🔨 Чем заделать трещину в шифере на крыше
Как «продиагностировать» поврежденные участки шифера?
Если шиферную крышу рассматривать «на просвет» снизу, со стороны чердачного помещения, то на ней практически невозможно рассмотреть мелкие трещины и сколы небольшой величины. Поэтому необходимо уметь замечать «тревожные сигналы», подсказывающие, что назрела необходимость обязательного ремонта кровли:
Прежде всего, рекомендовано хотя бы дважды в год, проводить инспекцию крыши со стороны чердачного помещения. Особенно хорошо видны протечки, если крыша не имеет утеплительного слоя – они после дождя проступают на сером шифере темными пятнами или полосами, в зависимости от характера повреждения.
Сложнее найти трещины при наличии утеплителя, поэтому ревизию проводить в этом случае желательно гораздо чаще. В месте протечки в скором времени появятся темные пятна плесени, и тут стоит задача не допустить распространения грибка на остальной утеплитель и деревянные детали конструкции. Если не спохватиться вовремя, в скором времени по линии стыка потолка и стен жилых помещений появится черная плесень, а в комнатах будет стоять затхлый запах сырости.
На кровельной конструкции есть области, на которые нужно обратить особо пристальное внимание, так как эти места наиболее уязвимы для механических нагрузок, а значит – и для повреждений листов покрытия.
Фиксация листов к обрешетке производится через гребень волны шифера, и именно в месте крепления могут образовываться трещины, например, если для гвоздей были предусмотрены отверстия маленького диаметра.
Края шифера, расположенного вдоль карниза, достаточно легко проверить, и они требуют проверки после каждой зимы, после схода стаявшего снега, так как в холодное время года кровельный материал подвергается нешуточному испытанию от высоких механических нагрузок и перепадов температур.
Мох и лишайники могут появиться на шифере, не имеющем повреждений, но не нужно ждать пока микроорганизмы «завладеют» всю площадью крыши, так как ослабленная структура материала больше подвержена механическим повреждениям. Поэтому, если на покрытии появились области, заселенные мшистыми колониями, то этих «незваных гостей» желательно ликвидировать до того, как они заполонят весь шифер. Тем более что легче очистить несколько небольших участков от растительности, чем бороться с ней по всей немалой поверхности крыши.
После проведения инспекции кровли со всех проблемных сторон, можно будет определиться с выбором способа ее ремонта.
При обнаружении продольной трещины, проходящей по гребню или углублению волны, ее ремонт может быть произведен с помощью наложения гидроизоляционной самоклеящейся ленты для шифера. Ее наклеивают с внешней и внутренней стороны, или же только снаружи покрытия. Если ленту монтируют только сверху шифера, то рекомендовано, под такой зазор уложить кусок оцинкованного металлического листа, которому заранее придается изгиб волны.
Кроме ленты, для ремонта может быть использована стекловолоконная сетка-серпянка или стеклоткань, которую наклеивают с помощью средства на битумной основе.
Если трещина образовалась поперек волн шифера, то ее можно заделать той же сеткой-серпянкой, но лучшим вариантом в этом случае является все же замена поврежденного листа покрытия. Для реализации этого действия, возможно, придется демонтировать не один, а несколько листов, чтобы аккуратно изъять поврежденный, а затем уложить все обратно и закрепить.
Если один из листов имеет пробоину, то ее также можно заклеить, или же придется заменить лист, в зависимости от величины образовавшейся дыры.
Сколы или трещины, обнаруженные по карнизному ряду покрытия, заделать достаточно сложно. Поэтому чаще всего поврежденные листы снимаются, а вместо них укладываются новые. Здесь, важным нюансом является аккуратное удаление гвоздей, скрепляющих карнизный и второй ряд покрытия, так как старый шифер – более хрупкий, поэтому даже остающиеся целыми листы вполне могут дать трещину.
