16 апр

ФИЛЬМ-ПАМЯТНИК СОВЕТСКИМ ПОДВОДНИКАМ «КОМАНДИР СЧАСТЛИВОЙ "ЩУКИ"»

Режиссер: Борис Волчек
Сценаристы: Александр Молдавский, Владимир Валуцкий, Борис Волчек
Операторы: Валентин Макаров, Борис Волчек
Монтаж: Лидия Милиоти
Композитор: Александр Зацепин
Художник: Владимир Аронин
В ролях: Пётр Вельяминов, Донатас Банионис, Владимир Иванов (II), Михаил Волков, Владимир Кашпур, Светлана Суховей, Елена Добронравова, Борис Белов, Станислав Бородокин, Павел Махотин, Шота Мшвениерадзе
"Командир счастливой "Щуки", художественный фильм 1972 года, рассказывает о боевых действиях на Северном флоте во время ВОВ. Тогда, в 1942 году, фашисты еще были в силе, они нацелились на Мурманск, без которого трудно было бы получать помощь союзников. И вот в то трудное время экипаж подводной лодки "Щ-721" во главе с капитаном бьет врага. В главной роли снялся великолепный Петр Вельяминов. Подлодку называли счастливой, потому что она возвращалась из самых сложных походов.
Но на самом деле, причина не только в везении. Капитан разработал свою тактику торпедной атаки — без перископа, приближаясь к неприятелю почти вплотную. Противник предпринял настоящую охоту на смельчака. Петр Вельяминов сыграл в этом фильме свою вторую роль в кино. Первой была роль Захара Большакова, в телефильме, снятом режиссерами Владимиром Краснопольским и Валерием Усковым по роману Анатолия Иванова "Тени исчезают в полдень". Та роль принесла Петру Сергеевичу всесоюзную популярность, а эта подтвердила его звездный статус.
Так уж получилось, что он начал сниматься в кино с главных ролей. Лет двадцать спустя, когда наступила эпоха "гласности", много заговорили о том, какая же это ирония судьбы, не просто дворянину, а потомку столбовых бояр — играть коммуниста! Автор этих строк периодически проезжает мимо подмосковной деревни Вельяминово и вспоминает этого прекрасного актера. Потом был другой телефильм, "Вечный зов", опять по роману Иванова.
Кроме того, Петр Сергеевич сыграл много военных, офицеров, генералов и просто образцовых руководителей, например, отважного капитана в "Пиратах ХХ века". Его кинокарьера продолжалась 35 лет, а актерская — целых 55 лет. Комиссара "счастливой щуки", Виктора Шеркниса, сыграл Донатас Банионис. К тому 1972 году он более 20 лет работал актером, уже снялся в легендарном фильме о советском разведчике "Мертвый сезон". Он вполне мог бы претендовать на главную роль.
Мог бы сыграть главную роль и питерский актер, статный красавец Михаил Волков, но он стал другим капитаном Валерием Рудаковым, другом и соперником Строгова. Как и Банионис, Волков — вжился в амплуа отважных разведчиков, сыграл главную роль в советской франшизе про немецкий центр шпионажа "Сатурн", где сыграл роль Крылова-Крамера. Но вот кто никак не мог тогда претендовать на роль капитана, так это Константин Райкин, он исполнил роль симпатичного кока Булкина, впервые появившись на киноэкране.
Петр Вельяминов вскоре после выхода фильма на всесоюзный экран переехал в Москву и поступил в труппу театра "Современник", где сыграл в первом режиссерском спектакле Галины Волчек. А собрал великолепную команду капитанов ее отец, режиссер Борис Волчек, лауреат трех Сталинских и Государственной премии в области кинематографии. Но прежде он работал оператором, а на седьмом десятке — переквалифицировался в режиссеры, причем, довольно успешно.
