Упражнения для развития творческих способностей младших школьников
Фантик для конфеты Представьте, что вы — художники, работающие на кондитерской фабрике. Ваша задача — придумывать и рисовать обертки для шоколадок, конфет, печенья. При этом ваши рисунки всегда должны соответствовать названию кондитерского изделия. Недавно вам поступил заказ — нарисовать фантики для новых конфет. Постарайтесь выполнить этот заказ, если известно, что новые конфеты называются: — «Молочные»; — «Ореховые»; — «Ягодные»; — «Фруктовые»; — «Медовые». Зоологические прыжки В животном мире есть разные способы передвижения: бег, ходьба, ползанье. Многие животные передвигаются прыжками. Попробуйте попрыгать так же, как это делают... — воробьи; — кенгуру; — зайцы; — лягушки; — кузнечики. Вещи как люди У человека есть руки, ноги, голова. Животные могут ходить, сидеть, бегать, прыгать. Но, оказывается, все это могут делать не только люди и не только звери. Это могут делать и некоторые неодушевленные предметы. Например, часы могут ходить, а свитер может сидеть (так и говорят: «Как хорошо на тебе сидит свитер»). Перечислите те вещи, предметы, явления (не менее пяти), которые похожи на людей и зверей тем, что... — у них есть ноги (ножки); — у них есть руки (ручки); — они могут говорить (издавать звуки); — они могут пить (наполняться жидкостью); — они могут отдавать окружающим свое тепло. Старая сказка с новым концом Попробуйте придумать новое окончание таким известным народным сказкам, как... — «Курочка Ряба»; — «Колобок»: — «Репка»; — «Теремок»: — «Волк и семеро козлят». Новый календарь Сегодня мы пользуемся календарем, который пришел к нам из Древнего Рима. В этом календаре большинство названий месяцев — это всего-навсего порядковые числительные. Так, «сентябрь» обозначает «седьмой», а «декабрь» — «десятый» (год у римлян начинался с 1 марта). Попробуйте придумать новое, красивое название для месяца... — январь; — март; — июнь; — сентябрь; — ноябрь. Герб деревни Раньше у каждого города был свой герб. Представьте, что решили возродить эту традицию. Причем сделать так, чтобы свой герб был не только у каждого города, но и у каждой деревни. Попробуйте нарисовать герб для деревни, которая называется... — Сыроежкино; — Барабашкино; — Ватрушкино; — Муркино; — Одуванчиково. Песня в день рождения Когда гости приходят к кому-либо на день рождения, они обязательно исполняют для именинника песню. Например, «Песню Крокодила Гены», которая начинается словами: «Пусть бегут неуклюже пешеходы...». Представьте, что день рождения празднуют животные и птицы. Покажите, как исполнили бы песню про день рождения... — вороны; — волки; — лягушки; — козы; — куры и петухи. Перепутавшиеся сказки Все дети знают сказки «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три медведя», «Серебряное копытце», «Снежная королева». А теперь представьте, что названия этих сказок перепутались. Попробуйте сочинить и рассказать сказку, у которой теперь такое название: — «Красные медведи»; — «Снежные музыканты»; — «Три королевы»; — «Бременское копытце»; — «Серебряная шапочка». Эмоциональные руки Эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица. Попробуйте, пользуясь только руками, изобразить: — злость; — радость; — испуг; — грусть: — неприязнь. Циферблат Очень часто на циферблате часов можно увидеть какой-либо рисунок. Например, на часах, которые называются «Командирские» и предназначены для офицеров армии, рисуют танки, самолеты, корабли и подводные лодки. Если есть часы для военных, то, вероятно, могли бы быть и часы для людей других профессий. Попробуйте нарисовать циферблат часов, которые могли бы называться: — «Водительские»; — «Милицейские»: — «Докторские»; — «Композиторские»; — «Учительские». Новое применение Придумайте не менее десяти новых применений таким знакомым предметам, как... — носовой платок; — столовая ложка; — бельевая прищепка; — швейная игла; — зубная щетка. Праздничная открытка К празднику люди посылают друг другу открытки с поздравлениями. При этом они всегда обращают внимание на рисунок на открытке. Нельзя же на 8 Марта посылать открытку с изображением