Способы ремонта шиферного покрытия крыши
Теперь, когда получена определенная ясность по причинам возникновения повреждений шифера, а также по возможным вариантам ремонта выявленных дефектных листов, можно перейти непосредственно к рассмотрению порядка проведения работ.
Как можно видеть из приведенных выше примеров, заделать повреждения на шифере можно несколькими способами, используя при этом специальные или подручные материалы. Однако, надежное закрепление ремонтных «заплаток» возможно только на хорошо подготовленную поверхность кровельного покрытия.
Еще один важный момент, заслуживающий повышенного внимания. При проведении работ на высоте всегда на первый план должно выходить обеспечение личной безопасности работника, ну а при ремонте конкретно шифера – еще и создание условий для передвижения по нему. Так, например, если предстоит отремонтировать односкатную шиферную крышу, то для сохранения покрытия в целости используются деревянные настилы, позволяющие равномерно распределить нагрузку по площади покрытия. Для ремонта двускатной конструкции кровли обязательно потребуется лестница-трап, которую можно зацепить за коньковую часть крыши.
Первый вариант ремонта шифера – применяем специальную ленту
Итак, как уже было представлено выше, для ремонта трещин любой длины достаточно удобно применять самоклеящуюся бутил-каучуковую ленту, специально предназначенную для шифера. Этот материал также используется для обустройства гидроизоляции примыканий кровельного покрытия к дымоходам и трубам вентиляции.
Наружная сторона ленты производится из нетканого полотна, поэтому при желании сохранить цветовую гармонию крыши, «заплатку» легко можно окрасить в нужный цвет. Клеить ленту на шифер достаточно просто, если созданы необходимые условия для высокой адгезии материалов. Процесс ремонта осуществляется поэтапно:
Отыскав повреждение на листе шифера, область покрытия вдоль него необходимо очистить от грязного налета и всех видов растительности любым, наиболее для себя удобным из выше названных способом. Если для этого процесса применялась вода, то после проведения очистки кровельный материал нужно просушить.
Следующим шагом ремонтируемую область потребуется обезжирить. Для этой цели подойдет ацетон, уайт-спирит, или другой органический растворитель.
Далее, производится замер длины образовавшейся трещины, по которому будет производиться раскрой ленты. Здесь нужно учитывать, что длина «заплатки» должна быть больше участка повреждения на 80÷100 мм с каждой из сторон.
После этого отмеряется лента, и от рулона отрезается полоса нужной длины.
Отрезанную ленту накладывают на трещину, и, начиная с одного ее края, аккуратно начинают снимать защитную пленку с внутренней стороны материала, одновременно приклеивая его на поврежденную область шифера.
Приклеивая битумно-каучуковую ленту, ее нужно хорошо прижимать к поверхности кровельного покрытия. Ремонтная «заплатка» должна иметь надежное сцепление с кровельным материалом, без признаков отклеивания углов и краев.
Если лента имеет цвет, разнящийся с оттенком шифера, ее можно покрасить. Другой вариант – покрыть свежей краской всю поверхность скатов крыши, создав им тем самым дополнительную защиту.
Если нет необходимости приобретать целый рулон ленты, так как трещина всего одна и имеет небольшую длину, то в строительных магазинах часто можно отыскать уже нарезанные «заплатки» различных размеров из того же материала .
Еще один вариант ремонта шиферных листов с применением бутил-каучуковой ленты предполагает дополнительное использование сетки-серпянки, которая отлично армирует «заплатку», придав ей надежность и прочность.
Для проведения ремонта этим способом потребуется двух- и односторонняя герметизирующая лента и сетка-серпянка.
Ремонтные работы проводятся следующим порядком:
На подготовленную поверхность поврежденного шифера (процесс подготовки уже был обрисован выше), приклеивается полоса двухсторонней ленты — для этого с ее нижней поверхности постепенно снимается защитная пленка. После того как полоса будет закреплена, потребуется снять верхнюю подложку, закрывающую клеящий слой.
