ТРИ ИУДЕЯ, БРОШЕННЫЕ В РАСКАЛЕННУЮ ПЕЧЬ (по книге пророка Даниила), - ЭТО ТРИ ГЛАВНЫХ ЕРЕТИКА, СОЖЖЕННЫЕ В КЛЕТКЕ, В МОСКВЕ, В ЭПОХУ БОРЬБЫ С ЕРЕСЬЮ ЖИДОВСТВУЮЩИХ.
------------------------------------------------------------------------------------------------------- Один из самых известных сюжетов книги Даниила - это попытка сожжения вавилонянами трех отроков-иудеев в "печи огненной". Спрашивается, о каком реальном событии русской истории XVI века идет тут речь? Сейчас мы расскажем. Событие действительно было яркое и запоминающееся. Сначала открываем книгу Даниила. Она сообщает, что вавилоняне обратились к своему царю Навуходоносору с гневными словами: "Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются. Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго... Навуходоносор сказал им... если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете В ПЕЧЬ, РАСКАЛЕННУЮ ОГНЕМ... И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго... нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи... мы богам твоим служить не будем... Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился... и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее... и бросить их в печь, раскаленную огнем... И брошены в печь, раскаленную огнем. И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго. А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго... ходили посреди пламени, воспевая Бога" (Даниил 3:12-22). И далее: "А между тем... поднимался пламень над печью на сорок девять локтей и вырывался, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал около печи. Но Ангел Господень сошел в печь... и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним" (Даниил 3:46-50). ============================================================ И далее: "Тогда Седрах, Мисах и Авденаго вышли из среды огня... и даже запаха огня не было от них. Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго" (Даниил 3:93-95). =========================================================== Описанное событие - сожжение трех отроков в печи огненной - уникально в Библии. Другого такого, или подобного ему, события во всей библейской истории не описано.
Сюжет единственен. На рис.21.14 приведена старинная гравюра из "Флорентийской Иллюстрированной Хроники" якобы XV века, изображающей царя Навуходоносора и трех отроков-иудеев. Они связаны, но почему-то никакой огненной печи тут нет. Либо же огонь условно передан здесь лучами, исходящими из-под ног обнаженного мужчины справа вверху(золотой идол?).
На рис.21.15 мы приводим старинную гравюру из той же хроники с изображением "древнего Вавилона". ================================================================== А теперь обратимся к русской истории. А точнее, к борьбе православной церкви с ересью жидовствующих. Эти события, происходившие, вероятно, в основном во второй половине XVI века, затем, при хронологическом сдвиге примерно на сто лет, были искусственно "размазаны" по всему XVI веку и попали даже в конец XV века. См. подробности в ХРОН6,гл.7.
Спрашивается, отмечено ли в эпоху "Грозного царя" сожжение именно трех человек и именно "в печи" за их веру?
ДА, ОТМЕЧЕНО.
Причем это событие относится к числу весьма известных в русской истории XV-XVI веков. Пиком борьбы православной русской церкви с жидовствующими был собор 1504 года. Ему предшествовали следующие важные события. В 1499 году ================================================================== "Иоанн (III - Авт.) охладел к невестке (к еретичке Елене Волошанке - Авт.) и примирился с Софьей Фоминичной (своей первой женой - Авт.), постоянной горячей ревнительницей православия, которая с сыном Василием поддерживала частые отношения как с Геннадием, так и с Иосифом Волоцким" [578], кн.2, т.3, с.210. ==================================================================
Иван III Грозный ПОКАЯЛСЯ в своем грехе, отступился от еретиков и попросил прощения у православной церкви. В 1503 году состоялся церковный собор, на котором были сформулированы суровые требования в отношении еретиков.
В следующем, 1504 году, состоялся собор, на котором еретики были категорически осуждены. ================================================================= "На соборе 1504 года обличителем жидовствующих явился Иосиф (Волоцкий - Авт.).
ГЛАВНЕЙШИЕ ВИНОВНЫЕ - дьяк Волк Курицын, Димитрий Коноплев и Иван Максимов были преданы в руки гражданского суда, А ЗАТЕМ СОЖЖЕНЫ В КЛЕТКЕ 28 декабря в Москве" [578], кн.2, т.3, с.211. ===============================================================
Вот мы и встретились с сожжением ТРЕХ ЕРЕТИКОВ В КЛЕТКЕ в 1504 году. Скорее всего, это событие и отразилось на страницах Библии, в книге Даниила, как "сожжение в печи трех отроков" (еретиков?).
