Перед вами картина «Пир монгольских военачальников Чингисхана во главе с Джэбэ и Субэдэем после победы над объединённым русско-половецким воинством на Калке 31 мая 1223 года».
Автор - И. К. Акжигитов. Сюжет картины – факт страшной казни русских князей после поражения на реке Калке. А откуда мы вообще знаем о факте этой битвы? Летописных источников у нас три. Первый – это, вне всякого сомнения, Лаврентьевская летопись, которая была закончена в марте 1377 года, и это сообщение, как считают исследователи, скорее всего, по крайней мере, с большой долей вероятности, могло попасть в Лаврентьевскую летопись из летописца Переяславля-Суздальского. Характер записи о битве больше всего напоминает фронтовую сводку. Монголы напали на наших союзников половцев, за которых мы вступились и вместе потерпели поражение. Вторая летопись - это один из наиболее подробных рассказов о битве на реке Калке, это Новгородская 1-ая летопись, которая содержит удивительные подробности. Тут нужно отметить, что для Новгорода дела, происходящие в Киеве (а уж тем более за Киевом) – это что-то далёкое, чужое, а значит совсем маловажное. Но если одно событие упоминается и там, и там, то значит событие мало того, что точно было, так ещё имело большое значение для обоих городов. И третья летопись, тоже очень подробное сообщение - Ипатьевская летопись. К этому списку можно добавить и источники из других стран. Иранский путешественник и писатель Ибн аль-Асир был едва ли не очевидцем этих событий, так как монголы проходили по территории Персии с «дружеским визитом». У грузин тоже сохранились записи о том, как монголы вначале одарили местное войско подарками за право пройти по ущелью, а после дождались, когда грузины спустятся на равнины и разбили их. Смогли монголы одолеть и альянс половцев и аланов. Для этого они вначале замирились с половцами, сделав акцент на степное происхождение обоих народов, а затем по одиночке разбили и тех, и других. Так что ко времени битвы половцы были в панике (противопоставить полководческому таланту Субедея им было нечего). С альянсом «Русские княжества – половцы» они пытались поступить так же. Но тут вышла осечка: 1. В сугубо православной Руси пришествие неведомого до зубов вооружённого народа – один из предвестников Апокалипсиса, флешбеки из которого словили наши предки 2. Половцы хоть и были степняками, но были степняками знакомыми. К тому же между народами уже существовали династические браки. Да и процесс христианизации набирал обороты. 3. Монгольские послы феодальными князьями воспринимались ещё и как шпионы (ими они и были). Но если в родоплеменной Монголии фигура посла была неприкосновенной в силу законов гостеприимства, то в феодальной Руси таких просто убивали. Так и случилось в этот раз. И эта казнь стала фатальной ошибкой. Гибель знатных людей, доверивших свою жизнь законам гостеприимства монголы простить не могли. Поэтому они не стали больше пытаться внести раскол в ряды союзников, а встретили на поле боя объединённое войско. Тут нужно сделать небольшое отступление. Тактически монгольское войско не представляло из себя ничего нового. Это были точно такие же кочевники, как и сами половцы. Но система организации войска у них принципиально отличалась от всего, что и половцы, и русские князья видели раньше. Русские войска – наборы княжеских дружин + городовые полки, которые существовали в условиях натурального хозяйства и связанной с ним довольно слабой торговли (относительно слабой). А каждый князь – это полноправный хозяин своих земель и своих войск и именно он решает, с кем они будут воевать, когда воевать и где воевать. И когда случился раздор между князьями, то Великий князь Киевский Мстислав Старый со своими сподвижниками остался в укреплённом лагере и в битву с монголами в итоге не вступал. Войско монголов же было монолитным и в бой вступили все! То есть войско численностью от 10 до 15 тысяч прекрасно вооружённых степняков разбило по частям «коалицию» русских князей численностью до 7 тысяч человек (расчёт численности можно провести отдельно). Когда степняки осадили укреплённый лагерь, то штурмовать его не стали, а вместо этого вызвали князей на переговоры, пообещав им свободу в обмен на выкуп. Но это была уловка и монголы отмстили за убитых послов. Но так как кровь гостя проливать нельзя, то мстили в обход его – задушили князей весом пирующих. Напоследок отметим, что именно неосведомлённость о происходящем в степи стала причиной того, что уроки битвы на Калке русскими князьями не были усвоены. Считая это просто очередным набегом степняков, русские князья продолжили междоусобные войны. Но этот поход Субедея-багатура и Джебе-нойона был лишь разведкой боем, в результате которого они собрали информацию о политической ситуации в других странах, а также информацию о пути прохода войск, местах для фуражировки и водопоя. Подробный доклад с этими данными они предоставили Чингиз хану и на его основе спустя 13 лет Монгольская империя разрослась на Запад от степей Каспийского моря до Крыма.
