СКАЗКИ - МЕТАФОРЫ ИЛИ КАК ИЗ "РЕПКИ" ПОЛУЧИЛАСЬ "ГРЯЗЮКА-МАЗЮКА". На самом деле, сюжет сказки не обязательно создавать силой воображения - нередко его можно позаимствовать прямо из жизни. Именно так и делается в сказках-метафорах. Вообще, что такое метафора? Метафора - это употребление слова в переносном значении. «Глаз-алмаз», «черная тоска», «железные нервы» - это пример простых метафор. Есть и более сложные – развернутые метафоры. Русские народные сказки – это прекрасный пример сказок-метафор. «Посадил дед репку. Выросла репка большая, пребольшая». По сути, большая репка символизирует большую проблему. Решать эту проблему в одиночку не получается. Успех приходит, когда за дело дружно берутся все – от мала до велика. Сказку о репке вполне можно рассказать и по-другому – поменять героев и декорации, поместить сказку в другое время. Например, так: -= Грязюка-мазюка =- Ехал по проселочной дороге грузовик с зерном. А дорогу ту развезло после дождя, и появилась на ней злая грязюка-мазюка. Угодило колесо в ямку, забуксовал грузовик. Мотор гудит, колесо крутится, а с места сдвинуться не может. Вышел из кабины грузовика водитель Петя Иванов, и говорит: - Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Ты пусти меня грязюка-мазюка. Отвечает ему грязюка-мазюка: - Не пущу грузовик. Пусть хоть до зимы стоит. Будут люди знать, какая я сильная. Будут уважать грязюку-мазюку. Стоит Петя посреди дороги, не знает, что делать. Мимо проезжала легковушка. Петя ей руками машет, остановиться просит. Вышел из легковушки водитель, Петя ему говорит: - Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Помоги мне выбраться из грязюки-мазюки. Подцепили они трос. Легковушка изо всех сил тянет, упирается в землю. Лишь грязюка чавкает, а грузовик не двигается с места. Отправился Петя в деревню, собрал мужиков и говорит: - Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Помогите мне выбраться из грязюки-мазюки. Пришли мужики и стали помогать. Легковушка изо всех сил тянет, упирается в землю. Мужики изо всех сил толкают. Лишь грязюка чавкает, а грузовик не двигается с места. Отправился Петя в деревню, и собрал ребятишек дворовых: - Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Помогите мне выбраться из грязюки-мазюки. Прибежали ребятишки с радостными криками. Легковушка изо всех сил тянет, упирается в землю. Мужики изо всех сил толкают. Ребятишки за трос тянут. И вот, не выдержала грязюка-мазюка, выпустила грузовик с громким чавком. Поблагодарил Петя помощников, и отправился в город. Сделали из зерна хлеб. Свежий хлеб на столе стоял, людей радовал. А грязюка-мазюка от огорчения засохла. Обратите внимание, внешне сказка стала другой, но там и там сюжет строится вокруг одной и той же метафоры. В качестве упражнения рекомендую читателям попробовать взять какой-нибудь сказочный сюжет, и рассказать по-другому. Измените героев, измените декорации – и посмотрите, что их этого получится. Это может оказаться не так просто – чтобы все получилось, нужно хорошо понимать суть сказки. А можно ли брать готовые сюжеты не из сказок, а прямо из жизни? Разумеется! У психологов, которые занимаются сказкотерапией, существуют специальные методики, которые позволяют брать сюжеты из жизни и превращать в сказки. Трубников Сергей
Психологические трансформационные игры и МАКи.
КАК НАПИСАТЬ СКАЗКУ.
СКАЗКИ - МЕТАФОРЫ ИЛИ КАК ИЗ "РЕПКИ" ПОЛУЧИЛАСЬ "ГРЯЗЮКА-МАЗЮКА".
На самом деле, сюжет сказки не обязательно создавать силой воображения - нередко его можно позаимствовать прямо из жизни. Именно так и делается в сказках-метафорах. Вообще, что такое метафора?
Метафора - это употребление слова в переносном значении.
«Глаз-алмаз», «черная тоска», «железные нервы» - это пример простых метафор. Есть и более сложные – развернутые метафоры.
Русские народные сказки – это прекрасный пример сказок-метафор.
«Посадил дед репку. Выросла репка большая, пребольшая». По сути, большая репка символизирует большую проблему. Решать эту проблему в одиночку не получается. Успех приходит, когда за дело дружно берутся все – от мала до велика.
Сказку о репке вполне можно рассказать и по-другому – поменять героев и декорации, поместить сказку в другое время. Например, так:
-= Грязюка-мазюка =-
Ехал по проселочной дороге грузовик с зерном. А дорогу ту развезло после дождя, и появилась на ней злая грязюка-мазюка. Угодило колесо в ямку, забуксовал грузовик. Мотор гудит, колесо крутится, а с места сдвинуться не может.
Вышел из кабины грузовика водитель Петя Иванов, и говорит:
-
Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет
свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Ты пусти меня
грязюка-мазюка.
Отвечает ему грязюка-мазюка:
- Не пущу грузовик. Пусть хоть до зимы стоит. Будут люди знать, какая я сильная. Будут уважать грязюку-мазюку.
Стоит Петя посреди дороги, не знает, что делать. Мимо проезжала легковушка.
Петя ей руками машет, остановиться просит. Вышел из легковушки водитель,
Петя ему говорит:
- Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Помоги мне выбраться из грязюки-мазюки.
Подцепили они трос. Легковушка изо всех сил тянет, упирается в землю. Лишь грязюка чавкает, а грузовик не двигается с места.
Отправился Петя в деревню, собрал мужиков и говорит:
- Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет
свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Помогите мне выбраться из грязюки-мазюки.
Пришли мужики и стали помогать. Легковушка изо всех сил тянет, упирается в землю. Мужики изо всех сил толкают. Лишь грязюка
чавкает, а грузовик не двигается с места.
Отправился Петя в деревню, и собрал ребятишек дворовых:
- Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет
свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Помогите мне выбраться из грязюки-мазюки.
Прибежали ребятишки с радостными криками. Легковушка изо всех сил тянет, упирается в землю. Мужики изо всех сил толкают. Ребятишки за трос тянут. И вот, не выдержала грязюка-мазюка, выпустила
грузовик с громким чавком.
Поблагодарил Петя помощников, и отправился в город. Сделали из зерна хлеб. Свежий хлеб на столе стоял, людей радовал. А грязюка-мазюка от огорчения засохла.
Обратите внимание, внешне сказка стала другой, но там и там сюжет строится вокруг одной и той же метафоры. В качестве упражнения рекомендую читателям попробовать взять какой-нибудь сказочный сюжет, и рассказать по-другому.
Измените героев, измените декорации – и посмотрите, что их этого
получится. Это может оказаться не так просто – чтобы все получилось,
нужно хорошо понимать суть сказки.
А можно ли брать готовые сюжеты не из сказок, а прямо из жизни? Разумеется! У психологов, которые занимаются сказкотерапией, существуют специальные методики, которые позволяют брать сюжеты из жизни и превращать в сказки.
Трубников Сергей