Прямая трансляция второго отделения концерта Дмитрия Хворостовского и Михаила Аркадьева в Вигмор-холле (Лондон) 22 апреля 2003 года #Концерты #РомансыПесни
Вы слушаете «Выступление на 3-м» на волне BBC Radio 3.
Если вы только что присоединились к нам, добро пожаловать на концерт русского баритона Дмитрия Хворостовского, который проходит в лондонском Вигмор-холле. В продолжение концерта мы услышим песни Анри Дюпарка, сочиненные в 1870 - 1880 годах, как и композиции Чайковского и Мусоргского, которые мы слушали ранее.
-------------
Полная аудиозапись второго отделения концерта
Анри Дюпарк: «Фидиле» (03:36), «Вздох» (10:10), «Замок Розамунды» (13:51), «Экстаз» (17:03), «Волна и колокол» (20:43). Морис Равель «Дон Кихот к Дульсинее» (29:16). Бисы: Ария Яго из оперы Дж. Верди «Отелло» (40:48), «Core 'ngrato» Сальваторе Кардилло (52:48)
Hvorostovsky, Arkadev BBC life Wigmore Hall 2003 Duparc, Ravel
Дюпарк был одним из самых многообещающих учеников Сезара Франка. К сожалению, в 30-летнем возрасте его поразила нервная болезнь, которая мешала ему сочинять музыку и дальше. Он был безжалостно самокритичен и, поэтому позволил опубликовать лишь 13 своих песен. Мы услышим 5 композиций, первая из которых «Фидиле» (“Phidylé”).
Обожаемая Фидиле дремлет на лугу под лучами летнего солнца. Поэт терпеливо ожидает своего часа. Когда зайдет солнце, он получит свою награду — очаровательную улыбку Фидиле и ее жгучий поцелуй. Воцаряется любовная атмосфера, напоминающая «Послеполуденный отдых фавна» Малларме.
-------------------
Александр Кабанель. Фавн, похищающий нимфу. 1860
Обожаемая Фидиле дремлет на лугу под лучами летнего солнца. Поэт терпеливо ожидает своего часа. Когда зайдет солнце, он получит свою награду — очаровательную улыбку Фидиле и ее жгучий поцелуй. Воцаряется любовная атмосфера, напоминающая «Послеполуденный отдых фавна» Малларме.
-------------------
Александр Кабанель. Фавн, похищающий нимфу. 1860
Во второй песне «Вздох» (“Soupir”) едва ли не каждый такт сопровождается вздохами фортепиано, где протяжные полутона перемежаются с великолепными вагнеровскими гармониями.
“Ne jamais la voir, ni l’entendre…”
«Никогда не видеть ее и не слышать, Не называть ее имени вслух,
А верно ждать ее
И любить ее вечно…»
------------------
Пьер Огюст Ренуар. Девушка, держащая букет тюльпанов
“Ne jamais la voir, ni l’entendre…”
«Никогда не видеть ее и не слышать, Не называть ее имени вслух,
А верно ждать ее
И любить ее вечно…»
------------------
Пьер Огюст Ренуар. Девушка, держащая букет тюльпанов
Следующая композиция — «Замок Розамунды» (“Le manoir de Rosemonde”).
«Я снедаем любовью,
Любовь пронзила меня и пролила мою кровь.
Оседлай коня и следуй по моему безумному пути, где только сможешь.
Ты увидишь, как я, одинокий и израненный, прошел по этому унылому миру,
Обреченный покинуть его, так и не отыскав голубой замок моей любимой Розамунды».
----------------
Клод Моне. Дама в саду Сент-Адресс. 1867
«Я снедаем любовью,
Любовь пронзила меня и пролила мою кровь.
Оседлай коня и следуй по моему безумному пути, где только сможешь.
Ты увидишь, как я, одинокий и израненный, прошел по этому унылому миру,
Обреченный покинуть его, так и не отыскав голубой замок моей любимой Розамунды».
----------------
Клод Моне. Дама в саду Сент-Адресс. 1867
«Экстаз», четвертая песня Дюпарка в сегодняшнем концерте, чем-то напоминает французское произведение «Тристан и Изольда».
«На бледной лилии мое сердце покоится
Во сне, сладком как смерть,
Восхитительная смерть,
Смерть, благоухающая от дыхания любимой».
------------
Рохелио де Эгускиса-и-Баррена. Тристан и Изольда. 1912
«На бледной лилии мое сердце покоится
Во сне, сладком как смерть,
Восхитительная смерть,
Смерть, благоухающая от дыхания любимой».
