Антидот от цифровой зависимости и непривычные ощущения: почему в моде ретрогаджеты
Не только сериалы и мода 1990-х и 2000-х популярны у молодежи, в нашу жизнь возвращаются и гаджеты того времени: к примеру, MP3-плееры, пленочные фотоаппараты и кнопочные телефоны. Forbes Young разбирается, зачем зумерам понадобились, на первый взгляд, морально устаревшие устройства Анализ рынка зарядных устройств для гаджетов в России (с предоставлением базы импортно-экспортных операций) www.restko.ru/market/11510 Весной 2025 года 24-летняя тиктокерша и певица Эддисон Рей выпустила клип на песню Headphones On, который уже набрал более 5 млн просмотров, — в нем девушка с яркими розовыми волосами на фоне туманных горных пейзажей Исландии слушает музыку в проводных наушниках, подключенных к iPod Nano. Эти детали и общий визуал видео пользователи — преимущественно такие же зумеры, как и сама Рей, — описали как возвращение к Tumblr-эстетике (tumblr — платформа для микроблогов с элементами социальной сети, позволяет пользователям публиковать посты в «тамблелог», т.е. блог, оптимизированный для коротких постов) и стилю нулевых. Певица продолжила использовать ретростилистику — например, клип на трек Fame is a Gun из ее дебютного альбома Adisson визуально отсылает к фильмам 2000-х и даже 1900-х. Такое решение Рей, по сути, это следование трендам ее поколения: зумеры в 2020-х активно обращаются к эстетике ушедших десятилетий — от переосмысления стиля в одежде до возвращения к устаревшим технологиям. Так, по всему миру, несмотря на активное развитие стриминговых сервисов, растут продажи виниловых пластинок и MP3-плееров, а артисты — не только Рей, но и, к примеру, рэперша Doechi, выпустившая сингл Anxiety с сэмплом на хит 2010-х Somebody That I Used to Know, — вновь обращаются к культурным продуктам прошлого. Впрочем, и сами музыканты из нулевых полюбились молодежи — все в том же порыве ностальгии по ушедшим временам детства российские зумеры вовсю слушают Диму Билана, Леонида Агутина, Надежду Кадышеву, Татьяну Буланову и других артистов. Почему это происходит? Специалисты говорят, что феномен любви к Y2K-культуре (сокращение от Year 2000) и Tumblr-эре строится на стремлении молодых людей к эскапизму (уходу от реальности), бегству в более простые времена детства и юности, а также борьбе с тревогой. 21-летняя студентка МГУ имени М.В. Ломоносова Елизавета считает, что пленочные фотоаппараты и другие «аналоговые штуки» еще долго будут востребованы у молодежи. По ее мнению, предметы могут меняться: «Сейчас пленка и виниловые проигрыватели на пике, а что из прошлого стрельнет дальше — не знаю… Может, чугунные утюги». Елизавета подчеркивает, что молодым людям сейчас важно покупать то, что можно потрогать, с чем нужно «запариться и вкладывать чуть больше, чем в нажатие на экран», — все это дает новый, конкретный, весомый опыт. «По факту — это покупка непривычных ощущений, а за эмоции платят и будут платить», — резюмирует она. Forbes Young сделал подборку популярных у молодежи ретроустройств и попробовал разобраться в причинах их востребованности. Пленочные фотоаппараты Переизбыток цифровых технологий подталкивает зумеров к созданию контента с помощью альтернативных инструментов — например, пленочных фотоаппаратов. Как отмечает издание The Guardian, интерес к ним заметно вырос во время пандемии коронавируса и не угасает до сих пор. Вместе с ростом продаж, как отмечает издание, увеличивается и спрос на пленки и услуги проявки снимков. По данным «Яндекс Маркета», которыми маркетплейс поделился с Forbes Young, в январе — июле 2025 года заказы на «аналоговые» фотоаппараты в России выросли в 2,6 раза по сравнению с тем же периодом 2024-го. Молодежь воодушевлена процессом съемки на пленочные камеры. «Они [фотоаппараты] создают определенный вайб, а самое главное — снимки становятся более ценными, потому что ты не можешь фотографировать 100 раз подряд», — объясняет 21-летняя студентка МГУ имени М.