на водоемах и переправ, выдача разрешений на их эксплуатацию; > участие в проведении противопаводковых мероприятий, выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ на водных объектах в чрезвычайных ситуациях и оповещение населения об экологически опасном состоянии водоемов; > контроль за проведением предприятиями, учреждениями и организациями необходимых мероприятий по охране жизни людей на воде. Третья группа "Охрана окружающей среды на водных объектах" включает функции: > содействие специально уполномоченным органам в осуществлении мероприятий по борьбе с браконьерством и другими нарушениями правил охоты и рыболовства; > участие в контроле по предотвращению вредного воздействия на водную среду плавсредств, информирование природоохранных органов о фактах сброса твердых отходов и неочищенных стоков производства в водные объекты, а также о незаконном сплаве леса; > производство, водолазного обследования и очистки дна водоемов. Суда регистрируются за юридическими лицами только по месту их постоянного нахождения, за физическими лицами - либо по месту жительства гражданина, либо по месту постоянного базирования судна. При регистрации судна судовладелец представляет: > заполненную регистрационную карточку-заявление установленного образца; > документ, удостоверяющий личность; > документы, подтверждающие законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему. Это могут быть: справка-счет, товарный чек, договор купли-продажи или дарения, свидетельство на право наследования, документы таможенных или иных государственных органов, органов социальной защиты, решение суда и т.д. Представленный документ обязательно должен содержать: дату и место его составления, сущность и условия сделки, адреса (реквизиты) и подписи сторон, сведения о судне, двигателях (подвесных моторах) - марка, модель, тип, год выпуска, заводской номер, мощность и т.д., технический паспорт (на суда промышленной постройки) или акт первичного технического освидетельствования (на судно индивидуальной постройки) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации; квитанцию о внесении платы за регистрацию. При регистрации судну присваивается бортовой номер и судовладельцу выдается судовой билет. Присвоенный бортовой номер состоит из трех литер (букв) русского алфавита и четырех цифр, соответствующих регистрационному (порядковому) номеру в судовой книге. Например: Р 4987 МО; Первая буква означает "Российская Федерация", вторая и третья буквы - субъект Российской Федерации ( Московская область). Перечень литер (сочетаний букв) бортовых номеров по России установлен ГИМС России для всех субъектов Российской Федерации. Например: Амурская область - АЖ, АИ, АЯ; Московская область - МГ, МК, МО, МТ, MX, МЦ; Ярославская область - ЯЖ, ЯО, ЯП, ЯР, ЯС, 5П ЯЦ, ЯШ, ЯУ и т.п. Прокатным гребным и парусным лодкам устанавливается литер из одной буквы и порядковый номер. Присвоенный судну бортовой номер наносится на обоих бортах на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой несмываемой контрастной краской. Высота знаков должна не менее 150 мм, ширина - 15-20 мм. При изменении места жительства (прописки) судовладельца, базировании предприятия, изменении принадлежности (владельца) или изменения данных, занесенных в судовой билет, вследствие переоборудования суднапроизводится его перерегистрация. Основанием перерегистрации является письменное заявление судовладельца, которое он представляет с предъявлением судового билета, документа, удостоверяющего личность и квитанции об оплате стоимости nepepегистрации и технического освидетельствования судна на годность к плаванию. При перерегистрации судовладельцу выдается новый судовой билет с присвоением судну нового бортового номера либо вносятся необходимые измененные данные о судовладельце или судне.
Еравнинский инспекторский участок ГИМС МЧС
Государственный и технический надзор.
Задачи, функции и права ГИМС России
Государственный и технический надзор.
Отношения, возникающие в процессе деятельности физических и юридических лиц, связанные с использованием морских и речных, а также маломерных судов, регулируются, в общем случае, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативно - правовыми (подзаконными) актами, издаваемыми в их развитие и на их основе. В настоящее время основным законом, регламентирующим эти отношения является Кодекс торгового мореплавания (федеральный закон от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ).
Государственный надзор за спортивными и прогулочными судами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности граждан Российской Федерации и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента его регистрации в одном из реестров судов в России.
