Мои сёстры, мы должны изменить свою одежду. Современный стиль женского платья во многом несовершенен, поскольку вредит здоровью женщин. Поэтому нам грешно носить тесные, сдавливающие талию корсеты, ибо они затрудняют работу сердца, лёгких и печени. Здоровое состояние всего организма зависит от правильного функционирования органов дыхания. Тысячи женщин подорвали своё здоровье и навлекли на себя различные заболевания, пытаясь обратить себе на пользу вредные и противоестественные вещи. Они не довольствуются тем, что сотворено природой, и, ревностно стремясь «исправить» её и привести в соответствие со своими представлениями об элегантности, разрушают и уродуют всё, созданное ею. Многие женщины перегружают живот и бёдра тяжёлыми юбками. Но ведь эти части тела не были созданы для того, чтобы держать вес. Тяжёлые стёганые юбки вообще не надо носить. Это большое зло, они совершенно не нужны. Женское платье должно спускаться с плеч. Богу было бы приятно, если бы у верующих в одежде стало больше единообразия. Стиль одежды, который раньше был избран друзьями Христа, вызывает меньше всего нареканий. Многие из них впоследствии отступили от веры, и, хотя носили одноцветную одежду, их обуревала гордыня и стремление к вычурности. Теперь они шьют платье из самого дорогого материала. Тем не менее их выбор простых расцветок, скромный и опрятный покрой одежды достойны всяческого подражания со стороны христиан. Сыны Израилевы, после того как вышли из Египта, пришивали на одежду по повелению Бога простую голубую ленту, которая отличала их от окружающих народов и указывала, что они — особый народ Божий. Теперь от детей Божьих не требуется носить на одежде специальные знаки, но в Новом Завете часто даются ссылки на пример древнего Израиля. Если Бог тогда дал такие конкретные указания Своему народу в отношении одежды, то неужели же Ему абсолютно безразлично, как одевается Его народ сегодня? Разве не должна наша одежда отличаться от одежды мирян? Разве народ Божий не обязан даже своей одеждой стремиться прославить Бога? Разве не должны дети Божьи быть примером даже в одежде, которая простотой и непритязательностью отвечала бы на гордость, тщеславие и экстравагантность светских людей, любящих удовольствия? Бог требует этого от Своего народа. Гордость порицается в Его Слове. Но есть и такие люди, которые всё время твердят о скромности в одежде, а одеваются небрежно и безвкусно; их одежда выглядит так, как будто она долго летала в воздухе, а потом неожиданно упала на них. На ней видны пятна грязи, и, однако же, такие люди считают своим долгом обличать гордость, под которой разумеют опрятность и аккуратность. Если бы они были среди тех, кто собрался у горы Синай, чтобы выслушать Закон, то их изгнали бы из общества Израилева за неповиновение Божьему повелению: «Омойте одежды свои». Именно так надо готовиться к принятию Закона Божьего, который был возвещён в обстановке благоговения и величия. Десять Заповедей, изречённых Иеговой с Синая, не могут утвердиться в сердцах беспорядочных и нечистоплотных людей. Если древний Израиль не мог выслушать святой закон до тех пор, пока не выполнит повеление Иеговы и не очистит своих одежд, то как может святой Закон Божий запечатлеться в сердцах нечистоплотных людей, живущих в грязных домах и носящих неаккуратную одежду? Это невозможно. Их исповедание может быть возвышенным, как небо, но на самом деле оно не стоит и гроша. Они производят удручающее впечатление на неверующих. Было бы лучше, если бы такие люди навсегда остались за пределами стана верного народа Божьего. Дом Божий бесчестится такими исповедниками. Все, кто собирается в субботу для поклонения Богу, должны по возможности приходить в опрятном, хорошо сидящем, красивом костюме. Люди, исповедующие субботу святым днём Господним, бесчестят Бога, Его дом и Его день, если надевают ту же одежду, в которой трудятся в течение недели на своих фермах, имея при этом возможность приобрести новую. Если есть достойные люди, желающие всем сердцем чтить Господина субботы и поклоняться Богу, но не имеющие возможности приобрести себе смену нарядной одежды, пусть состоятельные братья пожертвуют им деньги на субботний костюм, чтобы и они могли появляться в доме Божьем в чистом, хорошо сидящем одеянии. Богу было бы угодно большее единообразие в одежде. Те, кто тратит деньги на дорогую одежду и дополнительные аксессуары, могли бы, проявив немного самоотречения, дать пример чистой религии и простоты в одежде. А деньги, которые они раньше тратили на излишества, можно было бы направить на помощь бедным братьям и сёстрам, которых Бог любит, чтобы они купили себе опрятную и скромную одежду. У некоторых братьев и сестёр создаётся впечатление, что для того, чтобы отделиться от мира, как требует Бог, они не должны обращать внимания на одежду. Некоторые сёстры думают, что следуют принципу отделения от мира, если приходят в собрание святых на субботнее богослужение в старомодной шляпке и поношенном повседневном платье. И некоторые мужчины, исповедующие Христа, поступают аналогичным образом. В субботу они приходят в собрание народа Божьего в грязной и пыльной одежде, иногда даже с зияющими дырами, и сидит она на них неряшливо. Если бы у этих братьев была назначена встреча с другом, занимающим высокое положение в обществе, и им надо было заслужить его расположение, они бы постарались явиться перед ним в наилучшей одежде, которую смогли бы раздобыть. Иначе их друг был бы оскорблён, увидев приглашённого непричёсанным, в грязной и неряшливой одежде. Однако эти люди считают, что не имеет значения, в каком платье и в каком виде они придут в субботу на поклонение великому Богу. Они собираются в Его доме, который является приёмной Всевышнего и в котором присутствуют небесные ангелы, не проявляя к Нему никакого почтения или благоговения, что ясно видно по их одежде. Внешний вид этих братьев и сестёр отражает их характер. Излюбленная их тема — это гордость в одежде, причём гордыней они считают приличие, аккуратность и вкус. Слова и поступки этих заблудших душ под стать их одежде. Их речь неправильна и часто груба, когда они разговаривают с домашними, с собратьями по вере и с мирскими людьми. Внешний вид и одежда зачастую отражают то, что представляет собой данный брат или сестра. Неряшливые и неопрятные люди редко беседуют на возвышенные темы и редко обладают утончёнными чувствами. Иногда они считают смирением грубость или чудаковатость. Христос назвал Своих последователей солью земли и светом миру. Без спасительного влияния христиан мир погиб бы в своём растлении. Взгляните на только что описанных исповедников Христа. Они не только небрежны в одежде и нечистоплотны, но и халатны в делах, грубы и неучтивы в манерах, вульгарны в речи. Тем не менее они считают эти низменные проявления показателем истинного смирения и христианской жизни. Как вы считаете, сказал бы наш Спаситель, если бы Он был сейчас на земле, о таких людях, что они соль земли и свет миру? Нет, никогда! У христиан возвышенная речь. Хотя они считают