24 марта 1782 года родился Орест Адамович Кипренский,
русский художник, график и живописец, мастер портрета.
Классика - Полонез Огинского
Автопортрет с кистями за ухом. Ок. 1808
Кипренский был незаконным сыном бригадира Алексея Степановича Дьяконова. Мать Ореста, Анну Гавриловну, Дьяконов выкупил у помещика-соседа, а когда сыну исполнился год, дал ей вольную. Но вскоре снова закрепостил: выдал за Адама Карловича Швальбе, собственного крепостного. Как немец-лютеранин стал крепостным – до сих пор загадка. Именно Швальбе будет считаться названным отцом Кипренского и даст ему своё отчество.
Его кисти принадлежит «Портрет А.К. Швальбе» (1804), которым он дебютировал как портретист. В Италии работу приняли за творение Рембрандта.
Что же до фамилии, то для незаконнорожденных детей нормальным считалось выбрать фамилию на своё усмотрение. Поэтому несколько первых лет жизни Орест носил фамилию Копорский – по названию населенного пункта Копорье. Позже, уже в Академии, его переименовали в более звучного Кипрейского, а потом – в Кипренского.
Кипрей узколистный
На родине художника до сих пор жива легенда, что имя ему дала высокая трава с темно-розовыми цветками – кипрей, в изобилии растущая на болотистых окраинах Санкт-Петербурга.А, возможно, она происходит от имени богини Киприды.
Получив вольную, в 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств, где стал заниматься рисованием, а затем окончил и Академию. В 1805 году Кипренского наградили большой золотой медалью Академии за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» и правом на поездку в Италию.
Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. 1822
Подлинное признание мастер получил как художник-портретист. Им выполнен целый ряд женских и детских портретов, нарисованы портреты героев войны 1812 года, поэтов.
Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова. 1809
У художника был редкий дар изображать людей в счастливые мгновения их жизни. Такие портреты, выхватившие человека в минуты его душевного просветления и приподнятости, открывают в нем самое лучшее.
Портрет Петра Алексеевича Оленина. 1813
Портрет поэта В. А. Жуковского. Ок. 1816
Коллекционер и будущий московский губернатор Федор Ростопчин свидетельствовал: «Кипренский почти помешался от работы и воображения».
Портрет графа Ф. В. Ростопчина. 1809
Кипренский потом напишет маслом Ростопчина: залысины, бакенбарды, недовольно сжатые губы.
Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной. 1809
И Екатерину Петровну, кроткую супругу коллекционера. «По силе выражения душевной красоты, - будут восхищаться ценители, - портрет Е.П.Ростопчиной не знает равных в ХIХ веке!»
Римский период Кипренского – время наивысшего успеха. В России его уже воспринимают как живую легенду, «русского Вандика» (то есть Ван Дейка). Италия тоже благоволит талантливому и по-итальянски темпераментному русскому. Из желающих заказать портрет выстраиваются очереди. И наконец, апогей славы: галерея Уффици во Флоренции желает заполучить автопортрет Кипренского для своей постоянной экспозиции.
Девочка с виноградом. 1831
Дальше будет – только по нисходящей, к холодному и страшному концу.
П. И. Чайковский - Романс соч, 5 ( Р. Ферра и его оркестр)
Автопортрет с розовым шейным платком. 1809
Слава Кипренского оказалась быстротечной, в Италии он мучился от сознания, что никогда не достигнет мастерства Рафаэля, пытался угнаться за местными вкусами, выписывая слащавых цыганок и итальянских поселянок, завидовал возрастающей славе Брюллова, начал пить.
Цыганка с веткой мирта. 1819
Некоторые полагали, что на судьбу Кипренского роковой отпечаток наложило жестокое заблуждение: будучи прирождённым портретистом, он курьёзно считал, что создан для исторической живописи, в которой был несравненно слабее. Другие убеждены, что Кипренский был чересчур зависим от внешней успешности, слишком падок на славу.
Портрет князя Александра Михайловича Голицына. около 1819
Портреты князя Голицына и княгини Щербатовой, написанные в это время, - несравненно выше его исторических картин.
Портрет княгини А. В. Щербатовой, около 1819
Портрет Софьи Степановны Щербатовой. 1819
В 1823-м художник ненадолго вернулся на родину, однако Петербург принял его холодно: до России доползли слухи, будто бы в Италии Кипренский убил собственную натурщицу (та действительно была найдена мертвой в его мастерской) и испытывал непозволительные чувства к ее дочери, 10-летней Мариучче, с которой писал «Девочку в маковом венке».
Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819
Но именно этот несчастливый период оставил две исторически значимых работы – сепию «Наводнение в Петербурге» и живописный портрет Пушкина.
Наводнение в Петербурге 7 ноября 1824 года. Графика, 1824
На что поэт выразил своё восхищение мастерством живописца в стихотворении, посвященном Кипренскому:
Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827
Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, – И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит… Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид...
Портрет З. А. Волконской. 1829
Портрет Олимпиады Александровны Рюминой. 1826
Бедная Лиза. На сюжет одноим. повести Н. М. Карамзина. 1827
В 1828-м Кипренский снова уедет в Рим, но для него это будет совсем другой Рим: не город успеха, а город смерти. Он встретится с подросшей Мариуччей и женится на ней, приняв для этого католичество. Но счастья в этом браке не обретёт.
Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке. 1819
Теперь он больше времени проводил не в мастерской, а в остериях, итальянских ресторанчиках, напиваясь вином и прикармливая хлебом бродячих псов.
Эскиз к автопортрету. 1828
Константин Паустовский в очерке о художнике заметит, что заказчики умудрялись отыскивать Кипренского, ориентируясь по сворам собак, сидевших то у одного, то у другого ресторана.
Читатели газет в Неаполе. 1831
Информация взята из разных интернет источников, в т. ч. из статьи Анны Вчерашней "Орест Адамович Кипренский" и из Википедии. Автор подборки Сахарова Раиса.
Место погребения в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте, Рим
Умер Кипренский 10 октября 1836 года от горячки, вызванной пневмонией. Ему было всего 49. Дочь Кипренского Клотильда родится уже после его смерти.
Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»
Автопортрет. 1828 Орест Адамович Кипренский (24 марта 1782 — 24 октября 1836).
Остров сокровищ
24 марта 1782 года родился Орест Адамович Кипренский,
русский художник, график и живописец, мастер портрета.
Кипренский был незаконным сыном бригадира Алексея Степановича Дьяконова. Мать Ореста, Анну Гавриловну, Дьяконов выкупил у помещика-соседа, а когда сыну исполнился год, дал ей вольную. Но вскоре снова закрепостил: выдал за Адама Карловича Швальбе, собственного крепостного. Как немец-лютеранин стал крепостным – до сих пор загадка. Именно Швальбе будет считаться названным отцом Кипренского и даст ему своё отчество.
Что же до фамилии, то для незаконнорожденных детей нормальным считалось выбрать фамилию на своё усмотрение. Поэтому несколько первых лет жизни Орест носил фамилию Копорский – по названию населенного пункта Копорье. Позже, уже в Академии, его переименовали в более звучного Кипрейского, а потом – в Кипренского.
На родине художника до сих пор жива легенда, что имя ему дала высокая трава с темно-розовыми цветками – кипрей, в изобилии растущая на болотистых окраинах Санкт-Петербурга.А, возможно, она происходит от имени богини Киприды.
Подлинное признание мастер получил как художник-портретист. Им выполнен целый ряд женских и детских портретов, нарисованы портреты героев войны 1812 года, поэтов.
У художника был редкий дар изображать людей в счастливые мгновения их жизни. Такие портреты, выхватившие человека в минуты его душевного просветления и приподнятости, открывают в нем самое лучшее.
Коллекционер и будущий московский губернатор Федор Ростопчин свидетельствовал: «Кипренский почти помешался от работы и воображения».
Кипренский потом напишет маслом Ростопчина: залысины, бакенбарды, недовольно сжатые губы.
И Екатерину Петровну, кроткую супругу коллекционера. «По силе выражения душевной красоты, - будут восхищаться ценители, - портрет Е.П.Ростопчиной не знает равных в ХIХ веке!»
Дальше будет – только по нисходящей, к холодному и страшному концу.
Слава Кипренского оказалась быстротечной, в Италии он мучился от сознания, что никогда не достигнет мастерства Рафаэля, пытался угнаться за местными вкусами, выписывая слащавых цыганок и итальянских поселянок, завидовал возрастающей славе Брюллова, начал пить.
Некоторые полагали, что на судьбу Кипренского роковой отпечаток наложило жестокое заблуждение: будучи прирождённым портретистом, он курьёзно считал, что создан для исторической живописи, в которой был несравненно слабее. Другие убеждены, что Кипренский был чересчур зависим от внешней успешности, слишком падок на славу.
Портреты князя Голицына и княгини Щербатовой, написанные в это время, - несравненно выше его исторических картин.
В 1823-м художник ненадолго вернулся на родину, однако Петербург принял его холодно: до России доползли слухи, будто бы в Италии Кипренский убил собственную натурщицу (та действительно была найдена мертвой в его мастерской) и испытывал непозволительные чувства к ее дочери, 10-летней Мариучче, с которой писал «Девочку в маковом венке».
Но именно этот несчастливый период оставил две исторически значимых работы – сепию «Наводнение в Петербурге» и живописный портрет Пушкина.
На что поэт выразил своё восхищение мастерством живописца в стихотворении, посвященном Кипренскому:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, –
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит…
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид...
В 1828-м Кипренский снова уедет в Рим, но для него это будет совсем другой Рим: не город успеха, а город смерти. Он встретится с подросшей Мариуччей и женится на ней, приняв для этого католичество. Но счастья в этом браке не обретёт.
Теперь он больше времени проводил не в мастерской, а в остериях, итальянских ресторанчиках, напиваясь вином и прикармливая хлебом бродячих псов.
Константин Паустовский в очерке о художнике заметит, что заказчики умудрялись отыскивать Кипренского, ориентируясь по сворам собак, сидевших то у одного, то у другого ресторана.
Информация взята из разных интернет источников, в т. ч. из статьи Анны Вчерашней "Орест Адамович Кипренский" и из Википедии.
Автор подборки Сахарова Раиса.
Умер Кипренский 10 октября 1836 года от горячки, вызванной пневмонией. Ему было всего 49. Дочь Кипренского Клотильда родится уже после его смерти.
Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»
Орест Адамович Кипренский (24 марта 1782 — 24 октября 1836).