В соответствии с рекомендациями "Инструкции по охране труда при проведении поисково-спасательных и других неотложных работ на акватории с использованием плавсредств" подходить на маломерном судне к тонущему человеку необходимо левым бортом, так как в этом случае судоводитель его хорошо видит. Подходя на судне к тонущему человеку, необходимо учитывать скорость течения воды и силу ветра. Спасательное судно должно походить к тонущему так, чтобы человек оказался выше по течению относительно судна. Если судно идет по течению, а тонущий находится впереди, рекомендуется пройти несколько ниже по течению и сделать поворот. Проходя мимо тонущего, следует уменьшить скорость и бросить ему спасательный круг. Снижение скорости необходимо для того, чтобы не захлестнуть волной тонущего. Осуществлять подход на маломерном судне к тонущему при наличии ветра необходимо так, чтобы человек, находящийся в воде, оказался с подветренной стороны (наветренная сторона обращена туда, откуда дует ветер, подветренная сторона обращена туда, куда он дует.). Судно при этом необходимо остановить на расстоянии 5–7 метров до тонущего человека при свежем ветре или 2–4 метра при слабом ветре. Направление движения судна в сторону тонущего человека должно составлять 60–70° по отношению к направлению ветра. При этом во время дрейфа маневрировать следует веслом, не прибегая к работе двигателем. Не следует стараться подходить к тонущему человеку вплотную, особенно при волнении и свежем ветре, так как спасаемого можно травмировать. При падении человека за борт на ходу необходимо бросить в сторону упавшего спасательный круг (другой плавающий предмет: нагрудник, подушку сидения и т.п.), это не только дает. возможность терпящему бедствие ухватиться за него, но и позволит судоводителю в дальнейшем определить (особенно при волнении и плохой видимости) место падения человека. Не нужно пытаться набросить спасательный круг на голову тонущего, это может его оглушить. Круг следует бросать так, чтобы он оказался недалеко от тонущего с наветренной стороны. Немедленная остановка двигателя и дача заднего хода в момент падения человека за борт не рекомендуется, так как на это уйдет много времени и, кроме того, подход к человеку на заднем ходу не только затруднен, но и опасен. Для спасения тонущего человека существуют три метода подхода к упавшему за борт. I. Подход к упавшему за борт человеку с поворотом на 360° Если время не ждет (слишком холодная вода, человек плохо плавает или ударился о судно при падении), сбросьте газ и сразу же переложите руль в сторону ветра. Судно совершит полную циркуляцию на 360° и остановится (после погашения инерции) несколько наветреннее пострадавшего. Т.к. при совершении этого маневра радиус циркуляции уменьшается, то точно подойти к упавшему за борт трудно, поэтому после погашения инерции приходится подрабатывать веслом, использовать бросательные концы и принимать другие дополнительные меры. II. Подход к упавшему за борт человеку с поворотом на 180° Этот способ можно рекомендовать судоводителям, не имеющим достаточной практики и навыков уверенного маневрирования. Порядок действий судоводителя следующий: после подачи спасательного круга судно проходит по прежнему курсу расстояние равное примерно четырехкратной длине его корпуса. Затем руль перекладывается на борт (влево или право) и после поворота на 180° судно ложится на обратный курс. Когда упавший за борт человек окажется строго на траверзе, руль перекладывается в его сторону и, как правило, в конце циркуляции место бедствия окажется прямо по курсу. III. Подход к упавшему за борт с возвратом на обратный курс (с поворотом на 180°) Этот способ более эффективен и требует хороших навыков судоводителя при маневрировании. Сущность способа заключается в следующем. При падении человека за борт бросается спасательный круг и руль кладется на 10-15° в наветренную сторону. Когда нос судна отклонится от первоначального курса на 60°, руль перекладывается полностью на противоположный борт и по завершению циркуляции судно приводится на курс, обратный первоначальному. При этом упавший за борт человек будет находиться впереди по курсу на