Игры-занятия для развития мелкой моторики у детей с тяжелой формой ДЦП.
Часть 2 Данный материал подготовлен специально для родителей детей с церебральным параличом, для выполнения в домашних условиях. Несмотря на это, упражнения являются универсальными, и их можно использовать для развития детей с другими диагнозами. Ознакомиться с занятиями из первой части можно по ссылке: https://vk.com/pervyjshag?w=wall-33969577_4132 Занятие 6. Дождик. Цели 1. Учить обмакивать палец в краску, оставлять на бумаге след. 2. Коррекция зрительно слухового внимания на основе указаний взрослого. 3. Воспитывать положительное отношение к рисованию. Необходимые материалы: лист бумаги с аппликацией цветка, гуашь, салфетка, лейка, горшок с комнатным цветком. Ход занятия Массаж кистей и пальцев рук. Игра «Засолка капусты» Мы капусту рубим, рубим, (Ребром одной руки стучим по тыльной стороне ладони другой руки.) Мы морковку трем, трем, (Костями согнутых пальцев растираем ладонь.) А теперь мы солим, солим, (Имитируем посыпание соли.) Хорошенько жмем, жмем. (Сжимать и разжимать пальцы.) Рисование пальчиком. Показываем ребенку горшок с цветком. — Смотри, у цветочка опущена головка. Наверно он хочет пить. Надо цветочек полить. А как? Из лейки. Берем игрушечную лейку и поливаем комнатный цветок. — Из лейки вода льется, как дождик. А на этой картинке цветочек тоже поник, опустил свою головку, наверно его давно никто не поливал. Давай нарисуем дождик на нашей картинке, пусть цветочек попьет. — Покажи, как капает дождик? Постучать пальчиком по ладошке. "Дождик, дождик, Кап-кап-кап! Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять – Мы промочим ножки." Родитель показывает ребенку, как макать палец в краску, и оставлять на бумаге след. Ребенок под руководством педагога рисует цветные точки. Итог Говорим ребенку: "Молодец! Ты нарисовал дождик и полил цветочки. Теперь все они вырастут большими и красивыми" Занятие 7. Играем в кубики. Цели 1. Формирование хватательной функции руки. 2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе практических действий с предметами. 3. Воспитывать чувство радости от совместной деятельности. Материалы: кубики от конструктора маленькие красного цвета и немного больше синего цвета, игрушка машинки, массажная щетка для волос. Ход занятия Массаж щеткой для волос. Катать щетку между ладоней. "У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник." Упражнение с кубиками. Родитель выкладывает на стол маленькие кубики красного цвета. — Посмотри, что у меня есть? Какого цвета эти кубики? (Красные.) Возьми кубик в руку, постучи им. А как еще можно играть кубиками? А давай построим дорожку из кубиков. Аккуратно прикладываем кубик к кубику, чтобы получилась красивая ровная дорожка. Ребенок выполняет задание. — Какая дорожка получилась? Пусть пальчики погуляют по дорожке. Указательный и средний пальцы правой руки «шагают» по дорожке. По узенькой дорожке Шагают наши ножки. — Покатай машинку по дорожке. Машинка падает с дороги, дорожка узкая. Давай построим широкую дорожку из больших кубиков. Педагог выкладывает большие синие кубики. Ребенок строит дорожку путем прикладывания друг к другу больших кубиков. — Какая дорожка получилась? (Большая широкая синяя.) Покатай машинку по синей дорожке. Машина по улице мчится, Только пыль клубится. Итог Молодец! Ты аккуратно ставил кубики и построил узкую и широкую дорожки. По широкой дороге можно катать машинку. Примечание: с кубиками можно придумать несколько десятков разных игр, дайте волю своей фантазии! Занятие 8. Чудесное тесто. Цели 1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания. 2. Коррекция тактильного восприятия на основе практических действий с предметами. 3. Воспитывать интерес к новому виду деятельности. Оборудование и материалы: два куска теста разного по цвету, один большой, другой маленький. Ход занятия Массаж кистей и пальцев рук. Кукла Маша тесто месила, (Сжимать и разжимать кулачки.) Тесто месила, печенье пекла. (Хлопки полусогнутыми ладошками.) Всем гостям дала: (Загибание пальчиков, начиная с мизинца.) Зайке дала, лисичке дала, Белке дала, мишке дала, А злого волка прогнала. (Погрозить указательным пальцем.) Упражнение с соленым тестом. Педагог ставит на стол тесто большего куска. — Вот какое тесто замесила кукла Маша. (Дает тесто ребенку в руки, чтобы он его помял.) Вот так тесто кукла месила. Расплющить тесто на столе ладонями, а затем пальчиками придавить, кончиками пальчиков сделать точки. Смять снова в кусок. Педагог делит тесто на три куска, один берет себе, другой – ребенку. — Будем лепить печенье. Бери кусочек в ладошку и катай шарик. Теперь шарик придави ладошками. Получилось печенье. Теперь мы его украсим. Отщипываем маленькие кусочки теста от другого по цвету куска. Катаем пальчиками маленькие шарики и вдавливаем в «печенье». Из оставшегося куска можно скатать колбаску и сделать колечко. По мере необходимости педагог помогает ребенку. Итог Тебе понравилось лепить из теста? А что ты слепил? Кого угостишь печеньем? Он тебе скажет: «Спасибо!» Занятие 9. Солнышко. Цели 1. Формирование ручных умений: прицеплять прищепки. 