------------
Рохелио де Эгускиса-и-Баррена. Тристан и Изольда. 1912
И, наконец, «Волна и колокол» (“La Vague et la Cloche”) — фантастический сон, в котором пребывает герой, испивший зелье (вновь отсылка к Тристану). Он видит барку, плывущую по воле волн в океане. Вдруг, таинственным образом, она оказывается у колокольни, где звон колокола доводит нашего героя до отчаянья. Он порицает самого Бога: наступит ли когда-нибудь конец бесполезному труду и вечному беспокойству, что составляют удел человека? Некоторые считают, что эта песня слишком напоминает гран-гиньоль в стиле произведений Эдгара Аллана По, но, к счастью, Дмитрий Хворостовский к ним не относится.
Встречайте Маэстро в сопровождении пианиста Михаила Аркадьева, который исполнит представленные мною пять песен Анри Дюпарка, начиная с «Фидиле» (“Phidylé”).
------------
Морис Равель. 1928
Встречайте Маэстро в сопровождении пианиста Михаила Аркадьева, который исполнит представленные мною пять песен Анри Дюпарка, начиная с «Фидиле» (“Phidylé”).
------------
Морис Равель. 1928
После такого накала страстей в завершение данного вечера мы заслужили право немного развлечься, и здесь Дмитрий Хворостовский не разочарует своих зрителей. Его выбор пал на «Три песни Дон Кихота к Дульсинее» Равеля, французское название произведения — “Don Quichot à Dulcinée”. В 1932 году немецкий режиссер Г. В. Пабст доверил Равелю сочинение партитуры для новой зрелищной кинематографической постановки истории Дон Кихота, в которой роль главного героя суждено сыграть русскому басу Федору Шаляпину. Но в это время Равеля поразила болезнь мозга, которая в итоге стала причиной его смерти. Он не поспевал за плотным графиком кинопроизводства, поэтому его работу продолжил Жак Ибер. Однако Равель успел положить на музыку стихи Поля Морана, написанные тем для трех песен Дон Кихота. Увы, его работа не успела войти в фильм, но осталась в качестве наследия для будущих поколений. В этих песнях отражаются три грани личности героя Сервантеса, Дон Кихота: любовник, праведник, выпивала. Кстати, все песни адресованы его любимой Дульсинее, молодой служанке, которую он принял за благородную принцессу.
--------------
Федор Шаляпин на съемках фильма «Дон Кихот». Режиссер Георг Вильгельм Пабст. 1933. Великобритания, Франция
--------------
Федор Шаляпин на съемках фильма «Дон Кихот». Режиссер Георг Вильгельм Пабст. 1933. Великобритания, Франция
В «Романтической песне» (“Chanson Romanesque”) он клянется, что готов свернуть горы ради своей дамы сердца, и даже умереть за нее, если понадобится.
«Эпическая песня» (“Chanson épique”) — это кроткая молитва к Святому Михаилу и Святому Георгию, а также к Мадонне в голубой накидке, которая напоминает ему Леди Дульсинею.
И наконец, «Застольная песня» (“Chanson à boire”). Это не песня о пьянстве, это пьяная песня. Дон Кихот пьет за счастье и шлет проклятия тем, кто пытается его обесчестить в глазах его дамы.
Итак, “Don Quichot à Dulcinée”. Исполняет этот, увы, короткий цикл Мориса Равеля благородный рыцарь Дмитрий Хворостовский под аккомпанемент своего Санчо Пансы, пианиста Михаила Аркадьева.
------------
Поль Гюстав Доре. Дон Кихот. 1863
«Эпическая песня» (“Chanson épique”) — это кроткая молитва к Святому Михаилу и Святому Георгию, а также к Мадонне в голубой накидке, которая напоминает ему Леди Дульсинею.
И наконец, «Застольная песня» (“Chanson à boire”). Это не песня о пьянстве, это пьяная песня. Дон Кихот пьет за счастье и шлет проклятия тем, кто пытается его обесчестить в глазах его дамы.
Итак, “Don Quichot à Dulcinée”. Исполняет этот, увы, короткий цикл Мориса Равеля благородный рыцарь Дмитрий Хворостовский под аккомпанемент своего Санчо Пансы, пианиста Михаила Аркадьева.
------------
Поль Гюстав Доре. Дон Кихот. 1863
24 апреля 2003 года © Тим Эшли / The Guardian
https://www.theguardian.com/culture/2003/apr/24/artsfeatures.classicalmusicandopera
В мире классической музыки редко встречаются настоящие звезды, но Дмитрия Хворостовского без сомнения можно к ним причислить. Он очарователен, публика его обожает. Едва он выходит на сцену, зал приветствует его рукоплесканиями. Он слегка подыгрывает своему образу секс-символа, добавляя в концертную программу двусмысленные номера вроде «Экстаза» и «Безумных ночей» — произведения Дюпарка и Чайковского соответственно. Каждая песня завершается неподдельным всплеском оваций. Некоторые он благосклонно принимает и, как довольный кот, купается в ласке. Другие раздраженно отвергает: бурные аплодисменты к первой песне из вокального цикла Мусоргского «Без солнца» он оставил без внимания, и зал послушно молчал до конца композиции.