В. Ломоносова Станислава. Ей также нравится «трепет перед тем, как увидеть те самые заветные фотографии, которые, даже будучи плохими, не разочаруют». Со Станиславой согласна другая студентка МГУ — 21-летняя Елизавета, которая снимает на пленку уже около года. «Можно сказать, что мое увлечение сложилось на пике популярности, — рассказывает она. — Самое крутое для меня — кадр один. Конечно, их 36, но фотографировать, как на iPhone не будешь: 100 снимков, из них выложишь один. Получается, действительно фиксируешь момент, не выбираешь, где лучше получился, а остаешься с живой эмоцией и небольшим волнением (предугадать, что кадр засветится или смажется, почти невозможно)». Другая особенность пленочных фотоаппаратов — качество изображений: они получаются зернистыми, с мягкими цветами и естественными дефектами вроде шума или размытости. Такая неидеальность, как отмечают зумеры, — важная отличительная черта пленочных фотоаппаратов, придающая им особый шарм. «Кажется, что вся магия кроется не только в ограниченности кадров, но и в настройке фотоаппарата. Возиться с механическими камерами в разы интереснее — полностью погружаешься в процесс, это некая медитация. На самом деле, пленочная фотография, как музыка на виниле, — возможность «прикоснуться» к другому поколению и как будто ненадолго остановить время, наслаждаясь моментом», — делилась одна из авторов молодежного медиа Fomoteka. Елизавете из МГУ тоже нравится процесс: «Выбрать пленку, вставить, отснять, попутно таская с собой везде фотик, отнести на проявку, а потом ждать, рассматривать оцифровку, пересылать друзьям. Хобби полного цикла, со своими затратами, заморочками и даже каким-то развитием». Кнопочные телефоны Согласно данным ВЦИОМ, 27% российских зумеров готовы перейти на обычные кнопочные телефоны. Растущий тренд на их использование среди молодежи получил название dumbphones (с англ. — «тупые телефоны», или «тупофоны»). Молодежь обсуждает отказ от смартфонов на платформе Reddit, в TikTok (хештег #bringbackflipphones) и YouTube. Высокий спрос на dumbphones строится на ностальгии и дизайне, который выделяется на фоне современных сенсорных и похожих друг на друга устройств, а также на усталости зумеров от цифровых технологий с их бесконечными уведомлениями. Как пишет CNBC, кнопочный телефон порой помогает поколению Z оставаться в реальности во время социальной коммуникации, а не «залипать» в мессенджерах и соцсетях. Издание подчеркивает, что стоимость устройств делает аналоговые гаджеты довольно выгодным приобретением и способом борьбы с зависимостью от интернета и, например, думскроллингом. Производители стараются не отставать от тренда. Так, в прошлом году финская компания HMD, занимающаяся разработкой и продажей устройств под брендом Nokia, в коллаборации с американской компанией Mattel, производящей игрушки Barbie, создала кнопочный телефон-раскладушку с самыми примитивными функциями: с его помощью можно позвонить, написать сообщение (SMS) и сделать фото — телефон оснащен 0,3-мегапиксельной камерой и вспышкой для съемки в стиле Y2K. В нем есть предустановленные приложения с медитациями и расслабляющими рингтонами, но при этом нельзя выйти в интернет, скачать приложения с соцсетями или мессенджерами. Выпустив телефон без доступа в интернет, производители сделали ставку на то, что молодые люди слишком устали от онлайна и хотят «цифрового детокса». Как заявил директор по маркетингу HMD Ларс Зильбербауэр, в нашем быстро меняющемся цифровом мире онлайн-шум никогда не утихает, а этот телефон «поможет забыть о смартфоне в моменты, когда вы просто хотите меньше просматривать веб-страницы и больше веселиться, и все это с помощью настоящей культурной иконы — Барби». Раскладушки, популярные в нулевых, переживают ренессанс и в России. «Больше всего среди таких телефонов в июле 2025 года россияне купили Motorola RAZR V3 и Samsung C3520», — рассказал Forbes Young Павел Комаров, руководитель бизнес-направления «Электроника и бытовая техника» в «Авито». MP3-плееры В эру стриминговых платформ плееры, как ни странно, не канули в Лету — наоборот, стали даже популярнее, чем еще несколько лет назад. «Спрос на MP3-плееры в сравнении с прошлым годом вырос на 21%, а в топ брендов вошли Digma, Fiio и Fafy», — рассказали Forbes Young в пресс-службе «Яндекс Маркета». Это подтверждают и в «Авито»: по словам Павла