Кто видел твое блистательное великолепие, вознесшее тебя на вершину славы? Кто вознёс тебя в этот прекрасный день? Кто украсил тебя цветами более свежими, чем те, которые возложила на холст своими красками и кистью несравненная Рахель?!
Натюрморт с цветами. 1716 г.
Рахель Раус (Rachel Ruysch). Науиональная галерея, Лондон
Рахель Раус (голландское произношение ее имени и фамилии, в отличии от английского перевода гугла) (Rachel Ruysch; 1664–1750).
Портрет Рахель Раус (Rachel Ruysch; 1664–1750). до 1706 г.
🎨 Годфрид Схалкен (Godefridus Schalcken).
В то время, когда доступ женщин к карьере профессиональных художников был сильно ограничен, Рахель Раус добилась большого успеха и широкой известности, благодаря столь необычному жанру - цветочному натюрморту.
Красота цветов предназначалась для наслаждения, но она также понималась как откровение Божие. Цветы иллюстрировали ‘книгу природы’, как зримое выражение божественного порядка. Голландский ученый, теолог Эразм Роттердамский говорил, что мы ‘испытываем двойное удовольствие, видя нарисованный цветок рядом с живым. В одном мы восхищаемся произведением искусства, созданным природой, в другом – изобретательностью художника, и в обоих – благодатью Божьей’. Более того, нарисованный букет цветов, хотя и не пахнет, свеж зимой и переживает нас’. (Эразм Роттердамский, 1524 г).
Цветочный натюрморт, как и ботаническая гравюра, стал самостоятельным и популярным жанром в начале XVII века. Возможно, страсть к коллекционированию экзотических растений, в том числе популярных тогда тюльпанов, привезенных торговцами из Среднего Востока, а также стремление каким-то образом запечатлеть собранные ими сокровища, сыграли в этом свою утверждающую роль.
К тому же хороший цветочный натюрморт должен был быть новаторским и мастерски написанным. Точное изображение каждого отдельного цветка в букете считалось свидетельством мастерства художника, и каждый цветок должен был выглядеть так, будто его можно сорвать прямо с холста. * Итак, женщина-художник – Рахель Раус… голландка! Ее биография - это отдельная тема, которая хорошо документирована. Она была дочерью известного профессора анатомии и ботаники Фредерика Рауса (Frederik Ruysch; 1638-1731), известного основанием анатомической коллекции Кунсткамеры в Санкт-Петербурге.
Портрет Фредерика Рауса (, 56 лет, написанный его зятем Юррианом Полом (Jurriaen Pool) в 1694 году.
В 1698 году бургомистр Амстердама и судостроитель Николас Витсен (нидер. Nicolas Witsen) представил Фредерика Рауса важному гостю - русскому царю Петру Романову, с которым он подружился во время его первого посещения Голландии, и во второй его визит в 1717 году, продал ему часть своей коллекции препаратов, ставшей позже основой Кунсткамеры в Петербурге, и даже научил его, между прочего, как вырывать зубы у своих подданных.
Кунсткамера, расположенная на Университетской набережной реки Невы в Санкт-Петербурге.
Но это было позже, а пока отец наблюдал за воспитанием двух своих талантливых дочерей и разрешил старшей - Рахеле, брать уроки живописи у одного из ведущих мастеров цветочных натюрмортов - Виллема Ван Альста (Willem van Aelst; 1627-1683), после того как они из Гааги переехали в Амстердам.
Натюрморт с фруктами и винным бокалом. 1659 г.
Виллем Ван Альст (Willem van Aelst; 1627-1683). Королевский музей изящных искусств, Антверпен. Бельгия
Цветочный натюрморт с часами. 1663 г. Виллем Ван Альст (Willem van Aelst) Mauritshuis, Гаага
Примечательно, что Рахель была внучкой архитектора Питера Поста (Pieter Post; 1608-1669), одного из архитекторов Мауритсхауса.
Вид на Дом-музей Мауритсхаус/Mauritshuis в Гааге
* Цветочные натюрморты Рахели возникли из глубокого увлечения природой и её познаний. Она тщательно изучала флору и фауну в коллекции отца, посещала сады амстердамского Ботанического сада и изучала книги и гравюры с ботаническими изображениями. Свои наблюдения она фиксировала в рисунках, которые служили предварительными набросками для её картин, как отражение интереса к ботанике.
