Боевые роботы Второй мировой

Боевые роботы Второй мировой - 900589234127
Если вы думаете, что боевые роботы и беспилотники – это примета армией ХХI век, то вы глубоко заблуждаетесь.
Первые боевые беспилотники появились еще накануне Второй мировой войны.
В последнее время вооруженные силы многих стран мира все больше внимания уделяют роботам, которые могли бы заменить человека на поле боя. А между тем беспилотные многоцелевые машины, предназначенные для выполнения различных вспомогательных функций в условиях войны (будь то подрыв объектов противника, инженерные работы или разведка), появились еще во время Первой мировой войны. Идею такого "беспилотников" танкостроителям подсказали моряки, которые с древнейших времен использовали брандеры - корабли, набитые порохом, которые шли на таран вражеских кораблей. Брандером управлял обычно один или два матроса, которые незадолго до столкновения поджигали судно-бомбу и прыгали за борт. Брандеры были настоящим ужасом для любого военного флота - остановить такие корабли было крайне трудно. Что ж, когда англичане и немцы стали экспериментировать с созданием танков, родилась идея и танкового "брандера".

Правда, в связи с окончанием Первой мировой войны беспилотники таки не сумели себя проявить в должной мере, зато к началу Второй мировой войны и в СССР, и в Германии появились уже настоящие военные части из управляемых на расстоянии танков - или, как их еще называли, телетанков.

Torpille Terrestre (Франция)

Боевые роботы Второй мировой - 900589266383
Первой боевой машиной, которой не требовался водитель в традиционном понимании, стал французский танк 1915 года – Torpille Terrestre, с французского – «наземная торпеда». Машина попросту подвозила взрывчатку (могла нести до 200 кг) к позициям противника и благополучно взрывалась. Управление осуществлялось с помощью двух кабелей, которые питали электродвигатели, путём простого включения и выключения. В СССР о таких технологиях задумались уже в двадцатых годах. Тогда никто не сомневался, что в следующей мировой войне решающую роль сыграет техника.

Т-18 (СССР)

Боевые роботы Второй мировой - 900589313743
Опытные работы в области отечественной танковой телемеханики развернулись во второй половине 1920-х гг. В 1927 году в Военной электротехнической академии (ВЭТА) РККА была разработана телеаппаратура для легкого танка «Рено русский» (это отечественный вариант французского «Рено» FT), а в Центральной лаборатории проводной связи (ЦЛПС) — для легкого танка МС-1 (Т-18).

В начале телетанки управлялись со стационарных пультов ПАУТ (пост автоматического управления танком), затем надежность телемеханической аппаратуры значительно возросла, что позволило передавать команды телетанку со специально разработанного танка управления (это обычные танки со штатным вооружением, дополненные оборудованием, позволявшим экипажу передавать команды телетанку). Это предоставляло оператору возможность перемещаться по полю боя под защитой брони.

Боевые роботы Второй мировой - 900589357775
Советские телетанки (справа) на Красной площади

В 1933 году телеуправляемый танк ТТ-18 испытывался с аппаратурой управления, размещенной на месте водителя. Этот танк мог выполнять 16 команд: поворачиваться, менять скорость, останавливаться, снова начинать движение, подрывать заряд ВВ, а при установке специальной аппаратуры ставить дымзавесу или выпускать ОВ. Дальность действия ТТ-18 составляла несколько сот метров. В ТТ-18 переоборудовали не менее 7 штатных танков МС-1, но на вооружение система так и не поступила.

ТТ-26 (СССР)

Боевые роботы Второй мировой - 900589375183

Новый этап в разработке телетанков наступил в 1934 году. Так, под шифром «Титан» был разработан телетанк ТТ-26, оснащенный съемным огнеметом. Радиостанции были ламповые и работали на двух частотах — KB и УКВ, на которые можно было переключаться. Часть ламп имела металлические колбы, но большинство были все же стеклянные. Как ни парадоксально, отказов не случалось! Вся конструкция крепилась на специальных пружинах-амортизаторах. Были и неожиданные новшества. Например, в случае выхода ТТ из зоны досягаемости управляющего танка, в ТТ автоматически срабатывало устройство команды «Стоп». Танк останавливался и ожидал с работающим двигателем очередной команды из ТУ, который к тому времени должен был приблизиться к ТТ на расстояние устойчивой работы радиоканалов. При попытке захвата врагом телетанка, согласно уставам, экипаж танка управления обязан был расстрелять машину ТТ из пушки.

Боевые роботы Второй мировой - 900589424079
Боевые роботы Второй мировой - 900589423823
Накануне войны было изготовлено 28 телемеханических групп (56 танков), которые поступили на вооружение двух специально сформированны[ батальонов — 217-го и 152-го, входивших в состав 30-й и З6-й танковых бригад. В сентябре 1939 г. 152-й батальон участвовал в освободительном походе в Западную Украину, правда, из-за сильно пересеченной местности и мощных противотанковых заграждений телеуправление практически не применялось. Попытки использовать эти машины для подрыва финских ДОТов не увенчались успехом: из-за слабой броневой защиты танков Т-26 противотанковые орудия противника расстреливали их еще до подхода к цели. Последний случай боевого применения телетанков в РККА произошел в 1942 году под Севастополем.