Комарова, продажи MP3-плееров в июле 2025-го увеличились на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «К примеру, классический iPod россияне стали покупать на 32% чаще год к году, а CD-плееры из нулевых — на 28% чаще», — уточняет Комаров. Секрет феномена — в стремлении зумеров перейти к полноценному прослушиванию музыки без отвлечения на соцсети, съемки видео и фото на камеру смартфона или звонки и переписки в чатах. Поколение Z, как пишет издание Vice, воспринимает плееры как «антидот от зависимости от смартфонов». Так, MP3-плееры позволяют «отключиться»: без интернета, звонков и уведомлений они превращаются в инструмент для фокуса на музыке и помогают не отвлекаться от работы или концентрироваться во время пробежек, создавая «чистый» аудиоопыт. Кроме того, молодежь отказывается от использования стриминговых платформ, в том числе Spotify, и переходит на MP3-плееры из-за растущей стоимости подписки и рекламы, пишет The Daily Mail. Молодым людям надоело платить за «аренду» музыки и они теперь предпочитают один раз потратиться на MP3-плеер. Пользовательница Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) с ником glitterangelkiss в своем ролике, который собрал более 133 000 лайков и 2400 комментариев, заявила: «Я купила себе MP3-плеер с [объемом памяти] до 64 ГБ. Я могу загрузить сюда 12 000 песен, пропускать их без ограничений, выбирать песню, которую хочу послушать, на этом маленьком устройстве, и я не плачу $100 в год. Спасибо». В комментариях под видео пользователи сошлись на том, что будущее за MP3-плеерами. Проводные наушники На неожиданный всплеск популярности проводных наушников медиа обратили внимание еще в 2021 году. Теперь же издание PC World приводит шесть причин того, почему проводные наушники лучше беспроводных: их не надо заряжать, качество звука лучше, воспроизведение идет без задержек, стоят они недорого и экологичны, нет проблем с подключением. К тому же беспроводные наушники нельзя подключить ко многим моделям MP3-плееров. Есть еще одно объяснение феномена — стремление зумеров к аутентичности. Как обращает внимание The Wall Street Journal, выбор проводных наушников — это своего рода бунт против корпоративной эстетики, связанной с AirPods от Apple, которые ассоциируются с «технобогачами» и офисной культурой. Молодые люди, которые хотят сохранить уникальность в своем стиле жизни и даже внешнем образе, отвергают стандарты, навязываемые брендами и корпорациями. Наконец, большое влияние на популярность проводных наушников оказывают и селебрити — например, модель Белла Хадид еще в 2019 году превратила их в яркий аксессуар. Проигрыватели виниловых пластинок Эксперты рынка виниловых пластинок и проигрывателей считают, что именно поколение Z — «движущая сила» продаж: 50% зумеров видят в виниле «перерыв от цифровой жизни», а 61% — способ улучшить ментальное благополучие. При этом на популярность виниловых проигрывателей и пластинок в большой мере влияет современная поп-культура, в частности певицы Тейлор Свифт, Билли Айлиш и Сабрина Карпентер, которые превращают виниловые версии своих альбомов в часть эстетики и лидируют по их продажам последние несколько лет. 18-летний студент НИУ ВШЭ Егор слушает виниловые пластинки минимум раз в пару недель, но бывают периоды, когда это происходит чаще: «Во время учебного года я достаточно часто просыпался и ставил какую-то пластинку как саундтрек ко дню». В качестве одного из преимуществ прослушивания винила он выделяет качество звука. «Есть альбомы, где такая шероховатость звука, которая обычно бывает на виниловых пластинках, играет существенную роль — например, альбомы Ланы Дель Рей», — рассказывает Егор. Также его привлекает то, что именно на пластинки исполнители зачастую ставят бонус-треки или «иногда, наверное, для продаж, добавляют разные прикольчики, например у Эддисон Рей был щелчок открывающейся банки Pepsi». В «Авито» уточняют, что за январь — июль 2025 года спрос на виниловые проигрыватели в России вырос на 7% в сравнении с аналогичным периодом в прошлом году. Об увеличении спроса говорят и представители маркетплейсов, добавляя, что чаще всего россияне выбирают бюджетные модели.