расстоянии, позволяющем произвести необходимые маневры для оказания ему помощи. При плохой остойчивости маломерного судна подъем пострадавшего безопаснее осуществлять с кормы (через транец) или носа. Если эти попытки оказываются безуспешными, то следует прибегнуть к помощи другого более остойчивого судна, а если такой возможности нет, то, придерживая пострадавшего возле борта, осторожно отбуксировать его к берегу (на мелководье). В соответствии с пунктом 11 "Инструкции по оказанию первой доврачебной неотложной помощи пострадавшим" ("Первая помощь при спасении утопающего") характер первой помощи зависит от состояния пострадавшего. – Если пострадавший находится в сознании, у него удовлетворительный пульс и сохранено дыхание, то достаточно уложить его на сухую жесткую поверхность таким образом, чтобы голова была низко опущена, затем раздеть, растереть руками или сухим полотенцем. Желательно дать горячее питье, укутать теплым одеялом и дать отдохнуть. – Если пострадавший при извлечении из воды находится без сознания, но у него сохранены удовлетворительный пульс и дыхание, то следует запрокинуть его голову и выдвинуть нижнюю челюсть, после чего уложить таким образом, чтобы голова была низко опущена, затем своим пальцем (лучше обернутым носовым платком) освободить его ротовую полость от ила, тины и рвотных масс, насухо обтереть и согреть. – Пострадавшему, у которого отсутствует сознание, нет самостоятельного дыхания, но сохраняется сердечная деятельность, после предварительных мероприятий, которые направлены на освобождение дыхательных путей, нужно как можно быстрее начать искусственное дыхание. – При отсутствии у пострадавшего дыхания и сердечной деятельности искусственное дыхание необходимо сочетать с массажем сердца. Восстановление дыхания требует много времени, поэтому не прекращайте искусственное дыхание до прибытия медицинской помощи. Если вы устали, попросите кого-нибудь сменить вас, т.е. искусственное дыхание нужно проводить по тех пор, пока хватает сил.
Еравнинский инспекторский участок ГИМС МЧС
ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ
В соответствии с рекомендациями "Инструкции по охране труда при проведении поисково-спасательных и других неотложных работ на акватории с использованием плавсредств" подходить на маломерном судне к тонущему человеку необходимо левым бортом, так как в этом случае судоводитель его хорошо видит.
Подходя на судне к тонущему человеку, необходимо учитывать скорость течения воды и силу ветра.
Спасательное судно должно походить к тонущему так, чтобы человек оказался выше по течению относительно судна. Если судно идет по течению, а тонущий находится впереди, рекомендуется пройти несколько ниже по течению и сделать поворот.
Проходя мимо тонущего, следует уменьшить скорость и бросить ему спасательный круг. Снижение скорости необходимо для того, чтобы не захлестнуть волной тонущего.
Осуществлять подход на маломерном судне к тонущему при наличии ветра необходимо так, чтобы человек, находящийся в воде, оказался с подветренной стороны (наветренная сторона обращена туда, откуда дует ветер, подветренная сторона обращена туда, куда он дует.). Судно при этом необходимо остановить на расстоянии 5–7 метров до тонущего человека при свежем ветре или 2–4 метра при слабом ветре.
Направление движения судна в сторону тонущего человека должно составлять 60–70° по отношению к направлению ветра. При этом во время дрейфа маневрировать следует веслом, не прибегая к работе двигателем.
Не следует стараться подходить к тонущему человеку вплотную, особенно при волнении и свежем ветре, так как спасаемого можно травмировать.
При падении человека за борт на ходу необходимо бросить в сторону упавшего спасательный круг (другой плавающий предмет: нагрудник, подушку сидения и т.п.), это не только дает. возможность терпящему бедствие ухватиться за него, но и позволит судоводителю в дальнейшем определить (особенно при волнении и плохой видимости) место падения человека.
Не нужно пытаться набросить спасательный круг на голову тонущего, это может его оглушить. Круг следует бросать так, чтобы он оказался недалеко от тонущего с наветренной стороны.
