#БИБЛИОТЕКИ УБИЙСТВО В БИБЛИОТЕКЕ Собрались как-то Иван Грозный, Екатерина Великая и Евгений Онегин в библиотеке и решили судить за беспринципность одного советского ученого. Вынесли ему смертный приговор и привели его в исполнение. А расследовать все это досталось заштатному следователю. СКАЖИТЕ - АНЕКДОТ, ТАК НЕ БЫВАЕТ! У кого не бывает, тот книг не читает! Эту детективную историю советские читатели узнали из сборника 1969 г. Были в нем три повети - "Зигзаг удачи", "Убийство в библиотеке" и "Берегись автомобиля". Авторами значились Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов. Скорее всего в те годы рука читателя тянулась к двум киноповестям, хорошо известным зрителям СССР по ироническим комедиям режиссера Рязанова и сценариста Брагинского. Фильм "Берегись автомобиля" появился на экранах в 1966 г., "Зигзаг удачи" - в 1968 г. А вот повесть "Убийство в библиотеке" оставила после себя лишь легенду, что это единственное произведение соавторов, которое не удалось экранизировать. Мое мнение: "Оно к лучшему!". Сама повесть написана в 1966 г. И несмотря на то, что изначально авторы видели сюжет в жанре иронического детектива, сейчас бы его отнесли к городскому фэнтези. Но в 1960-х жанра фэнтези не существовало, поэтому все происходящее в повести могло лишь относиться к бреду в голове пожилого следователя Ячменева. Не удалось авторам сделать повесть по-настоящему детективной, слишком переборщили с иронией и финальной частью (где собственно раскрываются все обстоятельства расследования дела, называются имена преступников). Итак, в полночь следователю Георгию Борисовичу Ячменеву позвонили домой и признались в убийстве академика Сергея Ивановича Зубарева. Причина преступления - беспринципность жертвы. Следователь сигнал проигнорировал, его мысли в течение всей повести были связаны с замужеством его 19-летней дочери и необходимостью принять в своей квартире ее будущего мужа. Следователь был в стрессе из-за семейных обстоятельств. Однако, рано утром поступило сообщение о наличии тела академика в Академии школьных наук. Следователь в день бракосочетания дочери выехал на место преступления, не надеясь и не желая участвовать в свадьбе (персонаж предполагает, а авторы повести располагают). Весь антураж происходящего очень напоминает советскую экранизацию книг о французском сыщике Мэгре. Да, и сам Ячменев по описанию очень на него походил по образу, манерам и ведению следствия, поэтому скорее всего авторы повести ориентировались (иронизировали) на персонаж Сименона. Прибавьте к этому не цветную пленку большинства фильмов 1960-1970-х, тогда появится в голове личная экранизация. Ячменев приезжает к старому московскому особняку, где располагается Академия. Рядом в телефонной будке обнаруживается помощник следователя. В повести у Ячменева два помощника - молодые сотрудники уголовного розыска Иван Шалыто и Зиновий Фомин, являющиеся также поводами для иронии и смеха. Они комичны, ведут расследование в стиле книжного детектива и являются источниками глупых действий. Ячменев с ними разговаривает серьезно, не ожидая от их интеллектуальных способностей чего-нибудь толкового. Когда каждого (не вместе) он посылает в архивы для изучения поставленного вопроса, помощники теряются на два года, становятся специалистами каждый в своей историко-литературной теме и поступают служить в ту самую Академию школьных наук. И оба вспоминают в последствии, что Ячменев не смог раскрыть убийство академика Зубарева (читатель узнает об этом еще до финала). Что касается Ячменева, то он по оставленным предметам рядом с жертвой находит их владельцев, они же подозреваемые в убийстве. Это Антон — молодой сотрудник Академии (он был новатором, а академик — консерватором), который ненавидел Зубарева, т. к. они любили одну и ту же женщину. А также та самая любимая женщина - Алла, очень красивая учительница русского языка, аспирантка Академии, возлюбленная Антона. Как не удивительно, жена Зубарева - Мария Никитична. Вполне