Композиция с цветами и насекомыми вокруг деревянного ствола. 1685 г. Rachel Ruysch.
Музей Boijmans van Beuningen, Роттердам.
Динамичные диагональные композиции в букетах Рахель также свидетельствуют о влиянии ван Альста. В то же время она превосходит своего наставника мастерством фактуры. Лепестки её роз кажутся полупрозрачными, а тюльпаны блестят, словно эмаль. Легенда гласит, что один из зрителей пытался снять каплю росы с листа тканью.
Рахель, наряду со своим современником и коллегой Симоном Питерсом Верелстом (Simon Pietersz Verelst; 1644–1721), была одним из ведущих художников-флористов конца XVII века.
Ваза с цветами. 1669 г.
Симон Питерс Верелст (Simon Pietersz Verelst). Музей искусств и археологии Эшмола (Ashmolean Museum) Оксфорд, Велик
Но в чем же еще был смысл цветочного натюрморта?! Мимолетное цветение иногда трактовалось в религиозном смысле как символ бренности человеческой жизни: ‘Человек – как трава; цветёт, как полевой цветок; засыхает трава, и цвет увядает…’ (Исаия 40:6–8). Такое значение цветочного натюрморта, безусловно, очевидно, когда букет сопровождается другими явными символами ванитас, такими как череп или часы.
А может символика цветов раскрывает значение нарисованного и подаренного букета?! Например, розы не только символизируют любовь, но и являются цветами Девы Марии, как и лилии, символизирующие чистоту, а аквилегии и фиалки символизируют смирение и скромность. Примула, как ранний зимний цветок, символизирует новое начало, рост и надежду. Красивый пион символизирует богатство и изобилие, мак, или опийный мак, – сон и смерть. Подсолнух символизирует послушного христианина. Несмотря на свою красоту и популярность, тюльпан имел несколько сомнительную репутацию из-за краха тюльпанового пузыря в 1637 году со всеми его катастрофическими финансовыми последствиями. Говорят, что насекомые олицетворяют быстротечность, бабочка – воскрешение души из мёртвых, а муравей – трудолюбие. Трудно сказать, использовала ли Рахель эти значения сознательно при создании своих композиций. Зритель, конечно же, всегда мог придать букету свой собственный смысл.
Учитывая отсутствие очевидных предметов ванитас на картинах Рахель, вполне вероятно, что её букеты были в первую очередь предназначены для наслаждения. Это относится и к многочисленным насекомым, которых в XVII веке с энтузиазмом изучали как чудеса природы и которые, к тому же, имели естественную связь с цветами. Разнообразие насекомых на картинах Рашель оживляет композицию и раскрывает её энтомологические познания, несомненно, почерпнутые из коллекции отца.
Однако в некоторых её букетах содержится тонкий намёк на мимолетность и хрупкость жизни. Например, некоторые цветы в её букетах несколько увядшие, листья засохшие, а один стебель сломан или даже срезан. Чтобы заметить это, нужно внимательно присмотреться.
В 1693 году Рахель вышла замуж за художника Юриана Пола (нидер. Juriaen Pool II, 1666-1745), родила в браке одиннадцать детей, стала первой женщиной-членом гильдии художников в Гааге и придворной художницей одного из самых влиятельных немецких дворян – Иоганна Вильгельма Пфальцского (Johann Wilhelm von der Pfalz).
Таланты Юриана были несколько скромнее талантов Рахель. Когда в 1708 году они были наняты придворными художниками пфальцграфом Иоганном Вильгельмом (1658–1716), чей двор находился в Дюссельдорфе, граф в первую очередь интересовался творческим талантом Рахель, но из соображений приличия не мог обойти вниманием её мужа.
Немецкий курфюрст открыл для себя творчество Рахели, посетив коллекцию её отца в 1695 году. И когда он назначил её придворным художником в Дюссельдорфе, где он и его жена, Анна Мария Луиза Медичи, они уже собрали обширную коллекцию произведений искусства. В течение девяти лет Рахель Раус ежегодно присылала супругам по одной картине, в то время как она с семьёй продолжала жить в Амстердаме.
