По этому сюжету в 2018г снят фильм "Война Анны". ПРИВИДЕНИЕ

1941 год. Начало немецкой оккупации в маленьком городке Полтавской
области. В бывший райком партии вселилась комендатура. Небольшой
дореволюционный двухэтажный особняк. По коридорам снуют немецкие
офицеры, взвод охраны, обслуга из местных. Стучат пишущие машинки,
тренькают телефоны, немецкий порядок входит в свои права.

В один из кабинетов, для разбирательства привели двенадцатилетнюю
девочку. Ее поймали на улице, есть подозрение, что еврейка.
На свою беду, она и вправду была еврейкой. Родители уже месяц как
поджидали свою доченьку на небе, и вот пришла пора Адочки. Месяц она
бродила по городу, жила, где придется. Приютить опасную девочку никто не
решился.
В комнате работали два офицера за двумя письменными столами. Один
оторвался от бумаг, перекинулся парой слов с конвоиром, глянув на Аду,
сказал:
- "Я! Дас юдише швайн!" и опять углубился в бумаги. Советская пионерка
хоть и не понимала по-немецки, но что такое "юдиш" и что ее ждет, знала.
Она вдруг в отчаянии бросилась к дверям и опрометью выскочила в коридор.
Присутствующие не кинулись догонять беглянку, а дружно заржали, ведь в
здании не было ни одного окна без решетки, а внизу на выходе
круглосуточная охрана и только немецкая. Бежать-то некуда, разве что
заскочить в другой кабинет... А толку? Но страх смерти не имеет логики.
Ада из коридора кинулась на второй этаж и забежала в первую попавшуюся
открытую дверь.
Немцы обрадовались новому развлечению и не спеша, планомерно, как
инопланетяне в поисках человека, обходили комнату за комнатой:
- " Тефощка. Ау! "
"Кте ты ест? "
"Ком, дас кляйн юдише швайн..."
"Ау! Ми тепя искать!"
Инопланетяне обошли все помещения на обоих этажах, потом еще раз, еще...
Им уже было не смешно. Еврейки нигде не было. Через пару часов поиска
они поняли, что девчонке удалось просунуть голову между прутьями в
туалете, и она сбежала. И какие же маленькие головы бывают у этих подлых
еврейских детей...
Тут же вызвали "майстра" из местных, и он присобачил дополнительную
перемычку к туалетной решетке.
В комендатуре наступила ночь. Офицеры разошлись по домам, темный особняк
опустел, только охрана у входа еле слышно переговаривалась.
С самого утра Ада лежала внутри старинного камина, но до сих пор боялась
дышать. Камин зиял чернотой в самой большой комнате купеческого дома.
При советской власти барство было не в почете, экономили дрова, топили
буржуйками и каминную трубу заложили кирпичом, но так удачно, что внутри
на высоте полутора метров получилась кирпичная полка. Сантиметров сорок
в ширину, тут пока можно было переждать. Пока...
В эту ночь девочка так и не покинула своего убежища.
Наступило утро, в комендатуре затрещала работа и о вчерашней сбежавшей
еврейской девочке все конечно забыли.
Только во вторую ночь Ада решилась покинуть свою норку. Она неслышно как
привидение пробралась в туалет, без которого уже почти падала в обморок.
Жадно напилась воды и вернулась в «свою» комнату, По запаху нашла в
чьем-то столе спрятанное печенье и залегла до следующей ночи.
Так из ночи в ночь Ада все расширяла свой жизненный круг. Доходила даже
до первого этажа, влезала в буфет, а там всегда можно было поживиться
кусочком хлебушка, не обделяя господ офицеров. Она понимала, что если
пропадет хоть кусочек сала, то будут подозрения и могут здание обыскать
с собакой. А это смерть. Но пока сама Ада превращалась в дикую собачку,
или скорее в затравленного мышонка с огромным не мышиным телом, которое
нужно кормить. Все чувства ее обострились. Девочка слышала даже, сколько
существ находится на втором этаже и сколько на первом. Лежа в камине,
она чувствовала вибрацию стен от входящих в здание инопланетян. Днем не
спала, боялась, что во сне пошевелится. Девчонка знала всех солдат и
офицеров комендатуры, хоть никогда их и не видела. Различала по голосам,
походке и запаху. Вскоре приноровилась мыться и стирать белье в туалете.
Самым страшным еженочным испытанием был слив воды унитазного бачка. Со
временем Аду уже невозможно было застать врасплох. Она по своим
внутренним часам знала, когда под утро придут истопники, работники
кухни, а уж охранники, по ночам обходящие этажи, для нее казались просто
махорочными топающими слонами.
Человек ко всему привыкает.
Ада стала привидением, о котором даже не ходило слухов...
Девочка сначала интуитивно, а потом, и по словам начала понимать
немецкую речь.
Жизнь шла. Ведь, несмотря на ежесекундный смертельный риск быть
обнаруженной, это была все же жизнь. Чтоб не сойти с ума, она мысленно
разговаривала с родителями и со "знакомыми" немецкими офицерами.
Однажды ночью, когда девчушка привычно прокралась в туалет, ее как
громом поразило. На умывальнике лежали: ломтик хлеба и малюсенький
кусочек мыла. Это был не офицерский туалет и мыло каждый приносил свое,
могли, конечно, забыть, но хлеб откуда!!?
О НЕЙ КТО-ТО ЗНАЛ!
Ада не притронулась к этому богатству. Вдруг западня... На следующую
ночь все повторилось. Эх, будь что будет, взяла. В конце концов, немцы
люди педантичные. Если б что и заподозрили, то не мыльцем бы выманивали,
а овчарками.
Через неделю девочка поняла, что доброй феей была уборщица тетя Зина.
Толи по маленьким мокрым следам, толи еще как, но тетя Зина догадалась о
«привидении». Жизнь у Ады началась царская: целый кусочек хлеба в день
иногда даже с кубиком сахара.
В одно прекрасное утро в комендатуре перестала звучать немецкая речь.
Все шло совсем непривычно. Дом наполнился новыми запахами и звуками.
Незнакомые люди говорили только по-русски. Ада целых три дня еще сидела
в камине прислушиваясь, пока не решилась выйти к нашим.
Был 1943 год.
-------------------------------------------
Четырнадцатилетнюю
еврейскую девочку Аду вначале отправили в полтавский детский дом, а в
44-ом во Львовский интернат. В этом городе она и прожила всю свою жизнь.
Детей у Ады не было, расплата за подорванное в камине женское здоровье.
Я знаю тетю Аду, сколько себя помню. Мы жили дверь в дверь. Меня часто с
ней оставляли родители, когда шли в кино. От нее я и услышал всю эту
жуть.
Году в семидесятом, тетя Ада съездила на полтавщину, где и разыскала
уборщицу Тетю Зину, которая к тому времени уже давно отмотала свою
«десятку».
Узнала по голосу...