понятно, Юрий Константинович Кузнецов — заместитель Зубарева, который метил на его место. И уж совсем очевидно, Ростовский Кирилл Петрович — главный хранитель библиотеки, где произошло убийство. Все они непонятным образом оказались после 24:00 в библиотеке (каждый в свое время) и обнаружили тело покойного, но тревогу не подняли. Лишь престарелая комендантша Надежда Дмитриевна (бывшая владелица особняка) сообщила о происшествии в милицию в 4 утра. Но только после того, как дочитала книгу из серии «Проклятые короли» Мориса Дрюона. Покойнику все-равно, а книга интересная! Авторы не смогли внятно обосновать аномальную активность в библиотеке в первом часу ночи. "Проходной двор" получился. Перед читателями, как и Ячменевым, вырисовывался круг подозреваемых и мотив преступления. Однако преступники (мужчина и женщина) по телефону назвались приведениями и их голоса не подходили к подозреваемым. Одновременно в библиотеке происходили непонятные явления. Без видимых причин разбивается ценная ваза у головы следователя, его помощника запирают в шкафу на ключ без наличия людей поблизости, слышалось чье-то противное хихиканье. Попытки вызнать у Надежды Дмитриевны о наличии тайных ходов в особняке, фамильных приведений и прочее не внесли в расследование ясности. Финал. Конечно, следователь нашел преступников и получил полное признание. Только вот использовать результаты расследования для суда было невозможно. Убивали академика - царь Иван Грозный, императрица Екатерина Великая и пушкинский персонаж Евгений Онегин (их портреты висели в библиотеке). Приведения Академии знали все тайны академика Зубарева. Он был карьеристом, научные труды за него писал библиотекарь Ростовский. Академик изменял жене и обманывал общественность: говорил одно, думал иначе и делал третье. Так он одобрял в душе поведение Ивана Грозного и ему нравилась опричнина, но времена изменились и академику в последнем (якобы его научном труде) пришлось осудить русского царя за жестокость (что монарху не понравилось). Досталось и персонажу Пушкина - Евгению Онегину. Одна из тем школьных сочинений звучала: "Что бы было, если Онегина в поэме не было?". В итоге приведения осудили Зубарева за беспринципность и ему достался роковой удар по голове царским посохом. Выдав коллегам Зубарева результаты расследования, на полном серьезе рассказав про приведения, Ячменев остался собой доволен и пошел домой. Сами коллеги, зная правду о порочной деятельности академика Зубарева, увековечили его фамилию в названии переулка и школы, а также установили памятник. Для престижа Академии разумеется, все-таки хитрый Зубарев был знаменит, как видный ученый. Вряд ли у авторов повести хватило бы художественных форм, чтобы экранизировать такой сюжет в рамках детективного жанра и оставить Ячменева без смирительной рубашки. Рязанов и Брагинский всегда тонко иронизировали (или показывали явную сатиру) над недостатками советского общества, особенно интеллигенции (служащих). Тема карьеризма и плагиата в академических и писательских кругах была достаточно популярной в советской литературе, даже Сергей Михалков написал несколько пьес на эту тему. Но то были бытовые истории, а "Убийство в библиотеке" претендовало на детектив с элементами фантастики. Позднее, без привязки к данной повести современные авторы нащупали свою тему мистики и детективного рассказа в стенах библиотеки. Например, сборники "Однажды в библиотеке" ( vk.com/wall387847411_2218 ). Или вот Евгений Онегин тоже появился живёхонький в Ленинке (Российской государственной библиотеке) в романе Фаусто Грина "Книжные черви" ( vk.com/wall387847411_2131 ). Впрочем, тема библиотечных приведений пока не так популярна у современных писателей. Цитата из повести: "P. S. Спустя полтора месяца телефонный звонок разбудил следователя Ячменева в четыре часа ночи. - Это говорит привидение! - сказал незнакомый мужской голос. - Я только что убил кинорежиссера, который ставил картину на историческую тему".