Успех, деньги: идеи, бизнес план, инвестиции
Антидот от цифровой зависимости и непривычные ощущения: почему в моде ретрогаджеты
Не только сериалы и мода 1990-х и 2000-х популярны у молодежи, в нашу жизнь возвращаются и гаджеты того времени: к примеру, MP3-плееры, пленочные фотоаппараты и кнопочные телефоны. Forbes Young разбирается, зачем зумерам понадобились, на первый взгляд, морально устаревшие устройства
Анализ рынка зарядных устройств для гаджетов в России (с предоставлением базы импортно-экспортных операций) www.restko.ru/market/11510 Весной 2025 года 24-летняя тиктокерша и певица Эддисон Рей выпустила клип на песню Headphones On, который уже набрал более 5 млн просмотров, — в нем девушка с яркими розовыми волосами на фоне туманных горных пейзажей Исландии слушает музыку в проводных наушниках, подключенных к iPod Nano. Эти детали и общий визуал видео пользователи — преимущественно такие же зумеры, как и сама Рей, — описали как возвращение к Tumblr-эстетике (tumblr — платформа для микроблогов с элементами социальной сети, позволяет пользователям публиковать посты в «тамблелог», т.е. блог, оптимизированный для коротких постов) и стилю нулевых.
Певица продолжила использовать ретростилистику — например, клип на трек Fame is a Gun из ее дебютного альбома Adisson визуально отсылает к фильмам 2000-х и даже 1900-х. Такое решение Рей, по сути, это следование трендам ее поколения: зумеры в 2020-х активно обращаются к эстетике ушедших десятилетий — от переосмысления стиля в одежде до возвращения к устаревшим технологиям. Так, по всему миру, несмотря на активное развитие стриминговых сервисов, растут продажи виниловых пластинок и MP3-плееров, а артисты — не только Рей, но и, к примеру, рэперша Doechi, выпустившая сингл Anxiety с сэмплом на хит 2010-х Somebody That I Used to Know, — вновь обращаются к культурным продуктам прошлого. Впрочем, и сами музыканты из нулевых полюбились молодежи — все в том же порыве ностальгии по ушедшим временам детства российские зумеры вовсю слушают Диму Билана, Леонида Агутина, Надежду Кадышеву, Татьяну Буланову и других артистов.
Почему это происходит? Специалисты говорят, что феномен любви к Y2K-культуре (сокращение от Year 2000) и Tumblr-эре строится на стремлении молодых людей к эскапизму (уходу от реальности), бегству в более простые времена детства и юности, а также борьбе с тревогой.
21-летняя студентка МГУ имени М.В. Ломоносова Елизавета считает, что пленочные фотоаппараты и другие «аналоговые штуки» еще долго будут востребованы у молодежи. По ее мнению, предметы могут меняться: «Сейчас пленка и виниловые проигрыватели на пике, а что из прошлого стрельнет дальше — не знаю… Может, чугунные утюги». Елизавета подчеркивает, что молодым людям сейчас важно покупать то, что можно потрогать, с чем нужно «запариться и вкладывать чуть больше, чем в нажатие на экран», — все это дает новый, конкретный, весомый опыт. «По факту — это покупка непривычных ощущений, а за эмоции платят и будут платить», — резюмирует она.
Forbes Young сделал подборку популярных у молодежи ретроустройств и попробовал разобраться в причинах их востребованности.
Пленочные фотоаппараты
Переизбыток цифровых технологий подталкивает зумеров к созданию контента с помощью альтернативных инструментов — например, пленочных фотоаппаратов. Как отмечает издание The Guardian, интерес к ним заметно вырос во время пандемии коронавируса и не угасает до сих пор. Вместе с ростом продаж, как отмечает издание, увеличивается и спрос на пленки и услуги проявки снимков.
По данным «Яндекс Маркета», которыми маркетплейс поделился с Forbes Young, в январе — июле 2025 года заказы на «аналоговые» фотоаппараты в России выросли в 2,6 раза по сравнению с тем же периодом 2024-го.
Молодежь воодушевлена процессом съемки на пленочные камеры. «Они [фотоаппараты] создают определенный вайб, а самое главное — снимки становятся более ценными, потому что ты не можешь фотографировать 100 раз подряд», — объясняет 21-летняя студентка МГУ имени М.В. Ломоносова Станислава. Ей также нравится «трепет перед тем, как увидеть те самые заветные фотографии, которые, даже будучи плохими, не разочаруют».