Летопись выражается так: ================================================================ "Тояже зимы князь великий Иван Васильевич и сын его князь великий Василий Иванович всея Русии со отцем своим, с Симоном митрополитом, и с епископы и с всем собором обыскаша еретиков и велеша лихих смертною казнью казнити. И СОЖИГОША В КЛЕТКЕ дьяка Волка Курицына, да Митю Коноплева, да ИвашкаМаксимова декабря 27-го, а Некрасу Рукавову повелеша языка урезати и в Новегороде в Великом сожгоша его.
Тоеже зимы архимандрита Кассиана Юрьевского сожгоша и брата его (Ивашку Чернаго) и иных многих (?) еретиков сожгоша, а иных в заточение послаша, а иных по монастырем". Цит. по [372], т.1, с.500.
Буквально то же самое, практически слово в слово, говорит и Патриаршая, или Никоновская Летопись [586:1], т.12, с.258.
Итак, кроме главного сожжения в клетке ТРЕХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЕРЕСИ в 1504 году произошли и другие казни, второстепенных деятелей секты. Но эти казни носили уже, так сказать, вторичный, менее яркий характер. О сожжении ИМЕННО В КЛЕТКЕ больше ничего не говорится. Сообщается "просто о сожжениях".
Как мы уже цитировали, "Некрасу Рукавову отрезали язык и отправили в Новгород; там его сожгли с архимандритом Касьяном, братом, и некоторыми другими.
Менее виновных отправили на заточение в тюрьмы, а еще менее виновных в монастыри... Удар, нанесенный ереси собором 1504 года, был очень силен, но однако не окончательно искоренил ее" [578], кн.2,т.3, с.211.
Здесь стоит отметить, что имена ТРЕХ сожженных в клетке жидовствующих еретиков, а именно, Волк Курицын, Димитрий Коноплев и Иван Максимов, никак не похожи на имена ТРЕХ иудеев-отроков, брошенных в огненную печь при Навуходоносоре, а именно, Седрах, Мисах и Авденаго.
Сопоставление двух троек имен показывает, что ничего общего между указанными русскими и библейскими именами, скорее всего, нет. В чем дело? Неужели сравниваемые нами русские и библейские свидетельства здесь разошлись?
Оказывается, нет. Все в порядке. Чуть ниже мы увидим, что в русской истории XVI века библейские имена
- Седрах, Мисах и Авденаго - присутствуют.
Между прочим, митрополит Макарий добавляет: "А через двадцать дней после первой казни (может быть, случайное совпадение) скончалась в темнице (18 января) и несчастнаякнягиня Елена" [500], кн.4, часть 1, с.78.
Сегодня мы вряд ли сможем узнать - случайно или нет бывшая жена Ивана III, еретичка Елена Волошанка, она же библейская Есфирь, ввергшая страну в кровавую смуту и организовавшая, как говорит Библия, погром Персов, умерла как раз в те дни, когда в качестве ответной меры на Руси казнили главных еретиков. Библейская книга "Есфирь" хранит полное молчание об этом, см. ХРОН6,гл.7.
Однако нам еще рано расставаться с сюжетом о сожжении. Возникает законный вопрос. Сообщая о сожжении трех иудеев в печи огненной, книга Даниила настаивает, тем не менее, будто все трое спаслись, что огонь не тронул их, хотя и пылал вокруг. В чем дело?
Конечно, можно было бы предположить, что библейские авторы данной книги, явно сочувствующие трем отрокам, символически изобразили дело так, будто Бог все-таки помог им и вырвал из пасти смерти. Так сказать, спас от огня. Может быть.
Однако намкажется, что здесь тесно переплелись два реальных события, происшедших в русской истории XVI века. Об одном мы только что рассказали. Чтобы пояснить, о каком втором событии могла упомянуть тут Библия, вернемся немного назад во времени, в конец якобы XV века.
В это время против зародившейся ереси жидовствующих активно выступили преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский), рис.21.16, и митрополит Геннадий Новгородский.
При этом Иван III Грозный и часть его двора фактически саботировали борьбу с ересью, всячески препятствуя расследованию и поддерживая еретиков. Однако под давлениемправославной церкви следствие, хотя и с трудом, все-таки продвигалось.
