21 дек 2020
Нарышкинское барокко.
(Церковь Покрова в Филях)
Нарышкинским (Московским) барокко условно называют стиль в русской архитектуре рубежа XVII – XVIII веков. Условно потому, что исследователи до сей поры не могут сойтись во мнении, стиль это или региональное течение. Однако большинство из них всё-таки склоняется к тому, что стиль рококо в архитектуре и нарышкинское барокко можно и нужно рассматривать как стили, не имеющие аналогов среди других архитектурных стилей. По мнению академика Д. С. Лихачёва, нарышкинское барокко – «абсолютно своеобразное, уникальное национально-русское явление», «самое яркое» в русском зодчестве рубежа XVII – XVIII столетий.
(Надвратная Предтеченская церковь Троицкой лавры)
Нарышкинским (Московским) барокко условно называют стиль в русской архитектуре рубежа XVII – XVIII веков. Условно потому, что исследователи до сей поры не могут сойтись во мнении, стиль это или региональное течение. Однако большинство из них всё-таки склоняется к тому, что стиль рококо в архитектуре и нарышкинское барокко можно и нужно рассматривать как стили, не имеющие аналогов среди других архитектурных стилей. По мнению академика Д. С. Лихачёва, нарышкинское барокко – «абсолютно своеобразное, уникальное национально-русское явление», «самое яркое» в русском зодчестве рубежа XVII – XVIII столетий.
(Надвратная Предтеченская церковь Троицкой лавры)
(Церковь Св. Николая в Озерецком)
В Россию стиль барокко попал благодаря Петру I, «прорубившему», как известно, «окно в Европу», и дошёл с немалым запозданием, когда европейцы уже зажглись духом неоклассицизма, классицизма и русского Ампира, примеры которого можно встретить повсюду. Зато русское барочное искусство заметно отличалось от западного, обретя свои архитектурные стили, одним из которых и стало нарышкинское барокко.
(Успенская церковь на Покровке, в Москве)
(Успенская церковь на Покровке, в Москве)
(Церковь Смоленской иконы Богоматери в Кривцах)
Своим названием стиль обязан боярскому роду Нарышкиных. Именно на их "отчинах и дединах" были возведены образцы храмов, заказанных им в этом направлении.
(Церковь Бориса и Глеба в Зюзино, Москва)
(Церковь Бориса и Глеба в Зюзино, Москва)
Лев Кириллович Нарышкин – дядя Петра Великого, дипломат, руководитель Посольского приказа.
(Лев Кириллович Нарышкин. Глава Посольского приказа)
(Лев Кириллович Нарышкин. Глава Посольского приказа)
Он пользовался большим уважением и почётом, стал заказчиком и вдохновителем многих церковных построек.
(Церковь Иоанна Воина на Якиманке (1706—1713))
(Церковь Иоанна Воина на Якиманке (1706—1713))
Шедевром русского нарышкинского барокко считается Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметьевом дворе, построенной в усадьбе самого Нарышкина (1680-1690-е годы). Позже усадьба перешла к графу Шереметьеву, закрепив за ним название храма.
(Храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметьевом дворе)
(Храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметьевом дворе)
В архитектуре нарышкинского барокко причудливо соединились традиции патриархального зодчества Древней Руси и новые западноевропейские веяния. Стиль тесно связан с белокаменным узорочьем, который стал результатом заимствования декоративных элементов, ордеров барочного происхождения.
(Храм иконы Божией Матери «Знамение»)
(Храм иконы Божией Матери «Знамение»)
От древнерусской архитектуры его отличает вертикальная энергетика, скользящая вдоль граней стен и выбрасывающая пышные узорчатые волны.
(Храм Воскресения Христова в Кадашах)
(Храм Воскресения Христова в Кадашах)
Для зданий, выполненных в этом стиле характерны следующие особенности: смешение различных тенденций и течений;
внутренняя напряжённость;
разнородность структуры и внутренней отделки;
многоярусность, центричность, симметрия, равновесие масс.