Автор: grubas
По этому сюжету в 2018г снят фильм "Война Анны". - 921388043391

ДОПОЛНЕНИЕ

История для живого сердца

Это рассказ про маленькую девочку, которая чудом выжила после массового расстрела. Мать прикрыла ее своим телом. Она вылезает из кургана полуобнаженных, переплетенных как корни деревьев тел, присыпанных грудой жирной земли. 
Выбравшись, она плачет, обняв ногу мертвой матери. Ее находят местные хуторяне, одевают и ведут сдавать начальству — немцам-оккупантам. Но Анна, лишь только заслышав немецкую речь, вырывается и исчезает — прячется в камине в одной из классных комнат бывшей школы.
 С того момента она сливается со звуками дома, становится призраком. Анна наблюдает за происходящим в комендатуре через трещинки с обратной стороны старого зеркала. Ей надо выжить — поесть, попить, сходить в туалет и вести себя тихо. 
А все остальные события мира для нее не существуют, война снаружи выносится за скобки. Она не считает время, может проспать день, она слишком маленькая, чтобы следить за событиями. И так она живет: только бы день простоять да ночь продержаться. Но она не согласна быть слабой в плену. Она охотится, добывает огонь, учит согреваться в холоде, сама мастерит себе одежду, ждет и борется.

