Основы[править | править исходный текст]

Геймплей Tomb Raider основывается на трёх столпах: сражениях с врагами, решении головоломок и изучении мира[23]. Общая продолжительность девятой части серии варьируется и в среднем может достигать 12—15 часов[К 3][24][25][26][27]. Видеоигра условно поделена на три части: выживание, спасение и побег[28]. Для того чтобы сделать её доступной для максимально широкого круга пользователей, в ней используется несколько уровней сложности: лёгкий, средний и сложный. Данные градации преимущественно влияют на боевую систему[29][25]. В проекте присутствуют элементы нелинейности, основанные на различных механиках игрового процесса[26]. Tomb Raider поддерживает систему достижений. Многие из них, по выражению создателей, достаточно «веселы и забавны», а определённая их часть является пасхальными яйцами[30]. Получение того или иного достижения зависело от количества собранных документов, реликвий, разграбленных гробниц, приобретённых навыков, убитых врагов и отдельных способов расправы над ними[31].
Концепция уровней претерпела существенные изменения — по задумке разработчиков, они стали более нелинейными, создавая ощущение полуоткрытого мира. Игровые локации делятся на зоны, между которыми можно свободно перемещаться, выполняя те или иные задания. Бренд-директор серии Карл Стюарт отмечал, что студия постаралась подарить геймерам как можно больше свободы, чтобы избавить игроков от ощущения навязчивого прохода через цепочку скриптов[32]. Исследование мира открывает новые способности, а последние, в свою очередь — новые части уровня[33].
Все игровые квесты строятся вокруг натуралистичной физической модели[32] и базируются на контроле массы и веса, свойствах огня, воды, ветра и различных материалов[23][34]. Разработчики не стали создавать полностью открытый мир, поскольку центральное место в проекте занимает сюжет[32]. Изобретение загадок являлось одной из наиболее сложных проблем при проектировании уровней, так как они напрямую зависели от окружающей обстановки, физики конкретной ситуации и определяли взаимодействие игрока с внутриигровым миром[35]. В прошлых играх серии головоломки основывались на механике рычагов и нажимных плит, в Tomb Raider же загадки более органично вписаны в игровой контекст[36]. Первые этапы игры построены таким образом, чтобы обучить игрока правилам, по которым взаимодействуют различные предметы. В проекте присутствуют задачи с несколькими способами решения[23].
Навигация[править | править исходный текст]
На скриншоте изображена Лара Крофт, охотящаяся на оленя с помощью лука. Ряд рецензентов относили этот вид оружия к числу самых удачных[37], считая его идеально подходящим для стелс-прохождения[38][39][40]. Всего за 11 дней с момента релиза от рук игроков погибло свыше пяти миллионов виртуальных оленей[41]
Игрок получает возможность свободного передвижения по острову, почти полностью открытому для посещения, за исключением некоторых частей, которые, впрочем, можно исследовать при получении необходимого оборудования[42]. На ранней стадии разработки протагонистка могла разведывать местность верхом на лошади, однако впоследствии эта возможность так и не была реализована[43][44], поскольку игровые локации не подходили для конных пробежек[45]. Среди других геймплейных особенностей присутствуют такие стелс-элементы как способность красться и прятаться в тени[46]. Динамичная система укрытий даёт возможность Ларе автоматически припадать к стене и быстро передвигаться между укрытиями[47].
В игре также наличествуют и ролевые элементы: Лара использует лагерь, где она создаёт и модернизирует вещи, приобретает новые навыки и расходует полученные очки опыта. С этой базы она может быстро возвращаться на уже пройденные локации для поиска особых предметов в труднодоступных местах[48][49]. Игрок может выполнять побочные квесты, исследовать подземелья, находить маски но, фрагменты дневников и прочие объекты, некоторые из которых освещают сюжетную предысторию[50][47]. Собрав артефакты, Лара сможет открыть некую глобальную тайну острова[51].
