• Признаки и особенности стиля Поздняя осень и зима – время для размышлений, когда есть возможность все спокойно обдумать и спланировать. Вы приобрели участок земли или хотите реконструировать старый сад. С чего начать? Прежде всего с выбора стиля. Принято считать, что сегодня существуют два основных стилевых направления в ландшафтном дизайне, которым подчинены все остальные: регулярное и пейзажное. Речь пойдет о регулярном стиле. • Слагаемые стиля Садовый стиль в ландшафтном дизайне — это определенный набор приемов и способов планировки сада, связанных общей идеей. Поддержать ее призваны и малые архитектурные формы (скульптура, перголы и т. д.), и определенные виды растений, и типы мощений и ограждений. Регулярный стиль подразумевает строгость, парадность, торжественность, стремление к высшему порядку. Здесь господствует геометрия, являющаяся главным источником красоты. Регулярный стиль — это стремление человека подчинить себе природу: строгая симметрия, прямые дорожки, стриженые формы деревьев и кустарников, газоны и клумбы геометрической формы. Приверженцы регулярного сада – нередко знатоки истории и ценители классического искусства, а посему и мы начнем свой рассказ с истоков регулярного стиля. • От истоков к вершине Регулярный стиль в садовом искусстве зародился в Древнем Египте. Именно тогда сформировались его основные приемы – ось симметрии всей композиции, ритм как композиционный прием с чередованием открытых и за- крытых пространств, рядовые посадки деревьев и кустарников, наличие водоемов. Кстати, к регулярному стилю относят и висячие сады Семирамиды в Вавилоне, которые располагались на террасах. Античная Греция и Рим внесли свой вклад в садово-парковое искусство: сады украшались фонтанами, лестницами, скульптурой, регулярными аллеями и стрижеными кустарниками. В эпоху Средневековья регулярный сад имел геометрическую планировку в форме креста, где на пересечении дорожек устанавливали бассейн с фонтаном. Создавались и сады-лабиринты – круг или шестиугольник, в который вписывался сложный узор с выходом в центр, выполненный из дорожек, обрамленных стрижеными живыми изгородями из вечнозеленых растений. Если средневековый сад создавался, чтобы им любоваться с небес (именно оттуда можно было лицезреть всю композицию сада), то сады эпохи Возрождения предназначались для человека. Теперь сад строился таким образом, чтобы наблюдатель мог видеть всю его перспективу, лучи которой сходились в одной видовой точке. При этом природа нередко изменялась рукой мастера. Так появилось топиарное искусство – фигурная стрижка деревьев и кустарников. Кроме того, строились гроты и фонтаны, использовались сталактиты, туф и ракушки. В этих садах человек чувствовал себя приближенным к вечности, подчеркивалась его власть над природой. Ярким примером такого сада является вилла д’Эсте в Тиволи недалеко от Рима. Основа ее планировки – прямые линии и стройная рациональная система пропорций без нарочитой роскоши. Главную перспективу образуют композиции из фонтанов, каскадов и лестниц. Обилие воды подчеркивается также рыбными прудами - бассейнами, водными партерами геометрической формы. При этом дом и сад выступают как единое целое – ландшафтные композиции располагаются так, что хорошо просматриваются из окон дома. Обилие античной скульптуры свидетельствует о «мифологической учености» и образованности владельцев. Обрамлением ландшафтных картин служат балюстрады, боскеты – плотные зеленые насаждения из стриженых вечнозеленых кустарников. Созданные в саду «зеленые комнаты» — небольшие замкнутые пространства, закрытые со всех сторон высокими живыми изгородями, — также имеют геометрические формы. Стены беседок и перголы декорированы виноградом, глицинией, шпалерными фруктовыми деревьями, а по всему саду в изобилии расставлены контейнеры: большие терракотовые горшки с апельсиновыми и лимонными деревцами. На смену Ренессансу пришел новый стиль, относящийся к регулярному, – барокко, первоначально зародившийся в Италии (Сады Боболи и др.). Для него характерны пафос, приподнятость, контраст, пышность, обилие декора, сочность цвета, декоративность формы, стремление вызвать удивление. В парках и садах создаются роскошные кружевные партеры – цветники, в которых используются и «мертвые» материалы: песок, толченый кирпич и уголь. Фонтаны и скульптура становятся более пышными, создаются большие зеленые залы из стриженых стен. • Мода на регулярный классицизм Во Франции одновременно с барокко развивался новый вариант садового регулярного стиля – классический. Один из примеров такого парка – Версаль. Вся архитектурно-планировочная композиция Версаля подчиняется идее восхваления богатства и могущества Короля-Солнца. Дворец является доминантой парка, а пространство перед ним украшено водными партерами со скульптурами и цветочными партерами с фонтанами. Главная композиция строится по следующим принципам: развитие пространства на главной продольной оси; создание больших открытых партеров вокруг дворца; раскрытие дальней перспективы; использование диагональных лучевых дорог. Эти принципы раскрывают роскошные фонтаны с золоченой скульптурой, большие водные пространства геометрической формы, газоны, зеленые массивы из разнообразных деревьев, вазы с растительным орнаментом или скульптурой с высаженными в них цветами. Используются низкие стриженые