Комментарии
- 4 янв 2020 16:13Я уже писал об этом много раз. А плотины нет. По крайне мере не знаю что тогда, сейчас там торчат куски арматуры, ну очень мелко. Перед плотиной все зарастает очень сильно. Я даже много раз писал и до фонтана и после. Лучше бы эти бабки пустили на реку, нежели на сикалки в парке. И как уже писал Сердовинцев Вадим то если повырубать и расчистить все в садках то можно получить шикарное место для кафе, ларьков, до сих пор док для лодок есть. Зарос немного но цел. У фанерного моста как мне рассказывал дед были ямы по 4-5 метров. Рыба была карп, лещ, в садках на омуте сомята были. Купались же постоянно и праздники проводили. Щас вы реку перейдете в большинства местах не намочив ноги. От ям только воспоминания остались. И единственный не испорченный говном участок реки это садки и норовка. Вода прозрачная и водиться пескарь. Пескарь живёт только в очень чистой воде. Все что ниже плотины засрали, а за пешем убили.
- 4 янв 2020 16:17А на счёт плотины уже писал. Рядом с биржей помню были шлюза. Как мне говорили местные кто гораздо старше меня , подготовлены для плотины. Потом со временем шлюза просто пропали совсем. Как говорили уже здали в чермет или продали. Так и осталась река без плотины. А на счёт чистки уже давно большой болт положили. Реку нужно углублять и ставить нормальную плотину. Шлюза стоят гораздо дешевле надгробия с фонтаном в парке ,да и пользы принесет больше.
- 4 янв 2020 16:40Когда строили плотину, там проходили большие деньги. Я помню это время. Начальство наше (власть), можно сказать там жили.Но как только деньги освоили, на все забили, на народ, детей, экологию, воду. Наличные деньги в обороте всех сводят с ума.Не могу понять только одного, что все эти руководители до сего времени живут здесь, где с их помощью город превращается в кучу дерьма, помойку от стоков, отходов ДАМАТЭ, мусора... На сколько надо не любить свой народ, чтобы так убивать его??? Из федерального бюджета выделяются большие деньги на обустройства парков, спортивных площадок, а почему бы не обустроить парк в районе садков,устранить свои прорехи с плотиной, оставить после себя что то хорошее, да в конце концов -доброе воспоминание о своем руководстве городом, районом. Ведь возродив реку, обеспечим город водой, которая в скором времени, при таком отношении руководства, превратится в золотую.
- 4 янв 2020 16:48Точно я не помню , но мне говорили план на речку нашу есть и по-моему к 2024. Но это план только. А в сети ВКонтакте Елена Радионова мне отвечала что процесс подготовки уже начался с осени. Все якобы начнется с уборки мусора в садках и покоса травы. На счёт травы полный бред. Имеет смысл косить накануне самой запруды. Трава же снова вырастет . Да и косить в садках не надо там косят местные для скотины. На счёт мусора я ржал долго. Главную поляну в садках убрали, а мусор который хотя-бы чуть в кустиках или траве лежал оставили. По факту это просто нет ничего, капля в море. Если так идёт процесс расчистки и подготовки реки, то администрация не то что к 2024, к 2054 не успеет ничего сделать.
- 4 янв 2020 18:25Какой план на 2024 год, до этого времени от нашей реки ничего не останется, кроме помойки забитой отходами и мусором. Куда быстрее все порушить, чем создать. Здесь план надо, а на план миллионы нужны, а там бог даст и нужды не будет, из-за отсутствия ЧЕЛОВЕКОВ. После войны быстрее все восстанавливалось, а сейчас быстро разрушительный процесс только идет.. Посмотри, как Магниты, Пятерочки строятся, а тут проект нужен...
- 4 янв 2020 23:21Как по мне дальше якобы уборки мусора дело не дойдет. Опять миллионы пустят либо на надгробия, либо в карман. Но если так морозы с оттепелью будут чередоваться и снова в феврале наваляет снего снова будет половодье как в 2018 году. Снова люди будут страдать ,а городская администрация снова не сможет решить этот вопрос по расчитке и т.д
- 10 янв 2020 13:13Уважаемый Вадим!
Статья 8 («Право собственности на водные объекты») Водного кодекса Российской Федерации гласит: «Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности)».