Централизованная система городских библиотек
#ПРОЧИТАНО
#БИБЛИОТЕКИ
УБИЙСТВО В БИБЛИОТЕКЕ
Собрались как-то Иван Грозный, Екатерина Великая и Евгений Онегин в библиотеке и решили судить за беспринципность одного советского ученого. Вынесли ему смертный приговор и привели его в исполнение. А расследовать все это досталось заштатному следователю. СКАЖИТЕ - АНЕКДОТ, ТАК НЕ БЫВАЕТ! У кого не бывает, тот книг не читает!
Эту детективную историю советские читатели узнали из сборника 1969 г. Были в нем три повети - "Зигзаг удачи", "Убийство в библиотеке" и "Берегись автомобиля". Авторами значились Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов. Скорее всего в те годы рука читателя тянулась к двум киноповестям, хорошо известным зрителям СССР по ироническим комедиям режиссера Рязанова и сценариста Брагинского. Фильм "Берегись автомобиля" появился на экранах в 1966 г., "Зигзаг удачи" - в 1968 г. А вот повесть "Убийство в библиотеке" оставила после себя лишь легенду, что это единственное произведение соавторов, которое не удалось экранизировать. Мое мнение: "Оно к лучшему!".
Сама повесть написана в 1966 г. И несмотря на то, что изначально авторы видели сюжет в жанре иронического детектива, сейчас бы его отнесли к городскому фэнтези. Но в 1960-х жанра фэнтези не существовало, поэтому все происходящее в повести могло лишь относиться к бреду в голове пожилого следователя Ячменева. Не удалось авторам сделать повесть по-настоящему детективной, слишком переборщили с иронией и финальной частью (где собственно раскрываются все обстоятельства расследования дела, называются имена преступников).
Итак, в полночь следователю Георгию Борисовичу Ячменеву позвонили домой и признались в убийстве академика Сергея Ивановича Зубарева. Причина преступления - беспринципность жертвы.
Следователь сигнал проигнорировал, его мысли в течение всей повести были связаны с замужеством его 19-летней дочери и необходимостью принять в своей квартире ее будущего мужа. Следователь был в стрессе из-за семейных обстоятельств.
Однако, рано утром поступило сообщение о наличии тела академика в Академии школьных наук. Следователь в день бракосочетания дочери выехал на место преступления, не надеясь и не желая участвовать в свадьбе (персонаж предполагает, а авторы повести располагают).
Весь антураж происходящего очень напоминает советскую экранизацию книг о французском сыщике Мэгре. Да, и сам Ячменев по описанию очень на него походил по образу, манерам и ведению следствия, поэтому скорее всего авторы повести ориентировались (иронизировали) на персонаж Сименона. Прибавьте к этому не цветную пленку большинства фильмов 1960-1970-х, тогда появится в голове личная экранизация.
Ячменев приезжает к старому московскому особняку, где располагается Академия. Рядом в телефонной будке обнаруживается помощник следователя. В повести у Ячменева два помощника - молодые сотрудники уголовного розыска Иван Шалыто и Зиновий Фомин, являющиеся также поводами для иронии и смеха. Они комичны, ведут расследование в стиле книжного детектива и являются источниками глупых действий. Ячменев с ними разговаривает серьезно, не ожидая от их интеллектуальных способностей чего-нибудь толкового. Когда каждого (не вместе) он посылает в архивы для изучения поставленного вопроса, помощники теряются на два года, становятся специалистами каждый в своей историко-литературной теме и поступают служить в ту самую Академию школьных наук. И оба вспоминают в последствии, что Ячменев не смог раскрыть убийство академика Зубарева (читатель узнает об этом еще до финала).