Историк церкви А.В.Карташев сообщает:
<<Страстный враг ереси, преп. Иосиф Волоцкий в своем "Просветителе" дает нам такой список изобличенных: ================================================================= "Ивашка Максимов, зять попа Алексия, его отец поп Максим, Гридя Клоч, Григорий Тучин, его же отец бяше в Новеграде велику власть имея (это современный посадник Новгорода), поп Григорий, сын его Самсонка (тоже поп), Гридя, дьяк Борисоглебский, Лавреш, Мишук Собака, зять попа Дениса - Васюк Сухой, попы Федор и Василий Покровские, поп Яков Апостольский,Юрка Семенов, Авдей да Степан - крылошане, поп Иван Воскресенский, диакон Макар, дьяк Самуха, поп Наум"... ================================================================= По всем признакам все дело принципиально было поставлено, как секретный заговор...
Целых десять лет удавалось секте сохранять свой конспиративный быт>> [372], т.1, с.490.
Такой же скрытный характер секты отмечает и библейская книга Даниила, говоря оДанииле и его сподвижниках при дворе вавилонского царя.
А.Нечволодов сообщает далее, что фактически при поддержке Ивана III Грозного во главе русской церкви был поставлен еретик.
<<Между тем умер митрополит Геронтий, и на его место был поставлен тайный последователь жидовствующих - симоновский архимандрит Зосима. На это поставление уговорил великого князя (то есть Ивана III - Авт.)... соборный протопоп Алексий,
"своими волхованиями подойде Державного, да поставит на престоле святительском скверногососуда сатанина, его же напои ядом жидовского". Таким образом, во главе всей Русскойцеркви стал жидовствующий митрополит. Опасность была поистину велика>> [578], кн.2,т.3, с.205-206.
Геннадий и его соратники приложили много усилий, чтобы созвать церковный собор для пресечения ереси. Несмотря на сильное противодействие властей, собор все-таки состоялся якобы в 1490 году. На нем ересь была осуждена, хотя при этом всеми был отмечен "странный либерализм" светской власти [372], т.1, с.495.
А.В.Карташев продолжает:
"После столь великого шума, поднятого около дела открытия ереси, судебно-следственная сеть во всем Новгороде и Москве могла выловить ВСЕГО- НАВСЕГО ТОЛЬКО ДЕВЯТЬ ЧЕЛОВЕК...
Преп. Иосиф (Волоцкий - Авт.), со включением инока Захара-стригольника, перечисляет поименно всего только девять лиц: протопопа Гавриила, попа Дениса, Максима попа Ивановского, Василия попа Покровского, Макария диакона Никольского, Гридьку диака Борисо-Глебского, Васюка, зятя Денисова, Самуху диакона Никольского" [372], т.1, с.496.
Приговор Собора был расценен как странно мягкий. И понятно почему. За еретиков вступился сам царь. =============================================================== "Собор, СОГЛАСНО ВОЛЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ (то есть Ивана III Грозного - Авт.), и этих немногих виновных присудил ТОЛЬКО К ЗАТОЧЕНИЮ И ПОКАЯНИЮ" [372], т.1, с.496. =============================================================== То есть к казни или к сожжению никого не приговорили. Взамен был организован некий показательный спектакль, инсценировка. Еретиков направили в Новгород.
Далее события разворачивалось следующим образом.
А.В.Карташев сообщает:
<<За сорок верст до Новгорода люди Геннадия встретили арестантов, посадили на коней лицом к хвосту лошадей, за который всадники должны были держаться. На головы надели БЕРЕСТЯНЫЕ КОЛПАКИ с мочальными кистями и с надписью "се есть сатанино воинство". Когда кавалькада прибыла на городскую площадь, то ШЛЕМЫ БЫЛИ ЗАЖЖЕНЫ НА ГОЛОВАХ ЕРЕТИКОВ, и сверх того некоторые из осужденных были еще биты публично, затем заключены в заточение. Очевидно не строгое, если вскоре все разбежались... Преп. Иосиф поясняет эту возможность убега опять ОБМАНОМ ВЛАСТЕЙ И ПРИТВОРСТВОМ... Неискренняя линия самой власти свела почти на нет всю инквизиторскую ревность архиеп. Геннадия.