Следующим этапом на клейкую поверхность ленты фиксируется сетка-серпянка.
Далее, армирующий слой закрывается «заплаткой» из односторонней ленты, то есть имеющей клеевой слой только с одной стороны.
После того как трещина будет закрыта, можно переходить к окрашиванию получившейся «заплатки»
Второй вариант – используем битумные мастики, армирующую сетку или стеклоткань
Этот способ заделывания трещин, а иногда – и небольших пробоин, предполагает использование (вместо бутил-каучуковой ленты) армирующей сетки-серпянки или стеклоткани и разогретого битумного состава.
Битум может быть нанесен одним или двумя слоями в зависимости от величины поврежденного участка.
Необходимо отметить, что если от других строительных работ остался такой материал, как рулонная гидроизоляция «Технониколь», то его вполне можно использовать вместо армирующих материалов, наклеив на разогретый битумный состав. «Технониколь» эластичен и легко примет изогнутую форму волны. При недостаточной адгезии материалов, их нужно будет разогреть, применив газовую горелку (на небольших участках бывает достаточно и строительного фена).
Третий вариант – использование цементных растворов
Самым доступным и простым способом заделки повреждений на листах шифера можно назвать применение цементно-песчаного раствора. Единственное, что усложнит работу, это подъем и удержание бетона на высоте крыши с крутыми скатами. Кроме того, применяя этот раствор, нужно заранее получить информацию о погодных условиях на ближайшие два — три дня, так как если пойдет дождь, достаточно трудоемкая работа будет проведена напрасно – вода просто смоет ремонтные «заплатки».
Ремонтный раствор для подобных целей обычно изготавливается из цемента М500 и мелкофракционного песка, взятых в пропорции 1:2. Некоторые мастера предпочитают не «заморачиваться» его составлением, и применяют для ремонта клей для фасадной плитки, который предназначен для эксплуатации при различных температурах и их перепадах, а также в условиях высокой влажности.
Клей имеет специальные добавки, которые предназначены для быстрого создания однородной пластичной массы, обладающей высокой адгезией, облегчающей работу. Смесь изготавливается на основе цемента, в который добавляется измельченный песок, поэтому она имеет мелкодисперсную структуру – как раз то что надо для ремонта кровельного покрытия.
Чтобы с раствором легко было работать, и он имел хорошее сцепление с шифером, его вымешивают до консистенции теста. Кроме того, для повышения адгезионных качеств материалов, перед нанесением раствора поверхность кровельного листа необходимо увлажнить.
Используя этот материал для ремонта достаточно большой пробоины или широко разошедшейся трещины, в целях повышения надежности со стороны чердака к повреждениям прижимается металлический оцинкованный лист, которому придается изгиб волны. Закрепить эту подкладку следует заранее, например, на клей «жидкие гвозди», а затем установить подпорку из бруса или доски, которую можно будет убрать только после полного застывания цементного раствора.
Установив такую заплатку с внешней стороны покрытия, рекомендуется выстлать ее сеткой серпянкой, которая должна находить на неповрежденный шифер на 7÷8 мм.
После этого можно производить нанесение раствора с помощью резинового шпателя слоем примерно в 2÷2,5 мм. Нанесенный слой цементной смеси требуется хорошенько разгладить – эту операцию легко провести, надев на руку резиновую перчатку и увлажнив схватывающийся раствор.
Когда цемент отвердеет и наберет прочность, его покрывают грунтовкой, а после ее просыхания поверхность «заплатки» окрашивается влагостойкой краской для внешнего применения.
Четвертый вариант – с использованием гидроизоляционных строительных смесей
Для ремонта шиферной крыши хорошо использовать специальные гидроизоляционные сухие или пастообразные обмазочные составы. Перед их применением сухие смеси замешиваются в соответствии с прикладываемой к ним инструкцией, а пастообразные – сразу готовы к применению.
