Комментарии
- 17 янв 2020 12:57Ольга Головковская (Козик)
- 17 янв 2020 12:57Ольга Головковская (Козик)Спасибо за интересное повествование!
- 17 янв 2020 19:46Лидия Кокошко (Нифонтова)Интересно читать истории о интересном—прославленном времени А. Пушкина, Грибоедова, Истоминой... Спасибо Раисе Сахаровой Острова сокровищ...
- 17 янв 2020 20:39Раиса Сахарова ответила Лидии Кокошко (Нифонтовой)
- 18 янв 2020 06:12Остров сокровищ
- Ирэна Янко-КрушинскаяКомментарий удалён.
- 24 янв 2020 05:04Ирэна Янко-Крушинская
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Остров сокровищ
:Раиса Сахарова
17 января в 1799 году родилась Авдотья (Евдокия) Ильинична ИСТОМИНА, легендарная танцовщица Санкт-Петербургского балета.
Строки из «Евгения Онегина» всем знакомы со школьной скамьи. Но не все знают, что Пушкин собирался писать роман «Русский Пелам», прообразом одной из героинь которого должна была стать Авдотья Истомина.
Вот что писал о ней один из первых историков русского театра Арапов: «Истомина была среднего роста, брюнетка, красивой наружности, очень стройна, имела черные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер ее физиономии, она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движениях…»
Время поступления в училище было очень удачным для Истоминой – тогда его директором стал знаменитый танцовщик Шарль-Луи Дидло. Дидло был не просто учителем Истоминой и постановщиком большинства балетов, в которых она танцевала. Сценическая судьба Истоминой оказалась прочно связанной с судьбой балетмейстера.
Ученики Дидло, в которых он старательно развивал не только хореографические, но и драматические способности, всегда блистали на сцене. Истомина, одна из лучших его воспитанниц, на протяжении всей своей творческой жизни демонстрировала публике не только виртуозный танец, но и несомненный талант драматической актрисы, в совершенстве владея искусством пантомимы.
Кроме того, Истомина первой из русских танцовщиц делала несколько шагов по сцене на пуантах, что было тогда изумительным, никогда не виданным новшеством.
Без Дидло, бившего ее палкой, она никуда бы не полетела. И вообще по поводу полетов ("элевации") отметим, что Дидло использовал для длинных, как бы "зависших", прыжков хитрый уклон сцены в сторону зала, позволявший усилить эффект прыжка, и, кроме того, он с помощью машинистов сцены - искусных мастеров - устраивал вполне реальные полеты актеров на невидимом в полутьме тросе.
В 1818 году молодой, полный африканской страсти Пушкин, как яркая звезда влетевший в русскую литературу и театр (Дидло поставил по его "Руслану и Людмиле" и "Кавказскому пленнику" балеты с Истоминой в главной роли Черкешенки), безуспешно волочился за Истоминой, рисовал на полях черновиков женские ножки.
Среди друзей Истоминой был и Александр Грибоедов. Судя по всему, отношения были очень доверительные – поссорившись с любовником кавалергардом Василием Шереметевым , пожаловалась она именно Грибоедову.
Авдотья Истомина и ВасилиЙ Шереметев
Грибоедов, давно друживший с Истоминой, пригласил ее навестить его. он тогда квартировал у своего приятеля графа Александра Завадовского – одного из самых необычных людей тогдашней России. Именно он стал прототипом князя Григория в «Горе от ума». Это незначительное событие послужило началом целой драмы.
12 ноября 1817 года в два часа пополудни на Волковом поле началась дуэль – Шереметева с Завадовским. Секундантами выступали Якубович и Грибоедов. Шереметев первым выстрелил раньше срока. Пуля просвистела на три вершка от уха Завадовского. Завадовский рассвирепел. Его пуля, просвистев, вонзилась в живот Шереметева. Все разом бросились к нему. О дуэли Якубовича и Грибоедова пришлось на время забыть.
Умирающего Шереметева привезли на квартиру к Истоминой. Так он просил. Говорят, перед смертью он просил позвать Грибоедова, и когда тот приехал, просил у него прощения и помирился с ним.
Через сутки он умер на руках у Дуни от такой же раны, что и Пушкин, ему было 27 лет. А Дуня слегла в горячке. Отец Шереметева, возмущенный «глупостию дуэли сына своего из-за танцорки», признал его виновным в собственной смерти и лично просил императора Александра I не наказывать Завадовского.
Завадовский был тихо отправлен за границу. Однако по возвращении друзья-офицеры не приняли его. Единственным занятием графа стала карточная игра. Он бесчестно и жестоко жульничал. В конце концов им занялась полиция. Но снова выручили родственники. Интересна и такая деталь: отец Завадовского оказался похоронен рядом с могилой Шереметева. Так что, приходя к отцу, Завадовский всегда натыкался на могилу убитого им кавалергарда.
Через пять месяцев Якубович и Грибоедов случайно встретились в Тифлисе. Якубович повторил вызов.
Таким делом оказались события 14 декабря 1825 года. За них он и был осужден на 20 лет каторжных работ, хотя и выступить со своим полком для ареста императорской семьи в этот день отказался.
По «следствию о происшествии, случившемся между штаб-ротмистром Шереметевым и камер-юнкером Завадовским» были «отобраны объяснения» и от «танцорки Истоминой». На отношение публики к любимой танцовщице это не повлияло. По-прежнему один ее выход на сцену гарантировал фурор. Но в жизни Истоминой произошел крутой перелом. Над кроватью ее появился медальон, подаренный когда-то Васей. И имя ее никогда уже не связывали ни с одним определенным поклонником.
15 января 1823 года состоялась премьера балета «Кавказский пленник, или Тень невесты» по мотивам пушкинской поэмы. Истомина стала первой исполнительницей роли Черкешенки. Пушкин, узнав о спектакле, писал брату в Санкт-Петербург из Кишинева: «Пиши мне о Дидло, о Черкешенке Истоминой, за которой я когда-то волочился, подобно Кавказскому пленнику».
В репертуаре Авдотьи Истоминой комические роли чередовались с драматическими, лирическими и трагедийными. Героический характер Истомина воплощала на сцене с не меньшим мастерством. Способность Истоминой к перевоплощению была поистине великолепной.
Постепенно Истомина стала лишаться любимых своих партий. У нее было все меньше заглавных ролей, она толстела и выступала все хуже - да так, что ей понизили жалование. Истомина все чаще избирала для себя амплуа мимической актрисы, но прежнего восторга зала уже не вызывала. Под конец ей даже не устроили балетного бенефиса: она уже не могла летать над сценой и, не мудрствуя лукаво, сплясала перед зрителями русскую. В 1836 году указом Николая I ее уволили из театра.
А ведь когда-то ее звали русской богиней танца ,Терпсихорой – пленительной, очаровательной, неподражаемой. Но её имя навсегда осталось во всех мемуарах того времени. Остались строки Пушкина:
Автор подборки Сахарова Раиса.