Как устроен уникальный волновой наддув в дизельной Mazda 626
Среди множества необычных технических решений, которые в разное время применяли инженеры Mazda, есть уникальный дизельный мотор с волновым нагнетателем. Эта система наддува называлась Comprex, и помимо Mazda с ней в разное время экспериментировали компании Mercedes-Benz, Opel, Peugeot и даже Ferrari для своего болида Формулы 1. Но только Mazda довела эту технологию до действительно массового производства (прямо как с «ротором») – было выпущено около 150 тысяч Capella/626 двух поколений с таким двигателем. Волновой наддув – это одна из самых необычных и гениальных в своей простоте систем создания избыточного давления на впуске. Она сочетает элементы конструкции традиционного приводного (механического) нагнетателя и газового тубокомпрессора (то есть наиболее распространенного сегодня «турбо»). Для создания давления воздуха на впуске используется эффект ударной волны внутри каналов, в которых одновременно находится чистый воздух с одной стороны и выхлопные газы – с другой. Mazda впервые установила Comprex на 4 поколение Capella (626 для внутреннего рынка) в 1987 году, а в 1992 этот 2-литровый мотор с индексом RF-CX предложили и европейцам – уже на 5 поколении 626. В разных версиях мотор выдавал от 75 до 82 лошадиных сил при 4000 об/мин и от 172 до 181 Нм при 2000 об/мин. А заметный эффект от наддува проявлялся даже раньше отметки 1500 об/мин. Дальнейшего развития моторы с нагнетателем Comprex не получили ввиду эволюции систем турбонаддува в 90-е годы – и даже Mazda из соображений экономической и технической эффективности после 1997 года перешла на классические турбокомпрессоры.
Mazda
Как устроен уникальный волновой наддув в дизельной Mazda 626
Среди множества необычных технических решений, которые в разное время применяли инженеры Mazda, есть уникальный дизельный мотор с волновым нагнетателем. Эта система наддува называлась Comprex, и помимо Mazda с ней в разное время экспериментировали компании Mercedes-Benz, Opel, Peugeot и даже Ferrari для своего болида Формулы 1. Но только Mazda довела эту технологию до действительно массового производства (прямо как с «ротором») – было выпущено около 150 тысяч Capella/626 двух поколений с таким двигателем.
Волновой наддув – это одна из самых необычных и гениальных в своей простоте систем создания избыточного давления на впуске. Она сочетает элементы конструкции традиционного приводного (механического) нагнетателя и газового тубокомпрессора (то есть наиболее распространенного сегодня «турбо»). Для создания давления воздуха на впуске используется эффект ударной волны внутри каналов, в которых одновременно находится чистый воздух с одной стороны и выхлопные газы – с другой.
Mazda впервые установила Comprex на 4 поколение Capella (626 для внутреннего рынка) в 1987 году, а в 1992 этот 2-литровый мотор с индексом RF-CX предложили и европейцам – уже на 5 поколении 626. В разных версиях мотор выдавал от 75 до 82 лошадиных сил при 4000 об/мин и от 172 до 181 Нм при 2000 об/мин. А заметный эффект от наддува проявлялся даже раньше отметки 1500 об/мин.
Дальнейшего развития моторы с нагнетателем Comprex не получили ввиду эволюции систем турбонаддува в 90-е годы – и даже Mazda из соображений экономической и технической эффективности после 1997 года перешла на классические турбокомпрессоры.