изгороди из самшита, фигурно обрамляющие яркие цветники. В ключевых точках цветочного партера размещены пирамиды из тиса. Другой прием, часто применяемый в таких парках, — декоративные узоры из низко стриженого самшита на фоне партера из газона геометрической формы. Рабатки (цветники из однолетников) часто обрамляют фонтаны. Боскеты в Версале используются для создания зеленых «зал» для музыкальных концертов, танцев, театральных представлений. Многочисленные античные скульптуры размещаются на фоне стриженой изгороди и деревьев, сформированных фигурной стрижкой в виде шаров и кубов. В качестве покрытия на дорожках используют светлый гравий, сочетающийся с зеленью живых изгородей и яркими красками цветников. • Регулярный стиль в современном дизайне Сегодня уже не нужно доказывать свое превосходство над природой. Наоборот, мы стремимся сохранить ее остатки, создавая свои сады в пейзажном, экологическом или деревенском стиле. Нужен ли в современном саду регулярный стиль? Когда в моду вошел пейзажный стиль и стали создаваться природные парки, то оказалось, что совсем отказаться от регулярного стиля нельзя. Он по-прежнему оправдан там, где нужно подчеркнуть парадность, торжественность, монументальность – на улицах, в парках, перед общественными зданиями. А как же частный сад? Регулярный стиль в чистом виде в современных частных садах встречается достаточно редко. Он требует немалых вложений, постоянного внимания и ухода и в идеале – большого пространства, чтобы можно было показать перспективу. Поэтому чаще на одном участке используют несколько стилей. Например, фасад украшают стриженой живой изгородью из вечнозеленых растений, а на участке располагают большой газон геометрической формы, дополненный клумбами или узким бордюром. По мере удаления от входа регулярный стиль может плавно переходить в ландшафтный, особенно если участок имеет выраженный рельеф. Выбор садового стиля зависит и от стиля самого дома. Если дом выстроен в классическом стиле с колоннами, скульптурой, то оформление прилегающего к нему участка в регулярном стиле будет вполне уместным. Кстати, маленький участок иногда тоже проще выполнить в регулярном стиле, например, создать на нем небольшой партер из четырех квадратных клумб со скульптурой в центре, окруженных низкой стриженой изгородью с посаженными внутри ароматными травами или декоративноцветущими растениями. Регулярный стиль хорошо подходит для оформления въездной зоны, а также для модульного сада или огорода на любом участке.
Садовый центр "РОСТОК-family"
САД В РЕГУЛЯРНОМ СТИЛЕ
• Признаки и особенности стиля
Поздняя осень и зима – время для размышлений, когда есть возможность все спокойно обдумать и спланировать. Вы приобрели участок земли или хотите реконструировать старый сад. С чего начать? Прежде всего с выбора стиля. Принято считать, что сегодня существуют два основных стилевых направления в ландшафтном дизайне, которым подчинены все остальные: регулярное и пейзажное. Речь пойдет о регулярном стиле.
• Слагаемые стиля
Садовый стиль в ландшафтном дизайне — это определенный набор приемов и способов планировки сада, связанных общей идеей. Поддержать ее призваны и малые архитектурные формы (скульптура, перголы и т. д.), и определенные виды растений, и типы мощений и ограждений. Регулярный стиль подразумевает строгость, парадность, торжественность, стремление к высшему порядку. Здесь господствует геометрия, являющаяся главным источником красоты.
Регулярный стиль — это стремление человека подчинить себе природу: строгая симметрия, прямые дорожки, стриженые формы деревьев и кустарников, газоны и клумбы геометрической формы. Приверженцы регулярного сада – нередко знатоки истории и ценители классического искусства, а посему и мы начнем свой рассказ с истоков регулярного стиля.
• От истоков к вершине
Регулярный стиль в садовом искусстве зародился в Древнем Египте. Именно тогда сформировались его основные приемы – ось симметрии всей композиции, ритм как композиционный прием с чередованием открытых и за- крытых пространств, рядовые посадки деревьев и кустарников, наличие водоемов. Кстати, к регулярному стилю относят и висячие сады Семирамиды в Вавилоне, которые располагались на террасах.
Античная Греция и Рим внесли свой вклад в садово-парковое искусство: сады украшались фонтанами, лестницами, скульптурой, регулярными аллеями и стрижеными кустарниками. В эпоху Средневековья регулярный сад имел геометрическую планировку в форме креста, где на пересечении дорожек устанавливали бассейн с фонтаном. Создавались и сады-лабиринты – круг или шестиугольник, в который вписывался сложный узор с выходом в центр, выполненный из дорожек, обрамленных стрижеными живыми изгородями из вечнозеленых растений.
Если средневековый сад создавался, чтобы им любоваться с небес (именно оттуда можно было лицезреть всю композицию сада), то сады эпохи Возрождения предназначались для человека. Теперь сад строился таким образом, чтобы наблюдатель мог видеть всю его перспективу, лучи которой сходились в одной видовой точке. При этом природа нередко изменялась рукой мастера. Так появилось топиарное искусство – фигурная стрижка деревьев и кустарников. Кроме того, строились гроты и фонтаны, использовались сталактиты, туф и ракушки. В этих садах человек чувствовал себя приближенным к вечности, подчеркивалась его власть над природой.
