ИСТОРИЯ ТАКСИ И ЕГО СПЕЦИФИКА В РАЗНЫХ СТРАНАХ (2-я часть)

* * * * *
Традиционно люди окружают себя различными символами, чтобы идентифицировать какое-либо явление или событие. Именно поэтому мы всегда понимаем, что старичок с бородой и в красном костюме – это Дед Мороз, здание с полумесяцем на куполе – мечеть, а автомобильь с узором в виде шашек – такси.
Однако отличительные знаки одного и того же предмета могут быть абсолютно непохожими в разных странах. Причиной тому является неповторимость восприятия каждого народа, традиций, культур.
Например: если американец посетит Японию, он рискует принять обычного проезжающего на желтой машине городского жителя за водителя такси – конечно, если только не будет знать, что приличное такси в Японии – белого, серебристого, красного или черного цвета.
Действительно, колористика этого сервисного транспорта весьма разнообразна.
Порой неоднородность цветового решения для обозначения машин-такси присутствует и внутри одной страны. Так, в Греции, Испании каждый город самостоятельно выбирает символику, хотя основной цвет все же имеется (желтый и белый соответственно).
В Китае в большинстве случаев только крупнейшие компании могут позволить себе «раскрасить» автомобильи, и привлекает этих лидеров рынка небесно-синий, бирюзовый, зеленый, сапфирово-синий. В подобном спектре однозначно прослеживается тенденция.
Примечательно, что синий цвет в Китае издревле вызывал положительные эмоции и ассоциировался с мужеством, спокойствием, властью и силой, а зеленый – с роскошной жизнью.
Более того, такси алого цвета пользуется там дурной славой, а вот бордового – весьма уважаемо. Считается, что эти машины принадлежат мелким, но очень дорожащим своей репутацией, таксиопаркам, поэтому и сервис у них непременно на высоком уровне.
Бразилия обозначает подобный транспорт цветом морской воды; Германия – кремовым; Португалия – бежевым или черно-зеленым. В Америке с целью выделить такси из остального потока автомобильей выбирают желтый. Этот цвет предпочитаем и в Сирии. Во Франции он идентифицирует «обыкновенное» такси, тогда как для элитного характерен черный цвет, который также используется в Англии и Индии.
Есть страны, которые вообще не отдают предпочтение какому-либо колору, в числе которых, например, Нидерланды, Скандинавия, Россия.
Заказ такси в Москве может обернуться поездкой на автомобилье любой марки и цвета – в зависимости от предпочтений клиента или престижности фирмы. Так что «голосующему» на дороге определить в потоке не личный, а сервисный транспорт только по цвету вряд ли удастся.
* * * * * *В различных уголках планеты между представителями этой профессии много общего: их работа опасна и неспокойна, их подозревают в мошенничестве, откровенном надувательстве и обмане клиентов, обвиняют в незнании своего дела и в чрезмерной жажде наживы, как пишет турист ру. И тем не менее время от времени мы все неизменно прибегаем к их услугам, потому что без такси - никуда. Что нужно иметь в виду, прежде чем заказать машину в другом государстве и каковы национальные особенности таксистов разных стран мира?
Великобритания
Черный кэб - один из символов Лондона. Водитель сидит за перегородкой, багаж размещается рядом с ним. В такую машину входит пять человек. Проезд дорог, а оплата рассчитывается по счетчику. Наряду с этими традиционными машинами на улицах города можно встретить и другой тип такси - «minicab». Это современные автомобильи разных цветов, украшенные всевозможной рекламой, рассчитанные на четырех пассажиров. Проезд в них обычно дешевле, но о цене нужно договариваться заранее, так как в этих такси счетчиков нет.
Израиль
Белые израильские такси - единственный вид транспорта, которым можно воспользоваться всегда, даже на закате в пятницу, когда в этой стране до заката субботы никто нигде не работает. Заказ по телефону оплачивается отдельно, за праздничные дни, субботу и ночное время берется надбавка, проезд оценивается по счетчику, но необходимо проследить, чтобы он был включен. Можно ехать и без счетчика, договорившись о цене заранее, но, как правило, это не будет дешевле.
Все такси частные, однако чтобы получить лицензию, водители сдают строгий экзамен: проверяют не только знание ПДД, но и владение английским. Чаевые давать в Израиле не принято.