В нём присутствуют элементы европейского барокко и маньеризма, готики, ренессанса и романтизма. Всё это сливается с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси.
(Церковь Успения Богородицы в Новодевичьем монастыре)
внутренняя напряжённость;
разнородность структуры и внутренней отделки;
многоярусность, центричность, симметрия, равновесие масс.
В нём присутствуют элементы европейского барокко и маньеризма, готики, ренессанса и романтизма. Всё это сливается с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси.
(Церковь Успения Богородицы в Новодевичьем монастыре)
Заимствуя формы фасадного декора различных течений и стилей (балюстрады, фронтоны, колонны, барельефы, раковины), зодчие оставались верны канонам русского формосложения. Они не нарушали ясного членения пространства. Это объясняется ещё и вышедшим указом Никона, касающимся унификации формы храмов (т.н. освящённое пятиглавие).
(Церковь Знамения в Холмах)
(Церковь Знамения в Холмах)
В связи с этим именно многообразие и варьирование декора стало основным, знаковым для нарышкинского стиля. Для зданий московского барокко характерна двойственная масштабность. Это сочетание гигантского, устремлённого вверх и второго – миниатюрно-детального. Подобная традиция нашла продолжение и далее во многих архитектурных проектах первой половины XVIII столетия. Экстерьер В декоре фасадов зодчими использовалась орнаментная лепка с элементами традиционного русского колорита.
( Церковь Смоленской иконы Богоматери в Софрине)
( Церковь Смоленской иконы Богоматери в Софрине)
Стараниями Петра Нарышкина русские зодчие намеренно избегали применения мистических символов и знаков, характерных для европейского барокко. В его усадьбах мастера строили храмы, в отделке которых преобладал местный колорит. Ярким примером тому служат замечательные памятники: церковь Покрова Богородицы в Филях, Новодевичий монастырь, церковь Троицы в Троице-Лыкове и др. Для них характерны декоративность, нарядность, светская жизнерадостность, контрастное сочетание красно-кирпичных стен и белых резных элементов.
(Церковь Св. Сергия в Могутове)
(Церковь Св. Сергия в Могутове)
Яркий пример нарышкинского барокко – колокольня Новодевичьего монастыря.
Здесь можно увидеть стройный многоярусный столп звонницы и колокольню, состоящую из шести восьмёриков, различных по высоте и диаметру. Все ярусы, различные по архитектуре, постепенно уменьшаются ввысь, образуя в целом выразительную 72-метровую вертикаль. Во всех нарышкинских строениях проявляется манерность, театральность стиля. Это выражается в таких деталях, как: ничего не закрывающие карнизы; ничего не держащие кронштейны, непонятные колонны; изразцы, пилястры, фронтоны и т.д. Кстати, все элементы декора не излишне вычурны. Они не кричат о себе, не вызывают, как в европейском барокко, а всего лишь тонко напоминают о себе. Это отличительная черта экстерьера зданий в нарышкинском стиле.
(Покровская надвратная церковь в Высоко-Петровском монастыре)
(Покровская надвратная церковь в Высоко-Петровском монастыре)
В интерьерах храмов также превалируют традиции русского узорочья и травный орнамент: используется двуцветная контрастность, полихромные изразцы и позолоченная резьба.
(Церковь Покрова в Филях)
(Церковь Покрова в Филях)
Типичный для Европы стиль барокко здесь минимален. В этом своеобразность русского барочного стиля. Если заглянуть, к примеру, в храм Покрова в Филях, то можно отметить интересные особенности. Сразу же бросаются в глаза признаки стиля в мебели и отделки стен:
Пространственная высота и сложность конфигурации, которые зрительно создаются благодаря многоярусности строения.
Отсутствие живописи на белых стенах.
Использование деревянной резьбы как главного украшения зала. Причём резьба была объёмной, скульптурной и отличалась от фламандской или белорусской.
Обильная освещённость помещений.
Пол, выложенный из дубовых плах.
Массивный, нарядный светильник-паникадила в виде пышной цветочной гирлянды.
Богатый репертуар орнаментов.