новогодней елки! Представьте, что в одном городе решили отмечать сразу несколько новых праздников. Но вот беда, к новым праздникам не выпущено ни одной поздравительной открытки. Помогите жителям этого города и нарисуйте картинку для открытки, которую можно было бы подарить в... — День сладкоежки; — День чистюли; — День хохотушки; — День модниц; — День фантазеров и выдумщиков. Предложение-чайнворд Есть такая игра, которая называется «чайнворд». В этой игре называются разные слова, причем каждое новое слово должно начинаться на ту же букву, на которую оканчивается предыдущее слово. По законам этой игры можно составить целое предложение. Например, такое: «КарлсоН НарисоваЛ ЛасточеК, КлюющиХ Халву». Или такое: «Дюймовочка Аккуратно Очистила Апельсин». Попробуйте составить такое же предложение-чайнворд про героев сказки А. Толстого «Золотой ключик». При этом предложения должны состоять не менее чем из пяти слов и начинаться с имени героя: — БуратинО...; — КарабаС...; — МальвинА...; — ДуремаР...; — АртемоН... Маршевая песня Попробуйте промаршировать строем, исполняя при этом всем известную песенку... — «В траве сидел кузнечик...»; — «Маленькой елочке холодно зимой...»; — «От улыбки хмурый день светлей...»; —»Спят усталые игрушки...»; — «Расскажи, снегурочка, где была...» Интонация Когда мы разговариваем, мы, конечно же, обращаем внимание на смысл и содержание сообщений. Но не менее, а то и более важна интонация, с которой мы произносим ту или иную фразу. Любое предложение можно произнести с огромным количеством оттенков, и каждый раз из-за интонации предложение будет иметь новое значение. Попробуйте сказать простую фразу: «Ну, вот и все!»... — радостно, словно вы закончили писать заданное на дом сочинение; — кровожадно, словно вы истребили всех мух, летавших по квартире; — печально, словно вы досмотрели до конца последнюю серию любимого телесериала; — испуганно, словно вас догнал волк, от которого вы пытались убежать; — устало, словно вы только что очистили два ведра картошки. Недописанное четверостишье Один начинающий поэт как-то решил сочинить короткие стихотворения про героев мультфильмов. Но, видимо, в этот день у поэта не было вдохновенья и он не смог закончить ни одного четверостишья. Он смог сочинить лишь первые две строчки. Попробуйте завершить работу, с которой не справился начинающий поэт, и придумайте последние две строчки в следующих четверостишиях: — Винни Пух сказал однажды: «Больше мед не буду есть...» — Леопольд глядел в окошко и мечтал иметь друзей... — Как-то Гена с Чебурашкой отдыхать на речку шли... — Волк на Зайца очень злится; говорит: «Ну, погоди!»... — Карлсон в гости к Малышу прилетел под вечер... Незаконченный рисунок Один знаменитый художник решил нарисовать картину. Он провел фломастером на листе первую линию... И тут его отвлекли от работы. Рисунок остался незаконченным. Попробуйте проникнуть в замысел художника и завершите его работу. Дорисуйте картину, если известно, что первая линия, которую провел художник, — это... — два параллельных отрезка; — волнистая линия; — линия-полукруг; — зигзагообразная линия; — два отрезка, образующие острый угол. Огородные сказки У Р. Киплинга есть сказки с такими названиями: «Откуда у верблюда горб», «Почему у слона такой длинный нос», «Откуда взялись броненосцы». В этих сказках писатель объясняет происхождение горба или хобота, но объясняет, конечно, по-сказочному. Попробуйте сочинить такие же сказки-объяснения, но про овощи с огорода. А называться эти сказки будут так: — « Почему помидор красный» — «Откуда у редиски хвостик» — «Почему арбуз полосатый» — «Откуда у капусты столько листьев» — «Почему огурец пупырчатый» Рисуночное письмо Когда-то люди не знали букв. Вместо букв и слов они использовали рисунки. Попробуйте «написать» с помощью рисунков следующее короткое письмо, адресованное вашему другу: — «Позвони мне сегодня в 6 часов»; — «Пойдем вечером играть в футбол»; — «Давай вместе делать домашнее задание»; — «Подари мне на день рождения щенка»; —« Принеси мне ножницы и цветную бумагу». Передайте свое письмо другу и проверьте, сможет ли он его прочитать.