При дворе царил Федор Курицын. Церковь возглавлял Зосима. Ересь не только не замирала, но, можно сказать, пышно цвела и распространялась>> [372], т.1, с.497. ================================================================ Н.М.Карамзин добавляет к этой сцене такие детали:
"Народ плевал им (еретикам - Авт.) в глаза, восклицая: се враги Христовы! и в заключение СЖЕГ У НИХ НА ГОЛОВЕ ШЛЕМЫ. Те, которые хвалили сие действие как достойное ревности Христианской, без сомнения осуждали умеренность Великого Князя, НЕ ХОТЕВШЕГО УПОТРЕБИТЬ НИ МЕЧА НИ ОГНЯ ДЛЯ ИСТРЕБЛЕНИЯ ЕРЕСИ" [362], кн.2, т.6, гл.3, столбец 124. ================================================================ Перечисленные свидетельства совершенно ясно показывают, что в этот раз никого не сожгли. А символически спалили лишь несколько "еретических колпаков" на головах.
Скорее всего, были предприняты специальные меры, ЧТОБЫ ЛЮДИ ПРИ ЭТОМ НЕ ПОСТРАДАЛИ. Сделать это было совсем нетрудно. Ведь колпаки, как сказано, были берестяными. Береста сгорает быстро. Достаточно смочить волосы или одеть под колпак еще какую-либо шапку, чтобы голова не пострадала.
Но сам спектакль дал затем повод к ярким литературным описаниям, одно из которых мы и видим в библейской книге Даниила. Горящие колпаки превратили в "печь огненную" (склеив, кстати, этот сюжет с более поздним, реальным сожжением трех еретиков в раскаленной клетке). Но при этом довольно правильно указали, что огонь горел ВОКРУГ ОСУЖДЕННЫХ.
Действительно, береста горела вокруг головы, то есть огонь как бы окружил людей. А они "ходили внутри, не сгорая". И уцелели.
Литературный образ затем усилили словами, будто огонь, окруживший отроков, спалил "плохих людей", вавилонян, разжигавших пламя снаружи. То есть тех, кто противостоял ереси.
Как, собственно, не скрывая, и говорит Библия.
Интересен также вопрос об именах трех осужденных отроков. Библия утверждает, чтозвали их
- Седрах, Мисах и Авденаго.
Были ли среди осужденных еретиков в XVI веке люди с такими или похожими именами? Да, были.
В списке изобличенных еретиков, составленном Иосифом Волоцким, назван дьяк САМУХА [372], т.1, с.490.
Вероятно, он и отразился на страницах книги Даниила под именем МИСАХ. Отличие лишь в перестановке согласных: Мисах = МСХ --> СМХ = Самуха.
Стоит отметить, что тот же Самуха, как "Самуха диакон Никольский", упомянут и в обвинительном акте 1504 года [372], т.1, с.496.
Далее, в списке Иосифа Волоцкого названы ГРИДЯ Клоч, а также ГРИДЯ, дьяк Борисоглебский [372], т.1, с.490.
Кроме того, тот же "Гридька диак Борисо-Глебский", упомянут и в акте 1504 года [372], т.1, с.496.
Скорее всего, это и есть библейский СЕДРАХ при обратном прочтении имени, то есть: Гридя = ГРД --> сДРХ = Седрах.
И, наконец, в списке Иосифа Волоцкого мы видим АВДЕЯ [372], т.1, с.490.
А именно, названы "Авдей да Степан - крылошане".
По-видимому, это и есть библейский АВДЕнаго.
Может быть, книга Даниила назвала его Авдеем Нагим, в результате чего и получилось имя
Авденаго.
Таким образом, среди известных еретиков, осужденных на соборе XVI века, мы видим троих, имена которых упомянуты и в библейской книге Даниила.
На рис.21.17 мы приводим старинную миниатюру, изображающую Иосифа Волоцкого,составляющего свой обвинительный акт против еретиков.
На рис.21.18 показана миниатюра из Летописного лицевого свода, изображающая суд над жидовствующими на Руси в 1506 году.
Она очень интересна. Обратите внимание, что СПРАВА ВВЕРХУ ИЗОБРАЖЕНА ПЕЧЬ ОГНЕННАЯ ИЛИ ДОМ, ПОХОЖИЙ НА ПЕЧЬ, ГДЕ СГОРАЮТ ТРИ ЧЕЛОВЕКА. В ТОЧНОСТИ КАК ЭТО И ОПИСАНО В БИБЛЕЙСКОЙ "КНИГЕ ПРОРОКА ДАНИИЛА".
Мы видим, что старинная русская миниатюра прекрасно подтверждает нашу реконструкцию.
