ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛАГАЮТСЯ ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФОНЕТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ ОКТЯБРЯ: В процессе реализации программы коррекционной работы использует: «Программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей – М.: Просвещение, 2009.«Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина; учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» Автор: О.С. Гомзяк; комплект «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Автор: Н.Э. Теремкова, состоящий из четырех альбомов с логопедическими домашними заданиями по различным лексическим темам.Работа с альбомами рассчитана на три периода обучения в ДОУ. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. Автор: Ткаченко Т.А. Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий. Речь у ребёнка формируется по законам условных рефлексов, а все условные рефлексы образуются в результате многократного повторения. Поэтому, исходя из физиологических механизмов речи, логопедические домашние задания необходимы для того, чтобы закрепить полученные на занятии умения и навыки, а значит, ускорить процесс и сделать более прочным образование условных рефлексов. К тому же при выполнении заданий дома ребёнок учится пользоваться новыми речевыми умениями и навыками в повседневной жизни, а не только в кабинете логопеда. Еженедельно даются домашние задания, которые способствуют наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и дает возможность свободно использовать полученные знания, навыки и умения во всех направлениях жизнедеятельности ребенка. Выполнение дома определённых видов логопедической работы дисциплинирует ребёнка и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий. Таким образом, соблюдение рекомендаций логопеда существенно ускоряет процесс развития и коррекции речи ребёнка. 1 НЕДЕЛЯ: Осень. Звук и буква У. Родителям рекомендуется: 1. Рассказать ребёнку о том, какое время года наступило; обратить внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее, листья на деревьях пожелтели, наблюдается листопад, дует ветер, утром лужи замерзают, идёт дождь и т.д.). Во время прогулки понаблюдать за осенними изменениями в природе. 2. Рассмотреть вместе с ребёнком иллюстрации всех времён года. Вспомнить и назвать каждое время года. Уточнить последовательность смены времён года. Спросить ребёнка, знает ли он, какое время года наступило сейчас, а какое время года было «до» осени, какое время года будет «после» осени. 3. Выучить название осенних месяцев. 4. Объяснить ребёнку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать осеннюю одежду, определить её материал, качества и назначение. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью. 5. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать её детали (воротник, карман, пуговицы, петли для пуговиц, замок, рукава, манжеты, подол и т.д.) 6.Поиграть с ребёнком в игру: «Один-много» (лист-листы, шарф-шарфы, дерево-…, куртка-…, шапка-…, носок-… и т.д., используя слова, связанные с осенней тематикой). 7. Попросить ребёнка ответить на вопросы (нужно подобрать как можно больше слов-определений): Небо осенью (какое?) – хмурое, серое, унылое. Солнце осенью (какое?) - … Ветер осенью (какой?) - … Дождь осенью (какой?) - … Листья осенью (какие?) - … Куртка осенью (какая?) - … и т.д. 2 НЕДЕЛЯ: Овощи. Звук и буква А. Задание 1. Родителям рекомендуется: -рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец; — объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»; — обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус; — по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет...); — совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей. Задание 2. Рассмотреть картинки с изображением овощей. Задание 3. Отгадать загадки, выучить по выбору: Красная девица сидит в темнице, а коса — на улице. (Морковь) Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (Репка) Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка) Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис) Голова на ножке, в голове — горошки. (Горох) Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец) Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня ищи. (Капуста) Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук) Задание 4. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец — огурчик, помидор — помидорчик... Задание 5. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных): огурец — огурцы, помидор — помидоры... Задание 6. Дидактическая игра «Подскажи словечко». Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы? Я... (свекла). Летом в огороде — свежие, зеленые, А зимою в бочке — желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы) Задание 7. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану: Что это? Где растет? Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)? Какой на вкус? Что из него готовят? Задание 8. Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными). Морковь (какая?) — оранжевая, помидор (какой?) — ... Огурец (какой?) — овальный, репка (какая?) — ... Задание 9. Соединить линией овощи с соответствующей геометрической фигурой. Задание 10. Упражнение для пальчиков «Засолка капусты». Мы капусту рубим, Мы морковку трем, Мы капусту солим, Мы капусту жмем. Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз. Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя. Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки/ Задание 11. Прослушать стихотворение. Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Помидоры и укроп Для приправы и для проб. Есть редиска и салат — Наша грядка просто клад. Но арбузы не растут тут. Если слушал ты внимательно, То запомнил обязательно. Отвечай-ка по порядку: Что растет на нашей грядке? (В. Коркин). 3. НЕДЕЛЯ: Фрукты. Звуки У-А. Родителям рекомендуется: — рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»; — обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус; — по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте); — рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов. Задание 2. Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах. Задание 3. Отгадать загадки. Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко) На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива) Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных): яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — .... Задание 5. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): яблоко — яблочко, лимон — ..., банан — ..., апельсин — .... Задание 6. Подобрать родственные слова: яблоко — яблочко, яблоня, яблочный; вишня — вишенка, вишневый; смородина — смородинка, смородиновый; лимон — лимончик, лимонный. Задание 7. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное. Задание 8. Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану: Что это? Где растет? Каков внешний вид (величина, форма, цвет)? Каков на вкус? Что из него готовят? Задание 9. Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две),одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона ... пять лимонов; одна слива, две сливы ... пять слив. Задание 10. Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных) : сок из яблока — яблочный; варенье из яблок — яблочное; сок из груши — ...; варенье из груши — ...; сок из апельсина — ..., варенье из апельсина — .... Задание 11. Дидактическая игра «Что где растет»: яблоко — на яблоне, слива — на ..., груша — на .... Задание 12. Отгадать описательную загадку. Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко) Задание 13. Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху» (используются натуральные фрукты).1. Учить называть и узнавать фрукты. 2. «Назовите фрукты ласково»: Яблоко-яблочко Банан - бананчик и т.д. 3. «Один – много»: Яблоко-яблоки. Банан-бананы и т.д. 4. Какие фрукты имеют красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий цвет? 5. «Что лишнее и почему?» Яблоко, груша, помидор, апельсин. Слива, персик, абрикос, картошка. 6. Сосчитай до 5: бананы, апельсины персик. 7. Назови соки из: лимона-... яблока-... сливы-... и т.д. 8. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное. 9. Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану: Что это? Где растет? Каков внешний вид (величина, форма, цвет)? Каков на вкус? Что из него готовят?4. НЕДЕЛЯ: Сад-огород. Ягоды. Звук и буква П. Родителям рекомендуется: — рассмотреть с ребенком натуральные ягоды и объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды». При этом следует обратить внимание на характерные признаки: цвет, форму, вкус, по возможности показать и рассказать ребенку, как и где растут ягоды (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному); — рассказать, показать и дать попробовать ребенку то, что готовят из ягод; — дидактическая игра «Узнай ягоду на вкус»; в качестве экскурсии можно посетить с ребенком рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды там продают. Задание 2. Отгадать загадку и выучить по выбору. Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода) В сенокос — горька, а в мороз — сладка. Что за ягодка? (Калина) Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая — чернеет. (Красная и черная смородина) На припеке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек держит алый огонек. Разгибаем стебельки — собираем огоньки. (Земляника) Задание 3. Составить описательный рассказ о ягоде по следующему плану: Что это? Где растет? Каков внешний вид (цвет, форма, размер)? Какова на вкус? Что из нее готовят? Задание 4. Дидактическая игра «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных): сок из малины — малиновый; сок из вишни — ...; варенье из малины — малиновое, варенье из вишни — .... Задание 5. Дидактическая игра «Какая ягода лишняя? Почему?» (по картинкам). Клубника, смородина, черника, вишня. (Черника — растет в лесу.) Клюква, малина, клубника, брусника. (Малина— растет на кусте.) Задание 6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах и ягодах. Задание 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам). Овощи: картошка, лук, яблоко, помидор. Фрукты: лимон, огурец, банан, персик. Ягоды: малина, клубника, ананас, черника. Задание 8. Дидактическая игра «Что растет в саду, а что в огороде?» Ребенок перечисляет известные ему овощи, фрукты, ягоды и рассказывает, где они произрастают. Задание 9. Дидактическая игра «Исправь ошибку». Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке; клубника растет на дереве; клюква растет на кусте: картошка растет на болоте. Задание 10. Ответить на вопросы. Про какой овощ можно сказать «твердый»? Про какой фрукт можно сказать «сочный»? Про какую ягоду можно сказать «кислая»? Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак»: лимон (какой?) ...; клубника (какая?) ...; помидор (какой?) — .... Задание 12. Пересчитать предметы овощи, фрукты, ягоды (согласование существительных с порядковыми числительными, счет до пяти): первое яблоко, второе яблоко ...; первый помидор, второй помидор ...; первая картошка, вторая картошка ...
