Комплекс игр по сенсорному развитию детей 3-4 лет

Развитие органов чувств у детей от 0 до 3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей для полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, формам вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи возникает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух, а точнее – различение речевых звуков – различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка. С одной стороны, они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющего, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок – это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства – картины, скульптуры, слышит музыку. Но, если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка необходимо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые – определять цвет, размер и форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
Осязание
Игра «Моем посуду»
Цель: работать над умением определять название различных тепловых ощущений, опираясь на тактильные ощущения, то есть развивать осязательное восприятие.
Демонстрационный материал: тазы с теплой и холодной водой, наборы игрушечной посуды, сушилка для вымытой посуды.
Раздаточный материал: несколько предметов из набора кукольной посуды для мытья каждому ребенку.
Приготовьте заранее наборы кукольной посуды, которую нужно будет помыть, губки для мытья посуды и 2 таза с водой (в одной теплая вода для мытья посуды, в другом – холодная для ополаскивания), а также сушилку для вымытой посуды. Малыши будут помогать куклам мыть и ополаскивать посуду, а затем класть ее на сушилку. Дайте ребенку почувствовать контраст температур. Обязательно дайте возможность ребенку назвать, какой водой он моет, а какой ополаскивает посуду. Вариантом этой игры может быть не мытье посуды, а купание кукол и мытье разных игрушек. Мыть посуду в основном нравится девочкам, купание же разных игрушек может заинтересовать и мальчиков.
Игра «Назови свойства предметов»
Цель: учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.
Демонстрационный материал к игре: образцы различных на ощупь материалов (гладкий картофель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.
Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого следует подготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий картофель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте ребенку поиграть с квадратиками, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые… Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смещайте квадратики и дайте ребенку по 1 образцу. Сможет ли он подобрать пару для этого образца? Конечно, ребенок может ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как ребенок сможет получить уверенность в своих силах. Затем можно усложнить задачу. Пусть ребенок попробует подобрать двойников вслепую. В данном случае он будет ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите ребенка называть свойства материалов: твердый-мягкий, гладкий-шершавый.
Форма и размер предметов
Игра «Собери игрушку»
Цель: работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры необходимо изготовить из фанеры, поролона или картона силуэт какой-нибудь игрушки (зайца, мишки или куклы), вырезать глаза, нос, рот так, чтобы эти детали потом можно было вложить на места. Вкладыши можно раскрасить в соответствующие цвета. Дети должны самостоятельно найти место для каждой из вырезанных деталей, вложить их в прорези для недостающих глаз, рта и носа. Постепенно добавляйте новые геометрические формы, которые сложнее различить (можно, например, вырезать узоры на платье куклы или на одежде у игрушечных зверят). Пусть дети вставят вырезанные кусочки в отверстия.
Игра «Нельзя»
Цель: развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться; стимулировать внимание, развивать волевое внимание.
Приготовьте для этой игры различные игрушки (несколько каждого вида). Взрослый называет не ту игрушку, которую должен взять ребенок, а наоборот, он называет игрушки, которые брать нельзя. Например, «Петя, возьми любую игрушку, но кубики брать нельзя!» или «Катя, возьми любую игрушку, но зверей и кукол брать нельзя!». С каждым разом увеличивается число запрещенных игрушек. После этого игрушки возвращаются на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не возьмут при запрещении 4-5 категорий игрушек.
В мире запахов
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.
В мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные предметы, обладающие определенным запахом. Это должны быть такие предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко, апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и тд.). Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями, чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия этих предметов. Можно также завязать ребенку глаза и спросить: «Что это?», - держа перед ним душистое мыло, детский крем или флакон с духами. За правильный ответ натрите ручку ребенка кремом, духами или подарите цветок, который он правильно определил.

Комментарии

Комментариев нет.