"Царевна-Лебедь" - один из самых пленительных, задушенных женских образов, созданных художником. На создание образа «Царевны-лебедя» его вдохновила работа над костюмами и декорациями к опере «Сказка о царе Салтане». Партию царевны в ней исполняла жена художника Надежда Ивановна Забела. Ошибкой было бы считать, что автор писал портрет своей жены в образе. Сохранившиеся фотографии Надежды Врубель доказывают, образ Царевны достаточно далек от натуры, целиком и полностью рожден фантазией художника. "Царевна-Лебедь". Глубокий смысл заложен всего в двух словах. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам. Художнику удалось передать самый чудесный момент - момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передает ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением. Зрителю невозможно оторваться от взгляда Царевны. Широко открытые чарующие очи царевны, она словно все видит. Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит. Ожидая чуда, она словно приглашает всех желающих разделить с ней все волшебство момента. Стоит внимательно вглядеться в лицо героини: ее большие выразительные глаза уже чем-то напоминают птичьи, губы через мгновение превратятся в клюв. Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника. Оживают шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой. На глазах зрителя совершается чудо превращения морского прибоя в крылья Царевны-Лебедь. Мастерски передана шелково-перьевая фактура одеяния. Даже самый пытливый зритель не сможет определить границу между перьями и нарядом героини. Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебедь у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари... Врубель наделил царевну демоническими чертами. Она воплощает в себе две стихии – темную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Критики отметили, что образ царь-девицы олицетворяет вдохновение, возвышающее и открывающее тайны мироздания.
Библиотека семейного чтения г.Липецк
Михаил Врубель «Царевна-Лебедь» 1900г
"Царевна-Лебедь" - один из самых пленительных, задушенных женских образов, созданных художником.
На создание образа «Царевны-лебедя» его вдохновила работа над костюмами и декорациями к опере «Сказка о царе Салтане». Партию царевны в ней исполняла жена художника Надежда Ивановна Забела. Ошибкой было бы считать, что автор писал портрет своей жены в образе. Сохранившиеся фотографии Надежды Врубель доказывают, образ Царевны достаточно далек от натуры, целиком и полностью рожден фантазией художника.
"Царевна-Лебедь". Глубокий смысл заложен всего в двух словах. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам. Художнику удалось передать самый чудесный момент - момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передает ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением.
Зрителю невозможно оторваться от взгляда Царевны.
Широко открытые чарующие очи царевны, она словно все видит. Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит. Ожидая чуда, она словно приглашает всех желающих разделить с ней все волшебство момента. Стоит внимательно вглядеться в лицо героини: ее большие выразительные глаза уже чем-то напоминают птичьи, губы через мгновение превратятся в клюв.
Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника. Оживают шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой. На глазах зрителя совершается чудо превращения морского прибоя в крылья Царевны-Лебедь. Мастерски передана шелково-перьевая фактура одеяния. Даже самый пытливый зритель не сможет определить границу между перьями и нарядом героини. Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебедь у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари...
Врубель наделил царевну демоническими чертами. Она воплощает в себе две стихии – темную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную.
Критики отметили, что образ царь-девицы олицетворяет вдохновение, возвышающее и открывающее тайны мироздания.