«Выхожу один я на дорогу» - Романс композитора Елизаветы Сергеевны Шашиной на одноименное стихотворение М.
Ю. Лермонтова
#РомансыПесни
Выхожу один я на дорогу:
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха; пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянии голубом…
Что̀ же мне так больно и так трудно —
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть,
И ищу свободы и покоя:
Я б хотел забыться и заснуть…
Но не тем холодным сном могилы
Я б желал на веки там заснуть, —
Чтоб в груди дрожали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь,
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
Прочтя эти стихи, художник Павел Федотов воскликнул: «Написать такое мог только богатырь в минуту скорби неслыханной!» А Лев Толстой по поводу строки «сквозь туман кремнистый путь блестит» сказал, что это – «замечательно выраженное впечатление кавказского пейзажа». Белинский относил стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Анна Ахматова в кругу друзей как-то призналась: «Если бы Лермонтов за всю жизнь написал только одно это стихотворение, он уже был бы гениальным поэтом...»
Даже среди богатств русской лирической поэзии стихотворение остается непревзойденным по музыкальности и певческой кантилене. Как и в «Тучах», но с большей выразительностью, стиховой строй сочетает черты элегической медитации и песни. Интонационно-мелодическое строение стихотворения и его ритмика (пятистопный ямб с «анапестическими ходами», придающими метру характер напева) описаны Б. Эйхенбаумом и Д. Максимовым. К типично песенным приемам относятся повторы-подхваты, сочленяющие строфы. По словам В. О. Ключевского, пьеса «своим стихом почти освобождает композитора от труда подбирать мотивы и звуки при ее переложении на ноты».
----------
Фрагмент концерта Дмитрия Хворостовского «Музыка души и сердца», совместно с Академическим Большим хором «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича. Концертный зал им. П. И. Чайковского. 27 апреля 2013 года
В запеве - тема одинокой участи. «Кремнистый путь» во 2-й строке, восхищавшей Л. Н. Толстого как метко схваченное впечатление кавказского пейзажа - это и обобщение: путь странника в «пустыне безотрадной». Но меняется лирическая оценка образа пустыни, устойчивого у Лермонтова: безотрадный край изгнания, символ опустошенной жизни здесь и в «Пророке» становится также местом уединенного свидания с вселенной. «Голубое сиянье» (любимый цвет Лермонтова) сообщает земному пейзажу космическую широту и бытийственность. Точно так же через необычайно смелый и философски значительный образ 4-й строки в поэзию Лермонтова возвращаются «звезды» его юности, почти исчезнувшие из зрелой лирики.
--------
Михаил Лермонтов. Кавказский вид близ селения Сиони. 1837 - 1838
Исследователи установили преемственную связь стихотворения Лермонтова со стихотворением Гейне «Der Tod, das ist die kühle Nacht» из «Книги песен»; но там, где у Гейне нарочитая наивность, скрывающая романтическую иронию над мечтой о посмертном отдыхе, у Лермонтова - обнаженный лирический порыв к «отраде».
--------
Фрагмент концерта Дмитрия Хворостовского и Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова. Дирижер - Николай Калинин Большой зал Московской консерватории. 30 декабря 2003 года
«Психологическая и моральная утопия свободы и покоя» (Д. Н. Овсянико-Куликовский) как вечно длящегося блаженства получили в литературе разноречивые философские оценки: для одних это — «деятельный покой» в едином ритме с жизнью целого, для других, напротив, — «дремотная нирвана», растворение в «космической безмятежности».
--------
Михаил Лермонтов. Пятигорск. 1837 - 1838
И вот в 1964-м, когда впервые отмечался лермонтовский юбилей (впервые – потому, что, когда собирались отметить столетие со дня рождения поэта, началась Первая мировая война; когда приблизилось столетие со дня его гибели, грянула Великая Отечественная), ведущая концерта со сцены пятигорского театра объявила: «Романс «Выхожу один я на дорогу». Музыка Елизаветы Шашиной». В зале находился молодой искусствовед Борис Розенфельд. Спустя десять лет он мне в Пятигорске рассказывал:
– Я заинтересовался: кто такая Шашина? Ни один справочник, ни один словарь ответа не давал. Может, подскажут коллеги? Отправил письма по разным адресам, и кто-то вспомнил, что в каком-то театральном журнале начала века ему попадался на глаза некролог, посвященный Елизавете Шашиной. Но в каком именно журнале? Музыкальная периодика в то время была сверхобильна. Наконец желанная заметка нашлась – в журнале «Театр и искусство» за 1903 год: «Елизавета Сергеевна Шашина умерла на девяносто восьмом году в своей усадьбе Глубокое Тверской губернии. Автор многих популярных произведений, в том числе и романса «Выхожу один я на дорогу».» Снова стал писать письма – теперь уже в Калинин, но ни в местном архиве, ни в музее, ни в библиотеках даже не ведают, кто такая Шашина и где эта усадьба Глубокое... Вскоре узнаю: композитор Бородин свой первый романс «Девушка-рыбачка» посвятил Аделаиде Шашиной. Там – Елизавета, здесь – Аделаида. Ошибка или совпадение? Пришлось заняться архивом Бородина. И выяснилось, что Елизавета и Аделаида – родные сестры. Музыкальное образование они получили в Италии. Елизавета была обладательницей низкого контральто, но по болезни потеряла голос и стала аккомпанировать сестре. Разъезжая с Аделаидой по градам и весям, дарила ей свои песни и романсы. Аделаида вела дневник, который обнаружился в архиве Ставропольского края. Есть там и такие строчки: «Мы жили с сестрой моей Лизонькой неподалеку от источника Грязнушка, где четверть века спустя после гибели любимого Лермонтова она сочинила романс «Выхожу один я на дорогу»...» Что ж, источник Грязнушка (ныне – Смирновский) – в Железноводске. «Четверть века спустя после гибели» – это значит 1866-й. А первое издание романса датировано как раз 1867-м. Все сходится...
На том юбилейном концерте, речь о котором шла выше, Расул Гамзатов воскликнул: «Две вершины на Северном Кавказе – Казбек и Эльбрус. Но главная вершина Кавказа – Лермонтов!»
---------
Из альбома «Очи чёрные: Русские народные песни» (1992) Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова, дирижер - Николай Калинин
Асафьев Б. В., Богатырев А. В., Булатов С. И., Булахов П. П., Вейсберг Ю. Л., Вильбоа К. П., Гайгерова В. А., Гозенпуд М. А., Давыдов К. Ю., Дмитриев Н. Д., Заграничный З. Д., Заикин Ф. А., Иванов-Корсунский В. М., Малышев Н. А. (Элегия), Маныкин-Невструев Н. А., Мясковский Н. Я., Огарев Н. П., Оленин А. А., Полежаев Н. И., Прокунин В. П., Сатунц А. М., Свиридов Г. В., Фейнберг С. Е., Фитингоф-Шель Б. А., Христианович Н. Ф., Шашина Е. С., Шохин Л. А., Юрьев В. М., Юферов С. В., Янцын М. Н.
--------
Из альбома «Калинка: Русские народные песни» (1998) Санкт-Петербургский камерный хор под управлением Николая Корнева
И. Роднянская. Лермонтовская энциклопедия. 1981
Л. Морозова, Б. Розенфельд. «Лермонтов в музыке». Справочник. 1983
Л. Сидоровский. «Выхожу один я на дорогу». «Невское время» 10/2007
Для меня Лермонтов - личность отнюдь не загадочная. Нельзя служить и Богу, и лукавому. Итог закономерен. Человек, одаренный свыше, но... мятежник. Мятежный гений. )