грехом опускаться до глупой лести, они вежливы, добры и великодушны. Их слова искренни и правдивы. Они верны во взаимоотношениях с братьями и с миром. В одежде они избегают излишеств и всего показного; однако платье у них опрятное, не кричащее, скромное, подобранное со вкусом и хорошо сидящее. Особенно важно своей одеждой подчёркивать священное уважение к святой субботе и к богослужению в доме молитвы. Разница между такими людьми и миром будет слишком отчётлива, чтобы её не заметить. Влияние верующих возрастёт во сто крат, если братья и сёстры, которые до того были небрежны и неразборчивы в своих привычках, после принятия истины настолько освящаются и облагораживаются, что начинают следить за собой и своей одеждой, стремясь быть опрятными, ухоженными и следующими хорошему вкусу. Наш Бог есть Бог порядка, и Ему крайне неприятны расхлябанность, грязь и грех. Христианам не следует лезть из кожи вон, чтобы делать себя предметом всеобщего внимания, благодаря необычной, отличной от мирской, одежде. Но если они, согласно своему представлению о вере и долге, одеваются скромно и так, чтобы это не вредило здоровью, и вдруг обнаруживают, что их одежда вышла из моды, им не надо менять её в угоду мира. Они должны проявить благородную независимость и нравственное мужество, чтобы вести себя правильно, хотя бы весь мир отличался от них. Когда в мире входит в моду скромная, удобная и здоровая одежда, соответствующая Библии, наши взаимоотношения с Богом не пострадают, если мы будем одеваться, как мирские люди. Христиане должны подражать Христу и одеваться в соответствии с Божьим Словом. Им следует избегать крайностей и скромно идти прямым и верным путём, независимо от того, вызывает это восторг или критику окружающих. Необходимо всегда держаться истины, поскольку она ценна сама по себе. Женщинам надо обуваться так, чтобы ноги не мёрзли и чтобы чувствовать себя комфортно. Им не меньше, чем мужчинам, нужно утеплять бедра, голени и ступни ног. Длина модного женского платья вызывает возражения по нескольким причинам. 1. Когда платье настолько длинное, что подметает улицы и тротуары, это ненужное излишество. 2. Такое длинное платье собирает росу с травы и грязь с улицы и поэтому быстро пачкается. 3. Когда оно запачкано грязью и соприкасается с чувствительными, недостаточно защищёнными лодыжками, то быстро охлаждает их, что является одной из главных причин простуды и золотушных опухолей. 4. Излишняя длина платья является дополнительным грузом для бёдер и живота. 5. Оно мешает ходьбе и часто мешает другим людям свободно передвигаться. Сторонницы реформы в одежде иногда увлекаются каким-то новым стилем. Они имитируют одежду противоположного пола: носят кепку, брюки, жилет, пальто и ботинки. Последние представляют собой наиболее деликатную часть костюма. Отстаивающие такой стиль одежды заходят слишком далеко в своём желании изменить существующие нормы. В результате происходит путаница. Некоторые из тех, кто одевается таким образом, в принципе правы в своём подходе к здоровью и могли бы принести намного больше пользы, если бы не доводили проблему одежды до крайности. При таком стиле одежды Божий порядок извращается, и Его указания остаются без внимания. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий, делающий сие» (Второзаконие 22:5). Бог не желает, чтобы Его дети следовали такому стилю одежды. Это нескромные одеяния; они совершенно не подходят для смиренных женщин, считающих себя последовательницами Христа. Божьи запреты с лёгкостью обходят все, кто выступает за отмену различий между мужской и женской одеждой. Крайние взгляды, отстаиваемые в этом вопросе некоторыми реформаторами одежды, ослабляют их влияние. Богу было угодно, чтобы женская одежда отличалась от мужской; Он посчитал этот вопрос достаточно важным, чтобы дать ясные указания, ибо если оба пола будут одеваться одинаково, это вызовет замешательство и рост преступности. Апостол Павел, если бы был сейчас жив, обличил бы женщин, стремящихся к благочестию, но одевающихся в мужскую одежду. «Чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично жёнам, посвящающим себя благочестию» (1 Тимофею 2:9, 10). Множество исповедующих Христа сегодня полностью пренебрегают учением апостолов и носят золото, драгоценные камни и дорогую одежду. Верный народ Божий — это свет мира и соль земли. Ему надо всегда помнить, что влияние его бесценно. Если бы женщины заменили слишком длинные платья на слишком короткие, то их влияние было бы в значительной степени сведено на нет. На неверующих, которых нужно вести к Агнцу Божьему и о благе которых нужно думать, это произвело бы отвратительное впечатление. Одежду женщин можно во многом усовершенствовать ради их здоровья, но не менять её слишком резко, чтобы не шокировать окружающих. Тело женщины нельзя сдавливать корсетами. Платье должно сидеть свободно, чтобы лёгкие и сердце правильно функционировали. Оно может слегка закрывать ботинки, но быть достаточно коротким, чтобы его не поднимать, когда переходишь грязную улицу. Для женщин, выполняющих работу по дому, и особенно для тех, кто трудится на улице, будут уместны и удобны более короткие платья. При таком стиле одежды всё, что нужно, — это одна, максимум две лёгкие юбки, которые застёгиваются на пуговицу или придерживаются ремешком. Бёдра созданы не для того, чтобы навешивать на них тяжести. Тяжёлые юбки своим весом давят на бедра и вызывают различные заболевания. Лечить их непросто, так как заболевшие обычно не знают причины, вызывающей страдание, и продолжают нарушать законы природы, затягивая талию и надевая тяжёлые юбки до тех пор, пока не становятся инвалидами на всю оставшуюся жизнь. Многие сразу же воскликнут: «Но такой стиль одежды старомоден!» Ну и что, если я такая? Я хотела бы, чтобы мы были старомодны во многих отношениях, чтобы у нас была старомодная сила воли, отличавшая старомодных женщин прошлых поколений. Я не делаю опрометчивых заявлений, когда говорю о том, что неудобная одежда женщин и их потворство аппетиту являются в наши дни главными причинами ослабленного, болезненного состояния. Всего одна женщина из тысячи обувается, как должно. Какой бы ни была длина платья, женщинам следует утеплять ноги не менее основательно, чем это делают мужчины. Для этого надо носить тёплые рейтузы или гамаши, опускающиеся до щиколоток, так чтобы они заправлялись в ботинки или сапоги. Утеплённые таким образом ноги и лодыжки защищены от ветра. Если ногам удобно и уютно в тёплой одежде и обуви, кровообращение наладится, и кровь останется здоровой и чистой, так как она уже не переохлаждается и беспрепятственно циркулирует в организме по естественному кругу. Следует обратить внимание читателя на тот факт, что, хотя г-жа Уайт всегда подчёркивала важность здоровой, скромной, экономичной, по-христиански простой одежды, она также признавала, что одежда должна соответствовать своей эпохе. В 1897 году, когда некоторые адвентистские сёстры спрашивали, должны ли они, в соответствии с советами Духа пророчества, вернуться к стилю