Русские школы Германии или между нами, мамочками
:Наталья Митрофанова (Сафронова)
Упражнения для развития творческих способностей младших школьников
Фантик для конфеты
Представьте, что вы — художники, работающие на кондитерской фабрике. Ваша задача — придумывать и рисовать обертки для шоколадок, конфет, печенья. При этом ваши рисунки всегда должны соответствовать названию кондитерского изделия. Недавно вам поступил заказ — нарисовать фантики для новых конфет. Постарайтесь выполнить этот заказ, если известно, что новые конфеты называются:
— «Молочные»;
— «Ореховые»;
— «Ягодные»;
— «Фруктовые»;
— «Медовые».
Зоологические прыжки
В животном мире есть разные способы передвижения: бег, ходьба, ползанье. Многие животные передвигаются прыжками. Попробуйте попрыгать так же, как это делают...
— воробьи;
— кенгуру;
— зайцы;
— лягушки;
— кузнечики.
Вещи как люди
У человека есть руки, ноги, голова. Животные могут ходить, сидеть, бегать, прыгать. Но, оказывается, все это могут делать не только люди и не только звери. Это могут делать и некоторые неодушевленные предметы. Например, часы могут ходить, а свитер может сидеть (так и говорят: «Как хорошо на тебе сидит свитер»). Перечислите те вещи, предметы, явления (не менее пяти), которые похожи на людей и зверей тем, что...
— у них есть ноги (ножки);
— у них есть руки (ручки);
— они могут говорить (издавать звуки);
— они могут пить (наполняться жидкостью);
— они могут отдавать окружающим свое тепло.
Старая сказка с новым концом
Попробуйте придумать новое окончание таким известным народным сказкам, как...
— «Курочка Ряба»;
— «Колобок»:
— «Репка»;
— «Теремок»:
— «Волк и семеро козлят».
Новый календарь
Сегодня мы пользуемся календарем, который пришел к нам из Древнего Рима. В этом календаре большинство названий месяцев — это всего-навсего порядковые числительные. Так, «сентябрь» обозначает «седьмой», а «декабрь» — «десятый» (год у римлян начинался с 1 марта). Попробуйте придумать новое, красивое название для месяца...
— январь;
— март;
— июнь;
— сентябрь;
— ноябрь.
Герб деревни
Раньше у каждого города был свой герб. Представьте, что решили возродить эту традицию. Причем сделать так, чтобы свой герб был не только у каждого города, но и у каждой деревни. Попробуйте нарисовать герб для деревни, которая называется...
— Сыроежкино;
— Барабашкино;
— Ватрушкино;
— Муркино;
— Одуванчиково.
Песня в день рождения
Когда гости приходят к кому-либо на день рождения, они обязательно исполняют для именинника песню. Например, «Песню Крокодила Гены», которая начинается словами: «Пусть бегут неуклюже пешеходы...». Представьте, что день рождения празднуют животные и птицы. Покажите, как исполнили бы песню про день рождения...
— вороны;
— волки;
— лягушки;
— козы;
— куры и петухи.
Перепутавшиеся сказки
Все дети знают сказки «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три медведя», «Серебряное копытце», «Снежная королева». А теперь представьте, что названия этих сказок перепутались. Попробуйте сочинить и рассказать сказку, у которой теперь такое название:
— «Красные медведи»;
— «Снежные музыканты»;
— «Три королевы»;
— «Бременское копытце»;
— «Серебряная шапочка».
Эмоциональные руки
Эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица. Попробуйте, пользуясь только руками, изобразить:
— злость;
— радость;
— испуг;
— грусть:
— неприязнь.
Циферблат
Очень часто на циферблате часов можно увидеть какой-либо рисунок. Например, на часах, которые называются «Командирские» и предназначены для офицеров армии, рисуют танки, самолеты, корабли и подводные лодки.
Если есть часы для военных, то, вероятно, могли бы быть и часы для людей других профессий. Попробуйте нарисовать циферблат часов, которые могли бы называться:
— «Водительские»;
— «Милицейские»:
— «Докторские»;
— «Композиторские»;
— «Учительские».
Новое применение
Придумайте не менее десяти новых применений таким знакомым предметам, как...
— носовой платок;
— столовая ложка;
— бельевая прищепка;
— швейная игла;
— зубная щетка.
Праздничная открытка
К празднику люди посылают друг другу открытки с поздравлениями. При этом они всегда обращают внимание на рисунок на открытке. Нельзя же на 8 Марта посылать открытку с изображением новогодней елки! Представьте, что в одном городе решили отмечать сразу несколько новых праздников. Но вот беда, к новым праздникам не выпущено ни одной поздравительной открытки. Помогите жителям этого города и нарисуйте картинку для открытки, которую можно было бы подарить в...
