Что полезно знать о развитии речи.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру, преуспевал в бизнесе? Конечно же, дорогие родители, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем.
Тогда учите вашего ребенка говорить!
Говорить он должен правильно. Ведь учась говорить, ребенок учиться логически мыслить. Не заглядывая в отдаленное будущее, попробуйте оценить сегодняшнее состояние речи вашего малыша.
Часто можно услышать, как взрослые говорят ребенку: « Что же ты не правильно говорить? Все твои друзья уже хорошо говорят! И ты старайся».
Ребенок очень старается, ему хочется сказать правильно, но он не умеет, у него не получается.
Ребенку нужно умело и вовремя помочь, а не ограничиваться выговорами.
Неправильное произношение приносит ребенку много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают.
Недостатки устной речи очень часто влияют на письменную речь. Ребенок плохо справляется со звуковым анализом слов, часто вместо одной буквы употребляет другую, пишет так, как говорит.
Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь - заслуга, прежде всего семейного воспитания.
И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков.
Устранить эти нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию звуков вашему ребенку помогут и педагог-логопед, а воспитатель дошкольного учреждения.
И всё-таки основную нагрузку в обучении вашего ребенка правильной речи вы должны взять на себя!
От вас, любящие родители, потребуется совсем немного, тесное сотрудничество с педагогами, терпение, умение заинтересовать ребенка и включить его в процесс работы.
Если все условия будут добросовестно выполняться, то занятия в скором времени дадут наилучший результат
Ориентировочные сроки усвоения детьми звуков речи
Даже при нормальном речевом развитии, ребенок далеко не сразу овладевает нормативным произношением.
Употребить новый звук в слове, использовать его в повседневной речи для ребенка-дело непростое.
Многие звуки произносятся детьми практически без усилий- м, н, т, п и, конечно, гласные звуки. Хотя и здесь возможны искажения. Поправляйте ребенка, показывайте, как нужно произносить звуки.
Тяжелее всего даются шипящие (ш, ж, ч, щ), свистящие (с,з,ц), а также - р. – и –л-.
Здесь же приведем таблицу, чтобы вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков.
Возраст
ребенка 1-2 года 2-3 года 3-5 лет 5-6 лет
Звуки А О Э
П Б М И Ы У
Ф В
Т Д Н
К Г Х Й С З Ц
Ш Ж
Ч Щ Л ЛЬ Р РЬ Л
Р
Неточное произношение у детей в возрасте до трёх-четырех лет естественно - это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном физическом и психическом развитии и наличии полноценного слуха).
Не позднее, чем к пяти-шести годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи.
Всякие нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются как дефекты произношения, исправлять которые бывает очень трудно.
Поэтому именно в этом периоде жизни ребенка (от пяти-шести лет) особенно важно следить за формированием его произношения и вовремя предупреждать закрепление косноязычия.
Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка - «сюсюкать» с ним.
Тем самым вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение, и отличать от неправильного.
Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искаженное произношение.
С детьми нужно говорить всегда правильно и таким образом давать малышу речевой образец для подражания.
Как образуются звуки
Люди с правильной, четкой речью обычно не задумываются над этим вопросом. Поток звуков льется как бы автоматически и воспринимается так же как бы автоматически.
Речевой аппарат человека - это сложная структура с центром в головном мозге.
Почему детям трудно даются некоторые звуки?
Во-первых, у них еще недостаточно развит фонематический слух, поэтому они часто не узнают звуки в речи взрослого и воспроизводят их в искаженном виде.
Во-вторых, артикуляционный аппарат ребенка еще очень не устойчив, и ему не так - то просто справиться с преградами на пути струи воздуха, когда он выговаривает согласные звуки.
Чтобы образовался нужный звук, язык, губы и зубы должны принять определенное положение, а именно это подчас не удается ребенку.