2. Коррекция зрительно-слухового внимания на основе сосредоточения на речи и действиях взрослого. 3. Воспитание чувства радости от правильно выполненного задания. Оборудование и материалы: 6-7 прищепок, заготовка солнышка без лучиков. Ход занятия Массаж кистей и пальцев рук. "Движения, как при растирании замерзших рук. Заморозил нас Морозко, — Влез под теплый воротник, Как воришка, осторожно В наши валенки проник. Разжимать и сжимать кулачки. Вышли пальчики гулять. В домик спрятались опять." Упражнение с прищепками. Перед началом упражнения нужно вырезать небольшой круг из желтого картона или бумаги, и приготовить несколько небольших прищепок. Сначала читаем стишок: "Пришла зима. На улице стоят сильные морозы. Солнышко совсем не греет. Где ты, солнце, в самом деле? Мы совсем окоченели. Без тебя вода замерзла, Без тебя земля промерзла. Выйди, солнышко, скорей. Приласкай и обогрей! (М. Эльчин.)» Показываем солнышко без лучиков. — А вот и солнышко, но что случилось? Где же лучики? Вот почему солнышко не греет, лучиков у него нет. Давай поможем солнышку вернуть лучики. На стол высыпаются прищепки. Родитель показывает, как прицепить «лучик» к солнышку. Ребенок выполняет задание. 3. Итог — Какое красивое солнышко получилось у тебя. Солнце, солнышко, гори! Всем нам радость подари! Занятие 10. Хозяюшка. Цели 1. Формирование ручных умений: включать и выключать выключатель, вставлять вилку в розетку, задвигать шпингалет, закрывать крючок, закрывать и открывать замок, крючок. 2. Коррекция предпосылок мышления на основе сравнительных и практических действий с предметами. 3. Воспитание положительных реакций на новую деятельность. Материалы и оборудование: макеты выключателя, розетки, вилки, шпингалета, крючка, замок с ключом. Ход занятия 1. Массаж кистей и пальцев рук. Строим, строим новый дом. (Стучим кулачок об кулачок.) Нам уютно будет в нем. Будут в нем окошки, (Водим пальчиком по ладошке.) А вокруг – дорожки. (Пальцами одной руки массируем каждый палец другой руки.) Строим-строим новый дом, (Стучим кулачок об кулачок.) Дружно в доме заживем!» (Хлопки в ладоши.) 2.Упражнения на ручные умения. — В каждом доме много разных приборов, которыми нужно уметь пользоваться. Сегодня будем учиться пользоваться этими приборами или хозяйничать по дому. Педагог выставляет на стол макеты электрического выключателя, розетки с вилкой, шпингалет, крючок, замок. Педагог называет каждый предмет, рассказывает о нем, показывает, как им пользоваться. Ребенок повторяет действия за педагогом. Включает и выключает выключатель, вставляет вилку в розетку и вынимает ее, задвигает и открывает шпингалет, вставляет крючок и вынимает его, закрывает и открывает замок. Итог — Молодец! Ты теперь умеешь пользоваться разными бытовыми предметами. Дорогие родители, не забывайте, что проводить игровые занятия с детками необходимо регулярно! Проведение коррекционных занятий с детьми с ДЦП на ранних сроках постановки диагноза важно тем, что детстве мозг ребенка обладает повышенной нейропластичностью. Он способен частично восстанавливать поврежденные участки мозга, а также компенсировать нарушенные функции за счет здоровых отделов мозговой структуры. Очень важно делать регулярный массаж тела ребенка, чтобы восстанавливать и увеличивать тонус мышц. Его могут делать как обученные специалисты, так и родители после небольшой подготовки. Наш центр готов помочь Вам: многие из перечисленных выше игр входят в программу развития мелкой моторики, которую проводят такие специалисты как: Шакурова Розалия Габдулловна и Чжао Ванпинь. Задать вопросы и записаться на лечение по телефону: 8-800-500-54-86 2033501@mail.ru Instagram: https://www.instagram.com/pervyj_shag/ ОК: https://ok.ru/ Facebook: https://www.facebook.com/pervyjshagkzn
Медицинский центр "Первый шаг". Реабилитация ДЦП
Игры-занятия для развития мелкой моторики у детей с тяжелой формой ДЦП.