Со Станиславой согласна другая студентка МГУ — 21-летняя Елизавета, которая снимает на пленку уже около года. «Можно сказать, что мое увлечение сложилось на пике популярности, — рассказывает она. — Самое крутое для меня — кадр один. Конечно, их 36, но фотографировать, как на iPhone не будешь: 100 снимков, из них выложишь один. Получается, действительно фиксируешь момент, не выбираешь, где лучше получился, а остаешься с живой эмоцией и небольшим волнением (предугадать, что кадр засветится или смажется, почти невозможно)».
Другая особенность пленочных фотоаппаратов — качество изображений: они получаются зернистыми, с мягкими цветами и естественными дефектами вроде шума или размытости. Такая неидеальность, как отмечают зумеры, — важная отличительная черта пленочных фотоаппаратов, придающая им особый шарм.
«Кажется, что вся магия кроется не только в ограниченности кадров, но и в настройке фотоаппарата. Возиться с механическими камерами в разы интереснее — полностью погружаешься в процесс, это некая медитация. На самом деле, пленочная фотография, как музыка на виниле, — возможность «прикоснуться» к другому поколению и как будто ненадолго остановить время, наслаждаясь моментом», — делилась одна из авторов молодежного медиа Fomoteka. Елизавете из МГУ тоже нравится процесс: «Выбрать пленку, вставить, отснять, попутно таская с собой везде фотик, отнести на проявку, а потом ждать, рассматривать оцифровку, пересылать друзьям. Хобби полного цикла, со своими затратами, заморочками и даже каким-то развитием».
Кнопочные телефоны
Согласно данным ВЦИОМ, 27% российских зумеров готовы перейти на обычные кнопочные телефоны. Растущий тренд на их использование среди молодежи получил название dumbphones (с англ. — «тупые телефоны», или «тупофоны»). Молодежь обсуждает отказ от смартфонов на платформе Reddit, в TikTok (хештег #bringbackflipphones) и YouTube.
Высокий спрос на dumbphones строится на ностальгии и дизайне, который выделяется на фоне современных сенсорных и похожих друг на друга устройств, а также на усталости зумеров от цифровых технологий с их бесконечными уведомлениями. Как пишет CNBC, кнопочный телефон порой помогает поколению Z оставаться в реальности во время социальной коммуникации, а не «залипать» в мессенджерах и соцсетях. Издание подчеркивает, что стоимость устройств делает аналоговые гаджеты довольно выгодным приобретением и способом борьбы с зависимостью от интернета и, например, думскроллингом.
Производители стараются не отставать от тренда. Так, в прошлом году финская компания HMD, занимающаяся разработкой и продажей устройств под брендом Nokia, в коллаборации с американской компанией Mattel, производящей игрушки Barbie, создала кнопочный телефон-раскладушку с самыми примитивными функциями: с его помощью можно позвонить, написать сообщение (SMS) и сделать фото — телефон оснащен 0,3-мегапиксельной камерой и вспышкой для съемки в стиле Y2K. В нем есть предустановленные приложения с медитациями и расслабляющими рингтонами, но при этом нельзя выйти в интернет, скачать приложения с соцсетями или мессенджерами. Выпустив телефон без доступа в интернет, производители сделали ставку на то, что молодые люди слишком устали от онлайна и хотят «цифрового детокса». Как заявил директор по маркетингу HMD Ларс Зильбербауэр, в нашем быстро меняющемся цифровом мире онлайн-шум никогда не утихает, а этот телефон «поможет забыть о смартфоне в моменты, когда вы просто хотите меньше просматривать веб-страницы и больше веселиться, и все это с помощью настоящей культурной иконы — Барби».
Раскладушки, популярные в нулевых, переживают ренессанс и в России. «Больше всего среди таких телефонов в июле 2025 года россияне купили Motorola RAZR V3 и Samsung C3520», — рассказал Forbes Young Павел Комаров, руководитель бизнес-направления «Электроника и бытовая техника» в «Авито».