ТT-27

Боевые роботы Второй мировой - 900589445327
В 1932 году на базе танкетки Т-27 была выпущена опытная партия (5 штук) телетанкеток ТТ-27. Вооружение с танкеток сняли, а взамен поместили мощный заряд тротила. Управлялись танкетки по проводам.

Radio Controlled Car (США)

Боевые роботы Второй мировой - 900589468879
Колесная самоходка на радиоуправлении, созданная в 1923 году коллективом техников аэродрома McCook Field. В бою не применялась.

Sd.Kfz.300 (Германия)

Боевые роботы Второй мировой - 900589536207
Радиоуправляемые минные тралы, созданные конструктором и предпринимателем Карлом Боргвардом, основателем компании «Боргвард». Машина Sd.Kfz.300 имела имела два отделения – переднее (моторно-трансмиссионное) и заднее, в котором размещалась радиоаппаратура. Силовой установкой служил 29-сильный 4-цилиндровый бензиновый двигатель, позволявший тралу достигать скорости в 5 км/ч. Управление тралом осуществлялось оператором из малого командирского танка. Перед собой минный трал должен был толкать три тележки с дополнительными тралящими катками, которые должны были вызывать детонацию мин. К маю 1940 года было выпущено 50 единиц Sd.Kfz.300 B-I.

Боевые роботы Второй мировой - 900589560527
Слева направо: командирский танк, машина В-ІІ и Sd.Kfz.300.

В апреле 1940 года фирма Боргвард выпустила новый минный трал В-ІІ. Новая машина была значительно больше и тяжелее своей предшественницы – ей вес составлял 2,3 тонны. Двигатель также был заменен на более мощный – 49-сильный шестицилиндровый.

Sd.Kfz.301

Боевые роботы Второй мировой - 900589585615
Радиоуправляемый минный транспортер Sd.Kfz.301 предназначался для того, чтобы доставить заряды с установленным таймером к дотам и минным полям противника для их последующего подрыва. По сравнению с B-II компоновка машины изменилась. Спереди добавилось отделение для взрывчатки с направляющей, по которой она должна была скатываться на грунт. Далее шло отделение управления с местом механика-водителя и приспособлениями для ручного управления машиной. Там же размещалась и трансмиссия, состоявшая из гидротрансформатора и коробки передач на четыре скорости – две вперед и две назад. Кормовое отделение было моторным, там же с правой стороны (ближе к центру машины) размещалась и радиоаппаратура управления: радиоприемник, дешифратор и блок-реле системы взрыва.

Боевые роботы Второй мировой - 900589645263
Летом 1944 года был создан 302-й танковый батальон радиоуправляемых машин. Новая часть отправились на Восточный фронт в распоряжение командования Группы армий «Центр». Позже подразделения этого батальона участвовали в подавлении Варшавского восстания – транспортеры подрывали баррикады, возведенные восставшими.

Боевые роботы Второй мировой - 900589673423

Sd.Kfz.302 Goliath

Боевые роботы Второй мировой - 900589707727
Наибольшую известность получил легкий носитель зарядов Sd.Kfz.302 Goliath, который широко применялся для уничтожения бронетехники противника. Робот-камикадзе был дешев в производстве (особенно после замены ненадежного, но тихого электромотора на бензиновый двигатель) и эффективен. Имея вес менее 400 кг, Goliath мог нести 75-100 кг взрывчатки, а длина кабеля позволяла передвигаться на дистанцию до 700 метров. У самоходной мины были свои недостатки – слабая броня (всего 10 мм) и электрический кабель, который легко перерубался осколками снарядов или саперной лопаткой.

Боевые роботы Второй мировой - 900589763535
Боевые роботы Второй мировой - 900589789391

Sd. Kfz. 304 Springer

Боевые роботы Второй мировой - 900589809615

А вот "Средние носители зарядов" Sd. Kfz. 304 Springer в бою практически не использовали, их построили всего 50 штук, и они были довольно дорогими в производстве. Springer был создан на базе гусеничного мотоцикла Kleines Kettenkraftrad SdKfz 2, мог развивать скорость до 40 км/ч и перевозить до 330 кг взрывчатки. Для его управления немцы пытались применять видеокамеры, но это оказалось очень дорого в условиях тотальной войны.

Танк Нагаяма (Япония).

Боевые роботы Второй мировой - 900589830095

Построен на базе американского трактора "Fordson Crawler Tractor". Масса 3т, двигатель 20 лс. Функции: поддержка пехоты, подвоз боеприпасов, постановка мин (он их не зарывает, а кладет на землю, в траве мин почти не видно). Вооружение: пулемет. Управление по радио. Разработчик - майор Нагаяма.

Комментарии