В образовании звуков принимает участие язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Таким образом, при образовании различных звуков каждый орган, занимает определённое положение.
В речи звуки произносятся не отдельно друг от друга, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение.
Четкого произношения звуков, слов, фраз, можно добиться, если все органы, принимающие участие в образовании звуков будут достаточно подвижными, а работа их координированной.
Упражнения, развивающие моторику пальцев рук
♥ Сложите бумажную салфетку вчетверо и дайте ребенку, чтобы он пощипывал двумя пальцами мелкие кусочки со сгибов. После завершения процедуру оцените полученный узор, развернув салфетку.
♥ Попросите ребенка перекатывать в ладонях граненый карандаш, неторопливо перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
♥ Отличное занятие-нанизывание различных по цвету и по размеру пуговиц. Их можно нанизывать на нитку произвольно, можно нанизывать сначала большие пуговицы, затем поменьше, можно чередовать по цвету и форме.
♥ Неплохо выглядит красивый узор из пуговиц, выложенный на столе.
♥ Подвесьте на ниточке бусинку. Задача: каждым пальцем поочередно щёлкать по «мишени».
♥ Выкладывать из спичек колодец. Можно выкладывать различные фигуры, буквы, цифры.
♥ Попросите ребенка сильно сжать вашу руку, разгибать ваши пальцы.
♥ Займитесь лепкой из пластилина, делая акцент на мелких деталях.
Подготовка к школе
Среди многих родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребенок знает буквы, умеет их писать, читать, то это означает, что он готов к школе.
Прежде всего, будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать тексты.
Иными словами, каждому ребенку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышлением.
То есть последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильное предложение.
Без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно!
• Что должны делать родители для развития связной речи:
-Читайте ребёнку книги - это один из самых эффективных способов развития речи, но это должно быть не простое чтение, а активное обсуждение прочитанного, обмен мнениями.
-Чаще просите ребенка рассказать, что он видел, где бывал, что делал.
-Просите пересказать то, что вы прочитали вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста.
-Если вы просмотрели с ребенком мультфильм, фильм, пусть он расскажет об увиденном тому, кто не смотрел.
• Также школьно необходимой функцией является моторика - развитие кисти и пальцев руки, которая важна для овладения письмом. Родители должны обращать внимание на подготовку руки ребенка к письму.
• У некоторых детей неправильно сформирован навык держать карандаш, ручку. Одни держат слишком далеко или близко к нижнему кончику, другие неверно располагают пальцы.
В этих случаях старайтесь больше объяснять и показывать, для этого необходим строгий контроль со стороны взрослого.
• Старайтесь организовать деятельность ребенка так, чтобы в повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.
• Часто различные нарушения речи препятствуют нормальному речевому развитию. Наиболее распространено среди них нарушение звукопроизношения, которое может повлечь за собой серьёзные негативные последствия:
-Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть нарушение психических функций (внимания, слухового восприятия, самоконтроля.)
-Неправильное звукопроизношение может оставлять после себя такие осложнения, как нарушение чтения и письма в школе.
При нарушенном произношении ребёнок пишет так же, как и говорит.
Дефекты произношения мешают ребёнку различать порядок слогов и звуков в слове, а это в свою очередь, затрудняет обучение грамоте.
Что должен знать ребёнок к школе
-Что такое звук, буква, слог
- Уметь определять первый, последний звук в слове
-Составлять слова на определенный звук
-Знать и определять гласный, согласный звук; твёрдый и мягкий; глухой и мягкий звуки.
-Делить слова на слоги, называть, сколько слогов в слове.
-Выделять звук, на который падает ударение
- Определять местоположение звука в слове (в начале, середине, конце)
-Составлять предложения с 2-3-4 словами
-Подбирать синонимы, антонимы к словам
- Печатание букв, слогов, слов
-Составлять описательные рассказы