В основе событий — реальная история про еврейскую девочку Аду
Новый фильм Алексея Федорченко родился с опорой на реальную историю. Режиссер прочел пост в ЖЖ на полстраницы про двенадцатилетнюю девочку Аду и решил снимать кино.

Ада была еврейкой, потерявшей родителей и скитавшейся по оккупированному городку под Полтавой. Приютить ее боялись, это было опасно, если найдут — накажут всех. Ее поймали и привели в небольшой двухэтажный особняк, бывший райком, ставший штабом комендатуры. Девочка вырвалась и бросилась бежать. Немцы не ринулись за ней — все окна на решетках, здание окружено немецкой охраной, не убежит. Ада кинулась в открытую комнату на втором этаже и залезла в старинный камин. Немцы несколько раз обошли все здание и решили, что девчонке удалось просунуть голову между прутьями в туалете и сбежать. В камине Ада пробыла два дня и только на вторую ночь решилась выйти, дойти до туалета, без которого почти падала в обморок. Напилась воды, нашла по запаху спрятанное печенье на одном из столов и залегла до следующей ночи.
По этому сюжету в 2018г снят фильм "Война Анны". - 924363986559
Так, когда штаб пустел, Ада, как затравленный мышонок, выходила из убежища и расширяла свой жизненный круг. Еды брала мало, если заметят — обыщут дом с собаками, и тогда смерть. Днем не спала, боялась пошевелиться, научилась понимать немецкую речь. Чтобы не сойти с ума, она про себя разговаривала с родителями. В одну ночь Ада привычно прокралась в туалет и задрожала. На умывальнике лежали: ломтик хлеба и малюсенький кусочек мыла. О ней кто-то знал. Ада к угощению не притронулась, вдруг яд, западня. На следующий день решилась, была не была. Оказалось, что в комендатуре нашелся друг — уборщица. Она по маленьким следам или как-то еще поняла, что в доме тайно живет ребенок. Жизнь стала лучше, каждый день кусочек хлеба, иногда даже кубик сахара.

В одно утро в комендатуре перестала звучать немецкая речь. Дом наполнился новыми запахами и звуками. Незнакомые люди говорили только по-русски. Ада целых три дня еще сидела в камине прислушиваясь, пока не решилась выйти к нашим. Был 1943 год.

Маленькая актриса с большой ролью
История создания фильма получилась совсем как ненастоящая. В ЖЖ режиссер нашел рассказ о еврейской девочке, а в Фейсбуке увидел свою будущую актрису, шестилетнюю Марту Козлову, и стал торопиться снять фильм — пока не выросла. Впервые единственную главную роль отдали ребенку, и Марта справилась с такой с задачей ответственно. Весь фильм мы смотрим из-под спутанной челки затравленной, голодной, одинокой маленькой девочки. На кинофестивале «Кинотавр» Марта Козлова была награждена специальным дипломом жюри «За создание пронзительного образа войны глазами ребенка»

Антон Долин говорит так об актрисе: «Фильм — это Марта. Марта — это фильм». Она вышла смелой, наивной, сдержанной. Вероятно, дело еще в том, что Марта — дочь фотографа Марины Козловой, и к камере она привычная. Однако опыта позирования для столь режущей по живому игры недостаточно.

Сейчас ей восемь, и на пресс-конференции она рассказывала журналистам, что самой сложной была сцена в дымящемся камине — нечем дышать, как будто и правда подожгли, что она не боится крыс и кишок, зато не любит помидоры.

