«Lippen schweigen» - Вальс-дуэт Ганны и Данило из оперетты Франца Легара «Веселая вдова» (Franz Lehár «Die lustige Witwe») #ХворостовскийДрузья

Ниже представлены фрагменты концертов Хворостовского с Элиной Гаранча, Суми Йо и Рене Флеминг, в которых звучал этот дуэт, а также выступление с Валентиной Нафорницэ в гала-концерте «Классика на Дворцовой».
«Веселая вдова» — одна из первых оперетт Легара. Ее первоисточником явилась комедия А. Мельяка и Л. Галеви «Атташе посольства». Виртуозная легкость комедийной интриги, типы действующих лиц, весь ее облик бытовой салонной комедии из великосветской жизни роднят «Веселую вдову» и с «Парижской жизнью» Оффенбаха, и с «Летучей мышью» Штрауса. Но любовь в ней трактована серьезно, а лирика поистине безгранична. «Веселая вдова» по праву считается вершиной творчества Легара. Оперетта пронизана ритмом вальса, грациозного, чарующего и увлекательного. Оркестр Легара, легкий, воздушный, отличается нежностью красок.
Франц Легар модернизировал оперетту своей «Веселой вдовой», а для себя создал… финансовую империю! Успех «Веселой вдовы» длился несколько десятилетий подряд. К 1905 году, когда «Вдова» была написана, оперетта уже была популярным жанром, но именно ей суждено было сделать этот жанр объектом массовой популярности, глобальным событием.
В течение трех с половиной лет с момента своей премьеры, «Веселая вдова» перевалила за отметку более чем 18 000 спектаклей по всей Германии, Англии и Америке. Спустя 20 лет аудитория уже насчитывала миллионы. Путешественник мог смотреть, например, спектакль в Родезии (ныне Зимбабве) в 1910 году, а год спустя европеец, посещая Китай, в поисках аутентичной китайской музыки натыкался на местный оркестр, наигрывающий «Вальс из «Веселой вдовы». До того, как в кино пришел звук, четыре киноверсии оперетты вышли на экран!
--------
Фрагмент концерта Элины Гаранчи и Дмитрия Хворостовского в Государственном Кремлевском дворце. 29 октября 2015 года

«Lippen schweigen» - Дуэт Ганны и Данило из оперетты Франца Легара «Веселая вдова» - Элина Гаранча и Дмитрий Хворостовский (2015)
Франц Легар выбрал для себя жанр оперетты в качестве компромисса. На самом деле, он метил выше, - творить в области чистой классической музыки. В дни его молодости оперетта отстояла лишь на шаг от жанра, с которого он начинал: музыки к военному параду. Легар родился в 1870 году в тогда венгерской (а ныне словакской) области, в семье тамбурмажора полкового оркестра австро-венгерской императорской армии. В пражской консерватории он учился по классам скрипки и композиции, но затем последовал по стопам отца, дирижируя и сочиняя для военного оркестра. Он оставил оперный жанр после неудачной ранней попытки («Кукушка», 1896) и, похоже, нашел удовлетворение в более легком жанре оперетты.