Центр развития "Рикки-Тикки-Тави" РОСТОВ
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛАГАЮТСЯ ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФОНЕТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ ОКТЯБРЯ:
В процессе реализации программы коррекционной работы использует:
«Программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей – М.: Просвещение, 2009.«Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» Автор: О.С. Гомзяк;
комплект «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Автор: Н.Э. Теремкова, состоящий из четырех альбомов с логопедическими домашними заданиями по различным лексическим темам.Работа с альбомами рассчитана на три периода обучения в ДОУ.
Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. Автор: Ткаченко Т.А.
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.
Речь у ребёнка формируется по законам условных рефлексов, а все условные рефлексы образуются в результате многократного повторения.
Поэтому, исходя из физиологических механизмов речи, логопедические домашние задания необходимы для того, чтобы закрепить полученные на занятии умения и навыки, а значит, ускорить процесс и сделать более прочным образование условных рефлексов. К тому же при выполнении заданий дома ребёнок учится пользоваться новыми речевыми умениями и навыками в повседневной жизни, а не только в кабинете логопеда. Еженедельно даются домашние задания, которые способствуют наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и дает возможность свободно использовать полученные знания, навыки и умения во всех направлениях жизнедеятельности ребенка.
Выполнение дома определённых видов логопедической работы дисциплинирует ребёнка и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
Таким образом, соблюдение рекомендаций логопеда существенно ускоряет процесс развития и коррекции речи ребёнка.
1 НЕДЕЛЯ: Осень. Звук и буква У.
Родителям рекомендуется:
1. Рассказать ребёнку о том, какое время года наступило; обратить внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее, листья на деревьях пожелтели, наблюдается листопад, дует ветер, утром лужи замерзают, идёт дождь и т.д.). Во время прогулки понаблюдать за осенними изменениями в природе.
2. Рассмотреть вместе с ребёнком иллюстрации всех времён года. Вспомнить и назвать каждое время года. Уточнить последовательность смены времён года. Спросить ребёнка, знает ли он, какое время года наступило сейчас, а какое время года было «до» осени, какое время года будет «после» осени.
3. Выучить название осенних месяцев.
4. Объяснить ребёнку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать осеннюю одежду, определить её материал, качества и назначение. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
5. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать её детали (воротник, карман, пуговицы, петли для пуговиц, замок, рукава, манжеты, подол и т.д.)
6.Поиграть с ребёнком в игру: «Один-много» (лист-листы, шарф-шарфы, дерево-…, куртка-…, шапка-…, носок-… и т.д., используя слова, связанные с осенней тематикой).
7. Попросить ребёнка ответить на вопросы (нужно подобрать как можно больше слов-определений):
Небо осенью (какое?) – хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое?) - …
Ветер осенью (какой?) - …
Дождь осенью (какой?) - …
Листья осенью (какие?) - …
Куртка осенью (какая?) - … и т.д.
2 НЕДЕЛЯ: Овощи. Звук и буква А.
Задание 1. Родителям рекомендуется:
-рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;
— объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;
— обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;
— по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет...);
— совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.
Задание 2. Рассмотреть картинки с изображением овощей.
Задание 3. Отгадать загадки, выучить по выбору:
Красная девица сидит в темнице, а коса — на улице. (Морковь)
Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (Репка)
Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)
Голова на ножке, в голове — горошки. (Горох)
Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)
Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня ищи. (Капуста)
Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Задание 4. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец — огурчик, помидор — помидорчик...
Задание 5. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных): огурец — огурцы, помидор — помидоры...
Задание 6. Дидактическая игра «Подскажи словечко».
Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я... (свекла).
Летом в огороде — свежие, зеленые, А зимою в бочке — желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы)
Задание 7. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:
Что это?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
Какой на вкус?
Что из него готовят?
Задание 8. Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными).
Морковь (какая?) — оранжевая, помидор (какой?) — ...
Огурец (какой?) — овальный, репка (какая?) — ...
Задание 9. Соединить линией овощи с соответствующей геометрической фигурой.
Задание 10. Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.
Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.
Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки
Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки/
Задание 11. Прослушать стихотворение.
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат —
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку:
Что растет на нашей грядке? (В. Коркин). 3. НЕДЕЛЯ: Фрукты. Звуки У-А.