MP3-плееры
В эру стриминговых платформ плееры, как ни странно, не канули в Лету — наоборот, стали даже популярнее, чем еще несколько лет назад. «Спрос на MP3-плееры в сравнении с прошлым годом вырос на 21%, а в топ брендов вошли Digma, Fiio и Fafy», — рассказали Forbes Young в пресс-службе «Яндекс Маркета». Это подтверждают и в «Авито»: по словам Павла Комарова, продажи MP3-плееров в июле 2025-го увеличились на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «К примеру, классический iPod россияне стали покупать на 32% чаще год к году, а CD-плееры из нулевых — на 28% чаще», — уточняет Комаров.
Секрет феномена — в стремлении зумеров перейти к полноценному прослушиванию музыки без отвлечения на соцсети, съемки видео и фото на камеру смартфона или звонки и переписки в чатах. Поколение Z, как пишет издание Vice, воспринимает плееры как «антидот от зависимости от смартфонов». Так, MP3-плееры позволяют «отключиться»: без интернета, звонков и уведомлений они превращаются в инструмент для фокуса на музыке и помогают не отвлекаться от работы или концентрироваться во время пробежек, создавая «чистый» аудиоопыт.
Кроме того, молодежь отказывается от использования стриминговых платформ, в том числе Spotify, и переходит на MP3-плееры из-за растущей стоимости подписки и рекламы, пишет The Daily Mail. Молодым людям надоело платить за «аренду» музыки и они теперь предпочитают один раз потратиться на MP3-плеер.
Пользовательница Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) с ником glitterangelkiss в своем ролике, который собрал более 133 000 лайков и 2400 комментариев, заявила: «Я купила себе MP3-плеер с [объемом памяти] до 64 ГБ. Я могу загрузить сюда 12 000 песен, пропускать их без ограничений, выбирать песню, которую хочу послушать, на этом маленьком устройстве, и я не плачу $100 в год. Спасибо». В комментариях под видео пользователи сошлись на том, что будущее за MP3-плеерами.
Проводные наушники
На неожиданный всплеск популярности проводных наушников медиа обратили внимание еще в 2021 году. Теперь же издание PC World приводит шесть причин того, почему проводные наушники лучше беспроводных: их не надо заряжать, качество звука лучше, воспроизведение идет без задержек, стоят они недорого и экологичны, нет проблем с подключением. К тому же беспроводные наушники нельзя подключить ко многим моделям MP3-плееров.
Есть еще одно объяснение феномена — стремление зумеров к аутентичности. Как обращает внимание The Wall Street Journal, выбор проводных наушников — это своего рода бунт против корпоративной эстетики, связанной с AirPods от Apple, которые ассоциируются с «технобогачами» и офисной культурой. Молодые люди, которые хотят сохранить уникальность в своем стиле жизни и даже внешнем образе, отвергают стандарты, навязываемые брендами и корпорациями.
Наконец, большое влияние на популярность проводных наушников оказывают и селебрити — например, модель Белла Хадид еще в 2019 году превратила их в яркий аксессуар.
Проигрыватели виниловых пластинок
Эксперты рынка виниловых пластинок и проигрывателей считают, что именно поколение Z — «движущая сила» продаж: 50% зумеров видят в виниле «перерыв от цифровой жизни», а 61% — способ улучшить ментальное благополучие.
При этом на популярность виниловых проигрывателей и пластинок в большой мере влияет современная поп-культура, в частности певицы Тейлор Свифт, Билли Айлиш и Сабрина Карпентер, которые превращают виниловые версии своих альбомов в часть эстетики и лидируют по их продажам последние несколько лет.
18-летний студент НИУ ВШЭ Егор слушает виниловые пластинки минимум раз в пару недель, но бывают периоды, когда это происходит чаще: «Во время учебного года я достаточно часто просыпался и ставил какую-то пластинку как саундтрек ко дню». В качестве одного из преимуществ прослушивания винила он выделяет качество звука. «Есть альбомы, где такая шероховатость звука, которая обычно бывает на виниловых пластинках, играет существенную роль — например, альбомы Ланы Дель Рей», — рассказывает Егор. Также его привлекает то, что именно на пластинки исполнители зачастую ставят бонус-треки или «иногда, наверное, для продаж, добавляют разные прикольчики, например у Эддисон Рей был щелчок открывающейся банки Pepsi».
В «Авито» уточняют, что за январь — июль 2025 года спрос на виниловые проигрыватели в России вырос на 7% в сравнении с аналогичным периодом в прошлом году. Об увеличении спроса говорят и представители маркетплейсов, добавляя, что чаще всего россияне выбирают бюджетные модели.