В руках Легара т. н. «легкая муза» удачно сочеталась с рыночной прозорливостью, экономической деловитостью и определенным творческим цинизмом. Все это работает, когда приходится иметь дело с материалом, обозначенным в самых общих чертах, доставшимся в наследство от традиционной оперы. Сюжетные положения в «Веселой вдове» не сложно различить. Напыщенный, но безобидный старый простофиля Барон Зета, привлекательная наследница, и две пары временно разлученных влюбленных - вот мы уже и вписаны в общий ландшафт комической оперы (см. сюжет оперетты по ссылке ниже).
--------
Первые исполнители ролей Ганны и Данило - Мицци Гюнтер и Луи Тройман
«Lippen schweigen» - Вальс-дуэт Ганны и Данило из оперетты Франца Легара «Веселая вдова» (Franz Lehár «Die lustige Witwe») #ХворостовскийДрузья - 874759558223
Но «Веселая вдова» предлагает зрителю все же несколько измененный пейзаж в этом жанре. Тот цинизм, который в классической комической опере адресован ее нелепым старикам-«злодеям» (например, Бартоло или Дон Паскуале), распространяется тут и на молодые, романтические парочки. Как и в комических операх, ухаживание - на первом плане сюжета, но теперь ему уже присущи некоторые адюльтерные элементы, более характерные для сюжета оперы трагической. Так молодой человек во «Вдове» уж не так молод как юноша в опере-буффа; когда замужние дамы говорят о «поцелуйчиках» и «вальсировании», то со смешком, вкладывающим в них более пикантный смысл; влюбленные влюблены, но не слепо, не питая иллюзий по поводу друг друга.
---------
Фрагмент гала-концерта мировых звезд оперы и балета «Классика на Дворцовой». 24 мая 2015 года. Валентина Нафорницэ и Дмитрий Хворостовский
«Lippen schweigen» - Дуэт Ганны и Данило из оперетты Франца Легара «Веселая вдова» - Валентина Нафорницэ и Дмитрий Хворостовский (2015)
Наибольшая критическая ценность, заключающаяся в «Веселой вдове» - это очарование, присущее здесь двум вещам: роскоши и цинизму. Данило является таким прожигателем жизни, что это делает его лень, пьянство и храп только привлекательными для публики. Его дурные привычки - своего рода привилегия, которой лишены зрители в своей каждодневной трудовой рутине.

Что может быть смешней для немецкой аудитории, чем герой, страдающий аллергией на работу и прекрасно высыпающийся только на рабочем столе? (Во времена Третьего рейха, в различных постановках оперетты ее сценарий часто переписывался из-за идеологических соображений).
--------
После премьеры «Веселой вдовы»: Мицци Гюнтер, Франц Легар и Луи Тройман. Вена, театр «Ан дер Вин» (Theater an der Wien), 1905
«Lippen schweigen» - Вальс-дуэт Ганны и Данило из оперетты Франца Легара «Веселая вдова» (Franz Lehár «Die lustige Witwe») #ХворостовскийДрузья - 874759574863
Что касается чувств и романтики, выражаемых героями, то они предпочитают больше высказывать безразличие в диалогах, предоставляя музыке самой говорить за них. В знаменитом кульминационном вальсе-дуэте Данило и Ганна восхваляют самих себя в искусстве оставлять чувства не высказанными, в то время как эмоциональный заряд несет сама музыкальная ткань.

Как Легар признавался годы спустя, этот главный номер, «Lippen schweigen» (или «Вальс из «Веселой вдовы») не был частью спектакля до тех пор, «пока их число не перевалило за сто». В третьем акте Ганна и Данило первоначально пели дуэт, неожиданно называвшийся «Волшебство домашнего уюта», который остался частью партитуры, но теперь предназначался для дуэта Валенсьены и Камиля.

Вальс же, напротив, существовал в виде оркестрового фрагмента. На первых представлениях оперетты публика неизменно требовала повторения вальса, и создатели поспешили заполнить нишу, переделали его в песню, подогнав слова, слепленные на скорую руку.
-------
Фрагмент гала-концерта Суми Йо и Дмитрия Хворостовского «Букет оперы», посвященного открытию XVI Петербургского международного экономического форума. 20 июня 2012 года
«Lippen schweigen» - Дуэт Ганны и Данило из оперетты Франца Легара «Веселая вдова» - Суми Йо и Дмитрий Хворостовский (2012)
Данило:
Чем-то странно и нежданно - я смущен.
Оказалось все смешалось: явь и сон.
У любви во власти я мечтой живу,
Мне приснился сон о счастье наяву.

Ганна:
О, если б эти сны все были так ясны,
Чтоб мы могли опять, могли опять любя мечтать.
Да, огонь горит в груди, пока так много впереди,
Пока в душе весна, и даль ясна!