— День сладкоежки;
— День чистюли;
— День хохотушки;
— День модниц;
— День фантазеров и выдумщиков.
Предложение-чайнворд
Есть такая игра, которая называется «чайнворд». В этой игре называются разные слова, причем каждое новое слово должно начинаться на ту же букву, на которую оканчивается предыдущее слово. По законам этой игры можно составить целое предложение. Например, такое: «КарлсоН НарисоваЛ ЛасточеК, КлюющиХ Халву». Или такое: «Дюймовочка Аккуратно Очистила Апельсин». Попробуйте составить такое же предложение-чайнворд про героев сказки А. Толстого «Золотой ключик». При этом предложения должны состоять не менее чем из пяти слов и начинаться с имени героя:
— БуратинО...;
— КарабаС...;
— МальвинА...;
— ДуремаР...;
— АртемоН...
Маршевая песня
Попробуйте промаршировать строем, исполняя при этом всем известную песенку...
— «В траве сидел кузнечик...»;
— «Маленькой елочке холодно зимой...»;
— «От улыбки хмурый день светлей...»;
—»Спят усталые игрушки...»;
— «Расскажи, снегурочка, где была...»
Интонация
Когда мы разговариваем, мы, конечно же, обращаем внимание на смысл и содержание сообщений. Но не менее, а то и более важна интонация, с которой мы произносим ту или иную фразу. Любое предложение можно произнести с огромным количеством оттенков, и каждый раз из-за интонации предложение будет иметь новое значение. Попробуйте сказать простую фразу: «Ну, вот и все!»...
— радостно, словно вы закончили писать заданное на дом сочинение;
— кровожадно, словно вы истребили всех мух, летавших по квартире;
— печально, словно вы досмотрели до конца последнюю серию любимого телесериала;
— испуганно, словно вас догнал волк, от которого вы пытались убежать;
— устало, словно вы только что очистили два ведра картошки.
Недописанное четверостишье
Один начинающий поэт как-то решил сочинить короткие стихотворения про героев мультфильмов. Но, видимо, в этот день у поэта не было вдохновенья и он не смог закончить ни одного четверостишья. Он смог сочинить лишь первые две строчки. Попробуйте завершить работу, с которой не справился начинающий поэт, и придумайте последние две строчки в следующих четверостишиях:
— Винни Пух сказал однажды: «Больше мед не буду есть...»
— Леопольд глядел в окошко и мечтал иметь друзей...
— Как-то Гена с Чебурашкой отдыхать на речку шли...
— Волк на Зайца очень злится; говорит: «Ну, погоди!»...
— Карлсон в гости к Малышу прилетел под вечер...
Незаконченный рисунок
Один знаменитый художник решил нарисовать картину. Он провел фломастером на листе первую линию... И тут его отвлекли от работы. Рисунок остался незаконченным. Попробуйте проникнуть в замысел художника и завершите его работу. Дорисуйте картину, если известно, что первая линия, которую провел художник, — это...
— два параллельных отрезка;
— волнистая линия;
— линия-полукруг;
— зигзагообразная линия;
— два отрезка, образующие острый угол.
Огородные сказки
У Р. Киплинга есть сказки с такими названиями: «Откуда у верблюда горб», «Почему у слона такой длинный нос», «Откуда взялись броненосцы». В этих сказках писатель объясняет происхождение горба или хобота, но объясняет, конечно, по-сказочному. Попробуйте сочинить такие же сказки-объяснения, но про овощи с огорода. А называться эти сказки будут так:
— « Почему помидор красный»
— «Откуда у редиски хвостик»
— «Почему арбуз полосатый»
— «Откуда у капусты столько листьев»
— «Почему огурец пупырчатый»
Рисуночное письмо
Когда-то люди не знали букв. Вместо букв и слов они использовали рисунки. Попробуйте «написать» с помощью рисунков следующее короткое письмо, адресованное вашему другу:
— «Позвони мне сегодня в 6 часов»;
— «Пойдем вечером играть в футбол»;
— «Давай вместе делать домашнее задание»;
— «Подари мне на день рождения щенка»;
—« Принеси мне ножницы и цветную бумагу».
Передайте свое письмо другу и проверьте, сможет ли он его прочитать.