имя Амандина Аврора Люсиль Дюпен; в замужестве Дюдеван), знаменитая французская писательница.
Жорж Санд и Фредерик Шопен. Романс о влюбленных.
Огюст Шарпантьё. Портрет Жорж Санд. 1838
Шопен - Ноктюрн N2 ми-бемоль (Опус 9)
Эдуард Луи Дюбуфе, Портрет Жорж Санд
Гениальный композитор и известная писательница встретились в непростое для обоих время.
Портрет композитора работы Марии Водзинской. 1836
Фредерик Шопен не мог вернуться в родную Польшу после подавления восстания, он потерял любимую, родители которой не одобрили брак с небогатым музыкантом, расстался с семьей.
Аврора Дюпен в детстве
Аврора Дюдеван, писавшая романы под псевдонимом Жорж Санд, имела за плечами монастырское воспитание и неудачный брак, в котором родила двоих детей. Ей было 33 года, ему – 27.
Огюст Шарпантье. Портрет Жорж Санд. 1848
На портрете Жорж Санд, написанном примерно в то же время Огюстом Шарпантье, изображена величественно-притягательная женщина. Аврора не была красавицей по меркам своего времени, однако изящно изогнутые брови, яркие темные глаза в тяжеловатых веках, густые, красивые волосы делали ее бесспорно привлекательной женщиной.
Тома Кутюр, Фредерик Шопен
С портрета Шопена кисти Тома Кутюра на нас смотрит хрупкий юноша. Взгляд невольно отмечает благородный высокий лоб, прекрасные выразительные глаза, романтические темные кудри. Современники отмечали хрупкость натуры и небольшой рост пианиста, его порывистые движения и болезненную чувствительность.
Поначалу тонко чувствующему музыканту не понравилась писательница-феминистка. Ее нарочито мужские манеры, неженственная одежда произвели на Шопена скорее отталкивающее впечатление.
Карикатура на Жорж Санд
«Я познакомился с большой знаменитостью – г-жой Дюдеван, известной под именем Жорж Санд, но ее лицо несимпатично, и она мне совсем не понравилась. В ней есть даже что-то отталкивающее», – написал Шопен родным в Варшаву. Его пугали ее мужские наряды, сигары и свободные взгляды.
Она же, напротив, «положила глаз» на приятного юношу, который искусно импровизировал на рояле. «Один ваш вальс стоит всех моих романов!» – произнесла она низким голосом, обратившись к Шопену.
Однако жизненная сила Авроры и ее интерес к мечтательному поляку победили – пара начала встречаться, а потом и жить вместе. В первый год их отношений Эжен Делакруа написал знаменитый парный портрет, единственный, на котором великий музыкант изображен с женщиной.
Эжен Делакруа. Шопен и Жорж Санд
Художник Эжен Делакруа поддерживал дружеские отношения с писательницей Жорж Санд и искренне восхищался композитором Фридериком Шопеном. Он был частым гостем в их доме в Ноане и однажды решил написать их парный портрет. На картине Жорж Санд увлеченно слушала играющего на фортепиано Шопена.
Эжен Делакруа. Фредерик Шопен. 1838. Лувр, Париж
Но после смерти Делакруа портрет был разрезан пополам, и теперь эти половины хранятся в разных музеях мира. Владельцы парного портрета в расчете выручить больше денег от продажи двух картин решили разрезать его на две части. И замысел им удался.
Эжен Делакруа. Жорж Санд. 1838. Государственный художественный музей, Копенгаген
Впрочем, существует версия, что это было сделано по просьбе самой Жорж Санд после расставания с Шопеном.
Они были очень разные –интеллигентный, выдержанный Шопен и вспыльчивая, склонная к эпатажу Жорж Санд. Ему претил ее мужской костюм – в обществе Фредерика она старалась носить платья. Он был единственным человеком в Париже, который называл писательницу ее настоящим именем.
Фотографический портрет Жорж Санд в годы её романа с Ф. Шопеном.
Ей же не нравились его консервативность и нерешительность, к тому же Шопен порой был невыносимо капризным. Причины для этого были: здоровье Фредерика действительно оставляло желать лучшего, поскольку с юных лет композитор страдал чахоткой. Иногда его мнительность переходила всякие границы: он мог целые дни проводить в постели в теплом ночном чепце и с пиявками на шее.
Санд решила во что бы то ни стало вылечить любимого. Осенью 1838 года она с детьми и Фредериком отплыли на пароходе из Марселя на Майорку и поселились на окраине Пальмы. Целительный климат Майорки врачи определяли как полезный для легких.
Поначалу жизнь на испанском острове напоминала идиллию: Санд (в платье!) готовила обед, занималась детьми, заботилась о Шопене и писала новый роман под названием «Спиридон». Шопен, переполненный вдохновением, тоже творил. Но тут на благословенный остров обрушились дожди и болезнь Фредерика обострилась.