Китай
Такси в Китае распространены, таксомоторных компаний очень много, причем тарифы могут отличаться в разы. Прежде чем сесть в машину, нужно обратить внимание на листок с расценками на ветровом стекле. Оплата производится строго по счетчику. Имидж местных водил иногда портит запах: правительство Китая признало, что водители пренебрегают личнойгигиеной, а потому специфический аромат (а, точнее, нестерпимая вонь) порой превращает проезд в машине в настоящую пытку для особо чувствительных особ. Правда, грядет Олимпиада, а до нее местные власти собирались решить все проблемы, вредящие имиджу страны: таксистм приказали принимать ванну, отказаться от экстравагантных причесок, прекратить курить и плевать в машинах.
Мексика
В этой стране такси много и разных, со счетчиками и без. Шоферы машин с надписью «turismo» знают английский язык и за дополнительное вознаграждение могут выступить в роли экскурсовода. Туристам рекомендуют брать автомобильь на специальных стоянках, заказывать по телефону или через гостиничных служащих у проверенных компаний - дело в том, что местные водилы имеют неприятную привычку: они или сами избавляют клиентов от денег и фототехники, или специально, по договоренности, прокладывают маршрут через места, где их поджидают грабители, поэтому голосовать где попало очень нежелательно.
США
Такси на улицах очень много, как, впрочем, и других машин, а потому, взяв такси, приходится платить не за проезд, а за стояние в пробках. Среди основных претензий пассажиров - водители, в основном, из эмигрантов, а потому они плохо знают английский язык, кроме того, грубят, разговаривают по мобильному и небрежно относятся к правилам дорожного движения. Автомобиль в городах легко поймать с помощью поднятой руки. В сельской местности, конечно, такого изобилия машин нет, а потому лучше воспользоваться телефоном. Садиться рядом с водителем не принято, напротив, в целях безопасности его место часто отделено пуленепробиваемым стеклом. Можно расплатиться наличными или кредитной картой (не всегда), причем таксист рассчитывает минимум на 10% чаевых.
Турция
От количества такси на улицах буквально желтеет в глазах, но таксисты в этой стране одни из самых «предприимчивых». Обман клиента считается за обычное дело, а потому нужно быть предельно внимательным. Такси можно заказать или поймать на улице. Сев в салон, сразу нужно посмотреть на счетчик. Если водила «забыл» его включить или, напротив, включил загодя, призвать мошенника к порядку. Кроме того, на счетчике есть два вида тарифов: дневной и ночной. Местные таксисты любят их путать, причем в свою пользу. Если внимательнее присмотреться к счетчику, станет понятно, по какому тарифу идет отсчет километров. Трюки с отсутствием сдачи, специальным попаданием в пробки, выбором амого длинного маршрута тоже в ходу.
Финляндия
В этой стране голосовать на улице не принято: такси обычно вызывают заранее по телефону, через интернет или садятся на специальных стоянках, обозначенных надписью «Такси». Машины оборудованы GPRS и видеокамерами для безопасности водителей. Стоимость проезда зависит не только от маршрута, но и от количества пассажиров, дня недели, времени суток. Расплатиться в финском такси можно наличными или пластиковой карточкой, чаевые приветствуются, но не обязательны.
