Ведь жизнь кончается не завтра. Я перестану ждать тебя, а ты придешь совсем внезапно. А ты придешь, когда темно, когда в стекло ударит вьюга, когда припомнишь, как давно не согревали мы друг друга». Разве могут эти стихи, созданные чудесной поэтессой Вероникой Тушновой не волновать? Можно ли, пропуская их через сознание и сердце, не взгрустнуть и не задуматься над тем, как велико притяжение любви, за которое «можно все отдать»? Думается, ответ на эти невольно возникшие вопросы очевиден. И сколько бы не прошло времени, да и в каком бы обществе мы с вами не жили, даже и в сегодняшнем, подверженным влиянию антикультуры и бездуховности, где, к великому сожалению, попираются человеческие честь и достоинство, подменяемые вседозволенностью и безнравственностью - подлинное, возвышенное чувство всё равно непременно будет жить, трогать тонкие душевные струны и настраивать на веру в святость любви, без которой, как известно, люди существовать на этой многострадальной земле не имеют возможности. «А знаешь, все еще будет! Южный ветер еще подует, и весну еще наколдует, и память перелистает, и встретиться нас заставит, и еще меня на рассвете губы твои разбудят. Понимаешь, все еще будет! В сто концов убегают рельсы, самолеты уходят в рейсы, корабли снимаются с якоря… Если б помнили это люди, чаще думали бы о чуде, реже бы люди плакали». Уроженка Казани, дочь ученого, микробиолога, профессора Казанского ветеринарного института и выпускницы высших Бестужевских курсов, Вероника была одаренным ребенком. Она хорошо училась в школе, ей легко давались языки и к моменту получения школьного аттестата в 1928 году, девушка отлично владела английским и французским языками. Интересовала ее и литература, неплохо писала она школьные сочинения, отмечавшиеся учителями. Любила юная Вероника и поэзию, и живопись, ее стихи и рисунки украшали школьную стенгазету. Но, несмотря на тяготение к гуманитарным наукам и любовь к литературному творчеству, Тушнова, по настоянию отца, отличавшегося властным характером, поступает на медицинский факультет Казанского университета. Доучиваться же ей пришлось в Ленинграде, куда семья Вероники, в связи с назначением отца на ответственную должность во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (ВИЭМ), переберется в 1931 году. А вскоре их семья окажется уже и в Москве, где Тушнова продолжит обучение в аспирантуре при кафедре гистологии ВИЭМ. Однако, увлечения юности, Вероника также оставлять не собиралась. Она продолжает заниматься живописью и стихосложением, а в 1941 году, прислушавшись к мнению известной русской советской поэтессы Веры Инбер, читавшей ее стихи, Тушнова становится студенткой Литературного института имени А.М. Горького. Но Великая Отечественная война внесет в ее планы свои коррективы. С ее началом Тушнова переезжает обратно в Казань и устраивается работать в военный госпиталь палатным врачом. Тогда же, в непростых условиях военного времени, начнет оттачиваться и ее поэтическое мастерство. «Доктором с тетрадкой», называли Тушнову в то время, научившуюся на ходу записывать рождавшиеся в ее сознании строки, наполненные болью и страданиями советских граждан. Фактически же, дебют Тушновой в литературе состоится в 1945 году, когда она выпустит сборник «Первая книга», редактировать и составлять который ей поможет крупный русский советский поэт, лауреат Сталинской премии Павел Антокольский. Успех Тушновой был значительным. И все же, не так-то и гладко складывался ее литературный путь. При том, что Тушнову печатали в периодических изданиях, вторая книга ее стихов увидит свет лишь в 1954 году. Сегодня поэтессу принято представлять, как мастера любовной лирики, подчеркивая при сем ее аполитичность и то, что она, как пишут многие поклонники ее творчества, «никогда не прославляла власть имущих, не воспевала советский режим», а писала всем понятные, грустные стихи о любви, стихи-раздумья. Завершить же эти заметки об одной из самых проникновенных русских советских поэтесс мне бы хотелось такими ее словами: «Почему говорится: «Его не стало», если мы ощущаем его непрестанно, если любим его, вспоминаем, если – это мир, это мы для него исчезли. Неужели исчезнут и эти ели, и этот снег навсегда растает? Люди любимые, неужели вас у меня не станет?» К счастью, ни снег, ни ели, никуда, конечно, не исчезли. Не растворилось в памяти и имя Вероники Тушновой. Её по-прежнему «непрестанно» вспоминают, вновь и вновь обращаясь к ее удивительной поэзии. Переиздаются и книги поэтессы. А значит продолжает жить и поэтическое слово этой женщины-лирика, жившей в особом мире любви, грез, надежд и переживаний, о которых она всем нам на протяжении своего короткого творческого пути и рассказывала, – искренне, трогательно, без прикрас и фальши. #БиблиотекиМедногорска
Библиоскрепка
«Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга».