Санд превратилась в заботливую сиделку, сама готовила целебные отвары и травяные микстуры. Когда хозяин дома, который снимали влюбленные, узнал, каким недугом хворает постоялец, то потребовал, чтобы они немедленно уезжали. И не забыли заплатить за мебель, посуду, белье и побелку стен – в XIX веке закон предписывал все вещи, которыми пользовался заразный больной, немедленно сжечь.
Рояль Шопена
Найти новое жилье было практически невозможно – весть о болезни композитора быстро распространилась по городу. Лишь в отдаленном картезианском монастыре они нашли приют. При этом Шопен потребовал взять с собой пианино, и Жорж Санд наняла целую роту солдат, чтобы затащить инструмент по горной тропе в одну из келий.
Время шло, но болезнь Шопена не отступала. Было решено вернуться в Париж, однако больного пассажира не хотел брать на борт ни один корабль. В итоге один владелец судна согласился. Другими пассажирами корабля, везшего семейство на родину, была сотня свиней. При этом Шопен, которого в довершение всех бед настигла морская болезнь, сетовал, что свиньям капитан предоставил лучшие условия, нежели ему…
Оноре де Бальзак с дагерротипа Louis-Auguste Bisson. 1842
Когда Оноре де Бальзака спросили, что он думает о романе писательницы и композитора, он ответил так: «Прежние неудачи в любви мадам Санд заключены в ее непоколебимой вере в счастливую любовь. Она верит в нее и ждет ее как женщина. А добивается ее как мужчина».
Дом Жорж Санд в Ноане
Почти десять лет, с 1838 по 1847 год, продолжался этот роман. Влюбленные жили уже не на съемной квартире, а в фамильном замке Дюпенов под названием Ноан.
Фредерик Шопен с дагерротипа. 1846
Санд относилась к Шопену как к больному мальчику. Порой она говорила, что живет с тремя своими детьми – и третьим ребенком называла Шопена. Их часто видели на прогулках: Жорж носилась по полям наперегонки с детьми, а Шопен следовал за ними верхом на осле, разодетый, как на званый обед.
Очень быстро страстный роман стал платоническим. Но как бы то ни было, всегда восхищавшаяся гениальностью композитора Санд изо всех старалась создавать ему лучшие условия для работы.
Однажды Шопен написал шутливую пьесу – музыкальное переложение проделок любимой собачки Жорж Санд. Эта мелодия под названием «Собачий вальс» стала любимым произведением всех начинающих музыкантов.
Аудиозапись недоступна
Жорж Санд
В родовом поместье Жорж Санд Шопен много сочинял и выгодно продавал свои произведения.
Может быть, они прожили бы еще долго и счастливо, но обстоятельства оказались сильнее. Первый большой разлад случился после выхода в свет романа Жорж Санд «Лукреция Флориани». Любовная история, положенная в его основу, очень напоминала роман самой писательницы с Шопеном. Сколько бы Жорж Санд ни отрицала этого, Фредерик узнал ее в актрисе Лукреции, а себя – в изнеженном, капризном князе Кароле. На страницах книги Кароль и Лукреция, пережив трагедию несостоявшихся надежд, расстались.
Шопен посчитал, что Жорж Санд предала их любовь, но проглотил эту горькую пилюлю. Однако их отношения дали такую трещину, что любой малозначимый повод мог спровоцировать разрыв. И повод нашелся.
Дочь Авроры влюбилась в романтического «отчима», сын – ревновал мать к постороннему мужчине. Болезнь Шопена прогрессировала, он не мог существовать в напряженной, полной скрытых интриг атмосфере, и в 1847 году ушел. Расставание было тяжелым для обоих, некоторое время они пытались поддерживать отношения с помощью писем, но вскоре переписка прекратилась.
Шопен - Вальс - минутка (Вальс до-диез минор)
Время, которое музыкант провел рядом с любимой, отмечено созданием наиболее выдающихся его произведений.
Спустя год после разлуки они встретились в одном из салонов. Готовая произнести слова раскаяния, Жорж Санд подошла к бывшему возлюбленному и протянула ему руку. Но Шопен не принял этот жест ко вниманию и вышел из зала, не промолвив ни слова...
Вернувшись домой, он сел за инструмент и с первого прикосновения к клавишам сочинил свой знаменитый похоронный марш.
Осенью 1847 года Фредерика Шопена принимали в музыкальных салонах Лондона. На Альбион его привезла новая поклонница и покровительница, богатая шотландская баронесса Джейн Стерлинг. Желая занять в сердце уже смертельно больного Шопена место Жорж Санд, энергичная аристократка перехватывала письма Санд, адресованные Шопену, как и его письма во Францию.
Шопен в 1849 году (единственная сохранившаяся фотография композитора)
Страшная болезнь Шопена обострилась в сыром английском климате. Гастроли пришлось отменить, и друзья едва успели перевезти его в Париж. В третьем часу утра 17 ноября 1849 года сердце композитора перестало биться. Его последними словами была фраза: «Она обещала мне, что я умру в ее объятиях».