одежды 1860-х годов, г-жа Уайт заявила, что ей не был рекомендован какой-либо конкретный стиль как эталон для всех времён и народов. Она написала: «Господь не говорил, что долг наших сестёр вернуться к одежде эпохи Реформации». Материалы, собранные в двух томах «Избранных вестей», не вошли в девять томов «Свидетельств для Церкви», изданных Еленой Уайт ещё при жизни. Они доходили до читателей в виде памфлетов, журнальных статей, машинописных сообщений. Собранные в 1958 году в специальную компиляцию «Избранные вести», они своевременно стали духовной пищей для нашего народа, и ссылки на них вошли в 3-томный «Сводный индекс к произведениям Е. Уайт». Ряд страниц в этих двух томах «Избранных вестей» и множество страниц в других книгах Елены Уайт, а также немало личных свидетельств, обращённых к отдельным людям, посвящены важному вопросу выбора спутника жизни. В этих советах выдвигаются важные условия счастливого супружества, счастья и благополучия родившихся детей. Также указываются возможные причины неудачного брака. Елена Уайт заверяет нас, что «Иисус хочет видеть счастливые пары, счастливые семейные очаги» (Христианский дом, с. [99]). «Выбор спутника жизни, — наставляла она, — определяться стремлением наилучшим образом обеспечить физическое, умственное и духовное благополучие будущих родителей и их детей” (Служение исцеления, с. [357]). «Сегодня мир полон бед и пороков вследствие плохо подобранных супружеских пар. Во многих случаях мужу и жене достаточно нескольких месяцев, чтобы понять, что их характеры несовместимы; в результате в семьях вместо небесной любви и согласия господствуют разногласия» (Наставник молодёжи, 10 августа 1899 г.; Вести для молодёжи, с. [453]; Христианский дом, с. [83]). Пророчица предостерегала против большой разницы в возрасте у тех, кто вступает в брак; это, считала она, может «вызвать серьёзное ухудшение здоровья супругов» и что «дети от таких браков зачастую слабы в физическом и умственном отношении» (Служение исцеления, с. [358]). Елена Уайт подчёркивала значение здоровья будущих супругов. «Нездоровые мужчины часто завоёвывают симпатии в целом здоровых женщин и полагают при этом, что могут жениться на них по любви. Но они не учитывают тот факт, что в таком браке жена будет в большей или меньшей степени страдать из-за болезни мужа» (Избранные вести, т. 2, с. [423]). И затем она доводит свою мысль до логического конца: «Если бы это касалось лишь тех, кто вступает в брак, грех не был бы столь тяжким. Но ведь в результате страдают дети, затем плохая наследственность, всякого рода болезни и недуги передаются из поколения в поколение» (там же). Способность супругов содержать себя материально Елена Уайт также считала важным условием успешного брака. Она указывала, что есть люди, “не нажившие имущества”, и “у них нет достаточно физических, умственных способностей, чтобы сколотить капитал”. “Именно такие люди обычно спешат жениться и берут на себя обязательства, которых до конца не понимают”. Но больше всего страдают, как правило, дети, ибо “у людей, которым не хватает деловой хватки и смекалки… обычно появляется больше всего детей”. “Эти дети, — пишет она, — плохо питаются, ходят в обносках, не получают надлежащего физического, умственного и нравственного воспитания” (там же, с. [420, 421]). Совет был дан также и о браках между мужчинами и женщинами разных национальностей и культур. Свет увидели четыре такие вести. Две из них включены в данный том на с. 343 и 344. Они были написаны соответственно в 1896-м и 1912 годах и отобраны для настоящего тома потому, что в них изложены общие принципы, согласно которым нельзя одобрять такие браки. Эти союзы могут легко привести к «распрям и замешательству». Другая причина нежелательности межнациональных браков связана с «различными комплексами», на которые будут обречены дети от таких родителей. «Это может вызывать у детей горькие чувства в отношении родителей, давших им такое бремя на всю оставшуюся жизнь» [Из двух других заявлений первое находится в центре обращения Елены Уайт к руководителям Церкви о том, чтобы приступить к работе с цветным населением Соединённых Штатов. Оно было сделано 21 марта 1891 года. В нём сестра Уайт смело и решительно говорит о братстве всех людей и их равенстве в служении Богу. В то же время она серьёзно предостерегала Церковь, что видно из заявления, прочитанного ею перед руководством: «Грех лежит на нашей Церкви, потому что мы не прилагаем достаточно усилий для спасения душ среди цветного населения… Бог не дал вам права изгонять из домов молитвы цветных людей. Обращайтесь с ними, как с собственностью Христа, ибо и вы, и они — души Божьи. Цветные должны быть такими же полноправными членами Церкви, как и белые братья. Следует прилагать большие усилия, чтобы исправить то зло, которое было причинено им. В то же самое время мы не должны впадать в крайности и фанатизм в этом вопросе. Некоторые считают справедливым разрушить до основания стену, разделяющую обе расы, и вступать безоглядно в браки с цветными людьми. Однако я считаю, что это не надо проповедовать или вводить в практику» (Работа на южном поле, с. 15). Ещё одно высказывание по этому вопросу содержится в письме, написанном 8 января 1901 года молодому человеку, вынашивавшему планы поощрения смешанных браков. Это привело к появлению смешанной пары: муж — кавказец, а жена — негритянка. Тот же совет был затем повторен в 1912 году и записан на 344-й странице данного тома. Но Елена Уайт добавляет слова, призывающие к тщательному обдумыванию: «He соединяйте свою судьбу с девушкой, у которой, возможно, появится повод всю последущую жизнь сожалеть об этом шаге…» «О, какими же алчными, эгоистичными, близорукими созданиями могут быть люди. Не доверяйте своему суждению и полагайтесь на разум Бога. Отличайте приятное от полезного. Послушно выполняйте волю Божью… Идя своим путём и следуя своей воле, вы найдёте тернии и волчцы» (Письмо 4, 1901 г.).] Хотя эти четыре вести были написаны в конкретное время для ситуаций, возникающих в конкретной географической области, они могут насторожить тех, кто готовится вступить в брак, и побудить их принять во внимание обстоятельства и факты, способные поставить под угрозу их союз, и передать детям наследство, которое им будет ненавистно. Приведённые советы даны верующим, чтобы поделиться с ними важным жизненным опытом и предостеречь от возможного разочарования и горьких последствий непродуманного, опрометчивого вступления в брак. Елена Уайт говорит: «Иисус хочет видеть счастливые семьи, счастливые семейные очаги». Устные и письменные высказывания Елены Уайт по вопросу брака и семьи открывают, что причина её возражений не в том, что одна раса лучше другой. Она всегда считала, что все люди — братья и что имя чернокожего записано в небесных книгах рядом с именем белого. Христос не признавал национальных, материальных или духовных разногласий… Но Христос пришёл разрушить стены разделения. Он пришёл показать, что Его дар милосердия и любви невозможно заключить в какие-либо