Система передвижения и прыжков подверглась переработке. Как и в реальной жизни, протагонистка не может просто подойти к скале и забраться на неё, поскольку подъём может быть слишком крутым, а поверхность — каменистой. Впрочем, некоторые из мест хорошо подходят для альпинизма[51]. Лара может цепляться за уступы и прыгать с одного на другой, а также съезжать по тросам[47]. В проекте используется система визуальных подсказок[52][53]. С целью навигации Лара может пользоваться особой способностью, так называемым «Инстинктом выживания» (англ. Survival instinct). При его активации окружающий мир тускнеет и приобретает оттенки серого, а важные предметы и области подсвечиваются жёлтым светом[24][54]. Он также указывает направление движения и цель миссии[53][47].
Боевая система[править | править исходный текст]
Боевая система изменилась: по замыслу разработчиков, каждая схватка призвана создать ощущение реальной борьбы за жизнь[32]. Crystal Dynamics отказались от использования системы захвата цели в пользу свободного прицела[55]. Первоначально у Лары отсутствует оружие, инструменты и другие полезные предметы. Для того чтобы выжить, героиня должна будет найти или изготовить всё это самостоятельно[42][К 4][56]. В арсенале синглплеера присутствуют альпинистский топорик, лук, пистолет, дробовик и автомат времён Второй мировой войны[57][33], в многопользовательском режиме — однозарядный гранатомёт, автоматическое ружьё, пулемёт, композитный лук и прочее[58][59]. Каждый из этих видов оружия обладает базовым набором функций, которые впоследствии можно улучшать[60]. Появление оружия тесно переплетено с сюжетом и эмоциональным состоянием протагонистки[57]. По ходу игры героиня может сражаться с врагами врукопашную[46]. В игре возможно ведение ближнего, дальнего боя и осуществление сражений в режиме стелс[51]. Согласно статистическим данным, за 11 дней после релиза игроками было убито более 5,29 млн оленей, с помощью лука — свыше 147,675 млн врагов, и было разграблено более 3,57 млн гробниц[41].
На ранних этапах разработки сообщалось, что травмы должны были напрямую влиять на игровой процесс — их нужно было лечить, а серьёзные повреждения могли приводить к изменениям в скорости передвижения главной героини[57]. Травма грудной клетки не должна была позволять протагонистке высоко прыгать[23]. Студия Crystal Dynamics рассматривала возможность получения героиней тяжёлых переломов[24], но впоследствии отказалась от всех этих идей. В релизной версии игры при ранениях здоровье протагонистки восстанавливается автоматически[27][61].
Режимы[править | править исходный текст]
Во время разработки игровые обозреватели предполагали, что видеоигра приобретёт статус многопользовательской. Это мнение подкреплялось тем фактом, что в конце декабря 2010 года разработчик на сайте Gamasutra объявил о поиске продюсера и ведущего дизайнера мультиплеера, которые примут участие в работе над Tomb Raider. Первоначально Crystal Dynamics не подтверждала и не опровергала подобной информации, а впоследствии удалила эти сведения[62][63][64]. Несколько позже разработчики заявили, что не исключают возможности мультиплеера[65]. В декабре 2012 года на сайте торговой сети GAME появилась информация, согласно которой в Tomb Raider игроки смогут совместно бороться за выживание, выбрав одну из сторон конфликта — обитателей острова либо матросов с корабля. Однако спустя пару часов данные были удалены[66]. Официальное подтверждение первоначально было опубликовано в твиттере бренд-директора серии, а после — в декабрьском выпуске журнала «Official Xbox Magazine»[67][68].