Оказываемое ему внимание полностью оправдано, с одной стороны, потому что его голос — один из самых восхитительных в мире, с другой стороны, потому что он отказывается почивать на лаврах, постоянно совершенствуя свое мастерство и воздерживаясь от поездок в турне с целью продвижения своего нового альбома.
---------------------
Фрагменты мастер-класса Михаила Аркадьева для пианистов-концертмейстеров и проиллюстрированные фрагменты аудиозаписи концерта в Вигмор-холле 22 апреля 2003 года
https://www.theguardian.com/culture/2003/apr/24/artsfeatures.classicalmusicandopera
В мире классической музыки редко встречаются настоящие звезды, но Дмитрия Хворостовского без сомнения можно к ним причислить. Он очарователен, публика его обожает. Едва он выходит на сцену, зал приветствует его рукоплесканиями. Он слегка подыгрывает своему образу секс-символа, добавляя в концертную программу двусмысленные номера вроде «Экстаза» и «Безумных ночей» — произведения Дюпарка и Чайковского соответственно. Каждая песня завершается неподдельным всплеском оваций. Некоторые он благосклонно принимает и, как довольный кот, купается в ласке. Другие раздраженно отвергает: бурные аплодисменты к первой песне из вокального цикла Мусоргского «Без солнца» он оставил без внимания, и зал послушно молчал до конца композиции.
Оказываемое ему внимание полностью оправдано, с одной стороны, потому что его голос — один из самых восхитительных в мире, с другой стороны, потому что он отказывается почивать на лаврах, постоянно совершенствуя свое мастерство и воздерживаясь от поездок в турне с целью продвижения своего нового альбома.
---------------------
Фрагменты мастер-класса Михаила Аркадьева для пианистов-концертмейстеров и проиллюстрированные фрагменты аудиозаписи концерта в Вигмор-холле 22 апреля 2003 года
Хворостовский и Аркадьев. Фрагменты концерта в Вигмор-холле. 2003
Большая часть его программы — новая для здешнего зрителя; насколько мне известно, цикл «Без солнца» в его исполнении никогда ранее не звучал в Великобритании. Это наиболее мрачное произведение Мусоргского, повествующее о лирическом герое, которого случайная встреча с бывшей дамой сердца привела к сумасшествию и самоубийству. Хворостовский и пианист Михаил Аркадьев создают атмосферу напряженности: голос Хворостовского раскатывается и струится в мощном крещендо и диминуэндо, а Аркадьев украшает его многокрасочной фортепьянной палитрой.
-----------------
Вигмор-холл (Wigmore Hall)
-----------------
Вигмор-холл (Wigmore Hall)
В его репертуаре редко звучит французская музыка, но сегодня он исполняет Дюпарка так, будто был рожден для этого. «Экстаз», в котором автор завуалированно описывает блаженное изнеможение от любовных утех, приводит зрителей в восторг. Впрочем, другие композиции в его исполнении звучат не менее изумительно: его голос то восторженно шепчет, любуясь спящей Фидиле, то наполняется металлом, чтобы передать отчаянный звон колоколов в «Волне и колоколе». Он также радует нас «Песнями Дон-Кихота к Дульсинее» Равеля, пропитывая нотками печали и сожаления строки с испанским колоритом. Публика требует продолжения, и он сотрясает зал святотатственной «Арией Яго» из оперы «Отелло» Верди, устремляя взор ввысь к проклинаемому им богу, в то время как зритель представляет себе, как бы маэстро исполнил эту партию целиком. Ошеломительно от начала до конца, не остается места для сомнений в том, что он является одним из величайших сольных вокалистов нашего времени.
Перевод выполнен профессиональным переводчиком по заказу администрации группы «Быть русским, принадлежать России: Дмитрий Хворостовский»
Перевод выполнен профессиональным переводчиком по заказу администрации группы «Быть русским, принадлежать России: Дмитрий Хворостовский»
По Дон Кихоту будет отдельная публикация. Добавлю видео раннего исполнения этого вокального цикла и фильм «Дон Кихот» с Шаляпиным в главной роли, к которому Равель начал сочинять музыку.
Исполнение потрясающее!
Вряд ли кто может повторить когда-либо.