Часть 2
Данный материал подготовлен специально для родителей детей с церебральным параличом, для выполнения в домашних условиях. Несмотря на это, упражнения являются универсальными, и их можно использовать для развития детей с другими диагнозами.
Ознакомиться с занятиями из первой части можно по ссылке: https://vk.com/pervyjshag?w=wall-33969577_4132 Занятие 6. Дождик.
Цели
1. Учить обмакивать палец в краску, оставлять на бумаге след.
2. Коррекция зрительно слухового внимания на основе указаний взрослого.
3. Воспитывать положительное отношение к рисованию.
Необходимые материалы: лист бумаги с аппликацией цветка, гуашь, салфетка, лейка, горшок с комнатным цветком.
Ход занятия
Массаж кистей и пальцев рук.
Игра «Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим, (Ребром одной руки стучим по тыльной стороне ладони другой руки.)
Мы морковку трем, трем, (Костями согнутых пальцев растираем ладонь.)
А теперь мы солим, солим, (Имитируем посыпание соли.)
Хорошенько жмем, жмем. (Сжимать и разжимать пальцы.)
Рисование пальчиком.
Показываем ребенку горшок с цветком.
— Смотри, у цветочка опущена головка. Наверно он хочет пить. Надо цветочек полить. А как? Из лейки.
Берем игрушечную лейку и поливаем комнатный цветок.
— Из лейки вода льется, как дождик. А на этой картинке цветочек тоже поник, опустил свою головку, наверно его давно никто не поливал. Давай нарисуем дождик на нашей картинке, пусть цветочек попьет.
— Покажи, как капает дождик? Постучать пальчиком по ладошке.
"Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять –
Мы промочим ножки."
Родитель показывает ребенку, как макать палец в краску, и оставлять на бумаге след. Ребенок под руководством педагога рисует цветные точки.
Итог
Говорим ребенку: "Молодец! Ты нарисовал дождик и полил цветочки. Теперь все они вырастут большими и красивыми"
Занятие 7. Играем в кубики.
Цели
1. Формирование хватательной функции руки.
2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе практических действий с предметами.
3. Воспитывать чувство радости от совместной деятельности.
Материалы: кубики от конструктора маленькие красного цвета и немного больше синего цвета, игрушка машинки, массажная щетка для волос.
Ход занятия
Массаж щеткой для волос. Катать щетку между ладоней.
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник."
Упражнение с кубиками.
Родитель выкладывает на стол маленькие кубики красного цвета.
— Посмотри, что у меня есть? Какого цвета эти кубики? (Красные.) Возьми кубик в руку, постучи им. А как еще можно играть кубиками? А давай построим дорожку из кубиков. Аккуратно прикладываем кубик к кубику, чтобы получилась красивая ровная дорожка.
Ребенок выполняет задание.
— Какая дорожка получилась? Пусть пальчики погуляют по дорожке.
Указательный и средний пальцы правой руки «шагают» по дорожке.
По узенькой дорожке
Шагают наши ножки.
— Покатай машинку по дорожке. Машинка падает с дороги, дорожка узкая. Давай построим широкую дорожку из больших кубиков.
Педагог выкладывает большие синие кубики. Ребенок строит дорожку путем прикладывания друг к другу больших кубиков.
— Какая дорожка получилась? (Большая широкая синяя.) Покатай машинку по синей дорожке.
Машина по улице мчится,
Только пыль клубится.
Итог
Молодец! Ты аккуратно ставил кубики и построил узкую и широкую дорожки. По широкой дороге можно катать машинку.
Примечание: с кубиками можно придумать несколько десятков разных игр, дайте волю своей фантазии!
Занятие 8. Чудесное тесто.
Цели
1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.
2. Коррекция тактильного восприятия на основе практических действий с предметами.
3. Воспитывать интерес к новому виду деятельности.
Оборудование и материалы: два куска теста разного по цвету, один большой, другой маленький.
Ход занятия
Массаж кистей и пальцев рук.
Кукла Маша тесто месила, (Сжимать и разжимать кулачки.)
Тесто месила, печенье пекла. (Хлопки полусогнутыми ладошками.)
Всем гостям дала: (Загибание пальчиков, начиная с мизинца.)
Зайке дала, лисичке дала,
Белке дала, мишке дала,
А злого волка прогнала. (Погрозить указательным пальцем.)
Упражнение с соленым тестом.
Педагог ставит на стол тесто большего куска.
— Вот какое тесто замесила кукла Маша. (Дает тесто ребенку в руки, чтобы он его помял.) Вот так тесто кукла месила.
Расплющить тесто на столе ладонями, а затем пальчиками придавить, кончиками пальчиков сделать точки. Смять снова в кусок. Педагог делит тесто на три куска, один берет себе, другой – ребенку.