В проекте используется четыре многопользовательских режима[40]. В первом из них, «Team Deathmatch» (с англ. — Командный бой), выжившие сражаются с островитянами и могут устанавливать ловушки и капканы, а также активно использовать разрушаемое окружение. Во втором, носящим название «Rescue» (с англ. — Спасение), команде выживших необходимо собирать аптечки и доставлять их в специальные пункты назначения, а Падальщикам — противостоять этим действиям и убивать определённое количество противников[58]. В режиме «Cry for Help» (с англ. — Крик о помощи) выжившие активируют радиопередатчики, а фанатики убивают матросов и забирают батареи с их тел[69]. В мультиплеере есть возможность выбирать различных персонажей, отличающихся характеристиками[58]. Каждая из команд обладает определёнными преимуществами: так, Падальщики хороши в альпинизме и быстро перемещаются, а выжившие с корабля обладают более мощным оружием, могут оживлять павших и не умирают сразу[70][59].
Сюжет[править | править исходный текст]
Описание[править | править исходный текст]
После окончания обучения в колледже Лара Крофт отправляется в экспедицию к островам у берегов Японии в Треугольник Дракона, считающийся противоположностью Бермудского треугольника[57]. Спустя три дня корабль попадает в шторм, и буря разламывает судно на две половины, отделяя Лару от остальной команды. Протагонистка попадает на таинственный остров Яматай, в прибрежной зоне которого покоятся древние корабли викингов, бомбардировщики B-25[32][25][71], галеоны XVII века и военные катера 1940-х[33].
Её подвешивают вверх ногами в пещере и оставляют, сочтя погибшей. Освободившись, она встречает аборигена, который пытается её убить. В итоге протагонистка выбирается из пещеры, а преследователь оказывается завален грудой камней[25][72][73]. Лара исследует остров в поисках выживших после кораблекрушения. Постепенно продвигаясь вглубь острова, она обнаруживает сумку Сэм, в которой находится видеокамера и рация. Укрывшись от проливного дождя под утёсом, Крофт разжигает костёр и согревается. По рации от капитана она узнаёт, что остальные члены команды следуют к древним руинам. По пути туда Лара встречает свою подругу Сэм и странного человека по имени Ма́тиас, который утверждает, что он принадлежит к группе выживших. Присев у костра, Крофт засыпает. Очнувшись, она обнаруживает, что её спутники исчезли[К 5][74]. Протагонистка встречается с подоспевшей командой. После, разделившись на два отряда, они решают разведать местность и найти Саманту и капитана.
Обследовать руины Лара отправляется с доктором Уитменом. Он, изучив некоторые рисунки, предполагает, что местные жители некогда поклонялись японской обожествляемой царице Пимико, имеющей контроль над силами природы[75]. Из засады на них нападают туземцы, разговаривающие между собой на русском языке[К 6][76][77]. Уитмен сдаётся, их пленят и приводят в лагерь Падальщиков, в котором находятся некоторые члены команды. Один из заключённых пытается осуществить побег, но его убивают. Когда бандиты отвлеклись, связанной Крофт удаётся бежать. Владимир пытается её остановить и предпринимает попытку изнасилования[К 7][38]. Сделав усилие, Лара отбирает у него пистолет и стреляет преследователю в голову[76][74][75][78][47].
На протяжении игры часто встречаются элементы японской культуры. Реально существовавшая императрица Пимико в игре создавалась в стилистике богини-солнца Аматэрасу[79]
Сбежав из сгоревшего лагеря, Лара обнаруживает капитана Конрада Ротта, который потерял сознание, отстреливаясь от волков. Очнувшись, Ротт просит отнести передатчик на радиовышку, чтобы передать сигнал SOS. Крофт сомневается, сможет ли она это сделать[80]. Добравшись до пункта назначения, она посылает сигнал бедствия, на который откликается поисковый самолёт[33]. Борт М17А подлетает к острову, но внезапно в него бьёт молния, и он падает. Пилоты успевают катапультироваться[81]. Несмотря на то, что Лара пытается их спасти, Падальщики добираются до них первыми и убивают обоих. По приказу Матиаса Лару оглушают. Она просыпается в помещении горного монастыря, заваленного грудами полусгнивших трупов. Неподалёку Крофт обнаруживает гробницу Пимико. Из настенных росписей Лара понимает, что древняя царица хотела провести ритуал передачи власти под названием «Вознесение». С героиней связывается Сэм, укравшая рацию у охранника. Она говорит, что Падальщики держат её во дворце и хотят провести огненный обряд.
