21 мая 1471 года родился Альбрехт ДЮРЕР, немецкий живописец, рисовальщик и гравер, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса.
Некоторые занимательные факты о художнике и его работах.
Владимир Федорович Вавилов - Пастурелла
Несмотря на то, что произведение Дюрера на первый взгляд выглядит как рисунок, на самом деле оно является тщательно сделанной детальной гравировкой. Художник сделал это произведение искусства, процарапывая резцом канавки на листе меди, а затем заливая в них чернила.
Святой Иероним в келье. 1514
Гравюра изображает святого работающим за столом. Эта медная гравюра наполнена символизмом: на столе находится крест, символизирующий воскрешение, а слева на подоконнике лежит череп, символизирующий смерть. Лев на переднем плане связан с традиционной иконографией святого Иеронима, в то время как лежащая рядом собака, часто появляющаяся в работах Дюрера, символизирует верность. Гравюру можно увидеть в Британском музее в Лондоне.
Уже никто не узнает, видел ли сам Дюрер взаимосвязь между созданными им гравюрами «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Однако современные искусствоведы называют именно эти работы «мастерскими гравюрами», отмечая, что их объединяет время создания (1513 – 1514), а также виртуозное исполнение.
В этих гравюрах переплетаются богословские, интеллектуальные и моральные атрибуты средневековой схоластики. Искусствоведы до сих пор предлагают различные толкования этим работам.
Меланхолия. 1514
По концентрации символов и многозначительности «Меланхолия» Дюрера не имеет равных, в ХХ веке её стали считать чуть ли не самым значительным ребусом, подаренным человечеству искусством.
Сам Дюрер гравюру комментировал скупо, но упомянул, что ключи на поясе Меланхолии – символ власти, а кошель у её ног – богатства (в жизни Дюрера, несмотря на завоёванную им власть над умами и сердцами, с богатством хронически не складывалось, так что можно догадаться, почему кошелёк пренебрежительно брошен наземь).
Голову Меланхолии украшает венок из лютиков и водяного кресса – народных средств против опасных приступов смертельной тоски.
Особо интересный, но и противоречивый предмет – таблица с цифрами, выгравированная на стене башни. Это так называемый магический квадрат: Выдающийся геометр Альбрехт Дюрер составил свой «квадрат Сатурна», зашифровав в нём числа, значимые лично для него: например, день смерти матери (16.05) и год создания «Меланхолии» (средние цифры в нижнем ряду составляют 1514). Однако наверняка тут есть и нерасшифрованные числовые коды.
Рыцарь, смерть и дьявол. 1513
Дюрер не называл гравюру «Рыцарь, Смерть и Дьявол». Когда 42-летний художник завершил гравюру в 1513 году, он назвал ее «Всадник». Три главные фигуры на гравюре, как полагают некоторые искусствоведы, иллюстрируют Псалом 22: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла».
Снующие ящерицы намекают на скорую опасность.
«Рыцарь, Смерть и Дьявол» отражают собственные страхи Дюрера. Художник чудом не умер, будучи ребенком.
Дюрер в возрасте 13 лет. Автопортрет, 1484
Из 17 его братьев и сестер только двое дожили до зрелого возраста. Он как-то написал: «Тот, кто сегодня пребывает среди нас, может быть похороненным завтра» и «Всегда ищите благодать, как будто можете умереть в любой момент».
На гравюре облачённый в доспехи христианский рыцарь, в узком ущелье, в сопровождении дьявола со свиным рылом и Смерти — верхом на коне.
Смерть держит песочные часы, чтобы напомнить рыцарю о краткости его жизни и тщетности усилий.Сияющие доспехи рыцаря, как полагают, означают его твердую христианскую веру.
Хвост лисы на копье рыцаря символизирует ложь. Собака рыцаря – воплощение правды и преданности.
Череп под ногами лошади может означать грядущую смерть.
Скульптурная композиция «Рыцарь, смерть и дьявол» в Александровском парке города Пушкина, копирующая всех персонажей гравюры, включая и собаку, бегущую рядом
Пусть Смерть близка, пусть Дьявол на хвосте, Пускай часы отсчитывают сроки. Всегда, во всём, и в жизни, и в мечте Ему не страшны прошлого уроки. Он продолжает избранный свой путь, К какой-то лишь ему известной цели. Его с дороги этой не свернуть, Она его ведёт от колыбели.
Зазерский Лев
Вместо вырезания подписи на гравюрах, немецкий гравер ставил свои инициалы (AD) и дату в нижней левой стороне произведений. Гравюра довольно маленькая. Ее размеры 24,5 × 19,1 см.