Река Ломовка находится в федеральной собственности. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года №79 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов» мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются с соблюдением требований водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются Федеральным агентством водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Фндерации - в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года №2054-р «Об утверждении перечня водоемов, предусмотренного статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации».
Таким образом, денежные средства на очистку реки Ломовка в бюджете администрации города Нижний Ломов, явялющегося органом местного самоуправления Пензенской области, соответственно, не входящего в систему федеральных органов исполнительной власти, не заложены. - 10 янв 2020 13:24Уважаемый Вадим!
Глава 2 ста¬тьи 8 «Водного кодекса Российской Федерации» гласит: «Водные объекты находятся в собственности Рос¬сийской Федерации (федеральной собственности)».
Река Ломовка находится в федеральной собственности. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 5 февраля 21016 года № 79 мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются с соблюдением требований водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются Федеральным агентством водных ресурсов - в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2054-р.
Таким образом, денежные средства на очистку реки Ломовка в бюджете города Нижний Ломов не заложены. - 10 янв 2020 18:49А на что они заложены? На надгробную плиту в парке? Вы живёте в городе и вас на него насрать. Расчистка это профилактика . Меньше чистим, больше заливает. Но в администрации походу нет умных людей и этот вопрос решить не могут.
- 10 янв 2020 18:59А у меня такой вопрос к Администрации почему не посыпают дорогу ? Ведь на улице гололёд ходить не возможно
- 13 янв 2020 13:19Уважаемые жители города Нижний Ломов!
Между администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и ООО "Чистый город" заключен муниципальный контракт на выполнение работ по текущему содержанию улично-дорожной сети города Нижний Ломов.
Все работы по зимнему содержанию (снегоочистка, обработка противогололедными материалами) выполняются согласно муниципальному контракту.
По всем вопросам, касающимся недостаточной обработки конкретных улиц, Вы можете обратиться в администрацию города Нижний Ломов по телефону 8 (841-54) 4-44-35 к начальнику отдела городского хозяйства - Никитиной Наталье Юрьевне. - 13 янв 2020 13:32Уважаемые жители города Нижний Ломов!
Между администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и ООО "Чистый город" заключен муниципальный контракт на выполнение работ по текущему содержанию улично-дорожной сети города Нижний Ломов.
Все работы по зимнему содержанию (снегоочистка, обработка противогололедными материалами) выполняются согласно муниципальному контракту.
По всем вопросам, касающимся недостаточной обработки конкретных улиц, Вы можете обратиться в администрацию города Нижний Ломов по телефону: 8(841-54)4-44-35 к начальнику отдела городского хозяйства - Никитиной Наталье Юрьевне. - 13 янв 2020 16:20Уходя от ответов администрация указывает на законы, что реки- это федеральная собственность, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия водных ресурсов,не входит в функции муниципальных органов. Только вот не понятно, кто дал муниципальным органам право давать разрешения на слив сточных вод в реку Ломовка. А разрешение администрации города для ООО "Спектр" на слив сточных вод в реку Ломовка имеется, что письменно подтверждено на бумажном носителе, за подписью министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области. Прямо неувязочка какая-то.
- 14 янв 2020 03:11Да я понял что наша администрация за чистку реки не отвечает и денег не выделит. Но во первых чистку берегов проводили сами жители , аля субботник был лет так 5 назад. А на счёт углубления и т.д можно было бы и к губернатору обратиться. Пусть он как то поспособствует этому вопросу. Все лучше же если обратиться с этим вопросом администрация, а не отдельный гражданин. Да и средства может появяться. Ну я так я понял наши супер умы из администрации, да местные как из там депутаты нихрена делать не хотят . Лучше сидеть на жопе ровно, так спокойнее будет. А если так и будет то снег , все таять да перемерзать переодически то будет повторение половодья 2018 года. Да и опять заторы будут благодаря заросшей речке. Опять будут выделять людям бабки. Хотя на эти бабки и можно было все расчистить и привести в порядок проблемные участки рек
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Наш Нижний Ломов
:Василий Мырсин
Что означает расчистка русел рек?
Каковы цели расчистки? Как нужно расчищать русла рек? Чья этот обязанность? Когда нужно расчищать русла, в каком объеме и с какой периодичностью? Вот вопросы, ответов на которые не знают многие должностные лица органов власти, государственные и муниципальные заказчики, проектные организации, производители работ, контрольно-надзорные органы. Итак, начинаем разбираться.