Комментарии

  • 3 дек 2014 22:43
    Здравствуйте, Марина. Да, я очень люблю свою работу и эту группу, изначально, я создала для работы со своими родителями - им в помощь, но - группа стала приобретать популярность среди многих людей, в том числе и логопедов. И я этому очень рада. Вы задали очень много вопросов и, если отвечать подробно - это займёт очень много времени. Т.к., группа создавалась для родителей - я не включаю темы по нашей работе: обследованию, документации и т.д.. Сегодня уже поздно, но в ближайшее время я напишу вам о методиках, которые я использую. По документации - посмотрите это: Документация учителя-логопеда ДОУ:

    Циклограмма работы

    • составляется от диагностики до диагностики
    • включаются все виды работ, предусмотренные должностной инструкцией
    Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педа-гогах-психологах учреждений образования»
    Приложение к Постановлению Правительства РФ от 3.04.2003 № 191 (ред. От 18.08.2008 № 617) «Продолжительность рабочего вре-мени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы)»

    График индивидуальной работы с детьми

    меняется от диагностики к диагностике

    Список детей по подгруппам

    Годовой план

    («фотография» должностных обязанностей учителя-логопеда)
    Разделы:
    1. Диагностика (скрининг-диагностика, углубленная диагностика, анализ результатов, оформление речевых карт);
    2. Коррекционная работа
    Непосредственно образовательная
    деятельность (фронтальная), кратность
    ее проведения, согласно программе);
    Индивидуальная образовательная
    деятельность (по графику);
    3. Консультативная работа
    С педагогами: консультативный час с воспитателями, консульти-рование смежных специалистов;
    С родителями: индивидуальные консультации (среда, еженедель-но с … до …), участие в родительских собраниях (…….)
    4. Организационно-методическая деятельность
    Семинары, открытые показы (во взаимосвязи с год. планом ДОУ, с указанием темы, сроков, категории участников);
    Оснащение логопедического кабинета (конкретный перечень ра-бот, 2-3 напр.)

    Перспективный (тематический) план

    только для логопедических групп

    Пишется на основании программы и данных углубленного речевого обследования.

    Структура плана – по разделам программы.

    Формулирование задач в перспективном плане:
    в зависимости от данных диагностики и периода обучения

    Обучающие: формировать, обучать, дать понятие…..
    Развивающие: совершенствовать, продолжать формировать, раз-вивать.
    Закрепляющие: закрепить, уточнить, систематизировать.

    Календарный план

    Пишется в течение года (на день, на неделю).
    Составляется на основе циклограммы, графика индивидуальной НОД, перспективному плану.

    Журнал индивидуального консультирования

    Индивидуальные тетради для консультаций родителей учителем-логопедом

    Речевые карты

    Тетрадь взаимосвязи с воспитателями

    Отчет учителя-логопеда за год​​.                                        ​Вы работаете в логопункте? Вот ссылка: ​http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/03/11/logopunkt-dokumentatsiya-uchitelya-logopeda                                  

  • 3 дек 2014 22:47
    В логопункте дети обследуются с 2 лет. Неговорящие - отправляются на ПМПК и в речевой детский сад. Вы набираете себе детей из старших и подг.групп с диагнозами ФФНР и ФНР. Детей с ОНР - стараетесь отправить в речевой детский сад (или группы, смотря что у вас есть). Это ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ кратко.
  • 4 дек 2014 16:51
    Пожалуйста. Про диагностики напишу позже.
  • 5 дек 2014 20:24

    Показатели
    диагностики и используемые методики.




    1.Двигательные
    функции артикуляционного аппарата:


    "Логопедическое
    обследование детей с речевыми нарушениями." Акименко В.М., Р-на-Д., 2012


    "Диагностика
    нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях           дошкольного образовательного
    учреждения." С-Пб.,2000


    "Тестовая
    методика обследования речи ребенка." Зайцева Е.С.,Шептунова З.К.,
    С-Пб.,2012


    "Методика
    психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.Вопросы        дифференциальной диагностики."
    Волкова Г.А., С-Пб., 2006


    "Тестовая
    диагностика." Кабанова Т.В., домнина О.В., М.,2008



    2.Мелкая
    моторика пальцев рук:


    "Логопедическое
    обследование детей с речевыми нарушениями." Акименко В.М., Р-на-Д., 2012


    "Диагностика
    нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях       дошкольного образовательного
    учреждения." С-Пб.,2000


    "Тестовая методика обследования речи
    ребенка." Зайцева Е.С.,Шептунова З.К., С-Пб.,2012


    "Методика психолого-логопедического
    обследования детей с нарушениями речи.Вопросы      дифференциальной диагностики."
    Волкова Г.А., С-Пб., 2006


    "Тестовая диагностика." Кабанова
    Т.В., домнина О.В., М.,2008


    "Альбом индивидуального обследования
    дошкольника" Ткаченко Т.А., М.,2006


  • 5 дек 2014 20:25


         
    3.Звукопроизношение:


    Логопедическое обследование детей
    с речевыми нарушениями." Акименко В.М., Р-на-Д., 2012


    "Диагностика
    нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях       дошкольного образовательного
    учреждения." С-Пб.,2000


    "Тестовая методика обследования речи
    ребенка." Зайцева Е.С.,Шептунова З.К., С-Пб.,2012


    "Методика психолого-логопедического
    обследования детей с нарушениями речи.Вопросы      дифференциальной диагностики."
    Волкова Г.А., С-Пб., 2006


    "Тестовая диагностика." Кабанова
    Т.В., домнина О.В., М.,2008


    "Альбом индивидуального обследования
    дошкольника" Ткаченко Т.А., М.,2006


    «Логопедический альбом для обследования лиц
    с выраженными нарушениями произношения.» Смирнова И.А.,2007