То есть она представляет сожжение трех жидовствующих в XVI веке именно как сожжение иудейских отроков
Седраха, Мисаха и Авденаго,
описанное в библейской книге Даниила. Сравните с иллюстрацией к книге Даниила из "Хроники" Хартмана Шеделя на рис.21.8.
На обоих гравюрах изображено, в общем, ОДНО И ТО ЖЕ.
Загадки и тайны истории. Древние цивилизации.
ТРИ ИУДЕЯ, БРОШЕННЫЕ В РАСКАЛЕННУЮ ПЕЧЬ (по книге пророка Даниила), - ЭТО ТРИ ГЛАВНЫХ ЕРЕТИКА, СОЖЖЕННЫЕ В КЛЕТКЕ, В МОСКВЕ, В ЭПОХУ БОРЬБЫ С ЕРЕСЬЮ ЖИДОВСТВУЮЩИХ.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Один из самых известных сюжетов книги Даниила - это попытка сожжения вавилонянами трех отроков-иудеев в "печи огненной".
Спрашивается, о каком реальном событии русской истории XVI века идет тут речь? Сейчас мы расскажем. Событие действительно было яркое и запоминающееся.
Сначала открываем книгу Даниила. Она сообщает, что вавилоняне обратились к своему царю Навуходоносору с гневными словами: "Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются. Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго... Навуходоносор сказал им... если же не поклонитесь, то в
тот же час брошены будете В ПЕЧЬ, РАСКАЛЕННУЮ ОГНЕМ... И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго... нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи... мы богам твоим служить не будем... Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился... и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее... и бросить их в печь, раскаленную огнем... И брошены в печь, раскаленную огнем. И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя
огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго. А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго... ходили посреди пламени, воспевая Бога" (Даниил 3:12-22).
И далее: "А между тем... поднимался пламень над печью на сорок девять локтей и вырывался, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал около печи. Но Ангел Господень сошел в печь... и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним" (Даниил 3:46-50).
============================================================
И далее: "Тогда Седрах, Мисах и Авденаго вышли из среды огня... и даже запаха огня не было от них. Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго" (Даниил 3:93-95).
===========================================================
Описанное событие - сожжение трех отроков в печи огненной - уникально в Библии.
Другого такого, или подобного ему, события во всей библейской истории не описано.
Они связаны, но почему-то никакой огненной печи тут нет. Либо же огонь условно передан здесь лучами, исходящими из-под ног обнаженного мужчины справа вверху(золотой идол?).
изображением "древнего Вавилона".
==================================================================
А теперь обратимся к русской истории. А точнее, к борьбе православной церкви с ересью жидовствующих. Эти события, происходившие, вероятно, в основном во второй половине XVI века, затем, при хронологическом сдвиге примерно на сто лет, были искусственно "размазаны" по всему XVI веку и попали даже в конец XV века. См. подробности в ХРОН6,гл.7.
Спрашивается, отмечено ли в эпоху "Грозного царя" сожжение именно трех человек и именно "в печи" за их веру?
ДА, ОТМЕЧЕНО.
Причем это событие относится к числу весьма известных в русской истории XV-XVI веков.
Пиком борьбы православной русской церкви с жидовствующими был собор 1504 года.
Ему предшествовали следующие важные события. В 1499 году
==================================================================
"Иоанн (III - Авт.) охладел к невестке (к еретичке Елене Волошанке - Авт.) и примирился с Софьей Фоминичной (своей первой женой - Авт.), постоянной горячей ревнительницей православия, которая с сыном Василием поддерживала частые отношения как с Геннадием, так и с Иосифом
Волоцким" [578], кн.2, т.3, с.210.
==================================================================
Иван III Грозный ПОКАЯЛСЯ в своем грехе, отступился от еретиков и попросил прощения у православной церкви. В 1503 году состоялся церковный собор, на котором были сформулированы суровые требования в отношении еретиков.
В следующем, 1504 году, состоялся собор, на котором еретики были
категорически осуждены.
=================================================================
"На соборе 1504 года обличителем жидовствующих явился Иосиф (Волоцкий - Авт.).
ГЛАВНЕЙШИЕ ВИНОВНЫЕ - дьяк Волк Курицын, Димитрий Коноплев и Иван Максимов были преданы в руки гражданского суда, А ЗАТЕМ СОЖЖЕНЫ В КЛЕТКЕ 28 декабря в Москве" [578], кн.2, т.3, с.211.