Увы, Жорж Санд даже не прислала венок на его могилу. Она узнала о смерти Шопена из газет.
Жорж Санд пережила своего возлюбленного на 27 лет и умерла в 1876 году, ей было 72 года.
Информация взята из разных интернет источников, в т. ч. из статей "Художники о Шопене и Жорж Санд: ..он был младше ее, она была хороша..." и "Жорж Санд и Фредерик Шопен. Романс о влюбленных." Автор подборки Сахарова Раиса.
Остров сокровищ
:Раиса Сахарова
1 июля в 1804 году родилась Жорж САНД (наст.
имя Амандина Аврора Люсиль Дюпен; в замужестве Дюдеван), знаменитая французская писательница.
Гениальный композитор и известная писательница встретились в непростое для обоих время.
Фредерик Шопен не мог вернуться в родную Польшу после подавления восстания, он потерял любимую, родители которой не одобрили брак с небогатым музыкантом, расстался с семьей.
Аврора Дюдеван, писавшая романы под псевдонимом Жорж Санд, имела за плечами монастырское воспитание и неудачный брак, в котором родила двоих детей. Ей было 33 года, ему – 27.
На портрете Жорж Санд, написанном примерно в то же время Огюстом Шарпантье, изображена величественно-притягательная женщина. Аврора не была красавицей по меркам своего времени, однако изящно изогнутые брови, яркие темные глаза в тяжеловатых веках, густые, красивые волосы делали ее бесспорно привлекательной женщиной.
С портрета Шопена кисти Тома Кутюра на нас смотрит хрупкий юноша. Взгляд невольно отмечает благородный высокий лоб, прекрасные выразительные глаза, романтические темные кудри. Современники отмечали хрупкость натуры и небольшой рост пианиста, его порывистые движения и болезненную чувствительность.
«Я познакомился с большой знаменитостью – г-жой Дюдеван, известной под именем Жорж Санд, но ее лицо несимпатично, и она мне совсем не понравилась. В ней есть даже что-то отталкивающее», – написал Шопен родным в Варшаву. Его пугали ее мужские наряды, сигары и свободные взгляды.
Художник Эжен Делакруа поддерживал дружеские отношения с писательницей Жорж Санд и искренне восхищался композитором Фридериком Шопеном. Он был частым гостем в их доме в Ноане и однажды решил написать их парный портрет. На картине Жорж Санд увлеченно слушала играющего на фортепиано Шопена.
Но после смерти Делакруа портрет был разрезан пополам, и теперь эти половины хранятся в разных музеях мира. Владельцы парного портрета в расчете выручить больше денег от продажи двух картин решили разрезать его на две части. И замысел им удался.
Впрочем, существует версия, что это было сделано по просьбе самой Жорж Санд после расставания с Шопеном.
Ей же не нравились его консервативность и нерешительность, к тому же Шопен порой был невыносимо капризным. Причины для этого были: здоровье Фредерика действительно оставляло желать лучшего, поскольку с юных лет композитор страдал чахоткой. Иногда его мнительность переходила всякие границы: он мог целые дни проводить в постели в теплом ночном чепце и с пиявками на шее.
Найти новое жилье было практически невозможно – весть о болезни композитора быстро распространилась по городу. Лишь в отдаленном картезианском монастыре они нашли приют. При этом Шопен потребовал взять с собой пианино, и Жорж Санд наняла целую роту солдат, чтобы затащить инструмент по горной тропе в одну из келий.
Когда Оноре де Бальзака спросили, что он думает о романе писательницы и композитора, он ответил так: «Прежние неудачи в любви мадам Санд заключены в ее непоколебимой вере в счастливую любовь. Она верит в нее и ждет ее как женщина. А добивается ее как мужчина».
Почти десять лет, с 1838 по 1847 год, продолжался этот роман. Влюбленные жили уже не на съемной квартире, а в фамильном замке Дюпенов под названием Ноан.
Санд относилась к Шопену как к больному мальчику. Порой она говорила, что живет с тремя своими детьми – и третьим ребенком называла Шопена. Их часто видели на прогулках: Жорж носилась по полям наперегонки с детьми, а Шопен следовал за ними верхом на осле, разодетый, как на званый обед.
В родовом поместье Жорж Санд Шопен много сочинял и выгодно продавал свои произведения.
Страшная болезнь Шопена обострилась в сыром английском климате. Гастроли пришлось отменить, и друзья едва успели перевезти его в Париж. В третьем часу утра 17 ноября 1849 года сердце композитора перестало биться. Его последними словами была фраза: «Она обещала мне, что я умру в ее объятиях».
Увы, Жорж Санд даже не прислала венок на его могилу. Она узнала о смерти Шопена из газет.