— Будем лепить печенье. Бери кусочек в ладошку и катай шарик. Теперь шарик придави ладошками. Получилось печенье. Теперь мы его украсим. Отщипываем маленькие кусочки теста от другого по цвету куска. Катаем пальчиками маленькие шарики и вдавливаем в «печенье». Из оставшегося куска можно скатать колбаску и сделать колечко. По мере необходимости педагог помогает ребенку.
Итог
Тебе понравилось лепить из теста? А что ты слепил? Кого угостишь печеньем? Он тебе скажет: «Спасибо!»
Занятие 9. Солнышко.
Цели
1. Формирование ручных умений: прицеплять прищепки.
2. Коррекция зрительно-слухового внимания на основе сосредоточения на речи и действиях взрослого.
3. Воспитание чувства радости от правильно выполненного задания.
Оборудование и материалы: 6-7 прищепок, заготовка солнышка без лучиков.
Ход занятия
Массаж кистей и пальцев рук.
"Движения, как при растирании замерзших рук.
Заморозил нас Морозко,
— Влез под теплый воротник,
Как воришка, осторожно
В наши валенки проник.
Разжимать и сжимать кулачки.
Вышли пальчики гулять.
В домик спрятались опять."
Упражнение с прищепками.
Перед началом упражнения нужно вырезать небольшой круг из желтого картона или бумаги, и приготовить несколько небольших прищепок. Сначала читаем стишок:
"Пришла зима. На улице стоят сильные морозы.
Солнышко совсем не греет.
Где ты, солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла.
Выйди, солнышко, скорей.
Приласкай и обогрей! (М. Эльчин.)»
Показываем солнышко без лучиков.
— А вот и солнышко, но что случилось? Где же лучики? Вот почему солнышко не греет, лучиков у него нет. Давай поможем солнышку вернуть лучики.
На стол высыпаются прищепки. Родитель показывает, как прицепить «лучик» к солнышку. Ребенок выполняет задание.
3. Итог
— Какое красивое солнышко получилось у тебя.
Солнце, солнышко, гори!
Всем нам радость подари!
Занятие 10. Хозяюшка.
Цели
1. Формирование ручных умений: включать и выключать выключатель, вставлять вилку в розетку, задвигать шпингалет, закрывать крючок, закрывать и открывать замок, крючок.
2. Коррекция предпосылок мышления на основе сравнительных и практических действий с предметами.
3. Воспитание положительных реакций на новую деятельность.
Материалы и оборудование: макеты выключателя, розетки, вилки, шпингалета, крючка, замок с ключом.
Ход занятия
1. Массаж кистей и пальцев рук.
Строим, строим новый дом. (Стучим кулачок об кулачок.)
Нам уютно будет в нем.
Будут в нем окошки, (Водим пальчиком по ладошке.)
А вокруг – дорожки. (Пальцами одной руки массируем каждый палец другой руки.)
Строим-строим новый дом, (Стучим кулачок об кулачок.)
Дружно в доме заживем!» (Хлопки в ладоши.)
2.Упражнения на ручные умения.
— В каждом доме много разных приборов, которыми нужно уметь пользоваться. Сегодня будем учиться пользоваться этими приборами или хозяйничать по дому.
Педагог выставляет на стол макеты электрического выключателя, розетки с вилкой, шпингалет, крючок, замок. Педагог называет каждый предмет, рассказывает о нем, показывает, как им пользоваться. Ребенок повторяет действия за педагогом. Включает и выключает выключатель, вставляет вилку в розетку и вынимает ее, задвигает и открывает шпингалет, вставляет крючок и вынимает его, закрывает и открывает замок.
Итог
— Молодец! Ты теперь умеешь пользоваться разными бытовыми предметами.
Дорогие родители, не забывайте, что проводить игровые занятия с детками необходимо регулярно!
Проведение коррекционных занятий с детьми с ДЦП на ранних сроках постановки диагноза важно тем, что детстве мозг ребенка обладает повышенной нейропластичностью. Он способен частично восстанавливать поврежденные участки мозга, а также компенсировать нарушенные функции за счет здоровых отделов мозговой структуры.
Очень важно делать регулярный массаж тела ребенка, чтобы восстанавливать и увеличивать тонус мышц. Его могут делать как обученные специалисты, так и родители после небольшой подготовки.
Наш центр готов помочь Вам: многие из перечисленных выше игр входят в программу развития мелкой моторики, которую проводят такие специалисты как: Шакурова Розалия Габдулловна и Чжао Ванпинь.
Задать вопросы и записаться на лечение по телефону:
8-800-500-54-86
2033501@mail.ru Instagram: https://www.instagram.com/pervyj_shag/ ОК: https://ok.ru/ Facebook: https://www.facebook.com/pervyjshagkzn