Хорхе Луис Борхес
Хорхе Луис Борхес написал 2 стихотворения в по мотивам гравюры. Стихотворение «Рыцарь, Смерть и Дьявол 1» показывает восхищение аргентинского поэта храбростью рыцаря, смотрящего в лицо смерти, а второе стихотворение «Рыцарь, Смерть и Дьявол 2» - размышления автора, который пытается поставить себя на место рыцаря.
Историки не знают, сколько копий «Рыцаря, Смерти и Дьявола» создал Дюрер. Но несколько американских музеев имеют один из экземпляров в своей коллекции, в том числе Метрополитен, Бостонский музей изобразительных искусств, Музей искусств Спенсера и Глесснер Хаус Музеум.
Символ Небесного Иерусалима. (фрагмент гравюры)
В течение нескольких лет после создания «Рыцаря, Смерти и Дьявола» Дюрер был одним из самых востребованных художников на севере Европы. Он смело отвергал даже самые выгодные предложения работы, чтобы стать придворным художником. В это время он отошел от живописи, чтобы сосредоточиться на гравировке. Дюрер наштамповал сотни копий своих гравюр, которые начали продаваться по всей Европе.
Автопортрет с остролистом
Дюрер был разносторонне талантлив: он рисовал маслом, акварелью, тушью, делал гравюры, а также писал работы на тему архитектуры, геометрии и инженерии. А это самые знаковые работы мастера.
Автопортрет в одежде, отделанной мехом, 1500
Автопортрет был создан незадолго до 29-летия художника. Дюрер с портрета смотрит прямо на зрителя, а рука сложенна как будто для благословения. Если учесть симметрию и темные тона, так во времена художника так рисовали Иисуса Христа. Дюрер создал монументальный образ в самом известном его автопортрете, который теперь хранится в картиной галерее "Старая пинакотека" в Мюнхене.
Заяц, 1502
Заяц Дюрера - важное произведение наблюдательного искусства. Дюрер мастерски запечатлел зайца с реалистичной, почти фотографической точностью. Художник великолепно отобразил световые эффекты на текстуре меха. Рисунок несмотря на прорисовку деталей не теряет целостность образа и мы видим немного напуганного зверька. Рисунок находится в галерее Альбертина, в Вене.
Адам и Ева, 1503
Адам и Ева это резцовая гравюра на меди. Изначально Дюрер работал в технике ксилография, а затем в гравюре на меди - технике которую художник освоил в начале 16 века. Мы видим увлечение Дюрера идеей совершенной человеческой формы и пропорциям, характерной для эпохи Возрождения в Италии. К концу своей жизни Дюрер написал несколько книг на эту тему. Позы Адама и Евы идеализированы и симметричны - каждая фигура переносит вес на одну ногу, в то время как другая нога согнута, и у каждой одна рука, слегка поднята вверх. Гравюра хранится в государственном художественном музее в г. Карлсруэ, Германия.
Руки молящегося, 1508
Одна из самых известных работ Дюрера. Выполнена чернилами и белилами на синей бумаге. На рисунке мы видим руки молящегося человека; художник сделал его как набросок к нарисованному алтарю, который впоследствии был уничтожен пожаром в 1729 году.
В настоящий момент "Руки молящегося" стали международным символом, безусловно, одним из самых часто повторяемых изображений. Рисунок экспонируется в галерее Альбертина, в Вене.
Большой кусок луга, 1503
Рисунок выполнен акварелью в 1503 году. Эта знаковая работа является шедевром естествознания в период, когда реализм еще не пришел в область ботанической иллюстрации. Дюрер тщательно изобразил несколько растений, включая корни, почки и листья, досконально прорабатывая детали. Среди растений можно увидеть, подорожник маргаритки, одуванчики и тысячелистник. Рисунок также хранится в галерее Альбертина, в Вене.
Четыре апостола, 1526
Эта последняя большая работа художника была закончена в 1526 году. К этому моменту Дюрер вернулся в свой родной город Нюрнберг. Картина была принесена им в дар городу. На этом диптихе- мы видим четырех апостолов Иоанна Богослова (с открытой книгой), Петра (с ключами), Марка (со свитком) и Павла (с мечом и закрытой книгой). «Четыре апостола» экспонируются в Старой пинакотеке в Мюнхене, несмотря на попытки города Нюрнберга вернуть его себе.