Что касается Ячменева, то он по оставленным предметам рядом с жертвой находит их владельцев, они же подозреваемые в убийстве. Это Антон — молодой сотрудник Академии (он был новатором, а академик — консерватором), который ненавидел Зубарева, т. к. они любили одну и ту же женщину. А также та самая любимая женщина - Алла, очень красивая учительница русского языка, аспирантка Академии, возлюбленная Антона. Как не удивительно, жена Зубарева - Мария Никитична. Вполне понятно, Юрий Константинович Кузнецов — заместитель Зубарева, который метил на его место. И уж совсем очевидно, Ростовский Кирилл Петрович — главный хранитель библиотеки, где произошло убийство. Все они непонятным образом оказались после 24:00 в библиотеке (каждый в свое время) и обнаружили тело покойного, но тревогу не подняли. Лишь престарелая комендантша Надежда Дмитриевна (бывшая владелица особняка) сообщила о происшествии в милицию в 4 утра. Но только после того, как дочитала книгу из серии «Проклятые короли» Мориса Дрюона. Покойнику все-равно, а книга интересная!
Авторы не смогли внятно обосновать аномальную активность в библиотеке в первом часу ночи. "Проходной двор" получился.
Перед читателями, как и Ячменевым, вырисовывался круг подозреваемых и мотив преступления. Однако преступники (мужчина и женщина) по телефону назвались приведениями и их голоса не подходили к подозреваемым. Одновременно в библиотеке происходили непонятные явления. Без видимых причин разбивается ценная ваза у головы следователя, его помощника запирают в шкафу на ключ без наличия людей поблизости, слышалось чье-то противное хихиканье. Попытки вызнать у Надежды Дмитриевны о наличии тайных ходов в особняке, фамильных приведений и прочее не внесли в расследование ясности.
Финал. Конечно, следователь нашел преступников и получил полное признание. Только вот использовать результаты расследования для суда было невозможно. Убивали академика - царь Иван Грозный, императрица Екатерина Великая и пушкинский персонаж Евгений Онегин (их портреты висели в библиотеке). Приведения Академии знали все тайны академика Зубарева. Он был карьеристом, научные труды за него писал библиотекарь Ростовский. Академик изменял жене и обманывал общественность: говорил одно, думал иначе и делал третье. Так он одобрял в душе поведение Ивана Грозного и ему нравилась опричнина, но времена изменились и академику в последнем (якобы его научном труде) пришлось осудить русского царя за жестокость (что монарху не понравилось). Досталось и персонажу Пушкина - Евгению Онегину. Одна из тем школьных сочинений звучала: "Что бы было, если Онегина в поэме не было?". В итоге приведения осудили Зубарева за беспринципность и ему достался роковой удар по голове царским посохом. Выдав коллегам Зубарева результаты расследования, на полном серьезе рассказав про приведения, Ячменев остался собой доволен и пошел домой. Сами коллеги, зная правду о порочной деятельности академика Зубарева, увековечили его фамилию в названии переулка и школы, а также установили памятник. Для престижа Академии разумеется, все-таки хитрый Зубарев был знаменит, как видный ученый.
Вряд ли у авторов повести хватило бы художественных форм, чтобы экранизировать такой сюжет в рамках детективного жанра и оставить Ячменева без смирительной рубашки.
Рязанов и Брагинский всегда тонко иронизировали (или показывали явную сатиру) над недостатками советского общества, особенно интеллигенции (служащих). Тема карьеризма и плагиата в академических и писательских кругах была достаточно популярной в советской литературе, даже Сергей Михалков написал несколько пьес на эту тему. Но то были бытовые истории, а "Убийство в библиотеке" претендовало на детектив с элементами фантастики.
Позднее, без привязки к данной повести современные авторы нащупали свою тему мистики и детективного рассказа в стенах библиотеки. Например, сборники "Однажды в библиотеке" ( vk.com/wall387847411_2218 ). Или вот Евгений Онегин тоже появился живёхонький в Ленинке (Российской государственной библиотеке) в романе Фаусто Грина "Книжные черви" ( vk.com/wall387847411_2131 ). Впрочем, тема библиотечных приведений пока не так популярна у современных писателей.
Цитата из повести:
"P. S. Спустя полтора месяца телефонный звонок разбудил следователя Ячменева в четыре часа ночи.
- Это говорит привидение! - сказал незнакомый мужской голос. - Я только что убил кинорежиссера, который ставил картину на историческую тему".