===============================================================
Вот мы и встретились с сожжением ТРЕХ ЕРЕТИКОВ В КЛЕТКЕ в 1504 году. Скорее всего, это событие и отразилось на страницах Библии, в книге Даниила, как "сожжение в печи трех отроков" (еретиков?).
Летопись выражается так:
================================================================
"Тояже зимы князь великий Иван Васильевич и сын его князь великий Василий Иванович всея Русии со отцем своим, с Симоном митрополитом, и с
епископы и с всем собором обыскаша еретиков и велеша лихих смертною казнью казнити.
И СОЖИГОША В КЛЕТКЕ дьяка Волка Курицына, да Митю Коноплева, да ИвашкаМаксимова декабря 27-го, а Некрасу Рукавову повелеша языка урезати и в Новегороде в Великом сожгоша его.
Тоеже зимы архимандрита Кассиана Юрьевского сожгоша и брата
его (Ивашку Чернаго) и иных многих (?) еретиков сожгоша, а иных в заточение послаша, а иных по монастырем". Цит. по [372], т.1, с.500.
=================================================================
Буквально то же самое, практически слово в слово, говорит и Патриаршая, или Никоновская Летопись [586:1], т.12, с.258.
Итак, кроме главного сожжения в клетке ТРЕХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЕРЕСИ в 1504 году произошли и другие казни, второстепенных деятелей секты. Но эти казни носили уже, так сказать, вторичный, менее яркий характер. О сожжении ИМЕННО В КЛЕТКЕ больше ничего не говорится. Сообщается "просто о сожжениях".
Как мы уже цитировали, "Некрасу Рукавову отрезали язык и отправили в Новгород; там его сожгли с архимандритом Касьяном, братом, и некоторыми другими.
Менее виновных отправили на заточение в тюрьмы, а еще менее виновных в монастыри... Удар, нанесенный ереси собором 1504 года, был очень силен, но однако не окончательно искоренил ее" [578], кн.2,т.3, с.211.
Здесь стоит отметить, что имена ТРЕХ сожженных в клетке жидовствующих еретиков, а именно, Волк Курицын, Димитрий Коноплев и Иван Максимов, никак не похожи на имена ТРЕХ иудеев-отроков, брошенных в огненную печь при Навуходоносоре, а именно, Седрах, Мисах и Авденаго.
Сопоставление двух троек имен показывает, что ничего общего между указанными русскими и библейскими именами, скорее всего, нет. В чем
дело? Неужели сравниваемые нами русские и библейские свидетельства здесь разошлись?
Оказывается, нет. Все в порядке. Чуть ниже мы увидим, что в русской истории XVI века библейские имена
- Седрах, Мисах и Авденаго - присутствуют.
Между прочим, митрополит Макарий добавляет: "А через двадцать дней после первой казни (может быть, случайное совпадение) скончалась в темнице (18 января) и несчастнаякнягиня Елена" [500], кн.4, часть 1, с.78.
Сегодня мы вряд ли сможем узнать - случайно или нет бывшая жена Ивана III, еретичка Елена Волошанка, она же библейская Есфирь, ввергшая страну в кровавую смуту и организовавшая, как говорит Библия, погром Персов,
умерла как раз в те дни, когда в качестве ответной меры на Руси казнили главных еретиков. Библейская книга "Есфирь" хранит полное молчание об этом, см. ХРОН6,гл.7.
Однако нам еще рано расставаться с сюжетом о сожжении. Возникает законный вопрос.
Сообщая о сожжении трех иудеев в печи огненной, книга Даниила настаивает, тем не менее, будто все трое спаслись, что огонь не тронул их, хотя и пылал вокруг. В чем дело?
Конечно, можно было бы предположить, что библейские авторы данной книги, явно сочувствующие трем отрокам, символически изобразили дело так, будто Бог все-таки помог им и вырвал из пасти смерти. Так сказать, спас от огня. Может быть.
Однако намкажется, что здесь тесно переплелись два реальных события, происшедших в русской истории XVI века. Об одном мы только что рассказали. Чтобы пояснить, о каком втором событии могла упомянуть тут Библия, вернемся немного назад во времени, в конец якобы XV века.
В это время против зародившейся ереси жидовствующих активно выступили
преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский), рис.21.16, и митрополит Геннадий Новгородский.