Технический надзор за прогулочными судами независимо от мощности главных двигателей и вместимости таких судов, а также за иными судами, осуществляется органами технического надзора, на которые такой надзор возложен Правительством Российской Федерации. Таким органом в настоящее время является Государственная инспекция по маломерным судам Российской Федерации. Следует отметить, что на ГИМС России возложен и государственный надзор за поднадзорными ей судами в пределах своей компетенции, осуществляющими плавание как в морских районах, так и на внутренних водных путях. Государственный надзор за судами на внутренних судоходных водных путях России возложен на Государственную речную судоходную инспекцию (ГРСИ) Минтранса России.
Спортивные, прогулочные суда и иные самоходные суда с главными двигателями мощностью менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью менее, чем 80 тонн, должны иметь судовой билет, который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и принадлежность судна на праве собственности определенному субъекту, а также вместимость судна.
Судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации:
> Государственном судовом реестре;
> судовой книге;
> бербоут-чартерном реестре.
Из Государственного судового реестра или судовой книги подлежат обязательному исключению суда: погибшие (пропавшие без вести), а также конструктивно погибшие; утратившее свои качества в результате перестройки или любых других изменений; не находящиеся в собственности граждан (юридических лиц или муниципальных образований) Российской Федерации.
При этом законодатель разъясняет, что:
> судно считается пропавшим без вести, если от судна не поступило никакого известия в течение срока, превышающего в два раза срок, необходимый в нормальных условиях для перехода от места, откуда поступило последнее известие о судне, до порта назначения, при этом, срок, необходимый для признания судна пропавшим без вести, не может быть менее чем один месяц и более чем три месяца со дня последнего известия о судне, в условиях военных действий - не может быть менее чем шесть месяцев;
> поврежденное судно считается конструктивно погибшим, если оно не может быть восстановлено, а также когда ремонт судна экономически нецелесообразен.
Судоводителям, имеющим в удостоверении на право управления маломерным судном отметку "МП" и "ВВП", следует ознакомиться с некоторыми из основных функций капитанов морского и рыбного портов по обеспечению безопасности плавания и порядка в порту:
> контроль за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о тортовом мореплавании;
> регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов;
> регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов;
> выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтвержденийих выдачи и паспортов моряка членам экипажей судов;
> проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств; > контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта;
> оформление прихода судов в порты и выхода их из портов;
> контроль за системой управления движением судов;
> выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества и проведение в порту строительных, гидротехнических и иных работ,
> расследование аварийных случаев с судами и т. д.
Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан. Контроль за судами, выходящими в море, осуществляет капитан морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся укомплектования экипажей судов. В случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, капитан морского порта может подвергнуть судно осмотру, а в целях проверки устранения недостатков - провести контрольный осмотр судна.
Как уже отмечалось ранее, надзор в пределах Российской Федерации за правильным пользованием маломерными судами на реках, водохранилищах, других водоемах, во внутренних морских вод территориальном море и базами (сооружениями) для их стоянок в целях обеспечения безопасно плавания этих судов, укрепления правопорядка на водоемах, охраны жизни людей на воде и окружающей среды является главной задачей Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации (ГИМС России), которая была образована Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 июня 1984 г. № 259 "О мерах по упорядочению пользования маломерными суда» РСФСР".
Основные функции ГИМС России условно можно разделить на 3 группы:
К первой группе " Надзор за правильным пользованием маломерными судами и базами (сооружения для их стоянок"относятся функции:
> обеспечение контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами правил пользования поднадзорными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, выявление и пресечение нарушений этих правил и других нормативов и требований, относящихся к безопасно плавания;
> осуществление технического надзора за поднадзорными судами, установление обязательных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, пределы мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте вол при которой судно может плавать, осадке, наводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием, классификация поднадзорных судов;
> производство регистрации и ведение учета поднадзорных судов, а также выдача судовых билетов; проведение ежегодных технических освидетельствований (сооружений) для стоянок поднадзорных судов и выдача разрешений на их эксплуатацию с установлением для них норм базирования плавсредств, условий и технических требований для безопасной эксплуатации;
> прием экзаменов по правилам пользования и навыкам практического управления судами, аттестация судоводителей и выдача удостоверений на право управления поднадзорными судами;
> разработка и утверждение технических требований и нормативов, определяющих объем технических первичных и ежегодных освидетельствований и специальных осмотров поднадзорных судов, баз (сооружений) для их стоянок, осуществление контроля за соблюдена этих требований и нормативов всеми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами;
> ведение учета аварий и происшествий с поднадзорными судами;
> представление по требованию налоговых органов сведений о состоящих на учете судах и данных их владельцах, необходимые для исчисления налогов на имущество физических лиц, в сроки, установленные налоговыми органами.