рамки, как воздух, свет или потоки дождя, освежающего землю. Жизнь Христа положила основание религии, в которой нет кастовых различий, в которой иудей и язычник, свободный и раб соединены узами братства и равны перед Богом. Ни один политический вопрос не оказывал влияния на Его действия. Он не делал различия между соседом и незнакомцем, другом и врагом. Каждый, кто обращался к Нему, был для Него драгоценной душой, жаждущей воды живой… Христос стремился зажечь огонь надежды в самых очерствевших и озлобленных душах, даруя им уверенность в том, что они могут стать непорочными и чистыми, обрести такой характер, который со всей очевидностью будет свидетельствовать, что они являются детьми Божьими (Служение исцеления, с. [25, 26]). Одно братство Христос пришёл на землю с вестью милости и прощения. Он заложил основание такой религии, посредством которой иудеи и язычники, чёрные и белые, свободные и рабы могут объединиться в одно братство и признаны равными в глазах Божьих. Спаситель дал безграничную любовь к каждому человеку. В каждом Он видит возможности для совершенствования. С Божественной энергией и надеждой Он приветствует тех, ради кого Он отдал Свою жизнь. Живя Его силой, люди могут богатеть добрыми делами и исполняться силой Духа (Свидетельства для церкви, т. 7, с. [225]). Одна семья по творению и искуплению Бог не признаёт национальных, расовых или социальных различий. Он — Творец всего человечества. Все люди являются одной семьёй благодаря как творению, так и искуплению. Христос пришёл, чтобы разрушить все разделяющие людей стены, открыть все пространства храма, чтобы каждая душа получила свободный доступ к Богу… Во Христе нет ни еврея, ни грека, ни раба, ни свободного. Все стали близки Его драгоценной Кровью (Наглядные уроки. Христа, с. [386]). Господь с печалью смотрит на самое жалкое из всех зрелищ: на рабство цветного населения. Он желает, чтобы, трудясь ради цветных, мы помнили о том, что Его провидение освободило их от политического рабства; о том, что цветные кровно связаны с нами через творение и искупление и что они имеют полное право на благословение свободы (Свидетельства для церкви, т. 7. с. [223]). В библейской религии нет ни каст, ни рас Библейская вера не различает людей по кастовым признакам или цвету кожи. В такой религии не имеют значения положение в обществе, богатство человека и его мирская слава. Бог оценивает людей как людей. Перед Его лицом достоинство людей определяет их характером. Мы должны распознавать Дух Христа в любом человеке, в котором Он проявляется (Свидетельства для церкви, т. 9, с. 223). Христос пытался донести до сознания учеников истину о том, что в Царстве Божьем нет ни границ, ни каст, ни аристократии, что они должны идти ко всем народам и нести им весть о любви Спасителя (Деяния апостолов, с. [20]). Беспристрастная любовь устраняет предрассудки Стены сектантства, кастовости и расизма падут, когда в сердца людей войдёт истинный миссионерский дух. Предрассудки устраняются любовью Божьей (Ревью энд Геральд, 21 января 1896 г.; Работа на южном поле, 1966 г., с. 55). Между белыми и чёрными были воздвигнуты стены отчуждения и предрассудков. Они падут, как стены Иерихона, когда христиане станут повиноваться Слову Божьему, которое учит их проявлять высшую любовь к своему Спасителю и беспристрастную любовь к своим ближним (Ревью энд Геральд, 17 декабря 1895 г.). После излития Святого Духа человечность восторжествует над предрассудками в стремлении спасти души людей разных национальностей. Умы людей окажутся под Божьим водительством. Человеческие сердца начнут любить так, как любил Христос. И тогда всё, связанное с цветом кожи человека будет рассматриваться совсем иначе, чем сейчас. Если человек любит так, как любил Христос, в чистую, небесную, бескорыстную атмосферу (Свидетельства для церкви, т. 9, с. [209]). Приближайтесь к Богу, как единое братство Когда Святой Дух подействует на людские умы, все распри между братьями будут забыты. Яркие лучи Солнца праведности осветят тайники ума и сердца. На богослужениях не будет проводиться различие между богатыми и бедными, белыми и чёрными. Все предрассудки будут устранены. Нам следует приближаться к Богу единым братством. Мы — странники и пришельцы, направляющиеся в лучшую, небесную страну. Там будет навсегда положен конец всякой гордыне, всем обвинениям, всякому самообману. Будут сняты все маски, и мы увидим Его «как Он есть». Там наши песни станут возвышенными и вдохновенными; хвала и благодарение будут восходить к Богу (Ревью энд Геральд, 24 октября 1899 г., с. 677). Отрывки из обращения, сделанного 20 марта 1891 года Господь Иисус пришёл в наш мир, чтобы спасти людей всех национальностей. Он умер за цветных точно так же, как и за бедных. Иисус пришёл для того, чтобы пролить свет на весь мир. В начале Своего служения Он сказал о Своей миссии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Луки 4:18, 19). Павел спрашивает: «Что отличает тебя?» Бог белого человека — это и Бог чернокожего, и Господь говорит, что Его любовь к наименьшим из детей превосходит любовь матери к своему любимому чаду… Очи Господа обращены на все Его творения; Он любит их всех и не делает разницы между белыми и чёрными, за исключением того, что Ему особенно жаль тех, кто вынужден нести более тяжкое бремя. Любящие Бога и верующие во Христа как в своего Искупителя, хотя им и приходится сталкиваться с трудностями и испытаниями на жизненном пути, должны тем не менее с радостным духом принимать свою жизнь такой, как она есть, помня, что Бог ценит это превыше всего. За всё, в чём мир незаслуженно обделяет их. Он Сам воздаст им наивысшими благами…. Когда грешник обращается, он получает Святой Дух, Который делает его чадом Божьим и готовит для общества искупленных и ангелов. Он становится сонаследником со Христом. Все люди, которые отдают себя Христу, все, кто слышат истину и повинуются ей, становятся детьми одной семьи. Невежды и учёные, богатые и бедные, язычники и рабы, белые и чёрные — за искупление всех этих душ Иисус уплатил выкуп. Если они уверуют в Него, Его очищающая Кровь омоет их. Имя чернокожего вписывается в книгу жизни рядом с именем белого. Все они едины во Христе. Происхождение, положение в обществе, национальность или цвет кожи — ничто не может возвысить или унизить человека. Всё зависит от его характера. Если индеец, китаец или негр отдаёт своё сердце Богу в послушании и вере, Иисус любит его ничуть не меньше, чем белого. Он называет их Своими возлюбленными братьями… У людей могут быть наследственные или приобретённые предрассудки, но когда любовь Иисуса наполняет их сердца и они сливаются воедино со Христом — их ведёт Тот же Дух, что и Христа. Если около этих людей сядет цветной брат, они не оскорбятся и не проявят презрение к нему. Все странствуют к одним и тем же небесам и воссядут за одним столом, чтобы вкушать хлеб в Царстве Божьем. Если Иисус живёт в наших сердцах, мы не можем презирать тёмнокожего, в чьём сердце живёт Тот же Самый Спаситель (Рукопись 6, 1891 г.).