Историк церкви А.В.Карташев сообщает:
<<Страстный враг ереси, преп. Иосиф Волоцкий в своем "Просветителе" дает нам такой список изобличенных:
=================================================================
"Ивашка Максимов, зять попа Алексия, его отец поп Максим, Гридя Клоч, Григорий Тучин, его же отец бяше в Новеграде велику власть имея (это современный посадник Новгорода), поп Григорий, сын его Самсонка (тоже поп), Гридя, дьяк Борисоглебский, Лавреш, Мишук Собака, зять попа
Дениса - Васюк Сухой, попы Федор и Василий Покровские, поп Яков Апостольский,Юрка Семенов, Авдей да Степан - крылошане, поп Иван Воскресенский, диакон Макар, дьяк Самуха, поп Наум"...
=================================================================
По всем признакам все дело принципиально было поставлено,
как секретный заговор...
Целых десять лет удавалось секте сохранять свой конспиративный быт>> [372], т.1, с.490.
Такой же скрытный характер секты отмечает и библейская книга Даниила, говоря оДанииле и его сподвижниках при дворе вавилонского царя.
А.Нечволодов сообщает далее, что фактически при поддержке Ивана
III Грозного во главе русской церкви был поставлен еретик.
<<Между тем умер митрополит Геронтий, и на его место был поставлен тайный последователь жидовствующих - симоновский архимандрит Зосима.
На это поставление уговорил великого князя (то есть Ивана III - Авт.)... соборный протопоп Алексий,
"своими волхованиями подойде Державного, да поставит на престоле святительском скверногососуда сатанина, его же напои ядом жидовского". Таким образом, во главе всей Русскойцеркви стал жидовствующий митрополит. Опасность была поистину велика>> [578], кн.2,т.3, с.205-206.
Геннадий и его соратники приложили много усилий, чтобы созвать церковный собор для пресечения ереси. Несмотря на сильное противодействие властей, собор все-таки состоялся якобы в 1490 году. На нем ересь была осуждена, хотя при этом всеми был отмечен "странный либерализм" светской власти [372], т.1, с.495.
А.В.Карташев продолжает:
"После столь великого шума, поднятого около дела открытия ереси, судебно-следственная сеть во всем Новгороде и Москве могла выловить ВСЕГО-
НАВСЕГО ТОЛЬКО ДЕВЯТЬ ЧЕЛОВЕК...
Преп. Иосиф (Волоцкий - Авт.), со включением инока Захара-стригольника, перечисляет поименно всего только девять лиц:
протопопа Гавриила, попа Дениса, Максима попа Ивановского, Василия попа
Покровского, Макария диакона Никольского, Гридьку диака Борисо-Глебского, Васюка, зятя Денисова, Самуху диакона Никольского" [372], т.1, с.496.
Приговор Собора был расценен как странно мягкий. И понятно почему. За еретиков вступился сам царь.
===============================================================
"Собор, СОГЛАСНО ВОЛЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ (то есть Ивана III Грозного - Авт.), и этих немногих виновных присудил ТОЛЬКО К ЗАТОЧЕНИЮ И ПОКАЯНИЮ" [372], т.1, с.496.
===============================================================
То есть к казни или к сожжению никого не приговорили.
Взамен был организован некий показательный спектакль, инсценировка. Еретиков направили в Новгород.
Далее события разворачивалось следующим образом.
А.В.Карташев сообщает:
<<За сорок верст до Новгорода люди Геннадия встретили арестантов, посадили на коней лицом к хвосту лошадей, за который всадники должны
были держаться. На головы надели БЕРЕСТЯНЫЕ КОЛПАКИ с мочальными кистями и с надписью "се есть сатанино воинство". Когда кавалькада прибыла на городскую площадь, то ШЛЕМЫ БЫЛИ ЗАЖЖЕНЫ НА ГОЛОВАХ ЕРЕТИКОВ, и сверх того некоторые из осужденных были еще биты публично, затем заключены в заточение. Очевидно не строгое, если вскоре все разбежались... Преп. Иосиф поясняет эту возможность убега опять ОБМАНОМ ВЛАСТЕЙ И ПРИТВОРСТВОМ... Неискренняя линия самой власти свела почти на нет всю инквизиторскую ревность архиеп. Геннадия.
При дворе царил Федор Курицын. Церковь возглавлял Зосима. Ересь не только не замирала, но, можно сказать, пышно цвела и распространялась>> [372], т.1, с.497.