Два его первых фильма в новой ипостаси приключенческие: "Сотрудник ЧК" и "Обвиняется в убийстве". Снимая "Щуку" Волчеку пришлось взаимодействовать с командованием флота, у которого наверняка были свои пожелания, не всегда совместимые с требованиями искусства. Так что, за исключением некоторых несущественных деталей, в фильме все должно быть правильно и точно. Но правда жизни порой вступает в конфликт с правдой искусства, сейчас, спустя сорок лет с момента съемок, это становится более понятным. Сценарий вышел из-под пера специалиста, инженер-капитана I ранга Александра Молдавского.
После этого фильма он написал сценарии еще к пяти лентам о военных моряках, но о них мало кто сейчас вспоминает. Хотя, например, его триллер "Аллегро с огнем" — вполне можно отнести в разряд авторского кино. "Командир счастливой "Щуки" — самая запомнившаяся его работа. Соавтором выступил, в те времена начинающий сценарист, а ныне признанный мастер, Владимир Валуцкий, который до сих пор продолжает успешно работать в кино…
В очередной раз, вслепую потопив вражеский корабль, "Щука" остается одна против двух вражеских крейсеров. А ведь морякам пришлось взять на борт экипаж другой, поврежденной лодки. Наши оказались в тяжелой ситуации. Корабль на грунте, кислород кончается. И тут у одного из матросов сдали нервы, он решет всплыть. На немецком эсминце увидели показавшуюся на поверхности подводную лодку. Командир поднялся на мостик и отдав последний приказ: "Срочное погружение", передал командование Рудакову. Он спас корабль и экипаж ценой собственной жизни.
Если смотреть это кино сегодня, то просто не верится в искренность и правдивость рассказчиков. «Командир счастливой «Щуки» воспринимается как идеализированный фильм-пропаганда, а главный герой – капитан Алексей Строгов – и вовсе как полностью вымышленный персонаж. Тем не менее, в основу фильма взяты реальные события, а герой и подлодка «Щ-721» - собирательный образ двух командиров Северного флота. Об одном из них – легендарном капитан-лейтенанте Федоре Видяеве рассказывают те, кто бережно эту память хранит.
Александровск, Полярный, Видяево – закрытые города, где военные хранят тайны Заполярья, но охотно распахивают двери, когда речь заходит о подвигах и героях Северного флота. Екатерининская гавань, база подводных лодок Кольской флотилии в Полярном, – в годы войны колыбель Северного флота. Здесь находился штаб флотилии с главнокомандующим, с этих причалов корабли и подлодки уходили в боевые походы. За годы войны в боевых действиях участвовали 48 подводных лодок Северного флота. Из них ровно половина – 24 субмарины не вернулись назад. 23 погибших экипажа. И только один спасенный экипаж командира Видяева.
- Здесь подводные лодки «Щ-403» и «Щ-421» – это именно те корабли, которые послужили прообразом фильма, героя фильма «Командир счастливой «Щуки», - рассказывает Игорь Тимофеев, заместитель командира соединения подводных лодок Кольской флотилии по работе с личным составом. – «Щ-421» – это та подводная лодка, которая погибла, но экипаж её был спасён.
Фёдор Видяев родом из Самарской области, выпускник Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища, в 1938 году на подлодке «Д-1» участвовал в спасении с дрейфующей льдины героической четверки полярников-папанинцев. В 1940 году он был старпомом командира «Щ-421» Николая Лунина – другой легенды флота. После его перевода сам стал командиром - командиром счастливой «Щуки».
Главный герой фильма - командир Алексей Строгов - образ, конечно, собирательный. Жертвуя собой, как показано в конце сюжета фильма, он в точности повторяет подвиг другого командира подлодки «Щ-403» Семёна Коваленко, который будучи тяжело раненым, чтобы спасти экипаж, отдаёт свой последний приказ: «Погружайтесь без меня». Но основным прототипом все же был Видяев. Например, на кадрах фильма, когда главный герой подбирает на борт экипаж дрейфующей подлодки, а саму её пускает на дно – на поверхности можно разглядеть куски брезента. Это отсылка к безумной выходке капитана счастливой «Щуки», которая и помогла спасти единственный экипаж.