Выясняется, что люди, населяющие остров, называющие себя Братство солнца, будь то моряки, пираты или учёные, также случайно попали на берег, не смогли выбраться и остались на нём жить, и объединились в группы под руководством Матиаса[82][83]. Островитяне верят, что Пимико заманивает суда на остров и не выпускает их обратно[47]. Матиас узнаёт, что Саманта является дальней родственницей легендарной Императрицы. И для того чтобы покинуть остров, он решает принести Сэм в жертву[33]. По пути во дворец, рулевой Гримм, схватившись с одним из противников, падает в пропасть. Лара, обвиняя себя в его смерти, при поддержке Ротта, добирается до места назначения. Однако разожжённый Матиасом костёр, в котором находилась Саманта, тушится из-за порыва ветра, отмечая её как наследницу Императрицы Солнца. Меж тем, схваченной Ларе удаётся вырваться и скрыться.
Во дворце Лара встречает Уитмена, который говорит, что Падальщики дали ему некоторую долю свободы, разрешая свободно перемещаться. У капитана получается связаться с вертолётом, который подлетает к горящему зданию. Лара едва успевает запрыгнуть на борт. Пока Крофт пытается заставить пилота приземлиться и вернуться за остальными, вертолёт попадает в бурю и падает. Лара чуть не погибает в аварии, но её реанимирует Ротт. Добравшееся до места крушения Братство убивает Конрада томагавком, который предназначался для главной героини. Впоследствии его тело сжигают на костре.
Освободив всех членов команды, которых захватили в плен, Лара начинает подозревать Уитмена в связи с сектантами. Лара и Алекс возвращаются на корабль «Эндьюранс», для того чтобы взять инструменты, без которых не получится отремонтировать катер. Добыв их, Алекс попадает под завал. Он решает принести себя в жертву, для того чтобы Лара смогла вернуться к выжившим. Главная героиня понимает, что погодные явления на острове носят сверхъестественный характер и так или иначе связаны с Пимико. Она пробирается на военную станцию, под которой располагалась гробница высокопоставленного самурая, совершившего сэппуку. Вытащив из него катану, Лара обнаруживает в ней спрятанную записку, из которой явствовало, что бури являются проявлением гнева Пимико, чья душа не может уйти из тела. Крофт понимает, что «Вознесение» являлось обрядом передачи души. Вернувшись в лагерь, протагонистка обнаруживает предательство Уитмена, сдавшего Саманту Матиасу.
Лара, Иона и Рейес отправляются в погоню на катере к монастырю Штормовых Стражей. Протагонистка видит как Стражи убивают Уитмена. После боя с охранниками Императрицы, Крофт взбирается на вершину зиккурата, где Матиас начал ритуал. В конце концов Лара убивает антагониста, чьё тело падает в пропасть, и спасает Саманту. Передача души прерывается и тело Пимико рассыпается в прах. Погода проясняется. Выжившие покидают Яматай. Лара Крофт говорит, что не собирается возвращаться домой. Она закрывает свой дневник, на котором виднеется надпись — Кроатоан.