Портрет отца, Альбрехта Дюрера Старшего, 1490
Этот небольшой портрет находится в галерее Уффици во Флоренции, Италия, и является самой ранней из известных картин Дюрера: он написан в 1490 году, когда художнику было 18 лет. На портрете изображен отец художника, ювелир Альбрехт Старший, в возрасте 62 или 63 года. Семья Дюрера была очень близка; позже художник описал своего отца как человека, который «жил честной христианской жизнью, был человеком терпеливым, мягким и миролюбивым для всех и очень благодарным Богу».
Портрет Барбары Дюрер, урождённой Хольпер
Существует подобный портрет матери Дюрера, Барбары Холпер, который в настоящее время находится в Нюрнберге. Предполагается, что эти два портрета были созданы, как диптих, но висят они отдельно по крайней мере с 1628 года.
Автопортрет 1498
Дюрер признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства.
Он - основоположник сравнительной антропометрии, первый из европейских художников, написавший автобиографию.
Носорог
Дюрер стал первым теоретиком искусства среди североевропейских художников, автором практического руководства для художников на немецком языке.
Он заслужил широкую известность как математик, прежде всего, геометр, изучавший теорию перспективы, построения геометрических фигур и разработку шрифтов.
Дом Дюрера в Нюрнберге, где он жил и работал с 1509 по 1528 год
Информация взята из разных интернет источников, в т. ч. из Википедии, из статьи "15 малоизвестных и занимательных фактов о гравюре Альбрехта Дюрера «Рыцарь, Смерть и Дьявол»" и из статьи "10 работ Альбрехта Дюрера, которые нужно знать".
Куст первоцвета Автор подборки Сахарова Раиса.
Могила Дюрера на кладбище Иоанна в Нюрнберге Альбрехт Дюрер (21 мая 1471 — 6 апреля 1528).
Остров сокровищ
:Раиса Сахарова
21 мая 1471 года родился Альбрехт ДЮРЕР, немецкий живописец, рисовальщик и гравер, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса.
Гравюра изображает святого работающим за столом. Эта медная гравюра наполнена символизмом: на столе находится крест, символизирующий воскрешение, а слева на подоконнике лежит череп, символизирующий смерть. Лев на переднем плане связан с традиционной иконографией святого Иеронима, в то время как лежащая рядом собака, часто появляющаяся в работах Дюрера, символизирует верность. Гравюру можно увидеть в Британском музее в Лондоне.
Уже никто не узнает, видел ли сам Дюрер взаимосвязь между созданными им гравюрами «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Однако современные искусствоведы называют именно эти работы «мастерскими гравюрами», отмечая, что их объединяет время создания (1513 – 1514), а также виртуозное исполнение.
В этих гравюрах переплетаются богословские, интеллектуальные и моральные атрибуты средневековой схоластики. Искусствоведы до сих пор предлагают различные толкования этим работам.
По концентрации символов и многозначительности «Меланхолия» Дюрера не имеет равных, в ХХ веке её стали считать чуть ли не самым значительным ребусом, подаренным человечеству искусством.
Сам Дюрер гравюру комментировал скупо, но упомянул, что ключи на поясе Меланхолии – символ власти, а кошель у её ног – богатства (в жизни Дюрера, несмотря на завоёванную им власть над умами и сердцами, с богатством хронически не складывалось, так что можно догадаться, почему кошелёк пренебрежительно брошен наземь).
Дюрер не называл гравюру «Рыцарь, Смерть и Дьявол». Когда 42-летний художник завершил гравюру в 1513 году, он назвал ее «Всадник». Три главные фигуры на гравюре, как полагают некоторые искусствоведы, иллюстрируют Псалом 22: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла».
«Рыцарь, Смерть и Дьявол» отражают собственные страхи Дюрера. Художник чудом не умер, будучи ребенком.
Из 17 его братьев и сестер только двое дожили до зрелого возраста. Он как-то написал: «Тот, кто сегодня пребывает среди нас, может быть похороненным завтра» и «Всегда ищите благодать, как будто можете умереть в любой момент».
Смерть держит песочные часы, чтобы напомнить рыцарю о краткости его жизни и тщетности усилий.Сияющие доспехи рыцаря, как полагают, означают его твердую христианскую веру.
Пусть Смерть близка, пусть Дьявол на хвосте,
Пускай часы отсчитывают сроки.
Всегда, во всём, и в жизни, и в мечте
Ему не страшны прошлого уроки.
Он продолжает избранный свой путь,
К какой-то лишь ему известной цели.
Его с дороги этой не свернуть,
Она его ведёт от колыбели.
