В 1927 году в Москве выходит в свет повесть «Таежная жуть» и сборник рассказов «Партизанские были», сразу же привлекшие внимание литературной общественности. Рецензенты пишут о появлении нового даровитого писателя из «сибирской глубинки» - И.М.Новокшонова. Иван Михайлович Новокшонов (1895-1943) родился в семье бедного крестьянина. Жизнь не баловала мальчика: учился он недолго- только две зимы. Пришлось идти «мальчиком» в купеческую лавку. А когда подрос, то хозяин определил его в погонщики скота из Монголии. Почти два года Иван ходил по торговому тракту в страну араратов и лам, заинтересовался этой страной и подружился с её тружениками. В 1916 году Ивана призывают в царскую армию. В окопах он сближается с большевиками, принимает активное участие в декабрьских событиях в Иркутске. Когда там пала Советская власть и начался разгул колчаковщины, Новокшонов уходит в подполье, выполняет ответственные задания подпольного комитета. Схваченный охранкой и приговоренный к смертной казни, Новокшонов бежит перед расстрелом. Выбрав удачный момент, сваливает своих конвоиров в яму, выбранную для него, и бежит. Тайга укрывает его. Через несколько дней он с трудом добирается до расположения частей Красной Армии. Оборванный, без документов, он показался подозрительным командиру и тот приказал посадить его под арест в амбар. А на рассвете селение, где стояли красные взяли колчаковцы. Белые бросили его в вагон, где уже сидели пленные красноармейцы. «Поезд смерти» шел на восток, и с каждым километром шансов выжить становилось все меньше и меньше. Спустя 43 дня неволи, в вагоне нас осталось двенадцать живых, трое сумасшедших и восемнадцать мертвых». Живых направили в Александровский централ. В тюрьме были такие жуткие условия, что узники отважились на восстание и побег. Бежать удалось лишь немногим, в их числе был и Новокшонов. Тяжело раненый во время расстрела и брошенный в овраг за тюрьмой, он придя в себя, выбирается из-под горы трупов. Чудом спасшийся, Новокшонов скрывается в тайге. Выздоровев, он вскоре организует в районе города Зимы партизанский отряд, который наносит белогвардейцам чувствительные удары. Силы отряда росли, накапливался опыт. Вскоре отряд становиться кавалерийским полком и вливается в Первую Балаганскую дивизию. Все огненные годы гражданской войны И.М. Новокшонов провел в Забайкалье и лишь в сентябре 1921 года его направили на службу в Москву. Пройдя суровые «университеты» первой мировой и гражданской войны, Новокшонов ощущал в себе потребность рассказать людям о пережитом. Сценарий «Потомка Чингис-хана» был написан на основе еще неопубликованной повести. Все свои произведения И.М. Новокшонов создавал по горячим следам событий отгремевшей войны. К тому же он был не простым очевидцем, а активным участником борьбы за власть Советов в Забайкалье. Героическое и драматическое прошлое вставало перед читателями в ярких, правдивых картинах и эпизодах. Многие герои его книг были еще живы, к тому же писатель зачастую сохранял подлинные имена бойцов и командиров. Поэтому читатели-забайкальцы как бы вновь встречались со своими боевыми товарищами, а иногда и узнавали себя.
В центре повести «Потомок Чингис-хана» автором был «задействован» образ Дорчжи, детство и юность которого прошли в дацане. Не выдержав унижений и побоев, хубарак бежит от туда. Некоторое время батрачит у русского купца. Затем судьба его круто меняется: он попадает в отряд «Дедушки» Каландаришвили и включается в революционную борьбу. В одном из боев он попадает в плен к колчаковцам, и те, вынашивая планы покорения Монголии, задумывают навязать аратам послушного «царька». Дорчжи оказался для них счастливой находкой: из «тамги», зашитой в его ладанке (подарок отца, который сын носил на шее) явствует, что он является прямым потомком Чингис-хана.Но герой повести, совершив побег из плена, вносит поправку в планы врагов.