         
    4.Фонематический слух и
    восприятие:


    Логопедическое обследование детей
    с речевыми нарушениями." Акименко В.М., Р-на-Д., 2012


    "Диагностика
    нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях       дошкольного образовательного
    учреждения." С-Пб.,2000


    "Тестовая методика обследования речи
    ребенка." Зайцева Е.С.,Шептунова З.К., С-Пб.,2012


    "Методика психолого-логопедического
    обследования детей с нарушениями речи.Вопросы      дифференциальной диагностики."
    Волкова Г.А., С-Пб., 2006


    "Тестовая диагностика." Кабанова
    Т.В., домнина О.В., М.,2008


    "Альбом индивидуального обследования
    дошкольника" Ткаченко Т.А., М.,2006


    «Логопедический альбом для обследования лиц
    с выраженными нарушениями произношения.» Смирнова И.А.,2007


    «Логопедический альбом для обследования
    фонетико-фонематической системы речи.» Смирнова И.А., 2004

  • 5 дек 2014 20:25

    5.Словарный запас :


    Логопедическое обследование детей
    с речевыми нарушениями." Акименко В.М., Р-на-Д., 2012


    "Диагностика
    нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях       дошкольного образовательного учреждения."
    С-Пб.,2000


    "Методика психолого-логопедического
    обследования детей с нарушениями речи.Вопросы дифференциальной
    диагностики." Волкова Г.А., С-Пб., 2006




    "Тестовая диагностика." Кабанова
    Т.В., домнина О.В., М.,2008


    "Альбом индивидуального обследования дошкольника"
    Ткаченко Т.А., М.,2006


    «Логопедический альбом для обследования лиц
    с выраженными нарушениями произношения.» Смирнова И.А.,2007


    «Логопедический альбом для обследования
    фонетико-фонематической системы речи.» Смирнова И.А., 2004


    «Логопедический альбом для обследования
    лексико-грамматического строя и связной речи.»Смирнова И.А., С-Пб., 2012


    «Альбом по развитию речи.» Володина
    В.С.,М.,2008



        6.Грамматический строй речи:


    Логопедическое обследование детей
    с речевыми нарушениями." Акименко В.М., Р-на-Д., 2012


    "Диагностика
    нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях       дошкольного образовательного
    учреждения." С-Пб.,2000


    "Методика психолого-логопедического
    обследования детей с нарушениями речи. Вопросы      дифференциальной диагностики."
    Волкова Г.А., С-Пб., 2006


    "Тестовая диагностика." Кабанова
    Т.В., домнина О.В., М.,2008


    "Альбом индивидуального обследования
    дошкольника" Ткаченко Т.А., М.,2006


    «Логопедический альбом для обследования лиц
    с выраженными нарушениями произношения.» Смирнова И.А.,2007


    «Логопедический альбом для обследования
    фонетико-фонематической системы речи.» Смирнова И.А., 2004


    «Логопедический альбом для обследования
    лексико-грамматического строя и связной речи.»Смирнова И.А., С-Пб., 2012


    «


    Альбом по развитию речи.» Володина
    В.С.,М.,2008


  • 5 дек 2014 20:26

       7.Связная
    речь:


    Логопедическое обследование детей
    с речевыми нарушениями." Акименко В.М., Р-на-Д., 2012


    "Диагностика
    нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях       дошкольного образовательного
    учреждения." С-Пб.,2000


    "Тестовая диагностика." Кабанова
    Т.В., домнина О.В., М.,2008


    "Альбом индивидуального обследования
    дошкольника" Ткаченко Т.А., М.,2006


    «Логопедический альбом для обследования лиц
    с выраженными нарушениями произношения.» Смирнова И.А.,2007


    «Логопедический альбом для обследования
    фонетико-фонематической системы речи.» Смирнова И.А., 2004


    «Логопедический альбом для обследования
    лексико-грамматического строя и связной речи.»Смирнова И.А., С-Пб., 2012


    «Альбом по развитию речи.» Володина
    В.С.,М.,2008



       
    8. Пространственная ориентировка:


    «Альбом индивидуального обследования
    дошкольника.» Ткаченко Т.А.,М., 2006


  • 5 дек 2014 20:28
    А для детей с 2-х лет: "Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста", Н. В. Серебрякова, С.-П., 2008. Там есть и речевые карты.
  • 5 дек 2014 21:16
    Успехов в работе!