Разбираться приходиться, поскольку:
А) Нет закона прямого действия, который бы регламентировал, хотя бы рамочно, мероприятия по защите от наводнений. За неимением такого закона обратимся к наиболее близкому к проблеме федеральному закону — Водному кодексу РФ от 03.06.2006 г. N 74 — ФЗ (далее — ВК РФ)
Б) Нет конкретных строительных норм, которые бы регламентировали разработку проектной документации по противопаводковому регулированию русел рек, в частности путём их расчистки.
Неоднократно я упоминал о территориальных строительных нормах Краснодарского края (ТСН КК) по противопаводковому регулированию русел рек Черноморского побережья Краснодарского края, которые ГУСНПП «Краснодарберегозащита» совместно с ГГИ начинал разрабатывать в 2003 г.. Работа так и не была завершена, несмотря на актуальность по сей день).
Ст. 67 ВК РФ выделяет 2 типа зон водных объектов (т.к. в настоящей статье речь идёт только о реках, то далее вместо «водный объект» буду применять термин «река»): зона экологического бедствия (далее — ЗЭБ) и зона негативного воздействия вод (далее — ЗНВВ). Зона экологического бедствия образуется вследствие загрязнения, засорения, заиления рек. Зона негативного воздействия воды — зона, в которой проявляется различные виды негативного воздействия вод (далее — НВВ): затопление, подтопление, размыв берегов.
В обеих зонах, в ЗЭБ и в ЗНВВ, одним из методов ликвидации последствий бедствий является расчистка русел рек. Методы одинаковые, а цели совершенно разные.
Итак, существует 2 основных вида расчистки русел:
1. Водоохранная расчистка русел рек
2. Противопаводковая расчистка русел рек.
1. Водоохранная расчистка русел рек
Она выполняется, как правило, в ЗЭБ. Цель такой расчистки русел рек — защита реки от засорения, загрязнения и заиления, т.е. охрана водного объекта.
Водоохранную расчистку русел рек ещё называют экологической реабилитацией водного объекта. Такой вид расчистки отвечает целям водного законодательства.
Водоохранная расчистка не ставит задачи расчета и обеспечения пропускной способности русла реки. Она ограничивается удалением из русел рек остатков древесно-кустарниковой растительности, карчей, иных предметов, загрязняющих или засоряющих реку. Основанием для такой расчистка может служить визуальная оценка ситуации. Данный вид расчистки русел рек может производится без предварительных инженерных изысканий, в частности, инженерно-геодезических изысканий, без гидрологических расчетов, без расчета пропускной способности русла. При водоохранной расчистке не возводятся какие-либо защитные сооружения.
Если загрязненным является донный грунт, или донные иловые отложения мешают проточности реки, то донный грунт может быть удален из русла. При этом пропускная способность русла может вообще не подвергаться оценке, а если и оценивается, то только как попутная задача.
Безусловно, водоохранная расчистка русел рек отчасти решает попутно и противопаводковую задачу. Особенно когда из русел удаляют скопившиеся заторы, например, у мостовых переходов. Это даёт неоправданные основания для подмены противопаводковой расчистки русел рек водоохранной расчисткой.
2. Противопаводковая расчистка русел рек
Новой редакцией статьи 67.1 ВК РФ существенно расширено понятие негативного воздействие вод и противопаводковых мероприятий. Отмечено, что предотвращение НВВ и ликвидация его последствий включает противопаводковые мероприятия, а именно (пп. 3, п. 2, ст. 67.1): «увеличение пропускной способности русел рек, их дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов, уполаживание берегов водных объектов, их биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской».
Что такое противопаводковая расчистка русел рек? Она кардинально отличается от водоохранной.
Во-первых, цель противопаводковой расчистки русел рек — это предотвращение и ликвидация последствий НВВ при паводках (затопление и подтопление территорий, размыв берегов — это и есть поражающие факторы наводнения, если говорить языком МЧС).
Во-вторых, необходим проект расчистки русла реки.
Разработка проекта необходима, чтобы обосновать расчётом сечение, сформировать русло реки с заданной пропускной способностью, задать продольный и поперечные профили русла реки. Основная цель документации — повышение пропускной способности русла, разработка донного грунта (руслового материала). О том, каким образом может использоваться русловой материал, речь пойдет ниже, в последующих главах.