Эти материалы обладают высокой адгезией, поэтому между ними и шифером образуется отличное сцепление. Работы по их нанесению практически не отличаются от применения цементного раствора и проходят следующим образом:
Чтобы добиться прочности «заплатки» из гидроизоляционных составов, основу под них нужно также подготовить описанным выше способом, то есть ее очищают и обезжиривают.
Следующим шагом, выбранная смесь разбавляется до жидкого состояния, и ее наносят на поврежденную область кровельного покрытия в качестве грунтовки, которая должна хорошо просохнуть.
Затем, непосредственно в трещину с помощью строительного пистолета или шпателя вносится густо замешанная гидроизоляционная смесь.
Если заделывается пробоина, то работы необходимо производить таким же образом, как и при использовании цементного раствора.
Первый слой гидроизоляции оставляется на 6 часов для схватывания. Затем, на застывший раствор настилается армирующий материал, который накрывается вторым слоем гидроизоляции. Финишный верхний слой необходимо хорошо разгладить – чтобы он не препятствовал свободному сходу воды во время дождя или таяния снега.
Гидроизолирующие смеси производятся на цементной и полимерной основе. Какой из составов выбрать – решать мастеру, но главное, чтобы в технических характеристиках была рекомендация по использованию такой гидроизоляции для нанесения на бетонные основания.
Пятый вариант – самодельная ремонтная шпатлевка
Эту смесь для ремонта шифера можно назвать «народным рецептом». Раствор в этом случае состоит из цемента, в который добавляется клей ПВА и асбестовые волокна. Чтобы получить такие волокна используют фрагмент асбестовой плиты или шнура, применяемых в качестве жаростойких прокладок между металлическими элементами и кирпичом при возведении печей. Измельчая асбест, нужно обязательно защитить органы дыхания, надев респиратор – дело это небезвредное!
Подготовив все компоненты для составления этого раствора, их берут в пропорции 2:3:1 (цемент : асбест : клей ПВА, разведенный водой 1:1). После смешивания указанных ингредиентов, в них понемногу добавляется вода, до тех пор, пока раствор ни приобретет однородную консистенцию сметаны средней густоты.
Раствор наносится на подготовленную поверхность шифера. Она, как и в других случаях, должна быть очищена и просушена. Поверхность вначале грунтуют клеем ПВА, разбавленным с водой в пропорции 1:3 – такая грунтовка наносится в два — три слоя, каждый из которых должен быть хорошо просушен перед нанесением последующего.
Основной раствор нужно наносить шпателем. Если образовалась трещина, то ее заполняют на всю толщину кровельного материала и оставляют до высыхания. Затем, можно нанести второй слой раствора, но он должен подниматься над поверхностью шифера не более чем на 1÷2 мм.
Пробоины накрываются стеклотканью, которая накладывается на нанесенный по краю повреждения раствор и также оставляется до схватывания. После чего идет второй слой раствора, который должен быть хорошо заглажен.
Шестой вариант – использование монтажной пены и эпоксидной смолы
Применение следующих материалов для ремонта шиферных крыш также вполне можно назвать «народным изобретением», так как они, по сути, предназначены для других нужд. Тем не менее, доморощенные мастера довольно успешно используют монтажную пену и двухкомпонентный эпоксидный клей для заделки трещин и небольших отверстий в листах шифера.
Способ хорош уже тем, что применяются вполне доступные материалы, с которыми легко справится любой домовладелец, не имеющий опыта в строительных работах. Необходимо приобрести баллон монтажной пены, имеющей небольшое объемное расширение (лучше всего, чтобы это была профессиональная пена, наносимая с помощью пистолета) и комплект для изготовления эпоксидного клея. Кроме того, необходим резиновый шпатель и один из уже упомянутых выше армирующих материалов.
В любую масляную краску , добавляли опилки доводя о более густой консистенции и замазывали .