О помидорах и злополучной сцене рассказывает и сам режиссер: «Только один раз Марта подошла ко мне и сказала: „Или вы убираете эту сцену, или я ухожу из картины“. Она отказывалась есть помидоры, которые очень не любила. Пришлось накачать овощи сиропом, чтобы снять сцену».
По этому сюжету в 2018г снят фильм "Война Анны". - 924364027007

Новый художественный язык
Задача режиссера заключалась в том, чтобы рассказать о большой теме малыми средствами. Без спецэффектов, общих планов, массовки, в изоляции. Поэтому вся история выживания строится на жестах, звуках, на предметной, точной съемке, крупных кадрах, которые видит Анна. Команда создателей собрала свой минималистичный и понятный язык.

Оператор Алишер Хамидходжаев стал глазами Анны, мы понимаем лишь то, о чем догадывается она. Весь фильм — это взгляд на мир маленькой героини с объемной простотой, без героичности и доведенной до абсолюта отваги. Это напоминает игру-ходилку, где игровой процесс сфокусирован на получении информации о пространстве через предметы — Анна изучает пространство, а с ней и мы.

Сценарист Наталья Мещанинова («Аритмия»), так искусно умеющая писать бытовые диалоги, здесь строит немую, воздушную драматургию. Анна встречает только одно существо, с которым завязывает разговор — такого же одинокого кота. К нему она обращается, — «кецеле», что значит «котик» на идише. Он ее союзник, он спасает ей жизнь, отвлекая внимание пса от укрытия девочки.

Магический реализм посреди войны
Начавшись почти как документальное кино, «Война Анны» приобретает атмосферу магического реализма. С каждым эпизодом девочка все больше становится невидимкой не из мира людей, которая наблюдает за происходящим через трещинки и щели. Невидимка боится собак — они ее чувствуют и предают, она им потом отомстит кусочком смоченного в яде рафинада, любит кошку — она видит оба мира, живой и мертвый, и она на ее стороне.

«Война Анны» — это фильм о силе воображения, побеждающей смерть. Камин — ее Зазеркалье. Ночная комендатура — ее заколдованная Страна чудес. Закутки превращаются в клады с сокровищами, ключи от сундуков спрятаны в ее воображении. Фантазия становится вынужденной необходимостью, чтобы выживать, не сходить с ума и верить в спасение.

В финале девочка покидает свое зачарованное царство и пытается вылезти через окно, но овчарки не дают ей убежать. Тогда Анна подходит к школьной карте, на которой территория СССР утыкана красными флажками, вытаскивает булавки и вонзает их на территории Германии. Этим жестом Анна и бросает вызов врагу так же, как это делала до нее Алиса: «Вы всего лишь колода карт!». Это ее магический удар по захватчикам и одновременно материальная визуализация приближающейся Победы, которую Анна может вскоре увидеть, а может и нет. Финал остается открытым.

В последних кадрах фильма звучит песня на идише — колыбельная Мордехая Гебиртига, которого нацисты расстреляли в 1942 году с женой и тремя дочками:

«Спи, моя глупенькая
маленькая девочка,
Что это с тобой сегодня?
Твоя кошка тоже голодна,
Но я не слышу, чтобы она жаловалась».
По этому сюжету в 2018г снят фильм "Война Анны". - 924364087423

Комментарии

  • 12 авг 2022 14:18
    Спасибо за рассказ
    Но как , как так , 2 года пряталась
  • Комментарий удалён.
  • 12 авг 2022 18:53
    Супер!Супер!Супер!
  • 12 авг 2022 20:29
    Есть такие моменты в жизни , когда дети взрослеют не по своим годам .
    Они совсем крохи, но взгляд у них взрослого человека.
    Поведения , взрослого человека.
    Это дети , которые пережили боль , потерю и разруху.
  • 12 авг 2022 20:30
    Представить страшно , что пережила она....
  • Комментарий удалён.
  • 13 авг 2022 01:54
    Фильм "Война Анны"очень тяжёлый...постоянный страх ,ужас и боль за маленькую Анну не отпускает ни на секунду.Удивительная история о войне,которая не щадит никого и девочка среди врагов,научившаяся жить так,чтобы выжить...после просмотра я не могла говорить несколько часов...