Ввиду их большой семьи Рахель и Юриан не были обязаны жить в Дюссельдорфе, что необычно для художников, работающих при дворе. Известно, что Рахель приезжала из Амстердама в Дюссельдорф как минимум дважды. Необычно еще и то, что, несмотря на назначение и фиксированное жалованье, Рахель имела разрешение пфальцграфа работать для других покровителей как в Германии, так и за рубежом.
Цветы в стеклянной вазе с богомолом. 1708 г. Рахель Раус.
Баварские государственные собрания, Мюнхен. Заказана Иоганном Вильгельмом Пфальцским.
В 1716 году Юриан Пол написал этот впечатляющий семейный портрет для Иоганна Вильгельма, изображая себя, жену и младшего сына Яна Виллема, названного в честь графа и его крестника.
Автопортрет Юриана Пола (нидер. Juriaen Pool II, 1666-1745 ) с его женой Рахель Раус (нидер. Rachel Ruysch, 1664-1750) и их сыном Яном. 1716 г.
Примечательна отдыхающая поза Рахели. Букет цветов на столе исполнен ее кистью. К сожалению, пфальцграф так и не увидел эту картину, умерев незадолго до её прибытия в Дюссельдорф.
Натюрморт с пассифлорой. 1715 г. Рахель Раус. Старая пинакотека, Мюнхен. Германия
Натюрморт с цветами в стеклянной вазе на мраморной столешнице. 1716 г. Рахель Раус (Rachel Ruysch). Rijksmuseum (Рейксмузей), Амстердам. Нидерланды.
Благодаря работе отца, Рахель имела доступ к экзотическим цветам, но в основном рисовала распространённые садовые цветы, изредка добавляя экзотические. Вероятно, она была первой, кто добавил в свои букеты (красные) примулы.
Букет с (среди прочих) красными примулами. 1715 г.
Рахель Раус. Кунстхалле Карлсруэ.
В первые десятилетия XVIII века цветочные натюрморты стали более декоративными, а фоны — светлее, следуя новому направлению, заложенному Яном ван Хёйсумом (Jan van Huysum; 1682–1749). К тому же появилась более светлая палитра пастельных тонов.
Натюрморт с цветами. 1723 г. Ян ван Хёйсум (Jan van Huysum). Rijksmuseum, Амстердам.
Всё это можно рассматривать как прелюдию к более лёгкому стилю рококо середины XVIII века. Этот стиль рококо, по сути, более натуралистичен, он больше напоминает букет, каким мы его видим в реальности. Однако этим работам не хватает иллюзии глубины, присущей букетам Золотого века с их тёмным фоном.
Большой букет экзотических цветов в вазе на мраморной столешнице с видом на сад справа. 1735 г. Рахель Раус. Частное собрание Моффетт, Канзас-Сити.
Кстати, ведутся споры о том, принадлежит ли эта работа её кисти, поскольку в букете много экзотических цветов, среди которых особенно выделяются огромные цветы белого и махрового фиолетового дурмана (бругмансии). Однако картину можно рассматривать как дань уважения и памяти её отцу, умершему в 1731 году.
Картины Рахели Раус пользовались спросом не только у состоятельных горожан голландскоязычных городов, таких как Амстердам, Харлем и Лейден, но и при немецкоязычных княжеских дворах, которые пополняли свои художественные коллекции её натюрмортами. Назначение её при дворе курфюрста Иоганна Пфальцского, несомненно, способствовало распространению её славы в соседних немецкоязычных регионах, где многие её работы сейчас находятся как в частных, так и в государственных коллекциях.
Рахель Раус продолжала писать до 83 лет и создавала очень высококачественные работы. Она была одной из самых высокооплачиваемых художниц своего времени, к тому же удачливой, выиграв дважды в лотерею.
Гравюра с портретами Рахели Раус-Пол и ее мужа Юриана Пола.
В 1750 году, в год её смерти, ода её творчеству и жизни была переиздана отдельным сборником. Никогда прежде ни одна голландская женщина, не говоря уже о художнице, не удостаивалась такой чести.
Несмотря на ее международную известность работы Рахель Раус попали в Галерею Славы Главного музея Нидерландов - Rijksmuseum (Рейксмузея) в Амстердаме только в 2021 году.