В финале же повести Дорчжи возвращается на родину, чтобы принять участие в борьбе за её освобождение и обновление. Этот сюжет привлек внимание известного советского режисера В.И.Пудовкина, уже успевшего к тому времени снять фильм Мать» и «Конец Санкт-Петербурга», с успехом шедшие на экранах страны. Пудовкин писал: Я поехал в новые, совершенно незнакомые мне места, я встречался с никогда не виданными мною людьми. .. Я помню, как пересекая огромные плоскогорья БурятМонголии, мы то и дело останавливали автомобиль, чтобы сфотографировать внезапно поразившие нас виды: жанровые, бытовые картины, еще не зная даже, какое место займут они в будущем фильме…».
Многие кадры картины снимались в Тамчинском дацане Селенгинского района, в Боргойской долине, на горе Омулевка близ Тарбагатая, в окрестностях Верхнеуденска и в других местах Бурятии. В памяти у всех участников киногруппы остались эпизоды съемок в Боргойской степи, близ Белоозерска. Когда жителей села пригласили для съемок в массовых сценах, они приехали на конях, в полном воинском снаряжении, готовые хоть сейчас ринуться в бой. На головах бывших красных партизан красовались лохматые папахи, за плечами торчали дула винтовок, а сбоку свешивались сабли и пистолеты. Боргойская долина стала свидетельницей и других массовок фильма. Так, когда по степи пролетела весть о предстоящих на следующий день конных скачках и прилете аэроплана, к месту предстоящих состязаний собралось до трех тысяч всадников. Многие из них разбили свой бивуак еще накануне и провели ночь возле костров, коротая время в беседах и воспоминаниях о былых походах. Кадры с их участием и составили финальную часть кинокартины, где изображена лавина конников, устремившихся на врага. Против съемок в Тамчинском дацане праздника Цам очень рьяно возражали ламы. Когда же по просьбе Пудовкина вмешалось правительство республики и обратилось с просьбой к Бандидо-хамбе-ламе разрешить съемки, то запреты были не только сняты, но и для удобства съемок были перенесены сроки проведения этого буддийского праздника. Эпизод, посвященный Цаму, впоследствии составил исключительно историко-этнографическую ценность. В Тарбагатае киногруппа долго не могла найти женщину, которая бы согласилась сняться в папахе, ибо семейские женщины ходили в «киках»и не хотели надевать на свою голову мужской убор. Лишь с помощью работниц женотдела удалось уговорить одну крестьянку, которая отважилась предстать перед камерой в папахе. 10 ноября 1928 года фильм «Потомок Чингис-хана» вышел на экраны страны. В 1949 году фильм был озвучен, до этого он шел на экранах немым, и был вторично выпущен на экраны.
Жизнь с диабетом
:Галина Пояркова (Жизнь с диабетом)
ПОТОМОК ЧИНГИС-ХАНА.
Против съемок в Тамчинском дацане праздника Цам очень рьяно возражали ламы. Когда же по просьбе Пудовкина вмешалось правительство республики и обратилось с просьбой к Бандидо-хамбе-ламе разрешить съемки, то запреты были не только сняты, но и для удобства съемок были перенесены сроки проведения этого буддийского праздника. Эпизод, посвященный Цаму, впоследствии составил исключительно историко-этнографическую ценность.
В Тарбагатае киногруппа долго не могла найти женщину, которая бы согласилась сняться в папахе, ибо семейские женщины ходили в «киках»и не хотели надевать на свою голову мужской убор. Лишь с помощью работниц женотдела удалось уговорить одну крестьянку, которая отважилась предстать перед камерой в папахе.
10 ноября 1928 года фильм «Потомок Чингис-хана» вышел на экраны страны. В 1949 году фильм был озвучен, до этого он шел на экранах немым, и был вторично выпущен на экраны.