Зазерский Лев
Хорхе Луис Борхес
Хорхе Луис Борхес написал 2 стихотворения в по мотивам гравюры. Стихотворение «Рыцарь, Смерть и Дьявол 1» показывает восхищение аргентинского поэта храбростью рыцаря, смотрящего в лицо смерти, а второе стихотворение «Рыцарь, Смерть и Дьявол 2» - размышления автора, который пытается поставить себя на место рыцаря.
В течение нескольких лет после создания «Рыцаря, Смерти и Дьявола» Дюрер был одним из самых востребованных художников на севере Европы. Он смело отвергал даже самые выгодные предложения работы, чтобы стать придворным художником. В это время он отошел от живописи, чтобы сосредоточиться на гравировке. Дюрер наштамповал сотни копий своих гравюр, которые начали продаваться по всей Европе.
Дюрер был разносторонне талантлив: он рисовал маслом, акварелью, тушью, делал гравюры, а также писал работы на тему архитектуры, геометрии и инженерии. А это самые знаковые работы мастера.
Автопортрет был создан незадолго до 29-летия художника. Дюрер с портрета смотрит прямо на зрителя, а рука сложенна как будто для благословения. Если учесть симметрию и темные тона, так во времена художника так рисовали Иисуса Христа. Дюрер создал монументальный образ в самом известном его автопортрете, который теперь хранится в картиной галерее "Старая пинакотека" в Мюнхене.
Заяц Дюрера - важное произведение наблюдательного искусства. Дюрер мастерски запечатлел зайца с реалистичной, почти фотографической точностью. Художник великолепно отобразил световые эффекты на текстуре меха. Рисунок несмотря на прорисовку деталей не теряет целостность образа и мы видим немного напуганного зверька. Рисунок находится в галерее Альбертина, в Вене.
Адам и Ева это резцовая гравюра на меди. Изначально Дюрер работал в технике ксилография, а затем в гравюре на меди - технике которую художник освоил в начале 16 века. Мы видим увлечение Дюрера идеей совершенной человеческой формы и пропорциям, характерной для эпохи Возрождения в Италии. К концу своей жизни Дюрер написал несколько книг на эту тему. Позы Адама и Евы идеализированы и симметричны - каждая фигура переносит вес на одну ногу, в то время как другая нога согнута, и у каждой одна рука, слегка поднята вверх. Гравюра хранится в государственном художественном музее в г. Карлсруэ, Германия.
Одна из самых известных работ Дюрера. Выполнена чернилами и белилами на синей бумаге. На рисунке мы видим руки молящегося человека; художник сделал его как набросок к нарисованному алтарю, который впоследствии был уничтожен пожаром в 1729 году.
Рисунок выполнен акварелью в 1503 году. Эта знаковая работа является шедевром естествознания в период, когда реализм еще не пришел в область ботанической иллюстрации. Дюрер тщательно изобразил несколько растений, включая корни, почки и листья, досконально прорабатывая детали. Среди растений можно увидеть, подорожник маргаритки, одуванчики и тысячелистник. Рисунок также хранится в галерее Альбертина, в Вене.
Эта последняя большая работа художника была закончена в 1526 году. К этому моменту Дюрер вернулся в свой родной город Нюрнберг. Картина была принесена им в дар городу. На этом диптихе- мы видим четырех апостолов Иоанна Богослова (с открытой книгой), Петра (с ключами), Марка (со свитком) и Павла (с мечом и закрытой книгой). «Четыре апостола» экспонируются в Старой пинакотеке в Мюнхене, несмотря на попытки города Нюрнберга вернуть его себе.
Этот небольшой портрет находится в галерее Уффици во Флоренции, Италия, и является самой ранней из известных картин Дюрера: он написан в 1490 году, когда художнику было 18 лет. На портрете изображен отец художника, ювелир Альбрехт Старший, в возрасте 62 или 63 года. Семья Дюрера была очень близка; позже художник описал своего отца как человека, который «жил честной христианской жизнью, был человеком терпеливым, мягким и миролюбивым для всех и очень благодарным Богу».
Существует подобный портрет матери Дюрера, Барбары Холпер, который в настоящее время находится в Нюрнберге. Предполагается, что эти два портрета были созданы, как диптих, но висят они отдельно по крайней мере с 1628 года.
Дюрер признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства.
Он - основоположник сравнительной антропометрии, первый из европейских художников, написавший автобиографию.
Дюрер стал первым теоретиком искусства среди североевропейских художников, автором практического руководства для художников на немецком языке.
Он заслужил широкую известность как математик, прежде всего, геометр, изучавший теорию перспективы, построения геометрических фигур и разработку шрифтов.
Автор подборки Сахарова Раиса.
Альбрехт Дюрер (21 мая 1471 — 6 апреля 1528).
#рая