- В одном из походов во время взрыва мины у подлодки оторвало два винта. Она оказалась без хода, всплыли в районе противника, - рассказывает о реальном событии далёкой войны Юрий Бояркин, вице-адмирал, председатель Мурманской региональной общественной организации ветеранов подводного плавания и моряков подводников ВМФ. - Но пользуясь тем, что в море шёл снег, видимость плохая они сшили из брезента парус! Это вообще уникальный случай. Лодка шла под парусом пока ей навстречу не пришла «К-22», на которую и сняли экипаж.
Без хода, без возможности погружения, в нескольких километрах от берега противника, только благодаря апрельскому снегопаду, почти сутки «щукари» оставались незамеченными фашистами. А живыми – благодаря флотской смекалке. Немцы с берега три раза обнаруживали наше судно, но принимали его за норвежский рыболовецкий траулер под парусами. Им и в голову не могло прийти, что это была советская подводная лодка. Такого в истории Военно-морского флота не было ни до Видяева, ни после.
На рассвете «К-21» немцы всё-таки заметили маневры двух советских подлодок, выслали корабли охранения. Но за это время 26 человек экипажа перешли на К-22, а счастливую «Щуку» с повреждёнными винтами уничтожили торпедой немцы.
Через несколько месяцев Видяев стал командиром другой подлодки «Щ-422». За все время походов он был удостоен тремя орденами Красного Знамени и железным крестом Британской империи. Один из орденов он получил лично из рук адмирала Головко - за подвиг, который и лег в основу фильма.
Николай Недоля, начальник Дома офицеров гарнизона п.Видяево, вспоминает: «Когда Ф.А. Видяев был в 1942 году в одном из своих плаваний, когда он потопил два транспорта, два немецких тральщика бросились догонять советскую подлодку. Когда транспортные корабли охранения обнаружили её, то на экипаж «Щ-422» было сброшено 365 глубинных бомб. Моряки уже думали, что всё, их потопят, но Видяев дал команду на всплытие. Они выпустили две торпеды в сторону фашистских катеров. И одна из этих торпед, а вы представляете обводы этого корабля (!), попала в немецкий тральщик и он взорвался».
За это Видяева прозвали мастером пистолетного удара. Он уничтожил корабль противника на близком расстоянии, вслепую, по радиочастотам, в бесперископной атаке.
- Когда наша лодка пришла и пришвартовалась, то об этом оперативно доложили Головко. Он сам выбежал, увидел, сбежал по трапу на деревянный пирс, - рассказывает о далёких событиях Николай Недоля, начальник Дома офицеров гарнизона п.Видяево. – Во время доклада о прибытии в родной порт адмирал снял со своего кителя орден Красного Знамени и прицепил его тут же Ф.А. Видяеву за его подвиг.
Федор Видяев совершил 19 боевых походов, перед последним написал семье, что скоро приедет в отпуск и отправил сыну фотографию с памятной подписью. 1 июля 1943 года он ушёл в море, а 25 числа его «Щ-422» присвоили звание «Гвардейская подлодка». Но об этом командир уже не узнал.
Фильм открыл не только для отечественного, но и для мирового кино романтику службы моряков-подводников. Это первая в нашей стране картина о представителях этой профессии, если не считать научно-фантастической "Тайны двух океанов" 1956 года по роману Григория Адамова. Раньше военную подводную лодку показывали в кино как что-то страшное и чужеродное. Основания для этого были: весь флот Третьего Рейха, и, в частности, фашистские подводные лодки, были отлаженным и страшным орудием убийства, противостоять которому, а затем побеждать было нелегко.
#Кинематограф

Комментарии