Персонажи[править | править исходный текст]
Протагонисткой игры является Лара Крофт, 21-летний археолог. Она умная, внешне привлекательная, амбициозная и в то же время молодая и неопытная девушка[84]. По словам разработчиков, ум главной героини представляет огромную часть сексуальной притягательности протагонистки, которая также исходит из её выносливости и непоколебимости, красоты и уязвимости[85]. Лара доверчива, но не наивна[86]. Ключ к её внутренней силе лежит в борьбе и преодолении собственных страхов. После окончания образования у Лары сформировалось глубокое понимание мира. Она начитанна, но ещё многого не испытала на собственном опыте. Протагонистка отправляется в экспедицию для того, чтобы «прочувствовать мир» и вновь найти потерянное чувство оптимизма[87]. Героиня хочет добиться расположения членов команды, быть принятой друзьями[88][25]. История протагонистки состоит из взлётов и падений, чей конечный результат — становление воина[89]. По ходу игры ей приходится совершать ужасные поступки, постоянно находясь на грани жизни и смерти[90]. Лара подозревает, что именно по её вине произошло кораблекрушение, поэтому мотивацией героини служит спасение людей, оказавшихся в опасности[91]. Источником вдохновения для образа героини стала Амелия Эрхарт[45]. Классическая и новая Лара обладают чем-то бо́льшим, чем просто мимолётным сходством. Они обе амбициозны и склонны к авантюрам, им близка археология и древние культуры. «Её физической выносливости и силе духа можно позавидовать» — говорил Сюарт[29]. Создатель Лары Тоби Гард отметил, что главным изменением в обновлённой героине является человечность[92]. Камилла Ладдингтон считала свою героиню секс-символом, поскольку протагонистка отважна и сражается за свои убеждения[93]. Игровая пресса сравнивала новую внешность героини с Джессикой Альбой, Кейт Остин и Мишель Дьюберри (англ.)русск.[94][95][96]. Хотя на самом деле черты лица Лары были позаимствованы у 23-летней модели Меган Фарка (англ. Megan Farquhar), а тела — у 20-летнего голливудского каскадёра Тары Спэдэро (англ. Tara Spadaro)[К 8][97].
До релиза поклонники часто спрашивали у разработчиков, появятся ли в игре такие персонажи из предыдущих проектов, как дворецкий Уинстон (англ. Winston), Двойник (англ. Doppelganger) и Куртис Трент (англ. Kurtis Trent). На все подобные вопросы представители студии отвечали отрицательно — ни один из них не имеет никакого отношения к новому видению серии. Несмотря на то, что ключевую роль в проекте занимает Лара, все второстепенные персонажи более важны для её роста и становления, чем таковые из предыдущих игр линейки Tomb Raider, поскольку они напрямую влияют на её развитие[29]. Взаимодействие между героями раскрывает индивидуальные черты их характера[98]. Создатели отмечали сходство Конрада Ротта (англ. Conrad Roth) и Вернера фон Кроя, наставника Лары из классической линейки Tomb Raider[99]. Главный антагонист игры Матиас первоначально носил имя Малик (англ. Malik). Разработчики называли его своеобразной версией Рутгера Хауэра и Кристофера Уокена. Другие выжившие, такие как Саманта, Гримм, Иона, Уитмен и Алекс должны были стать играбельными персонажами кооперативного режима. Но в дальнейшем эти амбициозные планы были значительно скорректированы[79]. Рианна Пратчетт считала, что на плечи женских персонажей в игре выпало гораздо больше действий, чем на мужские[100]. Писательница отмечала, что под игривой и очень женственной дружбой Лары и Саманты, скрывалось нечто большее, в частности — лесбийские чувства[К 9][101].
Разработка[править | править исходный текст]
Создатели[править | править исходный текст]
Разработчиком девятой части серии выступила американская компания Crystal Dynamics, главный офис которой располагается в Редвуд Сити (англ.)русск. на полуострове Сан-Франциско, а издателем — японский холдинг Square Enix[93]. За сетевой режим была ответственна студия Eidos Montreal[67]. Передача разработки стороннему обществу аргументировалась необходимостью создания цельной сюжетной кампании[102]. Портированием проекта на персональные компьютеры занималась студия Nixxes в тандеме с Crystal Dynamics[103][104], на Mac — Feral Interactive[9].