Натюрморт с цветами в стеклянной вазе. 1690–1720 гг, Рейксмузей, Амстердам. Экспонируется в Галерее Славы (Eregalerij, Rijksmuseum).
А вот идея международных выставок, посвящённой Рахель Раус, впервые была представлена на конгрессе искусств в Берлине в 2018 году и вызвала большой интерес, что заложило основу для создания ретроспективы работ художницы при сотрудничестве музея искусств Бостона и Старой пинакотеки Мюнхена. В ноябре прошлого года выставка стартовала в Мюнхене, в музее Старой пинакотеки, и проходила до 16 марта 2025 г. На данный момент она открыта в американском музее искусств Толедо и с 23 августа по 7 декабря 2025 года пройдет с Бостоне, в музее изящных искусств.
Кроме того, её картины также можно увидеть во многих музеях Европы и США воочию, но быстрее и бюджетнее, конечно, открыв всемогущий интернет!
Золотой век Барокко
🎨 О, благородная картина!
Кто видел твое блистательное великолепие, вознесшее тебя на вершину славы?
Кто вознёс тебя в этот прекрасный день?
Кто украсил тебя цветами более свежими, чем те, которые возложила на холст своими красками и кистью несравненная Рахель?!
Красота цветов предназначалась для наслаждения, но она также понималась как откровение Божие. Цветы иллюстрировали ‘книгу природы’, как зримое выражение божественного порядка. Голландский ученый, теолог Эразм Роттердамский говорил, что мы ‘испытываем двойное удовольствие, видя нарисованный цветок рядом с живым. В одном мы восхищаемся произведением искусства, созданным природой, в другом – изобретательностью художника, и в обоих – благодатью Божьей’. Более того, нарисованный букет цветов, хотя и не пахнет, свеж зимой и переживает нас’. (Эразм Роттердамский, 1524 г).
Цветочный натюрморт, как и ботаническая гравюра, стал самостоятельным и популярным жанром в начале XVII века. Возможно, страсть к коллекционированию экзотических растений, в том числе популярных тогда тюльпанов, привезенных торговцами из Среднего Востока, а также стремление каким-то образом запечатлеть собранные ими сокровища, сыграли в этом свою утверждающую роль.
К тому же хороший цветочный натюрморт должен был быть новаторским и мастерски написанным. Точное изображение каждого отдельного цветка в букете считалось свидетельством мастерства художника, и каждый цветок должен был выглядеть так, будто его можно сорвать прямо с холста.
*
Итак, женщина-художник – Рахель Раус… голландка!
Ее биография - это отдельная тема, которая хорошо документирована. Она была дочерью известного профессора анатомии и ботаники Фредерика Рауса (Frederik Ruysch; 1638-1731), известного основанием анатомической коллекции Кунсткамеры в Санкт-Петербурге.
Цветочные натюрморты Рахели возникли из глубокого увлечения природой и её познаний. Она тщательно изучала флору и фауну в коллекции отца, посещала сады амстердамского Ботанического сада и изучала книги и гравюры с ботаническими изображениями. Свои наблюдения она фиксировала в рисунках, которые служили предварительными набросками для её картин, как отражение интереса к ботанике.
Рахель, наряду со своим современником и коллегой Симоном Питерсом Верелстом (Simon Pietersz Verelst; 1644–1721), была одним из ведущих художников-флористов конца XVII века.
Мимолетное цветение иногда трактовалось в религиозном смысле как символ бренности человеческой жизни: ‘Человек – как трава; цветёт, как полевой цветок; засыхает трава, и цвет увядает…’ (Исаия 40:6–8). Такое значение цветочного натюрморта, безусловно, очевидно, когда букет сопровождается другими явными символами ванитас, такими как череп или часы.
А может символика цветов раскрывает значение нарисованного и подаренного букета?! Например, розы не только символизируют любовь, но и являются цветами Девы Марии, как и лилии, символизирующие чистоту, а аквилегии и фиалки символизируют смирение и скромность. Примула, как ранний зимний цветок, символизирует новое начало, рост и надежду. Красивый пион символизирует богатство и изобилие, мак, или опийный мак, – сон и смерть. Подсолнух символизирует послушного христианина. Несмотря на свою красоту и популярность, тюльпан имел несколько сомнительную репутацию из-за краха тюльпанового пузыря в 1637 году со всеми его катастрофическими финансовыми последствиями. Говорят, что насекомые олицетворяют быстротечность, бабочка – воскрешение души из мёртвых, а муравей – трудолюбие. Трудно сказать, использовала ли Рахель эти значения сознательно при создании своих композиций. Зритель, конечно же, всегда мог придать букету свой собственный смысл.
