Миф о возрасте аудиторий «ВКонтакте» и «Одноклассников»: В чём их отличие на самом деле

Долгое время в обществе было стойкое представление о том, что «ВКонтакте» пользуется только молодежь, а «Одноклассниками» — люди постарше. На основе этих ощущений бренды и компании развивали свои соцмедиа-стратегии, общались с пользователями, обращались то к одной, то к другой площадке.
ЦП спросил у экспертов рынка и представителей обеих соцсетей, насколько правдив этот стереотип, почему он возник и в чем настоящее отличие этих площадок друг от друга.

Миф о возрасте аудиторий «ВКонтакте» и «Одноклассников»: В чём их отличие на самом деле - 889755063159
Семён Боярскийменеджер по развитию соцсети OK.RU

Среди наших пользователей действительно довольно много людей в возрасте старше сорока. Это очень отзывчивая аудитория, поэтому мы ее ценим и всячески о ней заботимся. Однако ежемесячная статистика показывает, что больше половины нашей активной аудитории — это молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. Что интересно: у нас много и совсем молодой аудитории, достаточно посмотреть на комментарии с вопросами к звездам. Такой широкий разброс объясняется тем, что OK.RU – это развлекательная платформа, где для каждого найдется интересный контент, игры, фильмы или музыка.

Если говорить об основных отличиях OK.RU от остальных социальных сетей, то как в своих группах, так и в группах брендов мы видим, что аудитория более позитивно, чем на многих других площадках, воспринимает новости и даже рекламную коммуникацию. В качестве примера могу привести публикацию из группы «Мегафона», в комментариях к которой пользователи живо и активно делятся своими добрыми историями.

И, наконец, главное — мы не боремся с мифами, мы работаем со своей аудиторией.
Миф о возрасте аудиторий «ВКонтакте» и «Одноклассников»: В чём их отличие на самом деле - 889755069303
Альберт Усмановевангелист социальной сети «ВКонтакте»

Этот стереотип, которому уже более пяти лет, не имеет ничего общего с реальностью. Сегодня мы — «ВКонтакте» — слышим его отголоски лишь изредка. Большинство специалистов по маркетингу и брендингу смотрят на реальные показатели и не позволяют себе мыслить шаблонами.
Миф о возрасте аудиторий «ВКонтакте» и «Одноклассников»: В чём их отличие на самом деле - 889755083127
Жители России, использовавшие соцсети Facebook, OK.RU и «ВКонтакте» с ноября 2012 года по февраль 2015 года
Миф о возрасте аудиторий «ВКонтакте» и «Одноклассников»: В чём их отличие на самом деле - 889755087479
Василий Богдановсовладелец Little Big Agency

Я предлагаю не слушать личные ощущения экспертов и не теряться в размытых формулировках типа «молодежь» и «люди постарше». Исследования социальных сетей в России проводятся регулярно и дарят нам четкие цифры. Сейчас во «Вконтакте» самая активная аудитория — это люди 18-24 лет, а в «Одноклассниках» — 25-34 лет. При этом обе соцсети показывают тренд взросления аудитории.

Особенностей и различий у аудиторий этих сетей хватит на несколько статей. Поэтому вот вам пара забавных фактов. Мужчины составляют всего 30% аудитории «Одноклассников». Остальные 70%, вы не поверите, женщины. В Instagram такая же картина. Во «ВКонтакте» нет активной аудитории старше 45 лет. А в «Одноклассниках» это 37% от всех активных пользователей. Вам кажется, что в Facebook сплошной негатив? В «Одноклассниках» негативных публикаций по отношению к позитивным еще больше (на 5% больше, чем в Facebook). Одни нытики, короче.
Миф о возрасте аудиторий «ВКонтакте» и «Одноклассников»: В чём их отличие на самом деле - 889755092087
Ислам АбдуллабековSMM-продюсер «Ленты.ру»

Главному мифу о «ВКонтакте» и «Одноклассниках» давно пора умереть. Просто потому, что люди взрослеют, стареют и умирают. Если в условном 2007 году во «ВКонтакте» сидели школьники, то сейчас они уже стали студентами или закончили вузы. Если в «Одноклассниках» в это же время сидели пенсионеры, то значительная их часть должна была отойти в мир иной (судя по данным Росстата о средней продолжительности жизни).