================================================================
Н.М.Карамзин добавляет к этой сцене такие детали:
"Народ плевал им (еретикам - Авт.) в глаза, восклицая: се враги Христовы! и в заключение СЖЕГ У НИХ НА ГОЛОВЕ ШЛЕМЫ. Те, которые хвалили сие действие как достойное ревности Христианской, без сомнения осуждали умеренность Великого Князя, НЕ ХОТЕВШЕГО УПОТРЕБИТЬ НИ
МЕЧА НИ ОГНЯ ДЛЯ ИСТРЕБЛЕНИЯ ЕРЕСИ" [362], кн.2, т.6, гл.3, столбец 124.
================================================================
Перечисленные свидетельства совершенно ясно показывают, что в этот раз никого не сожгли. А символически спалили лишь несколько "еретических колпаков" на головах.
Скорее всего, были предприняты специальные меры, ЧТОБЫ ЛЮДИ ПРИ ЭТОМ НЕ ПОСТРАДАЛИ. Сделать это было совсем нетрудно. Ведь колпаки, как сказано, были берестяными. Береста сгорает быстро. Достаточно смочить волосы или одеть под колпак еще какую-либо шапку, чтобы голова не пострадала.
Но сам спектакль дал затем повод к ярким литературным описаниям, одно из которых мы и видим в библейской книге Даниила. Горящие колпаки превратили в "печь огненную" (склеив, кстати, этот сюжет с более поздним, реальным сожжением трех еретиков в раскаленной клетке). Но при этом довольно правильно указали, что огонь горел ВОКРУГ ОСУЖДЕННЫХ.
Действительно, береста горела вокруг головы, то есть огонь как бы
окружил людей. А они "ходили внутри, не сгорая". И уцелели.
Литературный образ затем усилили словами, будто огонь, окруживший отроков, спалил "плохих людей", вавилонян, разжигавших пламя снаружи. То есть тех, кто противостоял ереси.
Как, собственно, не скрывая, и говорит Библия.
Интересен также вопрос об именах трех осужденных отроков. Библия утверждает, чтозвали их
- Седрах, Мисах и Авденаго.
Были ли среди осужденных еретиков в XVI веке люди с такими или похожими именами? Да, были.
В списке изобличенных еретиков, составленном Иосифом Волоцким, назван дьяк САМУХА [372], т.1, с.490.
Вероятно, он и отразился на страницах книги Даниила под именем МИСАХ. Отличие лишь в перестановке согласных: Мисах = МСХ --> СМХ =
Самуха.
Стоит отметить, что тот же Самуха, как "Самуха диакон Никольский", упомянут и в обвинительном акте 1504 года [372], т.1, с.496.
Далее, в списке Иосифа Волоцкого названы ГРИДЯ Клоч, а также ГРИДЯ, дьяк
Борисоглебский [372], т.1, с.490.
Кроме того, тот же "Гридька диак Борисо-Глебский", упомянут и в акте 1504 года [372], т.1, с.496.
Скорее всего, это и есть библейский СЕДРАХ при обратном прочтении имени, то есть: Гридя = ГРД --> сДРХ = Седрах.
И, наконец, в списке Иосифа Волоцкого мы видим АВДЕЯ [372], т.1, с.490.
А именно, названы "Авдей да Степан - крылошане".
По-видимому, это и есть библейский АВДЕнаго.
Может быть, книга Даниила назвала его Авдеем Нагим, в результате чего и
получилось имя
Авденаго.
Таким образом, среди известных еретиков, осужденных на соборе XVI века, мы видим троих, имена которых упомянуты и в библейской книге Даниила.
Она очень интересна. Обратите внимание, что СПРАВА ВВЕРХУ ИЗОБРАЖЕНА ПЕЧЬ ОГНЕННАЯ ИЛИ ДОМ, ПОХОЖИЙ НА ПЕЧЬ, ГДЕ СГОРАЮТ ТРИ ЧЕЛОВЕКА. В ТОЧНОСТИ КАК ЭТО И ОПИСАНО В БИБЛЕЙСКОЙ "КНИГЕ ПРОРОКА ДАНИИЛА".
Мы видим, что старинная русская миниатюра прекрасно подтверждает нашу
реконструкцию.
То есть она представляет сожжение трех жидовствующих в XVI веке именно как сожжение иудейских отроков
Седраха, Мисаха и Авденаго,
описанное в библейской книге Даниила. Сравните с иллюстрацией к книге Даниила из "Хроники" Хартмана Шеделя на рис.21.8.
На обоих гравюрах изображено, в общем, ОДНО И ТО ЖЕ.