Родителям рекомендуется:
— рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;
— обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;
— по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);
— рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.
Задание 2. Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.
Задание 3. Отгадать загадки.
Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко)
На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)
Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных): яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — ....
Задание 5. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): яблоко — яблочко, лимон — ..., банан — ..., апельсин — ....
Задание 6. Подобрать родственные слова: яблоко — яблочко, яблоня, яблочный; вишня — вишенка, вишневый; смородина — смородинка, смородиновый; лимон — лимончик, лимонный.
Задание 7. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное.
Задание 8. Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану:
Что это?
Где растет?
Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?
Каков на вкус?
Что из него готовят?
Задание 9. Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две),одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона ... пять лимонов; одна слива, две сливы ... пять слив.
Задание 10. Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных) : сок из яблока — яблочный; варенье из яблок — яблочное; сок из груши — ...; варенье из груши — ...; сок из апельсина — ..., варенье из апельсина — ....
Задание 11. Дидактическая игра «Что где растет»:
яблоко — на яблоне, слива — на ..., груша — на ....
Задание 12. Отгадать описательную загадку.
Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко)
Задание 13. Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху» (используются натуральные фрукты).1. Учить называть и узнавать фрукты.
2. «Назовите фрукты ласково»:
Яблоко-яблочко
Банан - бананчик и т.д.
3. «Один – много»:
Яблоко-яблоки.
Банан-бананы и т.д.
4. Какие фрукты имеют красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий цвет?
5. «Что лишнее и почему?»
Яблоко, груша, помидор, апельсин.
Слива, персик, абрикос, картошка.
6. Сосчитай до 5: бананы, апельсины персик.
7. Назови соки из: лимона-... яблока-... сливы-... и т.д.
8. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное.
9. Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану:
Что это?
Где растет?
Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?
Каков на вкус?
Что из него готовят?4. НЕДЕЛЯ: Сад-огород. Ягоды. Звук и буква П.
Родителям рекомендуется:
— рассмотреть с ребенком натуральные ягоды и объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды». При этом следует обратить внимание на характерные признаки: цвет, форму, вкус, по возможности показать и рассказать ребенку, как и где растут ягоды (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному);
— рассказать, показать и дать попробовать ребенку то, что готовят из ягод;
— дидактическая игра «Узнай ягоду на вкус»; в качестве экскурсии можно посетить с ребенком рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды там продают.
Задание 2. Отгадать загадку и выучить по выбору.
Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)
В сенокос — горька, а в мороз — сладка. Что за ягодка? (Калина)
Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая — чернеет. (Красная и черная смородина)
На припеке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек держит алый огонек. Разгибаем стебельки — собираем огоньки. (Земляника)
Задание 3. Составить описательный рассказ о ягоде по следующему плану:
Что это?
Где растет?
Каков внешний вид (цвет, форма, размер)?
Какова на вкус?
Что из нее готовят?
Задание 4. Дидактическая игра «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных): сок из малины — малиновый; сок из вишни — ...; варенье из малины — малиновое, варенье из вишни — ....
Задание 5. Дидактическая игра «Какая ягода лишняя? Почему?» (по картинкам).
Клубника, смородина, черника, вишня. (Черника — растет в лесу.)
Клюква, малина, клубника, брусника. (Малина— растет на кусте.)
Задание 6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах и ягодах.
Задание 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).
Овощи: картошка, лук, яблоко, помидор.
Фрукты: лимон, огурец, банан, персик.
Ягоды: малина, клубника, ананас, черника.
Задание 8. Дидактическая игра «Что растет в саду, а что в огороде?» Ребенок перечисляет известные ему овощи, фрукты, ягоды и рассказывает, где они произрастают.
Задание 9. Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке; клубника растет на дереве; клюква растет на кусте: картошка растет на болоте.
Задание 10. Ответить на вопросы.
Про какой овощ можно сказать «твердый»?
Про какой фрукт можно сказать «сочный»?
Про какую ягоду можно сказать «кислая»?
Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак»: лимон (какой?) ...; клубника (какая?) ...; помидор (какой?) — ....
Задание 12. Пересчитать предметы овощи, фрукты, ягоды (согласование существительных с порядковыми числительными, счет до пяти): первое яблоко, второе яблоко ...; первый помидор, второй помидор ...; первая картошка, вторая картошка ...