БИБЛИЯ НЕ ПРОСТАЯ КНИГА!
6. НАШ БОГ ЕСТЬ БОГ ПОРЯДКА
Многие женщины перегружают живот и бёдра тяжёлыми юбками. Но ведь эти части тела не были созданы для того, чтобы держать вес. Тяжёлые стёганые юбки вообще не надо носить. Это большое зло, они совершенно не нужны. Женское платье должно спускаться с плеч. Богу было бы приятно, если бы у верующих в одежде стало больше единообразия. Стиль одежды, который раньше был избран друзьями Христа, вызывает меньше всего нареканий. Многие из них впоследствии отступили от веры, и, хотя носили одноцветную одежду, их обуревала гордыня и стремление к вычурности. Теперь они шьют платье из самого дорогого материала. Тем не менее их выбор простых расцветок, скромный и опрятный покрой одежды достойны всяческого подражания со стороны христиан.
Сыны Израилевы, после того как вышли из Египта, пришивали на одежду по повелению Бога простую голубую ленту, которая отличала их от окружающих народов и указывала, что они — особый народ Божий. Теперь от детей Божьих не требуется носить на одежде специальные знаки, но в Новом Завете часто даются ссылки на пример древнего Израиля. Если Бог тогда дал такие конкретные указания Своему народу в отношении одежды, то неужели же Ему абсолютно безразлично, как одевается Его народ сегодня? Разве не должна наша одежда отличаться от одежды мирян? Разве народ Божий не обязан даже своей одеждой стремиться прославить Бога? Разве не должны дети Божьи быть примером даже в одежде, которая простотой и непритязательностью отвечала бы на гордость, тщеславие и экстравагантность светских людей, любящих удовольствия? Бог требует этого от Своего народа. Гордость порицается в Его Слове.
Но есть и такие люди, которые всё время твердят о скромности в одежде, а одеваются небрежно и безвкусно; их одежда выглядит так, как будто она долго летала в воздухе, а потом неожиданно упала на них. На ней видны пятна грязи, и, однако же, такие люди считают своим долгом обличать гордость, под которой разумеют опрятность и аккуратность. Если бы они были среди тех, кто собрался у горы Синай, чтобы выслушать Закон, то их изгнали бы из общества Израилева за неповиновение Божьему повелению: «Омойте одежды свои». Именно так надо готовиться к принятию Закона Божьего, который был возвещён в обстановке благоговения и величия.
Десять Заповедей, изречённых Иеговой с Синая, не могут утвердиться в сердцах беспорядочных и нечистоплотных людей. Если древний Израиль не мог выслушать святой закон до тех пор, пока не выполнит повеление Иеговы и не очистит своих одежд, то как может святой Закон Божий запечатлеться в сердцах нечистоплотных людей, живущих в грязных домах и носящих неаккуратную одежду? Это невозможно. Их исповедание может быть возвышенным, как небо, но на самом деле оно не стоит и гроша. Они производят удручающее впечатление на неверующих. Было бы лучше, если бы такие люди навсегда остались за пределами стана верного народа Божьего. Дом Божий бесчестится такими исповедниками. Все, кто собирается в субботу для поклонения Богу, должны по возможности приходить в опрятном, хорошо сидящем, красивом костюме. Люди, исповедующие субботу святым днём Господним, бесчестят Бога, Его дом и Его день, если надевают ту же одежду, в которой трудятся в течение недели на своих фермах, имея при этом возможность приобрести новую. Если есть достойные люди, желающие всем сердцем чтить Господина субботы и поклоняться Богу, но не имеющие возможности приобрести себе смену нарядной одежды, пусть состоятельные братья пожертвуют им деньги на субботний костюм, чтобы и они могли появляться в доме Божьем в чистом, хорошо сидящем одеянии. Богу было бы угодно большее единообразие в одежде. Те, кто тратит деньги на дорогую одежду и дополнительные аксессуары, могли бы, проявив немного самоотречения, дать пример чистой религии и простоты в одежде. А деньги, которые они раньше тратили на излишества, можно было бы направить на помощь бедным братьям и сёстрам, которых Бог любит, чтобы они купили себе опрятную и скромную одежду.
У некоторых братьев и сестёр создаётся впечатление, что для того, чтобы отделиться от мира, как требует Бог, они не должны обращать внимания на одежду. Некоторые сёстры думают, что следуют принципу отделения от мира, если приходят в собрание святых на субботнее богослужение в старомодной шляпке и поношенном повседневном платье. И некоторые мужчины, исповедующие Христа, поступают аналогичным образом. В субботу они приходят в собрание народа Божьего в грязной и пыльной одежде, иногда даже с зияющими дырами, и сидит она на них неряшливо. Если бы у этих братьев была назначена встреча с другом, занимающим высокое положение в обществе, и им надо было заслужить его расположение, они бы постарались явиться перед ним в наилучшей одежде, которую смогли бы раздобыть. Иначе их друг был бы оскорблён, увидев приглашённого непричёсанным, в грязной и неряшливой одежде. Однако эти люди считают, что не имеет значения, в каком платье и в каком виде они придут в субботу на поклонение великому Богу. Они собираются в Его доме, который является приёмной Всевышнего и в котором присутствуют небесные ангелы, не проявляя к Нему никакого почтения или благоговения, что ясно видно по их одежде. Внешний вид этих братьев и сестёр отражает их характер.
Излюбленная их тема — это гордость в одежде, причём гордыней они считают приличие, аккуратность и вкус. Слова и поступки этих заблудших душ под стать их одежде. Их речь неправильна и часто груба, когда они разговаривают с домашними, с собратьями по вере и с мирскими людьми. Внешний вид и одежда зачастую отражают то, что представляет собой данный брат или сестра. Неряшливые и неопрятные люди редко беседуют на возвышенные темы и редко обладают утончёнными чувствами. Иногда они считают смирением грубость или чудаковатость.
Христос назвал Своих последователей солью земли и светом миру. Без спасительного влияния христиан мир погиб бы в своём растлении. Взгляните на только что описанных исповедников Христа. Они не только небрежны в одежде и нечистоплотны, но и халатны в делах, грубы и неучтивы в манерах, вульгарны в речи. Тем не менее они считают эти низменные проявления показателем истинного смирения и христианской жизни. Как вы считаете, сказал бы наш Спаситель, если бы Он был сейчас на земле, о таких людях, что они соль земли и свет миру?