В-третьих, именно данный вид расчистки, а не водоохранная расчистка, должен выполняться при ликвидации последствий наводнений и его поражающих факторов.
В-четвёртых, противопаводковая расчистка русла в разы дороже водоохранной, т.к. предполагает значительно большие объёмы работ по формированию расчетного сечения русла реки.
В условиях объявленной ЧС вместо полноценного проекта допускается разработка технических решений, включающий минимально необходимый объем проектно-изыскательских работ: инженерно-геодезические изыскания и гидрографические работы, гидрологические расчеты, расчет пропускной способности русла, расчет и обоснование отметок дна, гребней дамб обвалования, комплект рабочих чертежей, пояснительная записка с описанием видов работ, краткой организации строительства, ведомости объемов работ и сметной документации.
Помимо рассмотренных 2-х основных вида расчистки русел рек следует выделить ещё один вид – расчистку русел рек от завалов и заторов.
3. Расчистка русел рек от завалов и заторов
Целесообразно выделить данный вид расчистки русел рек по следующим причинам:
— данной расчистке свойственны признаки и водоохранной, и противопаводковой расчистки русел.
Завал — скопление различных предметов, главным образом стволов деревьев и карчей, в русле реки. Помимо древесного завала, бывает грунтовый вследствие схода оползней и обвалов в русло реки.
Затор — скопление льда в русле реки, сужающих его живое сечение;
— Приказом Минприроды России от 29.01.2019 N 54 регламентировано, что «проведение мероприятий, направленных на расчистку русел рек от заторов и завалов, допускается на основании акта обследования состояния водного объекта, ведомости объема предполагаемых работ и сметно-финансовых расчетов проведения работ», то есть без разработки проектной документации и каких-либо технических решений.
Удаление затора и завала является в первую очередь противопаводковым мероприятием. Однако ликвидация, к примеру, завала нисколько не решает в целом проблему противопаводковой защиты, если причина наводнения в другом: в низкой пропускной способности русла реки, а не только в месте завала.
Как правило, завал в русле реки образуется в процессе паводка и усугубляет наводнение. Не следует переоценивать удаление завалов, поскольку это лишь одно из мероприятий по увеличению пропускной способности русла. Удаление завала не предполагает разработку руслового материала. Следовательно, если причиной наводнения является в целом низкая пропускная способность русла из-за переполненности его наносами, то удаления завалов недостаточно для предотвращения наводнений. Расчистка от завала является достаточной для ликвидации причин проявления поражающих факторов наводнения только лишь при условии, что в целом русло обеспечивает пропуск паводковых расходов воды.
Таким образом, лишь противопаводковая расчистка русел рек, является необходимой и достаточной для исключения негативного воздействия вод и причин проявления поражающих факторов, сопровождающих наводнения.
2. Кто и в каком порядке должен осуществлять расчистку русел рек вне режима ЧС?
Статья 67.1 ВК РФ определяет, что собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Эти меры осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах переданных им полномочий.
В соответствии со статьёй 8 ВК РФ все водные объекты, в т.ч. реки, находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьёй 26 ВК РФ водоохранные мероприятия, а также предотвращение НВВ и ликвидация его последствий в отношении рек, полностью расположенных на территории субъектов РФ, находится в полномочиях субъектов.
Средства на осуществление данных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Приказом Минприроды РФ от 31.08.2010 г. N 337 утверждены «Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов РФ переданного полномочия РФ по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации её последствий в отношении водных объектов, находящиеся федеральной собственности, полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации».
Эти меры включают в себя (п. 16):
увеличение пропускной способности русел рек, их расчистку, спрямление и дноуглубление, а также расчистку водоемов и водотоков; уполаживание берегов; биогенное закрепление берегов; укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках.
Указанные мероприятия должны осуществляться в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией.
Исключением является расчистка русел рек от заторов и завалов, как было указано выше.
Проектная документация по своему составу и содержанию должна соответствовать Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87.
Извлеченные донные материалы и грунты могут временно до завершения работ располагаться за пределами прибрежных защитных полос водного объекта в границах земельных участков, выделенных для этих целей при согласовании проекта (п. 23).
Статья 67.1 ВК РФ устанавливает, что «инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности». Т.е. проектная документация по своему составу и содержанию должна соответствовать Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87.