География и соцдем этих двух соцсетей во многом схожи. На основе своих впечатлений могу сказать, что на обоих сайтах сидит активная молодая аудитория, и ключевой момент заключается в интересах. Просто посмотрите, какие группы в обеих сетях успешны и оцените то, что они публикуют. Так или иначе, глупо делать обобщённые выводы о социальных сетях, которыми пользуются миллионы людей.
Миф о возрасте аудиторий «ВКонтакте» и «Одноклассников»: В чём их отличие на самом деле - 889755097975
Надежда НайбородинаРуководитель группы по работе с социальными медиа ТАСС

Выборка «аудитория социальной сети» насколько же нерабочая для написания стратегии продвижения, как если бы мы говорили, например, об аудитории телевидения или газет. Это будут показатели, которые продемонстрируют некие данные о зарегистрированных пользователях, но не об активных, обрисуют усредненный портрет пользователя, который не будет адекватен реальности.

Если говорить об аудитории ТАСС во «ВКонтакте» и «Одноклассниках», то она примерно одного возраста (мужчины 21-35 лет и женщины 27-45). Большой процент подписчиков из обеих социальных сетей — региональные пользователи. На этом совпадения заканчиваются: пользователи платформ по-разному потребляют информацию и имеют различные ожидания от работы с социальной сетью. Это важно и никаким образом не связано с возрастом.

Аудитория «Одноклассников» сконцентрирована на внутреннем общении. Пользователь больше просматривает профили и читает личные сообщения, нежели следит за лентой. На этой платформе практически невозможен сбор UGC, эта информация очень личная. Пользователей не очень заботит качество фотоконтента и иллюстраций, однако любые форматы с подписями и легендами идут гораздо лучше.

Аудитория «ВКонтакте» — визуалы, которые потребляют информацию комплексно. Им нравятся подборки, фотоистории, инфографики, мультимедийный обвес. Важно не переходить границы личного пространства пользователя и не переборщить с интенсивностью постинга. В отличие от «Одноклассников», для пользователя «ВКонтакте» лента — главный ресурс получения информации. Для него важно единообразие — типографика, идентичное построение поста и визуализация главных тезисов.
Миф о возрасте аудиторий «ВКонтакте» и «Одноклассников»: В чём их отличие на самом деле - 889755112055
лександр Костинуправляющий партнер агентства Social Lift

Действительно, стереотип имеет место. Ядро этих двух соцсетей составляет именно молодая аудитория — до 30 во «ВКонтакте» и до 40 в «Одноклассниках». Но есть одно «но» — «Одноклассники» усиленно привлекают молодежь, и сейчас становится очень много активной аудитории в данной социальной сети.

Брендам, направленным на семейную и женскую аудиторию, уже нельзя исключать эту сеть из своих каналов коммуникации. «ВКонтакте» же стала сетью, которая объединяет в себе почти всю потенциальную аудиторию российского интернета.

За счет своей простоты использования, понятности и логичности она завоевывает внимание аудитории. Там легко идут всевозможные активности и механики взаимодействий брендов со своей аудиторией.
Миф о возрасте аудиторий «ВКонтакте» и «Одноклассников»: В чём их отличие на самом деле - 889755124087
Дамир Халиловгенеральный директор агентства Green PR

Постепенно происходит некоторое размытие четких границ между аудиториями «большой четверки» социальных сетей: «Вконтакте», «Одноклассники», «Мой Мир» и Facebook.

«Вконтакте» из школьно-студенческой социальной сети превращается в сеть, аудитория которой представляет собой почти ровный срез населения России и ряда других стран бывшего СССР. За последние годы во «ВКонтакте» сильно вырос «верхний» сегмент аудитории — образованные люди с высокой покупательской способностью, хотя эта аудитория традиционно считалась типичной для Facebook. Также стало активно расти число пользователей «за 35», которые ранее присутствовали в «Одноклассниках».