Библиотека Новоуральска
Перед вами картина «Пир монгольских военачальников Чингисхана во главе с Джэбэ и Субэдэем после победы над объединённым русско-половецким воинством на Калке 31 мая 1223 года».
Автор - И. К. Акжигитов.
Сюжет картины – факт страшной казни русских князей после поражения на реке Калке. А откуда мы вообще знаем о факте этой битвы? Летописных источников у нас три. Первый – это, вне всякого сомнения, Лаврентьевская летопись, которая была закончена в марте 1377 года, и это сообщение, как считают исследователи, скорее всего, по крайней мере, с большой долей вероятности, могло попасть в Лаврентьевскую летопись из летописца Переяславля-Суздальского. Характер записи о битве больше всего напоминает фронтовую сводку. Монголы напали на наших союзников половцев, за которых мы вступились и вместе потерпели поражение.
Вторая летопись - это один из наиболее подробных рассказов о битве на реке Калке, это Новгородская 1-ая летопись, которая содержит удивительные подробности. Тут нужно отметить, что для Новгорода дела, происходящие в Киеве (а уж тем более за Киевом) – это что-то далёкое, чужое, а значит совсем маловажное. Но если одно событие упоминается и там, и там, то значит событие мало того, что точно было, так ещё имело большое значение для обоих городов.
И третья летопись, тоже очень подробное сообщение - Ипатьевская летопись.
К этому списку можно добавить и источники из других стран. Иранский путешественник и писатель Ибн аль-Асир был едва ли не очевидцем этих событий, так как монголы проходили по территории Персии с «дружеским визитом».
У грузин тоже сохранились записи о том, как монголы вначале одарили местное войско подарками за право пройти по ущелью, а после дождались, когда грузины спустятся на равнины и разбили их.
Смогли монголы одолеть и альянс половцев и аланов. Для этого они вначале замирились с половцами, сделав акцент на степное происхождение обоих народов, а затем по одиночке разбили и тех, и других. Так что ко времени битвы половцы были в панике (противопоставить полководческому таланту Субедея им было нечего). С альянсом «Русские княжества – половцы» они пытались поступить так же. Но тут вышла осечка:
1. В сугубо православной Руси пришествие неведомого до зубов вооружённого народа – один из предвестников Апокалипсиса, флешбеки из которого словили наши предки
2. Половцы хоть и были степняками, но были степняками знакомыми. К тому же между народами уже существовали династические браки. Да и процесс христианизации набирал обороты.
3. Монгольские послы феодальными князьями воспринимались ещё и как шпионы (ими они и были). Но если в родоплеменной Монголии фигура посла была неприкосновенной в силу законов гостеприимства, то в феодальной Руси таких просто убивали. Так и случилось в этот раз.
И эта казнь стала фатальной ошибкой. Гибель знатных людей, доверивших свою жизнь законам гостеприимства монголы простить не могли. Поэтому они не стали больше пытаться внести раскол в ряды союзников, а встретили на поле боя объединённое войско.
Тут нужно сделать небольшое отступление. Тактически монгольское войско не представляло из себя ничего нового. Это были точно такие же кочевники, как и сами половцы. Но система организации войска у них принципиально отличалась от всего, что и половцы, и русские князья видели раньше.
Русские войска – наборы княжеских дружин + городовые полки, которые существовали в условиях натурального хозяйства и связанной с ним довольно слабой торговли (относительно слабой). А каждый князь – это полноправный хозяин своих земель и своих войск и именно он решает, с кем они будут воевать, когда воевать и где воевать. И когда случился раздор между князьями, то Великий князь Киевский Мстислав Старый со своими сподвижниками остался в укреплённом лагере и в битву с монголами в итоге не вступал.
Войско монголов же было монолитным и в бой вступили все! То есть войско численностью от 10 до 15 тысяч прекрасно вооружённых степняков разбило по частям «коалицию» русских князей численностью до 7 тысяч человек (расчёт численности можно провести отдельно).
Когда степняки осадили укреплённый лагерь, то штурмовать его не стали, а вместо этого вызвали князей на переговоры, пообещав им свободу в обмен на выкуп. Но это была уловка и монголы отмстили за убитых послов. Но так как кровь гостя проливать нельзя, то мстили в обход его – задушили князей весом пирующих.
Напоследок отметим, что именно неосведомлённость о происходящем в степи стала причиной того, что уроки битвы на Калке русскими князьями не были усвоены. Считая это просто очередным набегом степняков, русские князья продолжили междоусобные войны. Но этот поход Субедея-багатура и Джебе-нойона был лишь разведкой боем, в результате которого они собрали информацию о политической ситуации в других странах, а также информацию о пути прохода войск, местах для фуражировки и водопоя. Подробный доклад с этими данными они предоставили Чингиз хану и на его основе спустя 13 лет Монгольская империя разрослась на Запад от степей Каспийского моря до Крыма.