Нет, никогда! У христиан возвышенная речь. Хотя они считают грехом опускаться до глупой лести, они вежливы, добры и великодушны. Их слова искренни и правдивы. Они верны во взаимоотношениях с братьями и с миром. В одежде они избегают излишеств и всего показного; однако платье у них опрятное, не кричащее, скромное, подобранное со вкусом и хорошо сидящее. Особенно важно своей одеждой подчёркивать священное уважение к святой субботе и к богослужению в доме молитвы. Разница между такими людьми и миром будет слишком отчётлива, чтобы её не заметить. Влияние верующих возрастёт во сто крат, если братья и сёстры, которые до того были небрежны и неразборчивы в своих привычках, после принятия истины настолько освящаются и облагораживаются, что начинают следить за собой и своей одеждой, стремясь быть опрятными, ухоженными и следующими хорошему вкусу. Наш Бог есть Бог порядка, и Ему крайне неприятны расхлябанность, грязь и грех.
Христианам не следует лезть из кожи вон, чтобы делать себя предметом всеобщего внимания, благодаря необычной, отличной от мирской, одежде. Но если они, согласно своему представлению о вере и долге, одеваются скромно и так, чтобы это не вредило здоровью, и вдруг обнаруживают, что их одежда вышла из моды, им не надо менять её в угоду мира. Они должны проявить благородную независимость и нравственное мужество, чтобы вести себя правильно, хотя бы весь мир отличался от них. Когда в мире входит в моду скромная, удобная и здоровая одежда, соответствующая Библии, наши взаимоотношения с Богом не пострадают, если мы будем одеваться, как мирские люди. Христиане должны подражать Христу и одеваться в соответствии с Божьим Словом. Им следует избегать крайностей и скромно идти прямым и верным путём, независимо от того, вызывает это восторг или критику окружающих. Необходимо всегда держаться истины, поскольку она ценна сама по себе.
Женщинам надо обуваться так, чтобы ноги не мёрзли и чтобы чувствовать себя комфортно. Им не меньше, чем мужчинам, нужно утеплять бедра, голени и ступни ног. Длина модного женского платья вызывает возражения по нескольким причинам.
1. Когда платье настолько длинное, что подметает улицы и тротуары, это ненужное излишество.
2. Такое длинное платье собирает росу с травы и грязь с улицы и поэтому быстро пачкается.
3. Когда оно запачкано грязью и соприкасается с чувствительными, недостаточно защищёнными лодыжками, то быстро охлаждает их, что является одной из главных причин простуды и золотушных опухолей.
4. Излишняя длина платья является дополнительным грузом для бёдер и живота.
5. Оно мешает ходьбе и часто мешает другим людям свободно передвигаться.
Сторонницы реформы в одежде иногда увлекаются каким-то новым стилем. Они имитируют одежду противоположного пола: носят кепку, брюки, жилет, пальто и ботинки. Последние представляют собой наиболее деликатную часть костюма. Отстаивающие такой стиль одежды заходят слишком далеко в своём желании изменить существующие нормы. В результате происходит путаница. Некоторые из тех, кто одевается таким образом, в принципе правы в своём подходе к здоровью и могли бы принести намного больше пользы, если бы не доводили проблему одежды до крайности.
При таком стиле одежды Божий порядок извращается, и Его указания остаются без внимания. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий, делающий сие» (Второзаконие 22:5). Бог не желает, чтобы Его дети следовали такому стилю одежды. Это нескромные одеяния; они совершенно не подходят для смиренных женщин, считающих себя последовательницами Христа. Божьи запреты с лёгкостью обходят все, кто выступает за отмену различий между мужской и женской одеждой. Крайние взгляды, отстаиваемые в этом вопросе некоторыми реформаторами одежды, ослабляют их влияние.
Богу было угодно, чтобы женская одежда отличалась от мужской; Он посчитал этот вопрос достаточно важным, чтобы дать ясные указания, ибо если оба пола будут одеваться одинаково, это вызовет замешательство и рост преступности. Апостол Павел, если бы был сейчас жив, обличил бы женщин, стремящихся к благочестию, но одевающихся в мужскую одежду. «Чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично жёнам, посвящающим себя благочестию» (1 Тимофею 2:9, 10). Множество исповедующих Христа сегодня полностью пренебрегают учением апостолов и носят золото, драгоценные камни и дорогую одежду.
Верный народ Божий — это свет мира и соль земли. Ему надо всегда помнить, что влияние его бесценно. Если бы женщины заменили слишком длинные платья на слишком короткие, то их влияние было бы в значительной степени сведено на нет. На неверующих, которых нужно вести к Агнцу Божьему и о благе которых нужно думать, это произвело бы отвратительное впечатление. Одежду женщин можно во многом усовершенствовать ради их здоровья, но не менять её слишком резко, чтобы не шокировать окружающих.
Тело женщины нельзя сдавливать корсетами. Платье должно сидеть свободно, чтобы лёгкие и сердце правильно функционировали. Оно может слегка закрывать ботинки, но быть достаточно коротким, чтобы его не поднимать, когда переходишь грязную улицу. Для женщин, выполняющих работу по дому, и особенно для тех, кто трудится на улице, будут уместны и удобны более короткие платья. При таком стиле одежды всё, что нужно, — это одна, максимум две лёгкие юбки, которые застёгиваются на пуговицу или придерживаются ремешком. Бёдра созданы не для того, чтобы навешивать на них тяжести. Тяжёлые юбки своим весом давят на бедра и вызывают различные заболевания. Лечить их непросто, так как заболевшие обычно не знают причины, вызывающей страдание, и продолжают нарушать законы природы, затягивая талию и надевая тяжёлые юбки до тех пор, пока не становятся инвалидами на всю оставшуюся жизнь. Многие сразу же воскликнут: «Но такой стиль одежды старомоден!» Ну и что, если я такая? Я хотела бы, чтобы мы были старомодны во многих отношениях, чтобы у нас была старомодная сила воли, отличавшая старомодных женщин прошлых поколений. Я не делаю опрометчивых заявлений, когда говорю о том, что неудобная одежда женщин и их потворство аппетиту являются в наши дни главными причинами ослабленного, болезненного состояния. Всего одна женщина из тысячи обувается, как должно. Какой бы ни была длина платья, женщинам следует утеплять ноги не менее основательно, чем это делают мужчины. Для этого надо носить тёплые рейтузы или гамаши, опускающиеся до щиколоток, так чтобы они заправлялись в ботинки или сапоги. Утеплённые таким образом ноги и лодыжки защищены от ветра. Если ногам удобно и уютно в тёплой одежде и обуви, кровообращение наладится, и кровь останется здоровой и чистой, так как она уже не переохлаждается и беспрепятственно циркулирует в организме по естественному кругу.
Следует обратить внимание читателя на тот факт, что, хотя г-жа Уайт всегда подчёркивала важность здоровой, скромной, экономичной, по-христиански простой одежды, она также признавала, что одежда должна соответствовать своей эпохе. В 1897 году, когда некоторые адвентистские сёстры спрашивали, должны ли они, в соответствии с советами Духа пророчества, вернуться к стилю одежды 1860-х годов, г-жа Уайт заявила, что ей не был рекомендован какой-либо конкретный стиль как эталон для всех времён и народов. Она написала: «Господь не говорил, что долг наших сестёр вернуться к одежде эпохи Реформации».