У пользователей «Одноклассников» есть несколько выраженных особенностей: самый низкий средний чек, высокая покупательская и пользовательская активность, большая часть аудитории живет в регионах, женщин больше, чем мужчин, и аудитория взрослая. «Одноклассники» идеально подходят для продвижения массового сегмента. Пользователи принимают участие в конкурсах, очень часто ставят отметки к публикациям.

Несмотря на то, что самый большой сегмент аудитории соцсети — 25-34 года (согласно статистике TNS), наиболее активный сегмент остается «возрастным» — люди старше 35 лет. Возможно, благодаря обновленному позиционированию аудитория соцсети помолодеет, однако пока ситуация кардинально не поменялась.

Еще у пользователей «Одноклассников» есть некие общие черты, выходящие за рамки обычных соц-дем характеристик. Несколько лет назад мы привели первую тысячу пользователей в сообщество «Мегафона», и вначале мы не поверили, что это настоящие люди. У многих в аватарах стояли фотографии на фоне ковров, у кого-то были ники формата «Лесечка-лапочка», кто-то выкладывал в нашем конкурсе «Мой лучший друг» фото в обнимку с коровой. Но нет, оказалось, что это были настоящие люди. Простые, хорошие и добрые. Поэтому обычно контент здесь нужно адаптировать под особенности восприятия — больше графики и видео, меньше текста.

А вот за что я больше всего люблю пользователей «Одноклассников», так это за их положительный настрой. Именно позитивные посты набирают наибольшую реакцию. Троллинга и других проявлений негатива здесь ощутимо меньше, нежели, например, во «ВКонтакте».
Миф о возрасте аудиторий «ВКонтакте» и «Одноклассников»: В чём их отличие на самом деле - 889755131255
Арсений Ашомкогенеральный директор Tigermilk

Я рос с ощущением, что российская попса девяностых и нулевых — это музыка молодежи. Однако недавно, когда у нас был корпоративный тренинг и вечеринка, я поставил в разгар веселья песню группы «Вирус» под названием «Ручки», и большая часть людей в нашем молодом коллективе просто не поняла, что произошло. Тогда я осознал, что мир изменился.

Так и с аудиторией социальных сетей. Стереотипы, думаю, давно неверны. Если обобщить, то и «Вконтакте» и «Одноклассники» — это условно вся аудитория. От мала до велика. Проникновение в различные возрастные категории отличается географически: если московские и петербургские школьники сидят во «ВКонтакте», то для их сверстников, скажем, из Красноярска, домашней социальной сетью вполне могут быть именно «Одноклассники». Путешествуя, я встречал очень много примеров.

Тут интересно было бы взглянуть на адекватные независимые исследования, но таких нет. Есть либо сомнительные (про пересечение 70% аудитории этих соцсетей — вы верите?), либо ещё более сомнительные (внутренние данные сетей — это хорошо, но никак ведь и не проверишь). Наш опыт показывает, что различие между сетями, безусловно, есть. Но оно кроется главным образом не в возрасте, а в модели поведения пользователей двух порталов, в интересах этих людей и потребностях в том или ином контенте.

Чтобы понять особенности, достаточно погрузиться и посидеть несколько дней во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Это особенные и очень интересные миры. И эти миры существенно отличаются от фейсбучного, где так любят обсуждать «Вконтакте» и «Одноклассники» держатели рекламных бюджетов и их распорядители.
Миф о возрасте аудиторий «ВКонтакте» и «Одноклассников»: В чём их отличие на самом деле - 889755141751
Антон Смирновсооснователь системы автоматизации рекламы в соцсетях Hiconversion.ru

Действительно, в «Одноклассниках» ядро аудитории смещено относительно «Вконтакте» в сторону более возрастных пользователей, но при этом известный факт, что аудитории всех соцсетей пересекаются между собой на 80%, то есть аккаунты у подавляющего большинства пользователей есть во всех социальных сетях. Поэтому говорить о том, что во «ВКонтакте» сидят одни только школьники, а в «Одноклассниках» взрослая аудитория — не совсем корректно. Мы с одинаковым успехом находим нужную аудиторию как во «ВКонтакте», так и в «Одноклассниках».