Ярким примером такого сада является вилла д’Эсте в Тиволи недалеко от Рима. Основа ее планировки – прямые линии и стройная рациональная система пропорций без нарочитой роскоши. Главную перспективу образуют композиции из фонтанов, каскадов и лестниц. Обилие воды подчеркивается также рыбными прудами - бассейнами, водными партерами геометрической формы. При этом дом и сад выступают как единое целое – ландшафтные композиции располагаются так, что хорошо просматриваются из окон дома. Обилие античной скульптуры свидетельствует о «мифологической учености» и образованности владельцев. Обрамлением ландшафтных картин служат балюстрады, боскеты – плотные зеленые насаждения из стриженых вечнозеленых кустарников. Созданные в саду «зеленые комнаты» — небольшие замкнутые пространства, закрытые со всех сторон высокими живыми изгородями, — также имеют геометрические формы. Стены беседок и перголы декорированы виноградом, глицинией, шпалерными фруктовыми деревьями, а по всему саду в изобилии расставлены контейнеры: большие терракотовые горшки с апельсиновыми и лимонными деревцами.
На смену Ренессансу пришел новый стиль, относящийся к регулярному, – барокко, первоначально зародившийся в Италии (Сады Боболи и др.). Для него характерны пафос, приподнятость, контраст, пышность, обилие декора, сочность цвета, декоративность формы, стремление вызвать удивление. В парках и садах создаются роскошные кружевные партеры – цветники, в которых используются и «мертвые» материалы: песок, толченый кирпич и уголь. Фонтаны и скульптура становятся более пышными, создаются большие зеленые залы из стриженых стен.
• Мода на регулярный классицизм
Во Франции одновременно с барокко развивался новый вариант садового регулярного стиля – классический. Один из примеров такого парка – Версаль. Вся архитектурно-планировочная композиция Версаля подчиняется идее восхваления богатства и могущества Короля-Солнца. Дворец является доминантой парка, а пространство перед ним украшено водными партерами со скульптурами и цветочными партерами с фонтанами.
Главная композиция строится по следующим принципам: развитие пространства на главной продольной оси; создание больших открытых партеров вокруг дворца; раскрытие дальней перспективы; использование диагональных лучевых дорог. Эти принципы раскрывают роскошные фонтаны с золоченой скульптурой, большие водные пространства геометрической формы, газоны, зеленые массивы из разнообразных деревьев, вазы с растительным орнаментом или скульптурой с высаженными в них цветами. Используются низкие стриженые изгороди из самшита, фигурно обрамляющие яркие цветники.
В ключевых точках цветочного партера размещены пирамиды из тиса. Другой прием, часто применяемый в таких парках, — декоративные узоры из низко стриженого самшита на фоне партера из газона геометрической формы. Рабатки (цветники из однолетников) часто обрамляют фонтаны. Боскеты в Версале используются для создания зеленых «зал» для музыкальных концертов, танцев, театральных представлений. Многочисленные античные скульптуры размещаются на фоне стриженой изгороди и деревьев, сформированных фигурной стрижкой в виде шаров и кубов. В качестве покрытия на дорожках используют светлый гравий, сочетающийся с зеленью живых изгородей и яркими красками цветников.
• Регулярный стиль в современном дизайне
Сегодня уже не нужно доказывать свое превосходство над природой. Наоборот, мы стремимся сохранить ее остатки, создавая свои сады в пейзажном, экологическом или деревенском стиле. Нужен ли в современном саду регулярный стиль? Когда в моду вошел пейзажный стиль и стали создаваться природные парки, то оказалось, что совсем отказаться от регулярного стиля нельзя. Он по-прежнему оправдан там, где нужно подчеркнуть парадность, торжественность, монументальность – на улицах, в парках, перед общественными зданиями. А как же частный сад?
Регулярный стиль в чистом виде в современных частных садах встречается достаточно редко. Он требует немалых вложений, постоянного внимания и ухода и в идеале – большого пространства, чтобы можно было показать перспективу. Поэтому чаще на одном участке используют несколько стилей.
Например, фасад украшают стриженой живой изгородью из вечнозеленых растений, а на участке располагают большой газон геометрической формы, дополненный клумбами или узким бордюром. По мере удаления от входа регулярный стиль может плавно переходить в ландшафтный, особенно если участок имеет выраженный рельеф. Выбор садового стиля зависит и от стиля самого дома. Если дом выстроен в классическом стиле с колоннами, скульптурой, то оформление прилегающего к нему участка в регулярном стиле будет вполне уместным.
Кстати, маленький участок иногда тоже проще выполнить в регулярном стиле, например, создать на нем небольшой партер из четырех квадратных клумб со скульптурой в центре, окруженных низкой стриженой изгородью с посаженными внутри ароматными травами или декоративноцветущими растениями. Регулярный стиль хорошо подходит для оформления въездной зоны, а также для модульного сада или огорода на любом участке.