Учитывая отсутствие очевидных предметов ванитас на картинах Рахель, вполне вероятно, что её букеты были в первую очередь предназначены для наслаждения. Это относится и к многочисленным насекомым, которых в XVII веке с энтузиазмом изучали как чудеса природы и которые, к тому же, имели естественную связь с цветами. Разнообразие насекомых на картинах Рашель оживляет композицию и раскрывает её энтомологические познания, несомненно, почерпнутые из коллекции отца.
Однако в некоторых её букетах содержится тонкий намёк на мимолетность и хрупкость жизни. Например, некоторые цветы в её букетах несколько увядшие, листья засохшие, а один стебель сломан или даже срезан. Чтобы заметить это, нужно внимательно присмотреться.
В 1693 году Рахель вышла замуж за художника Юриана Пола (нидер. Juriaen Pool II, 1666-1745), родила в браке одиннадцать детей, стала первой женщиной-членом гильдии художников в Гааге и придворной художницей одного из самых влиятельных немецких дворян – Иоганна Вильгельма Пфальцского (Johann Wilhelm von der Pfalz).
Таланты Юриана были несколько скромнее талантов Рахель. Когда в 1708 году они были наняты придворными художниками пфальцграфом Иоганном Вильгельмом (1658–1716), чей двор находился в Дюссельдорфе, граф в первую очередь интересовался творческим талантом Рахель, но из соображений приличия не мог обойти вниманием её мужа.
Немецкий курфюрст открыл для себя творчество Рахели, посетив коллекцию её отца в 1695 году. И когда он назначил её придворным художником в Дюссельдорфе, где он и его жена, Анна Мария Луиза Медичи, они уже собрали обширную коллекцию произведений искусства. В течение девяти лет Рахель Раус ежегодно присылала супругам по одной картине, в то время как она с семьёй продолжала жить в Амстердаме.
Ввиду их большой семьи Рахель и Юриан не были обязаны жить в Дюссельдорфе, что необычно для художников, работающих при дворе. Известно, что Рахель приезжала из Амстердама в Дюссельдорф как минимум дважды. Необычно еще и то, что, несмотря на назначение и фиксированное жалованье, Рахель имела разрешение пфальцграфа работать для других покровителей как в Германии, так и за рубежом.
изображая себя, жену и младшего сына Яна Виллема, названного в честь графа и его крестника.
К сожалению, пфальцграф так и не увидел эту картину, умерев незадолго до её прибытия в Дюссельдорф.
Картины Рахели Раус пользовались спросом не только у состоятельных горожан голландскоязычных городов, таких как Амстердам, Харлем и Лейден, но и при немецкоязычных княжеских дворах, которые пополняли свои художественные коллекции её натюрмортами. Назначение её при дворе курфюрста Иоганна Пфальцского, несомненно, способствовало распространению её славы в соседних немецкоязычных регионах, где многие её работы сейчас находятся как в частных, так и в государственных коллекциях.
Рахель Раус продолжала писать до 83 лет и создавала очень высококачественные работы. Она была одной из самых высокооплачиваемых художниц своего времени, к тому же удачливой, выиграв дважды в лотерею.
Несмотря на ее международную известность работы Рахель Раус попали в Галерею Славы Главного музея Нидерландов - Rijksmuseum (Рейксмузея) в Амстердаме только в 2021 году.
В ноябре прошлого года выставка стартовала в Мюнхене, в музее Старой пинакотеки, и проходила до 16 марта 2025 г.
На данный момент она открыта в американском музее искусств Толедо и с 23 августа по 7 декабря 2025 года пройдет с Бостоне, в музее изящных искусств.
Кроме того, её картины также можно увидеть во многих музеях Европы и США воочию, но быстрее и бюджетнее, конечно, открыв всемогущий интернет!
Текст Marina Holland