А стереотип про аудиторию «ВКонтакте», которая состоит преимущественно из школьников, был сформирован еще в далеком 2007, когда молодежь действительно активно осваивала эту социальную сеть, но с тех пор это поколение подросло, представляя собой вполне взрослую, экономически активную аудиторию.

Примечательно, что, при значительном пересечении аудиторий, поведение пользователей в разных социальных сетях может значительно отличаться, то есть одни и те же люди в разных сетях ведут себя по-разному. Судя по нашему опыту, в «Одноклассниках» более возрастная аудитория активнее реагирует на рекламные предложения, нежели тот же соц-дем сегмент во «Вконтакте».
Миф о возрасте аудиторий «ВКонтакте» и «Одноклассников»: В чём их отличие на самом деле - 889755155831
Илья Филингенеральный директор агентства Agency One

Недавно мы встречались с коллегами из «ВКонтакте» и обсуждали свежую статистику площадки. Из неё следует, что 23 млн пользователей соцсети старше 35 лет. 12 млн из них находятся в возрасте от 45 до 64. Таким образом, стереотип о том, что там «тусуется одна только школота», предлагаю считать развенчанным.

Однако значительно печальнее выглядит статистика по пользователям, оставившим хотя бы одно сообщение за месяц. Таких у «ВКонтакте» в возрасте от 35 лет, по мнению Brand Analytics, всего 6%, а старше 45 — меньше статистической погрешности. То есть мы приходим к выводу, что возрастная аудитория на площадке есть, но она не участвует в её контентном наполнении.

Важно ли это для конкретной коммуникации — решать нужно по ситуации. Что касается «Одноклассников», то из 38 млн посетителей в феврале только 17 млн были моложе 34 лет. Перекос в сторону возрастной аудитории остаётся, но не такой, чтобы утверждать, что «Одноклассники» — исключительно возрастная площадка.

В последние 2-3 года стало отчётливо заметно взросление аудитории. Особенно интересно, что для пользователей старше 55 лет кроме поиска и почты оказались наиболее актуальными социальные сети. Могу с уверенностью судить об этом по своему отцу — активному пользователю Facebook.
Миф о возрасте аудиторий «ВКонтакте» и «Одноклассников»: В чём их отличие на самом деле - 889755167351
Андрей Волковдиректор департамента социальных медиа агентства Grape

Стойкость мифа, на мой взгляд, связана с тремя факторами. Первый — исторический. Так уж получилось, что на этапе запуска и первичного роста у «ВКонтакте» и «Одноклассников» были чуть разные стратегии развития. «ВКонтакте» была трендовой сетью для гиперактивной в интернете молодежи (еще учатся), у «Одноклассников» — «Найди того, с кем ты учился в школе» (а значит, ты уже школу закончил и давно потерял оффлайн-связь с одноклассниками). В связи с этим наиболее успешные паблики и в целом стиль контента формировался на основе этих специфических возрастных групп для каждой площадки. В те времена стереотипы об этих социальных сетях были не мифом, а реальностью.

Второй фактор — подкрепление мифа. Поскольку стереотип уже был в голове у бренд-менеджеров, маркетологов и всех продвинутых интернет-юзеров, они каждый год подкрепляли его срезом по аффинитивности за месяц. На нем мы видим стабильную картинку: во «ВКонтакте» по-прежнему доминируют школьники, а в «Одноклассниках» — те, кто постарше.

В этом есть доля истины, однако это всего лишь один параметр, который однобоко репрезентует аудиторию площадок. Важно учитывать также охват по аудиториям и их долю в общем охвате. При анализе по этим метрикам видно, что ядро аудитории на каждой площадке — это пользователи 25-34 лет.

