КНИГА ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ШАХТЕРОВ
15 фев 2017

16 февраля 1944 года — взрыв газа в шахте «Байдаевская» г.

Сталинск (сейчас - Новокузнецк, Кемеровская область), в результате которого погибло около 120 горняков.
15 февраля в шахту спустились 215 рабочих третьей смены, 33 шахтостроителя, горный надзор и 80 заключенных с конвоем. Перед этим на горизонте +110 метров из-за отсутствия электроэнергии полсуток не работала вентиляция. Спуск людей разрешили под заверения, что энергия вот-вот будет включена. 16 февраля в 4:45 утра на первом квершлаге, в проходческом забое пласта № 16, горизонта +110 метров, в котором находились 12 человек, произошел взрыв метановоздушной смеси, усиленный взрывом угольной пыли.
Воздушная волна ударила вдоль квершлага, достигла горизонта +210 м. Там, по пласту № 10, в железных клетках под замком ожидали развода по рабочим местам заключенные. Еще 75 рабочих находились в пути к рабочим местам, шли по квершлагу. Раскаленные газы вызвали многочисленные пожары, которым способствовала подача свежего воздуха. Запылали деревянные стойки, на людях загорелась одежда. Угарный газ быстро распространялся по шахте, так как был включен вентилятор, лишь спустя некоторое время забойщик Суходоев сумел добраться и выключить его.
Плана ликвидации такой аварии у руководства не было, распоряжения о выводе шахтеров на поверхность были сделаны с опозданием. Горные мастера и бригадиры, боясь последующих обвинений в паникерстве, ждали указаний сверху. Тем временем люди под землей были предоставлены сами себе. Сразу погибли все шахтостроители и горняки одного из участков, остальные пытались спастись, но не смогли, работавшая вентиляция усиливала пожар и поток отравленных газов. Многие задохнулись, так и не добравшись до безопасных участков.
Лишь в 6 часов утра были вызваны начальник шахты М. В. Кузьмин, главный инженер шахты М. Фадеев, начальник вентиляции С. А. Дрогунов. Горноспасатели приехали на полчаса раньше начальства и, придя на горизонт +210 м, обнаружили, что все запасные выходы для спуска на + 110 м завалены. На разборы завалов и временный ремонт ушло более суток.
В общей сложности погибло более 120 человек. 12 проходчиков погибли от взрыва, а остальные — машинисты электровоза, опрокидчики, слесари, газомерщики, и т. д. — задохнулись угарным газом (содержание окиси углерода достигало 4 %).
По свидетельству председателя совета ветеранов шахты «Байдаевская» Евгения Бессонова, погибло более тридцати заключенных, которые в момент аварии находились на 16-м пласту в зарешеченных вагонетках под наблюдением вооруженной охраны. Конвой попытался спастись, но заключенным никто не помог, и они погибли, задохнувшись угарным газом.
По другим данным все 80 заключенных были выведены на поверхность заключенным Степаном Устюговым, который ранее руководил участком на прокопьевской шахте имени Молотова. Он успокоил людей, затем поднялся на поверхность, нашел помощника начальника караула, сумел убедить его в необходимости вывести заключенных и спустился вниз, где караул, получив приказ, начал выводить людей.
Из воспоминаний ветерана шахты Карла Таубе:
« Я работал на аварийных работах. Мне было приказано доставать трупы. Мой 45-летний напарник не мог смотреть на изуродованные тела, поэтому я, 15-летний подросток, сам доставал их из матрацев и складывал рядом. Матрацы со страшным грузом крепились в шурфе на тросы. За эти тросы мы и тянули их наверх. За смену мы вытащили 28 человек. От взрыва возникли пожары, многие скончались от ожогов. Некоторых так и не нашли, и для них шахта стала могилой. Трупы же тех, кого удалось вытащить, анатомировали в шахтовой мойке, затем везли в клуб, а оттуда — на кладбище. Всего было тридцать подвод. Морозы в это время еще стояли сильные, потому глину рвали аммонитом, но она все равно трудно поддавалась. Пришлось рыть могилу вручную. Большая была, человек на восемьдесят.»
В Книге памяти шахтеров, погибших в период Великой Отечественной войны, указывается, что причиной аварии оказалась неисправная лампа газомерщика. После подачи электроэнергии перед началом работы газомерщик пошел проверить лампой Вольфа наличие метана. Его осветительная бензиновая лампа, как установила позже комиссия, оказалась неисправна. По другой версии взрыв произошел из-за курения. По воспоминаниям старых шахтеров, тогда курили все, а на горизонте +210 даже разводили костры — погреться. Еще одна версия: из-за порыва кабеля получилось замыкание, в результате искра попала в загазованную атмосферу.
Виновниками трагедии комиссия посчитала начальника вентиляции С. А. Дрогунова — 8 лет тюремного заключения, главного инженера шахты М. Фадеева — 2 года заключения. Главного механика Хребтова, которого во время поисково-спасательных работ не нашли, признали врагом народа и посчитали, что именно он проложил неисправный кабель в забой 16-го пласта + 110 м. Лишь в 1950 году труп Хребтова был случайно обнаружен в забое.
В феврале 1944 года 87 человек, не имеющие родственников, похоронили в братской могиле на Байдаевском кладбище.
#февраль #кузбасс

Комментарии

Комментариев нет.