Ко второй группе "Охрана жизни людей на воде " относятся такие функции, как:
> осуществление мероприятий по обеспечению безопасности и охране жизни людей на воде, выявление и пресечение нарушений нормативов и требований по этому вопросу;
> проведение ежегодных технических освидетельствований пляжей, других мест массового отдыха населения на водоемах и переправ, выдача разрешений на их эксплуатацию;
> участие в проведении противопаводковых мероприятий, выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ на водных объектах в чрезвычайных ситуациях и оповещение населения об экологически опасном состоянии водоемов;
> контроль за проведением предприятиями, учреждениями и организациями необходимых мероприятий по охране жизни людей на воде.
Третья группа "Охрана окружающей среды на водных объектах" включает функции:
> содействие специально уполномоченным органам в осуществлении мероприятий по борьбе с браконьерством и другими нарушениями правил охоты и рыболовства;
> участие в контроле по предотвращению вредного воздействия на водную среду плавсредств, информирование природоохранных органов о фактах сброса твердых отходов и неочищенных стоков производства в водные объекты, а также о незаконном сплаве леса;
> производство, водолазного обследования и очистки дна водоемов.
Суда регистрируются за юридическими лицами только по месту их постоянного нахождения, за физическими лицами - либо по месту жительства гражданина, либо по месту постоянного базирования судна.
При регистрации судна судовладелец представляет:
> заполненную регистрационную карточку-заявление установленного образца;
> документ, удостоверяющий личность;
> документы, подтверждающие законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему.
Это могут быть: справка-счет, товарный чек, договор купли-продажи или дарения, свидетельство на право наследования, документы таможенных или иных государственных органов, органов социальной защиты, решение суда и т.д. Представленный документ обязательно должен содержать: дату и место его составления, сущность и условия сделки, адреса (реквизиты) и подписи сторон, сведения о судне, двигателях (подвесных моторах) - марка, модель, тип, год выпуска, заводской номер, мощность и т.д., технический паспорт (на суда промышленной постройки) или акт первичного технического освидетельствования (на судно индивидуальной постройки) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации; квитанцию о внесении платы за регистрацию.
При регистрации судну присваивается бортовой номер и судовладельцу выдается судовой билет.
Присвоенный бортовой номер состоит из трех литер (букв) русского алфавита и четырех цифр, соответствующих регистрационному (порядковому) номеру в судовой книге. Например: Р 4987 МО; Первая буква означает "Российская Федерация", вторая и третья буквы - субъект Российской Федерации ( Московская область). Перечень литер (сочетаний букв) бортовых номеров по России установлен ГИМС России для всех субъектов Российской Федерации. Например: Амурская область - АЖ, АИ, АЯ; Московская область - МГ, МК, МО, МТ, MX, МЦ; Ярославская область - ЯЖ, ЯО, ЯП, ЯР, ЯС, 5П ЯЦ, ЯШ, ЯУ и т.п.
Прокатным гребным и парусным лодкам устанавливается литер из одной буквы и порядковый номер.
Присвоенный судну бортовой номер наносится на обоих бортах на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой несмываемой контрастной краской. Высота знаков должна не менее 150 мм, ширина - 15-20 мм.
При изменении места жительства (прописки) судовладельца, базировании предприятия, изменении принадлежности (владельца) или изменения данных, занесенных в судовой билет, вследствие переоборудования суднапроизводится его перерегистрация.
Основанием перерегистрации является письменное заявление судовладельца, которое он представляет с предъявлением судового билета, документа, удостоверяющего личность и квитанции об оплате стоимости nepepегистрации и технического освидетельствования судна на годность к плаванию. При перерегистрации судовладельцу выдается новый судовой билет с присвоением судну нового бортового номера либо вносятся необходимые измененные данные о судовладельце или судне.