Материалы, собранные в двух томах «Избранных вестей», не вошли в девять томов «Свидетельств для Церкви», изданных Еленой Уайт ещё при жизни. Они доходили до читателей в виде памфлетов, журнальных статей, машинописных сообщений. Собранные в 1958 году в специальную компиляцию «Избранные вести», они своевременно стали духовной пищей для нашего народа, и ссылки на них вошли в 3-томный «Сводный индекс к произведениям Е. Уайт».
Ряд страниц в этих двух томах «Избранных вестей» и множество страниц в других книгах Елены Уайт, а также немало личных свидетельств, обращённых к отдельным людям, посвящены важному вопросу выбора спутника жизни. В этих советах выдвигаются важные условия счастливого супружества, счастья и благополучия родившихся детей. Также указываются возможные причины неудачного брака. Елена Уайт заверяет нас, что «Иисус хочет видеть счастливые пары, счастливые семейные очаги» (Христианский дом, с. [99]). «Выбор спутника жизни, — наставляла она, — определяться стремлением наилучшим образом обеспечить физическое, умственное и духовное благополучие будущих родителей и их детей” (Служение исцеления, с. [357]).
«Сегодня мир полон бед и пороков вследствие плохо подобранных супружеских пар. Во многих случаях мужу и жене достаточно нескольких месяцев, чтобы понять, что их характеры несовместимы; в результате в семьях вместо небесной любви и согласия господствуют разногласия» (Наставник молодёжи, 10 августа 1899 г.; Вести для молодёжи, с. [453]; Христианский дом, с. [83]).
Пророчица предостерегала против большой разницы в возрасте у тех, кто вступает в брак; это, считала она, может «вызвать серьёзное ухудшение здоровья супругов» и что «дети от таких браков зачастую слабы в физическом и умственном отношении» (Служение исцеления, с. [358]).
Елена Уайт подчёркивала значение здоровья будущих супругов. «Нездоровые мужчины часто завоёвывают симпатии в целом здоровых женщин и полагают при этом, что могут жениться на них по любви. Но они не учитывают тот факт, что в таком браке жена будет в большей или меньшей степени страдать из-за болезни мужа» (Избранные вести, т. 2, с. [423]). И затем она доводит свою мысль до логического конца: «Если бы это касалось лишь тех, кто вступает в брак, грех не был бы столь тяжким. Но ведь в результате страдают дети, затем плохая наследственность, всякого рода болезни и недуги передаются из поколения в поколение» (там же).
Способность супругов содержать себя материально Елена Уайт также считала важным условием успешного брака. Она указывала, что есть люди, “не нажившие имущества”, и “у них нет достаточно физических, умственных способностей, чтобы сколотить капитал”. “Именно такие люди обычно спешат жениться и берут на себя обязательства, которых до конца не понимают”. Но больше всего страдают, как правило, дети, ибо “у людей, которым не хватает деловой хватки и смекалки… обычно появляется больше всего детей”. “Эти дети, — пишет она, — плохо питаются, ходят в обносках, не получают надлежащего физического, умственного и нравственного воспитания” (там же, с. [420, 421]).
Совет был дан также и о браках между мужчинами и женщинами разных национальностей и культур. Свет увидели четыре такие вести. Две из них включены в данный том на с. 343 и 344. Они были написаны соответственно в 1896-м и 1912 годах и отобраны для настоящего тома потому, что в них изложены общие принципы, согласно которым нельзя одобрять такие браки. Эти союзы могут легко привести к «распрям и замешательству». Другая причина нежелательности межнациональных браков связана с «различными комплексами», на которые будут обречены дети от таких родителей. «Это может вызывать у детей горькие чувства в отношении родителей, давших им такое бремя на всю оставшуюся жизнь» [Из двух других заявлений первое находится в центре обращения Елены Уайт к руководителям Церкви о том, чтобы приступить к работе с цветным населением Соединённых Штатов. Оно было сделано 21 марта 1891 года. В нём сестра Уайт смело и решительно говорит о братстве всех людей и их равенстве в служении Богу. В то же время она серьёзно предостерегала Церковь, что видно из заявления, прочитанного ею перед руководством:
«Грех лежит на нашей Церкви, потому что мы не прилагаем достаточно усилий для спасения душ среди цветного населения… Бог не дал вам права изгонять из домов молитвы цветных людей. Обращайтесь с ними, как с собственностью Христа, ибо и вы, и они — души Божьи. Цветные должны быть такими же полноправными членами Церкви, как и белые братья. Следует прилагать большие усилия, чтобы исправить то зло, которое было причинено им. В то же самое время мы не должны впадать в крайности и фанатизм в этом вопросе. Некоторые считают справедливым разрушить до основания стену, разделяющую обе расы, и вступать безоглядно в браки с цветными людьми. Однако я считаю, что это не надо проповедовать или вводить в практику» (Работа на южном поле, с. 15).
Ещё одно высказывание по этому вопросу содержится в письме, написанном 8 января 1901 года молодому человеку, вынашивавшему планы поощрения смешанных браков. Это привело к появлению смешанной пары: муж — кавказец, а жена — негритянка. Тот же совет был затем повторен в 1912 году и записан на 344-й странице данного тома. Но Елена Уайт добавляет слова, призывающие к тщательному обдумыванию:
«He соединяйте свою судьбу с девушкой, у которой, возможно, появится повод всю последущую жизнь сожалеть об этом шаге…»
«О, какими же алчными, эгоистичными, близорукими созданиями могут быть люди. Не доверяйте своему суждению и полагайтесь на разум Бога. Отличайте приятное от полезного. Послушно выполняйте волю Божью… Идя своим путём и следуя своей воле, вы найдёте тернии и волчцы» (Письмо 4, 1901 г.).]
Хотя эти четыре вести были написаны в конкретное время для ситуаций, возникающих в конкретной географической области, они могут насторожить тех, кто готовится вступить в брак, и побудить их принять во внимание обстоятельства и факты, способные поставить под угрозу их союз, и передать детям наследство, которое им будет ненавистно.
Приведённые советы даны верующим, чтобы поделиться с ними важным жизненным опытом и предостеречь от возможного разочарования и горьких последствий непродуманного, опрометчивого вступления в брак. Елена Уайт говорит: «Иисус хочет видеть счастливые семьи, счастливые семейные очаги».
Устные и письменные высказывания Елены Уайт по вопросу брака и семьи открывают, что причина её возражений не в том, что одна раса лучше другой. Она всегда считала, что все люди — братья и что имя чернокожего записано в небесных книгах рядом с именем белого.
Христос не признавал национальных, материальных или духовных разногласий… Но Христос пришёл разрушить стены разделения. Он пришёл показать, что Его дар милосердия и любви невозможно заключить в какие-либо рамки, как воздух, свет или потоки дождя, освежающего землю.