Вместе:
Мы гадаем и не знаем, что нас ждёт.
Но бывает - сразу тает в сердце лёд!
У любви во власти я мечтой живу,
Мне приснился сон о счастье наяву!
---------
Фрагмент концерта Рене Флеминг и Дмитрия Хворостовского в Большом зале Московской консерватории. 6 февраля 2006 года
«Lippen schweigen» - Дуэт Ганны и Данило из оперетты Франца Легара «Веселая вдова» - Рене Флеминг и Дмитрий Хворостовский (2006)
В военные годы Легар был при деле, как и прежде, дирижируя своими произведениями (столь дорогими сердцу его фюрера), часто в Берлине и по всей оккупированной Европе, координируя возобновления, адаптации, издательские операции и свои банковские счета. Он не создал ни одной новой сценической работы за период с конца 1930-х и до самой смерти в 1948 году.

Но музыка Легара всплывала во время войны в самом необычном контексте. Фактически, музыка из «Веселой вдовы» стала своеобразным символом - и не всегда в позитивном ключе - для двух больших композиторов, творивших в США и СССР. Бела Барток в своем Концерте для оркестра (1943) и Дмитрий Шостакович в своей «Ленинградской» Седьмой симфонии (1941) цитируют Легара для передачи легкомысленного настроения, беззаботной атмосферы жизни вдали от фронта. И оба выбрали для этой цели одну и ту же мелодию, которая так драматично контрастировала с условиями, в которых им приходилось жить и творить, - этот гимн, воспевающий безответственность – «У Максима». Если бы Легару довелось пожить подольше в послевоенные годы, он, возможно, получал бы оброк авторскими отчислениями с обоих своих коллег.

Источник:
Belcanto.ru
В качестве друзей самого известного российского баритона в проекте «Хворостовский и друзья» выступают звезды мировой сцены. Первый концерт с участием Рене Флеминг был представлен в Москве и Санкт-Петербурге в 2006 году. В 2008 - 2009 гг. состоялось еще несколько концертов из этого цикла: дуэт Дмитрия Хворостовского и «корейского сопрано» Суми Йо, совместное выступление Дмитрия с ведущей солисткой театра Метрополитен-опера Сондрой Радвановски, с известным немецким тенором Йонасом Кауфманом, а также с певцом, уже получившим признание на мировой оперной сцене, Ильдаром Абдразаковым. В конце 2010 года Хворостовский представил московской публике еще двух ярчайших молодых звезд – Екатерину Сюрину (сопрано) и Чарльза Кастроново (тенор), а 3 декабря 2011 года на главной площадке страны он выступил с известным тенором Марчелло Джордани. В 2013 году в честь своего 50-летия Дмитрий собрал на одной сцене целую плеяду артистов мировой оперной сцены: его «друзьями» в этот вечер стали Рамон Варгас, Барбара Фриттоли, Аскар и Ильдар Абдразаковы и многие другие. В октябре 2015 года впервые в России на сцене Государственного Кремлевского дворца выступила певица из Латвии Элина Гаранча. В 2016 году Хворостовский пригласил знаменитого аргентинского тенора Марсело Альвареса, а также позвал разделить их мужской дуэт солистку Большого театра сопрано Динару Алиеву.

Комментарии

  • 22 сен 2018 07:18
    Слева: После премьеры «Веселой вдовы»: Мицци Гюнтер, Франц Легар и Луи Тройман. Вена, театр «Ан дер Вин» (Theater an der Wien), 1905

    Справа: Ганна (Мицци Гюнтер) и Данило (Луи Тройман) 1906
    ФотографияФотография
  • 22 сен 2018 07:32
    «...Музыка из «Веселой вдовы» стала своеобразным символом - и не всегда в позитивном ключе - для двух больших композиторов, творивших в США и СССР. Бела Барток в своем Концерте для оркестра (1943) и Дмитрий Шостакович в своей «Ленинградской» Седьмой симфонии (1941) цитируют Легара для передачи легкомысленного настроения, беззаботной атмосферы жизни вдали от фронта. И оба выбрали для этой цели одну и ту же мелодию, которая так драматично контрастировала с условиями, в которых им приходилось жить и творить, - этот гимн, воспевающий безответственность – «У Максима».
  • Комментарий удалён.