Третий фактор — люди судят по себе и своему окружению. По факту большинство людей, которые поддерживают оба стереотипа, сидят в Facebook, и их френдлента здесь — это, как правило, наши ровесники. Вы от кого-нибудь слышали, что в Facebook сидят в основном малыши или, наоборот, взрослые? Правильно, потому что там в нашей френдленте наши ровесники.

По-другому дело обстоит с «Одноклассниками» и «ВКонтакте». В «Одноклассниках» у них в друзьях мамы, тёти, бабушки. И именно они формируют их френдленту. Поэтому им чаще попадаются на глаза «картинки в стиле “Одноклассников“», нежели контент от ровесников или тех, что помладше. Во «ВКонтакте» самый вирусный контент генерится «старыми» пабликами, созданными много лет назад на волне «школьников». Он формирует «школьный» имидж площадки в целом.

Тем не менее, если посмотреть на динамику изменения аффинитивности, видно, что демография площадок выравнивается (старые пики взрослеют, а новая аудитория распределена по всем возрастам). Это говорит о том, что стереотипы о площадках постепенно сойдут на нет, если их не будут безосновательно подкреплять.

Бизнесу стоит понять, что стереотипы — бестолковая и порой даже вредная вещь. Каждый раз, когда вы выбираете площадку, отталкивайтесь от ваших бизнес-задач и опирайтесь на реальные цифры — не только на аффинитивность по демографии, но и на другие аффинитивности (по обеспеченности, по регионам и так далее), на охваты по вашим целевым аудиториям, по пересечению площадок с данными из ваших CRM-баз и прочее, и прочее, и прочее.
Миф о возрасте аудиторий «ВКонтакте» и «Одноклассников»: В чём их отличие на самом деле - 889755176567
Михаил Казаковдиректор по социальным медиа BBDO

Сегодня было бы довольно странно говорить о различиях аудиторий социальных сетей, тем более таких, как «ВКонтакте» и «Одноклассники», поскольку при соизмеримом количестве пользователей они показывают довольно высокий процент пересечения. Скорее, было бы правильно говорить о разнице в поведенческой модели одного и того же соцдема в разных сетях — это то, чем мы сейчас озабочены более, чем разницей в цифрах. И можно уже смело утверждать, что стратегическое планирование коммуникаций в соцмедиа в ближайшие годы будет базироваться именно на качественной разнице, а не количественной.
Миф о возрасте аудиторий «ВКонтакте» и «Одноклассников»: В чём их отличие на самом деле - 889755187575
Елизавета Проскуринаруководитель SMM-отдела агентства Pichesky

Сегодня пользователи ведут аккаунты во всех социальных сетях, но при этом имеют разное паттерное поведение в каждой из них. Текущий тренд соцмедиа — это разделение контента.

Не соглашусь с утверждением о том, что во «ВКонтакте» сидит одна молодежь, а в «Одноклассниках» — люди старше сорока. Брендам нужно и важно присутствовать на разных каналах и идти к людям с той информацией, которую они хотят читать в своей ленте. Например, корпоративная страница в Facebook может рассказывать о достижениях, наградах и условиях работы компании, а в «Одноклассниках» — об отдыхе, досуге сотрудников, там актуально делиться информацией для женщин, которые находятся в декрете. И это только один из примеров, как можно добиться лояльности за счет эффективной стратегии поведения в социальных сетях, учитывая интересы пользователей.

Более логично уделять внимание географии и интересам пользователей, нежели их возрасту. И крайне важно подумать о том, какую интересную информацию и с правильным ли tone of voice вы будете размещать в каждой из социальных сетей.

#РазноеВсякоеИнтересное

Comments

  • 16 Jul 2019 10:39
    Я согласен с выводами экспертов социальных сетей. И "ОК" и "ВК" - почти одинаковые по всем показателям характеристик экспертов. В обоих соц. сетях происходит омоложение аудитории. Но в то же время более активным становится и старшее поколение.
    Зеркалом соц. сетей является активность аудитории.