Жизнь Христа положила основание религии, в которой нет кастовых различий, в которой иудей и язычник, свободный и раб соединены узами братства и равны перед Богом. Ни один политический вопрос не оказывал влияния на Его действия. Он не делал различия между соседом и незнакомцем, другом и врагом. Каждый, кто обращался к Нему, был для Него драгоценной душой, жаждущей воды живой…
Христос стремился зажечь огонь надежды в самых очерствевших и озлобленных душах, даруя им уверенность в том, что они могут стать непорочными и чистыми, обрести такой характер, который со всей очевидностью будет свидетельствовать, что они являются детьми Божьими (Служение исцеления, с. [25, 26]).
Одно братство
Христос пришёл на землю с вестью милости и прощения. Он заложил основание такой религии, посредством которой иудеи и язычники, чёрные и белые, свободные и рабы могут объединиться в одно братство и признаны равными в глазах Божьих. Спаситель дал безграничную любовь к каждому человеку. В каждом Он видит возможности для совершенствования. С Божественной энергией и надеждой Он приветствует тех, ради кого Он отдал Свою жизнь. Живя Его силой, люди могут богатеть добрыми делами и исполняться силой Духа (Свидетельства для церкви, т. 7, с. [225]).
Одна семья по творению и искуплению
Бог не признаёт национальных, расовых или социальных различий. Он — Творец всего человечества. Все люди являются одной семьёй благодаря как творению, так и искуплению. Христос пришёл, чтобы разрушить все разделяющие людей стены, открыть все пространства храма, чтобы каждая душа получила свободный доступ к Богу… Во Христе нет ни еврея, ни грека, ни раба, ни свободного. Все стали близки Его драгоценной Кровью (Наглядные уроки. Христа, с. [386]).
Господь с печалью смотрит на самое жалкое из всех зрелищ: на рабство цветного населения. Он желает, чтобы, трудясь ради цветных, мы помнили о том, что Его провидение освободило их от политического рабства; о том, что цветные кровно связаны с нами через творение и искупление и что они имеют полное право на благословение свободы (Свидетельства для церкви, т. 7. с. [223]).
В библейской религии нет ни каст, ни рас
Библейская вера не различает людей по кастовым признакам или цвету кожи. В такой религии не имеют значения положение в обществе, богатство человека и его мирская слава. Бог оценивает людей как людей. Перед Его лицом достоинство людей определяет их характером. Мы должны распознавать Дух Христа в любом человеке, в котором Он проявляется (Свидетельства для церкви, т. 9, с. 223).
Христос пытался донести до сознания учеников истину о том, что в Царстве Божьем нет ни границ, ни каст, ни аристократии, что они должны идти ко всем народам и нести им весть о любви Спасителя (Деяния апостолов, с. [20]).
Беспристрастная любовь устраняет предрассудки
Стены сектантства, кастовости и расизма падут, когда в сердца людей войдёт истинный миссионерский дух. Предрассудки устраняются любовью Божьей (Ревью энд Геральд, 21 января 1896 г.; Работа на южном поле, 1966 г., с. 55).
Между белыми и чёрными были воздвигнуты стены отчуждения и предрассудков. Они падут, как стены Иерихона, когда христиане станут повиноваться Слову Божьему, которое учит их проявлять высшую любовь к своему Спасителю и беспристрастную любовь к своим ближним (Ревью энд Геральд, 17 декабря 1895 г.).
После излития Святого Духа человечность восторжествует над предрассудками в стремлении спасти души людей разных национальностей. Умы людей окажутся под Божьим водительством. Человеческие сердца начнут любить так, как любил Христос. И тогда всё, связанное с цветом кожи человека будет рассматриваться совсем иначе, чем сейчас. Если человек любит так, как любил Христос, в чистую, небесную, бескорыстную атмосферу (Свидетельства для церкви, т. 9, с. [209]).
Приближайтесь к Богу, как единое братство
Когда Святой Дух подействует на людские умы, все распри между братьями будут забыты. Яркие лучи Солнца праведности осветят тайники ума и сердца. На богослужениях не будет проводиться различие между богатыми и бедными, белыми и чёрными. Все предрассудки будут устранены. Нам следует приближаться к Богу единым братством. Мы — странники и пришельцы, направляющиеся в лучшую, небесную страну. Там будет навсегда положен конец всякой гордыне, всем обвинениям, всякому самообману. Будут сняты все маски, и мы увидим Его «как Он есть». Там наши песни станут возвышенными и вдохновенными; хвала и благодарение будут восходить к Богу (Ревью энд Геральд, 24 октября 1899 г., с. 677).
Отрывки из обращения, сделанного 20 марта 1891 года
Господь Иисус пришёл в наш мир, чтобы спасти людей всех национальностей. Он умер за цветных точно так же, как и за бедных. Иисус пришёл для того, чтобы пролить свет на весь мир. В начале Своего служения Он сказал о Своей миссии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Луки 4:18, 19).
Павел спрашивает: «Что отличает тебя?» Бог белого человека — это и Бог чернокожего, и Господь говорит, что Его любовь к наименьшим из детей превосходит любовь матери к своему любимому чаду…
Очи Господа обращены на все Его творения; Он любит их всех и не делает разницы между белыми и чёрными, за исключением того, что Ему особенно жаль тех, кто вынужден нести более тяжкое бремя. Любящие Бога и верующие во Христа как в своего Искупителя, хотя им и приходится сталкиваться с трудностями и испытаниями на жизненном пути, должны тем не менее с радостным духом принимать свою жизнь такой, как она есть, помня, что Бог ценит это превыше всего. За всё, в чём мир незаслуженно обделяет их. Он Сам воздаст им наивысшими благами….
Когда грешник обращается, он получает Святой Дух, Который делает его чадом Божьим и готовит для общества искупленных и ангелов. Он становится сонаследником со Христом. Все люди, которые отдают себя Христу, все, кто слышат истину и повинуются ей, становятся детьми одной семьи. Невежды и учёные, богатые и бедные, язычники и рабы, белые и чёрные — за искупление всех этих душ Иисус уплатил выкуп. Если они уверуют в Него, Его очищающая Кровь омоет их. Имя чернокожего вписывается в книгу жизни рядом с именем белого. Все они едины во Христе. Происхождение, положение в обществе, национальность или цвет кожи — ничто не может возвысить или унизить человека. Всё зависит от его характера. Если индеец, китаец или негр отдаёт своё сердце Богу в послушании и вере, Иисус любит его ничуть не меньше, чем белого. Он называет их Своими возлюбленными братьями…
У людей могут быть наследственные или приобретённые предрассудки, но когда любовь Иисуса наполняет их сердца и они сливаются воедино со Христом — их ведёт Тот же Дух, что и Христа. Если около этих людей сядет цветной брат, они не оскорбятся и не проявят презрение к нему. Все странствуют к одним и тем же небесам и воссядут за одним столом, чтобы вкушать хлеб в Царстве Божьем. Если Иисус живёт в наших сердцах, мы не можем презирать тёмнокожего, в чьём сердце живёт Тот же Самый Спаситель (Рукопись 6, 1891 г.).