Таким образом, в обычных условиях (вне режима ЧС) как противопаводковые мероприятия, так и возведение сооружений инженерной защиты должно осуществляться в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности. Проектную документацию необходимо разрабатывать в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87. Соответственно, на документацию необходимо получение положительного заключения экспертизы согласно требованиям Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190 – ФЗ (ред. 25.12.2018г.).
В первую очередь при этом необходимо руководствоваться СП 104.13330.2016 «Инженерная защита территорий от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85». В соответствии с пп 4.9 и 4.10 данного СП основным средством инженерной защиты территорий является обвалование, искусственное повышение поверхности территории, руслорегулирующие сооружения и сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока.
Вспомогательным средством инженерной защиты территорий от затопления является повышение водоотводящей и дренирующей роли гидрографической сети путем расчистки русел и стариц.
В соответствии с пп 6.1.1.5 СП 104.13330.2016 противопаводковые плотины, дамбы обвалования населенных пунктов надлежит проектировать в соответствии с требованиями СП 58.13330.2012. «Гидротехнические сооружения. Основные положения».
Согласно п. 8.30 данного СП при проектировании временных гидротехнических сооружений расчетные максимальные расходы воды следует принимать исходя из ежегодной вероятности превышения (обеспеченности), устанавливаемой в зависимости от класса и срока эксплуатации сооружений для основного расчетного случая.
При этом для временных гидротехнических сооружений IV (самого низкого) класса и при минимально возможном сроке эксплуатации, равном 10 лет, ежегодную расчетную вероятность превышения расчетных максимальных расходов воды следует принимать 10 %.
3. Содержание и объём работ по расчистке русел рек и инженерной защите территорий при режиме ЧС
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.94 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — ФЗ о ЧС) «ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов».
Статья 7 определяет, что «объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определяются исходя из принципа необходимой достаточности».
Статья 11 определяет полномочия органов различных уровней власти в области защиты населения и территорий от ЧС.
Органы местного самоуправления самостоятельно, помимо всего прочего:
— осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС;
— создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы,
С целью конкретизации положений Федерального закона № 68-ФЗ МЧС России разработаны и утверждены 18.02.2016 г. «Методическим рекомендациям по действиям управления и сил функциональной и территориальной подсистем РСЧС, привлекаемых к тушению лесных, степных и торфяных пожаров и реагированию на ЧС в паводкоопасном периоде».
В разделе 2.2 приведены виды наводнений, их характеристики и поражающие факторы. Речные наносы, переносимые водой и откладывающиеся на местности при отступлении воды, признаны как дополнительный, наносящий ущерб агент (поражающий фактор).
В качестве превентивных мер по предупреждению наводнений и смягчению возможных последствий регламентированы инженерно-технические мероприятия: устройство дамб обвалования; искусственное повышение поверхности территории; спрямление и углубление русел, их расчистка, подсыпка территорий, проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ.
Кроме мероприятий, соответствующих типовым способам, отмечен ряд других мер, направленных на снижение потерь и ущерба от наводнений. В том числе оперативное возведение простейших защитных сооружений (дамб).
Для уменьшения последствий затоплений рекомендуется ряд мероприятий, с том числе устройство ограждающих дамб.
Пунктом 4.3 предусмотрено, что в период весеннего половодья и паводков на реках КЧС и ОПБ должны предусмотреть выполнение ряда мероприятий, в том числе местоположение и размеры сооружаемых дамб, запруд, обвалований, креплений откосов берегов и др.
Другим документом — «Методическими рекомендациями органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Рссийской Федерации» в разделе 4 указано, что оперативные меры по ликвидации последствий наводнений не решают в целом проблему защиты от наводнений. Поэтому их должны осуществлять в комплексе с инженерно-техническими мерами. Это — обвалование и дноуглубление.
В данных методических рекомендациях указано, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с паводковыми явлениями, создается резерв финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и объектов.
Статьей 67, п.5 ВК РФ предусмотрено, что донный грунт может использоваться для предотвращения НВВ при возникновении ЧС и ликвидации последствий таких ситуаций в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 г. № 440 использование донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных, гидротехнических работ, для предотвращения НВВ при возникновении ЧС и ликвидации последствий таких ситуаций осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1340 «О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В свою очередь данным постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1340 установлено, что резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно — спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей.