Резной золочёный иконостас, имеющий ступенчатую форму; каждая икона – в своей раме, очень высокой, с причудливой резьбой.
Царские ложи, служившие моленным местом семьи Нарышкиных.
(Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня)
Пространственная высота и сложность конфигурации, которые зрительно создаются благодаря многоярусности строения.
Отсутствие живописи на белых стенах.
Использование деревянной резьбы как главного украшения зала. Причём резьба была объёмной, скульптурной и отличалась от фламандской или белорусской.
Обильная освещённость помещений.
Пол, выложенный из дубовых плах.
Массивный, нарядный светильник-паникадила в виде пышной цветочной гирлянды.
Богатый репертуар орнаментов.
Резной золочёный иконостас, имеющий ступенчатую форму; каждая икона – в своей раме, очень высокой, с причудливой резьбой.
Царские ложи, служившие моленным местом семьи Нарышкиных.
(Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня)
(Церковь Живоначальной Троицы в Хохлах)
Расписывать стены нарышкинских храмов стали позже, за три столетия роспись менялась несколько раз. В целом бросается в глаза торжественная декоративность, одновременно радостный и мирской характер храмовой архитектуры, что отличает нарышкинский стиль от традиционного русского зодчества.
(Спасская церковь в Уборах)
(Спасская церковь в Уборах)
В создании архитектуры нарышкинского барокко (в отличие, к примеру, от петровского) приняли участие русские мастера, причём из простого люда.
(Большой собор Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре)
(Большой собор Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре)
Это во многом и определило специфику стиля, ориентированную на древнерусские традиции построения зданий, и дополненные деталями, заимствованными из западноевропейского зодчества. Среди русских мастеров эпохи барокко значатся имена двух крепостных мастеров: Пётр Потапов, крепостной зодчий (Успенская церковь на Покровке); его мастерством восхищались даже Растрелли и Василий Баженов.
(Надвратная церковь Святого Иоанна Предтечи, церковь Святого Духа и собор Рождества Богородицы)
(Надвратная церковь Святого Иоанна Предтечи, церковь Святого Духа и собор Рождества Богородицы)
Сам Наполеон восторгался живописностью Успенского храма. Во время Отечественной войны 1812 года он выставил вблизи церкви охрану, чтобы уберечь её от пожара. При этом Кремль он приказал сжечь. Яков Бухвостов (церковь в Троице-Лыково и ещё 6 храмов), гениальный зодчий, самородок из народа. Именно он считается создателем нового русского стиля в архитектуре.
Удивительно, что Пётр Нарышкин не привлекал западных мастеров. Это был настоящий русский человек, желавший увековечить и развить отечественные традиции, а заодно показать, что «может собственных Платонов… российская земля рождать».
(Церковь Троицы в Конобееве)
Удивительно, что Пётр Нарышкин не привлекал западных мастеров. Это был настоящий русский человек, желавший увековечить и развить отечественные традиции, а заодно показать, что «может собственных Платонов… российская земля рождать».
(Церковь Троицы в Конобееве)
Нарышкинское барокко – уникальное явление в русском зодчестве, не похожее ни на одно из мировых архитектурных стилей. Этот самобытный стиль вобрал в себя всё лучшее, что было в отечественной и западной архитектуре. К сожалению, после 1710-х годов подобные храмы больше не строились. Однако ещё до конца столетия в работах русских зодчих чувствуется влияние нарышкинского стиля и даже образуются его ветви (Строгановская ветвь). И по сей день нарышкинское барокко украшает множество городов, а в небольших деревеньках можно встретить так называемый деревенский стиль. А более элитные постройки представлены во французском стиле шале, который отражается не только в архитектуре, но и прекрасен в интерьерах.
(Храм Архангела Михаила в Тропарёве)
(Храм Архангела Михаила в Тропарёве)
(Церковь Троицы Троице-Лыковом)
Но есть такой термин - был такой стиль.
Я думаю, что надо с ним познакомиться,
исходя хотя бы из того, что был такой стиль,
есть такой термин.