Эмираты
В жарких странах Персидского залива ждать под палящим солнцем автобус - прерогатива беднейших гастарбайтеров. Остальные люди пользуются такси. Таксисты самой большой компании Emirates Taxi строго соблюдают правила и носят специальную форму. Машины в великолепном состоянии, с кондиционерами и прочими приятными достижениями цивилизации. Оплата производится по счетчику, посадка оплачивается дополнительно. Немало в Эмиратах и частных такси, работающих без счетчика. Проезд в них будет стоить дешевле, но придется поторговаться, причем посередине дороги водителю может прийти в голову продолжить торг и изменить цену. Платить ли больше, ругаться или просто выйти из машины - придется решать в зависимости от обстоятельств. Недавно на улицах появились машины розового цвета - «женское такси», водители которого женщины и обслуживают они исключительно женщин
* * * * *Иномарки с деревянными спицами, довоенные немецкие малолитражки и, наконец, отечественный автопром - желтые и серые «Волги» с черными шашечками. И хотя сегодня изменилась скорость и цена, функция осталась прежней. В любое время дня и ночи такси домчит, куда клиент захочет. Как преобразилось такси за 110 лет? «Cтудебеккер» 1906 года рождения. Прекрасный, американский автомобильь, зарекомендовавший себя как очень надёжная и простая в обслуживании вещь. Это и дало возможность использовать её в качестве автомобиля бизнес-класса. Таким более века назад такси увидели в столице Российской империи. Не хватает только рекламного щита на крыше с надписью «извозчик».Сергей Григорьев, начальник игрового транспорта киностудии «Ленфильм»:«Ямщики с опаской посматривали на новое чудище. Прежде всего, потому, что они мешали им в работе. Скорость движения для автомобильей была ограничена, чтобы не пугать лошадей. Конкуренции не было, но и дружбы между ними тоже не было».Встретить извозчика на такой иномарке можно было только в центре города. Стоимость проезда - 40 копеек за версту. Удобно, комфортно, а главное - быстро. Скорость движения для того времени просто космическая - 10-12 километров в час.Вячеслав Маслов, гендиректор Царскосельского автомобилььно-спортивного клуба:«Потом стали делать большие автомобильи. Уже маршрутное или автобусы. Были организованы даже маршруты специальные, которые принимали больше пассажиров».Конец 50-х годов ХХ века. Разработка московского завода малолитражек - «Москвич-407». Одно из главных событий отечественного автопрома. Автомобиль года на международной выставки в Лондоне. Любимая машина генсека Никиты Хрущёва. Но в качестве такси популярную марку использовали недолго.Сергей Григорьев, начальник игрового транспорта киностудии «Ленфильм»:«Она маловата для такси. В той же Америке в такси служат «Шевроле Каприз». Это самый большой автомобильь Америки. Хоть он возит одного человека, но он должен быть большим. А в Англии такси - это вообще специальный автомобильь. Просторный, удобный, высокий».
«ГАЗ 21» - легендарная «Победа», пожалуй, первый советский автомобильь, который отвечал всем стандартам такси. Кстати, по правилам перевозки пассажиров в машине не устанавливали радиоприёмники. Водителям приходилось пользоваться переносными. В фильме «Три тополя на Плющихе» таксист в исполнении Олега Ефремова пытается настроить именно такой приёмник. Шли и на другие нарушения. Недобросовестные работники уже тогда умели извлекать выгоду и получать дополнительный доход во время работы. После распада Советского Союза такси перестало быть монополией государства. Здания таксиопарков и сами автомобильи с легендарными оранжевыми шашечками ушли с молотка. Сегодня извозом в Петербурге продолжают заниматься только частные компании. Причём, по некоторым данным, легальных - только 15%.
* * * * * В России история такси начиналась ровно сто лет назад. В Москве один из немногих тогда владельцев автомобильей разместил на крыше своего авто рекламный плакат с надписью «Извозчик. Такса по соглашению», что ознаменовало собой новый этап в развитии отечественной индустрии перевозок.
В течение периода с 1907 по 1917 год на улицах Москвы появилось немало таких извозчиков. Новая сфера услуг развивалась очень активно до тех пор, пока такси не было признано революционерами «излишним роскошеством». После этого в течение 8 лет никто не занимался извозом на автомобилях. В 1925 году было решено вновь начать использовать такой вид перевозок для нужд населения.
Коммунхоз Московского Совета закупил новые «Рено» и «Фиаты», установил фиксированные цены на услуги таксомоторов, и такси-индустрия снова начала развиваться. Долгое время такси можно было встретить только на улицах Москвы и Ленинграда, а весь таксомоторный парк страны не превышал нескольких сотен автомобильей. Абсолютно все перевозки контролировались государством, и понятия конкуренции в этой сфере услуг просто не существовало. В 1936 году появились «эмки» и такси стало действительно массовым средством передвижения. Менее чем через 15 лет, в 1950 году в Москве в общей сложности работало более 2 тыс. такси, за 10 лет это количество выросло более чем в два раза, и к началу 60-х по столице разъезжало уже 4,5 тыс. автомобильей с шашечками. Кстати, шашечки для обозначения такси были введены только в 1948 году, а «огонек», позволявший определить, свободен таксист или занят — в 1949.
После приватизации в России монополия государства на оказание услуг такси была утрачена, и появилось множество частных такси. Долгое время этот рынок оставался полулегальным. Ближе к 2000 году ситуация в сфере перевозок с помощью такси выправилась — появились организации, предоставляющие населению такие услуги по фиксированным тарифам, с приемлемым уровнем обслуживания. С тех пор наблюдается регулярный прирост количества игроков на этом рынке, повышается качество оказываемых услуг.

Комментарии

Комментариев нет.