Немедленная остановка двигателя и дача заднего хода в момент падения человека за борт не рекомендуется, так как на это уйдет много времени и, кроме того, подход к человеку на заднем ходу не только затруднен, но и опасен.
Для спасения тонущего человека существуют три метода подхода к упавшему за борт.
I. Подход к упавшему за борт человеку с поворотом на 360°
Если время не ждет (слишком холодная вода, человек плохо плавает или ударился о судно при падении), сбросьте газ и сразу же переложите руль в сторону ветра. Судно совершит полную циркуляцию на 360° и остановится (после погашения инерции) несколько наветреннее пострадавшего.
Т.к. при совершении этого маневра радиус циркуляции уменьшается, то точно подойти к упавшему за борт трудно, поэтому после погашения инерции приходится подрабатывать веслом, использовать бросательные концы и принимать другие дополнительные меры.
II. Подход к упавшему за борт человеку с поворотом на 180°
Этот способ можно рекомендовать судоводителям, не имеющим достаточной практики и навыков уверенного маневрирования.
Порядок действий судоводителя следующий: после подачи спасательного круга судно проходит по прежнему курсу расстояние равное примерно четырехкратной длине его корпуса. Затем руль перекладывается на борт (влево или право) и после поворота на 180° судно ложится на обратный курс. Когда упавший за борт человек окажется строго на траверзе, руль перекладывается в его сторону и, как правило, в конце циркуляции место бедствия окажется прямо по курсу.
III. Подход к упавшему за борт с возвратом на обратный курс (с поворотом на 180°)
Этот способ более эффективен и требует хороших навыков судоводителя при маневрировании.
Сущность способа заключается в следующем. При падении человека за борт бросается спасательный круг и руль кладется на 10-15° в наветренную сторону. Когда нос судна отклонится от первоначального курса на 60°, руль перекладывается полностью на противоположный борт и по завершению циркуляции судно приводится на курс, обратный первоначальному. При этом упавший за борт человек будет находиться впереди по курсу на расстоянии, позволяющем произвести необходимые маневры для оказания ему помощи.
При плохой остойчивости маломерного судна подъем пострадавшего безопаснее осуществлять с кормы (через транец) или носа. Если эти попытки оказываются безуспешными, то следует прибегнуть к помощи другого более остойчивого судна, а если такой возможности нет, то, придерживая пострадавшего возле борта, осторожно отбуксировать его к берегу (на мелководье).
В соответствии с пунктом 11 "Инструкции по оказанию первой доврачебной неотложной помощи пострадавшим" ("Первая помощь при спасении утопающего") характер первой помощи зависит от состояния пострадавшего.
– Если пострадавший находится в сознании, у него удовлетворительный пульс и сохранено дыхание, то достаточно уложить его на сухую жесткую поверхность таким образом, чтобы голова была низко опущена, затем раздеть, растереть руками или сухим полотенцем. Желательно дать горячее питье, укутать теплым одеялом и дать отдохнуть.
– Если пострадавший при извлечении из воды находится без сознания, но у него сохранены удовлетворительный пульс и дыхание, то следует запрокинуть его голову и выдвинуть нижнюю челюсть, после чего уложить таким образом, чтобы голова была низко опущена, затем своим пальцем (лучше обернутым носовым платком) освободить его ротовую полость от ила, тины и рвотных масс, насухо обтереть и согреть.
– Пострадавшему, у которого отсутствует сознание, нет самостоятельного дыхания, но сохраняется сердечная деятельность, после предварительных мероприятий, которые направлены на освобождение дыхательных путей, нужно как можно быстрее начать искусственное дыхание.
– При отсутствии у пострадавшего дыхания и сердечной деятельности искусственное дыхание необходимо сочетать с массажем сердца.
Восстановление дыхания требует много времени, поэтому не прекращайте искусственное дыхание до прибытия медицинской помощи. Если вы устали, попросите кого-нибудь сменить вас, т.е. искусственное дыхание нужно проводить по тех пор, пока хватает сил.