Разработка Tomb Raider стартовала в начале 2008 года[105]. После появления Tomb Raider: Underworld работники студии были разделены на две команды, одна из которых создавала следующую часть франшизы сериала, а вторая работала над проектом Lara Croft and the Guardian of Light. К тому моменту Square Enix выкупил активы Eidos и завладел правами на бренд серии. После выпуска спин-оффа все работники студии были переведены на производство игры[106]. Позже произошла ротация кадрового состава, в ходе которой потеряли свои рабочие места около 50 человек; взамен им были наняты новые специалисты[96]. Оригинальный создатель Лары Крофт — Тоби Гард — не имел никакого отношения к проекту, поскольку покинул студию после релиза Underworld[80][24]. Во время разработки игры Карл Стюарт отмечал, что команда студии не только работает, но и «ест, спит и дышит игрой Tomb Raider»[107]. В январе 2012 года Crystal Dynamics заявила, что часть сотрудников студии приступила к новому, на тот момент не объявленному проекту[108]. В феврале 2012 года стало известно, что к Crystal Dynamics присоединился Кори Барлог (англ.)русск., директор God of War II, выходец из компании Sony Santa Monica[109][110].
Ведущим сценаристом игры была Рианна Пратчетт
Кили Хоус, английская актриса, озвучивавшая Лару Крофт в играх серии Tomb Raider нового поколения Legend (2006), Anniversary (2007) и Underworld (2008), а также в спин-оффе Lara Croft and the Guardian of Light (2010 год), не принимала участия в перезапуске серии. Её вклад охватывал 4 года — наиболее длительный срок в озвучивании на английском языке главного персонажа в серии[111]. В ранней демо-версии игры Лару озвучивала актриса-дублёр, однако в её юном голосе отражались черты, которые искали разработчики в заключительной голосовой актрисе — молодость и внешняя уверенность, которая намекает на уязвимость[112]. В декабре 2010 года Crystal Dynamics сообщала, что ищет новый голос для протагонистки и проводит прослушивание среди нескольких десятков относительно неизвестных актрис[111][К 10]. Основное требование разработчиков состояло в возможности передачи требуемого эмоционального диапазона[93]. Поиск проходил как в США, так и Европе[113]. Голос для Лары Крофт был найден к моменту выпуска первого трейлера, но студия не оглашала имени актрисы вплоть до 26 июня 2012 года. Ей оказалась британка Камилла Ладдингтон[114].
Актриса признавалась, что считала честью сыграть такую игровую икону и секс-символ, как Лара Крофт. Для Камиллы время, потраченное на производство игры, было самой эмоциональной и физически сложной работой, за которую она когда-либо бралась[93]. Во французской версии проекта Лару озвучивала Алиса Давид (фр.)русск.[115], в немецкой — Нора Чирнер[116], в польской — Каролина Горчица (польск.)русск.[117], в арабской — Надин Нжайм (англ.)русск. (араб. نادين نجيم‎‎)[118], в итальянской — Бенедетта Понтичелли (англ.)русск.[119], в японской — Юко Кайда (англ.)русск.[120], в испанской — Гиомар Альбукерке Дюран (исп. Guiomar Alburquerque Durán), в русской — Полина Щербакова[121]. Как минимум первых двух кандидаток отбирал лично Стюарт[122][123].
12 июля 2012 года разработчики рассекретили очередного участника проекта — ведущего сценариста игры Рианну Пратчетт, дочь популярного английского писателя Терри Пратчетта. Рианна работала над Tomb Raider два года. «Я выросла, играя в Tomb Raider, раскрывала тайны мира и раскапывала сокровища; я жила и умирала как Лара Крофт… Мы редко получаем возможность заново переосмыслить легенды, поэтому взять в свои руки рассказ о мисс Крофт было шансом, который выпадает раз в жизни», — говорила писательница. По словам Галлахера, она принесла в проект уникальную точку зрения, помогла студии исследовать историю происхождения протагонистки, добавила глубины и достоверности Ларе[124][3][125]. В написании образа героини Пратчетт помог её предшествующий опыт в создании Нарико из Heavenly Sword и Фэйт из Mirror’s Edge[126].

Комментарии

Комментариев нет.