Разве могут эти стихи, созданные чудесной поэтессой Вероникой Тушновой не волновать? Можно ли, пропуская их через сознание и сердце, не взгрустнуть и не задуматься над тем, как велико притяжение любви, за которое «можно все отдать»?
Думается, ответ на эти невольно возникшие вопросы очевиден.
И сколько бы не прошло времени, да и в каком бы обществе мы с вами не жили, даже и в сегодняшнем, подверженным влиянию антикультуры и бездуховности, где, к великому сожалению, попираются человеческие честь и достоинство, подменяемые вседозволенностью и безнравственностью - подлинное, возвышенное чувство всё равно непременно будет жить, трогать тонкие душевные струны и настраивать на веру в святость любви, без которой, как известно, люди существовать на этой многострадальной земле не имеют возможности.
«А знаешь, все еще будет!
Южный ветер еще подует,
и весну еще наколдует,
и память перелистает,
и встретиться нас заставит,
и еще меня на рассвете
губы твои разбудят.
Понимаешь, все еще будет!
В сто концов убегают рельсы,
самолеты уходят в рейсы,
корабли снимаются с якоря…
Если б помнили это люди,
чаще думали бы о чуде,
реже бы люди плакали».
Уроженка Казани, дочь ученого, микробиолога, профессора Казанского ветеринарного института и выпускницы высших Бестужевских курсов, Вероника была одаренным ребенком. Она хорошо училась в школе, ей легко давались языки и к моменту получения школьного аттестата в 1928 году, девушка отлично владела английским и французским языками. Интересовала ее и литература, неплохо писала она школьные сочинения, отмечавшиеся учителями. Любила юная Вероника и поэзию, и живопись, ее стихи и рисунки украшали школьную стенгазету.
Но, несмотря на тяготение к гуманитарным наукам и любовь к литературному творчеству, Тушнова, по настоянию отца, отличавшегося властным характером, поступает на медицинский факультет Казанского университета.
Доучиваться же ей пришлось в Ленинграде, куда семья Вероники, в связи с назначением отца на ответственную должность во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (ВИЭМ), переберется в 1931 году. А вскоре их семья окажется уже и в Москве, где Тушнова продолжит обучение в аспирантуре при кафедре гистологии ВИЭМ.
Однако, увлечения юности, Вероника также оставлять не собиралась. Она продолжает заниматься живописью и стихосложением, а в 1941 году, прислушавшись к мнению известной русской советской поэтессы Веры Инбер, читавшей ее стихи, Тушнова становится студенткой Литературного института имени А.М. Горького.
Но Великая Отечественная война внесет в ее планы свои коррективы.
С ее началом Тушнова переезжает обратно в Казань и устраивается работать в военный госпиталь палатным врачом. Тогда же, в непростых условиях военного времени, начнет оттачиваться и ее поэтическое мастерство. «Доктором с тетрадкой», называли Тушнову в то время, научившуюся на ходу записывать рождавшиеся в ее сознании строки, наполненные болью и страданиями советских граждан.
Фактически же, дебют Тушновой в литературе состоится в 1945 году, когда она выпустит сборник «Первая книга», редактировать и составлять который ей поможет крупный русский советский поэт, лауреат Сталинской премии Павел Антокольский.
Успех Тушновой был значительным.
И все же, не так-то и гладко складывался ее литературный путь. При том, что Тушнову печатали в периодических изданиях, вторая книга ее стихов увидит свет лишь в 1954 году.
Сегодня поэтессу принято представлять, как мастера любовной лирики, подчеркивая при сем ее аполитичность и то, что она, как пишут многие поклонники ее творчества, «никогда не прославляла власть имущих, не воспевала советский режим», а писала всем понятные, грустные стихи о любви, стихи-раздумья.
Завершить же эти заметки об одной из самых проникновенных русских советских поэтесс мне бы хотелось такими ее словами:
«Почему говорится: «Его не стало»,
если мы ощущаем его непрестанно,
если любим его, вспоминаем,
если – это мир, это мы для него исчезли.
Неужели исчезнут и эти ели,
и этот снег навсегда растает?
Люди любимые, неужели
вас у меня не станет?»
К счастью, ни снег, ни ели, никуда, конечно, не исчезли.
Не растворилось в памяти и имя Вероники Тушновой.
Её по-прежнему «непрестанно» вспоминают, вновь и вновь обращаясь к ее удивительной поэзии.
Переиздаются и книги поэтессы.
А значит продолжает жить и поэтическое слово этой женщины-лирика, жившей в особом мире любви, грез, надежд и переживаний, о которых она всем нам на протяжении своего короткого творческого пути и рассказывала, – искренне, трогательно, без прикрас и фальши.
#БиблиотекиМедногорска