Таким образом, донный грунт или русловые строительные материалы, образующиеся при противопаводковой расчистке русел рек, могут быть использованы для оперативного возведения защитных сооружений в виде дамб обвалования (в качестве временных гидротехнических сооружений) при проведении аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий.
Кроме того, данные дамбы и отвалы русловых материалов могут рассматриваться в качестве резервов материальных ресурсов (строительных материалов) для предотвращения последующих наводнений.
При этом возникает вопрос: каким должно быть живое сечение русла и, соответственно отметки гребня дамб обвалования, чтобы соблюсти принцип необходимой достаточности в соответствии с упомянутой статьёй 7 ФЗ о ЧС? С нашей точки зрения, с точки зрения работников ООО «НПЦ «Берегзащита», минимально необходимое эксплуатационное сечение русел рек, которое подлежит поддерживать до проектирования и строительства капитальных гидротехнических сооружений, должно пропускать расходы воды при паводках обеспченностью 10 % (повторяемостью 1 раз в 10 лет).
Если такое сечение русла невозможно обеспечить только его расчисткой, то в режиме ЧС необходимо осуществлять обвалование, причем параметры дамб обвалования, должны соответствовать параметрам временных гидротехнических сооружений IV класса со сроком эксплуатации до 10 лет в соответствии с СП 58.13330.2012 «Гидротехнические сооружения. Основные положения».
Дамбы, возводимые только из русловых материалов, являются весьма недолговечными, если их напорная откосная часть не защищена крупным камнем, устойчивым на откосе. И поскольку условия финансирования аварийно-спасательных мероприятий, исключают закупку строительных материалов, это необходимо делать заблаговременно в рамках создания резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС. Складировать крупный камень наиболее целесообразно на откосах дамб обвалования. При этом по верху дамб должен быть организован проезд грузового автотранспорта для возможности ремонта дамб, а также для доступности резервов материалов.
4. Общие выводы и предложения
В целях ликвидации поражающих факторов при наводнении и причин их возникновения необходимо осуществлять противопаводковую расчистку русел рек.
Мероприятий по расчистке русел от завалов и заторов недостаточно, если причиной наводнения послужила недостаточнвая пропускная способность русла в целом.
Субъектам РФ предоставлено достаточно полномочий и возможностей для предупреждения наводнений, а также для ликвидации их последствий на реках, полностью расположенных в пределах территорий данных субъектов РФ.
Для противопаводковой расчистки русел требуется разработать проектную документацию, а в условиях ЧС — упрощенную проектную документацию в виде технических решений.
Наиболее рациональным является комбинированное применение противопаводковой расчистки русел рек совместно с обвалованием с применением разрабатываемого при расчистке русел донного грунта (руслового материала).
При ликвидации последствий наводнений в условиях ЧС целесообразно устраиваемые дамбы обвалования и отвалы грунта (вне пределах прибрежной защитной полосы) или части их рассматривать в качестве резерва материальных ресурсов. Является разумным, при этом создать резервы крупного камня и разместить их на откосе дамб обвалования в количестве большем, чем это необходимо для защиты дамбы обвалования от размыва.
Наиболее рациональное значение минимально необходимой и достаточной обеспеченности расхода воды при паводке, который должно пропускать русло, составляет 10% (паводок повторяемостью 1 раз в 10 лет).
Для поддержания русел рек в состоянии с достаточной пропускной способностью, т. е. в постоянной готовности русла к пропуску расходов воды заданной обеспеченности, целесообразно создание соответствующих служб мониторинга и эксплуатации русел рек.
Необходимо вернуться к разработке Территориальных строительных норм (ТСН) Краснодарского края по противопаводковому регулированию русел рек Черноморского побережья Краснодарского края. Это позволит в рамках существующего законодательства заблаговременно гораздо более эффективно предупреждать наводнения и ликвидировать их последствия с меньшими затратами, чем сейчас.
Необходимо рассмотреть возможность разработки проекта Берегового кодекса РФ, как максимум. А как минимум, или проекта Федерального закона о берегах, или проекта Федерального закона о защите от негативного воздействия вод.
С принятием подобного Федерального закона будет, безусловно, наведён порядок в рассматриваемой сфере и тогда не придется искать лазейки в действующем законодательстве, чтобы предпринять действенные и полезные меры по предупреждению наводнений и успешной ликвидации их последствий!
Генеральный директор
ООО «НПЦ «Берегозащита», к. т. н. Э.Х. Кушу