Комментарии
- 21 фев 2019 17:44Ирэна Янко-КрушинскаяСпасибо за прекрасную подборку. Дух времени , нравственные ценности прошлого,эстетика века -надолго погружаешься в эпоху неведомого. И хочется созерцать и переживать.Какая замечательная жизнь!
- 21 фев 2019 18:40Раиса Сахарова ответила Ирэна Янко-Крушинскойgif
- 22 фев 2019 04:58Остров сокровищ
- 22 фев 2019 14:40Северяночка МаслинаБольшая благодарность автору этой познавательной подборки. Для меня это явилось радостным открытием.
Удивили все работы такие разные и красивые необыкновенно. Выделить что лучшее не представляется возможным. Спасибо Ф. П. Толстому, что мы имеем возможность любоваться его творениями.
- 22 фев 2019 14:43Северяночка МаслинаРаиса Сахарова-автор публикаций. Спасибо Вам еще раз.
- 23 фев 2019 11:14Раиса Сахарова ответила Северяночке МаслинеПриятно встретить единомышленницу!gif
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Остров сокровищ
:Раиса Сахарова
Федор Петрович Толстой (21 февраля 1783 — 25 апреля 1873) - русский художник и скульптор.
А.Н. Майков
Федор Петрович Толстой – признанный мастер медальерного дела, скульптор и живописец, превосходный рисовальщик и гравер, он предстает в истории русской культуры самым значительным и известным мастером малых камерных форм изобразительного искусства.
Классицизм, ведущий стиль начала XIX века, считал античность эталоном совершенства искусства.
Морской офицер представил себя светским, изящным молодым человеком в штатском – он уже окончил полный курс в Академии художеств, он – великолепный наездник, прекрасный танцор, которому знаменитый Шарль Дидло прочил блестящую артистическую карьеру; страстный охотник биться на рапирах, которые требуют не только проворства, но большей тонкости и умения угадывать в глазах и выражении лица намерения противника.
«Не только что почти все наши родные (окроме моих родителей), но даже и большая часть посторонних нам господ вооружились против меня за то, что я первый из дворянской фамилии, имеющей самые короткие связи со многими вельможами, могущими мне доставить хорошую протекцию, и имея титул графа, избрал для своей деятельности дорогу художников.
И везде говорят, что я, унизив себя до такой степени, наношу бесчестие не только своей фамилии, но и всему дворянскому сословию», – вспоминал Толстой.
В 1810 году Толстой женился на Анне Федоровне Дудиной, дочери небогатого коммерции советника.
Граф Федор Толстой предстал в портрете художником и скульптором. Его полный непринужденности облик исполнен чувства собственного достоинства. Рядом с ним те, кто ему дороги, – любимая жена Анна Федоровна и «небесная радость», дочь Лиза.
Творец, Муза и дочери – Мечтательница и Строптивица – с кудрявыми головками и в одинаковых платьицах. Решая профессиональные задачи, Толстой неожиданно создал картину своего семейного счастья и той атмосферы аристократизма и уюта, которая царила в его доме на Васильевском острове.
В одном из залов Третьяковской галереи экспонируется маленькая картина В комнатах. За шитьем. Картина не подписана, не датирована и ждет своего исследователя. На подрамнике сохранилась надпись, утверждающая, что принадлежность этого произведения кисти Толстого удостоверена его дочерью, Екатериной Юнге. Миловидность девушки, грациозность ее движений, ясность пространственного построения и холодок пространства напоминают образы и интонации искусства Толстого. Может быть, действительно, это произведение Толстого?
В 1835 году умерла Анна Федоровна. Через пять лет в 1840 году Толстой женился на дочери армейского офицера Анастасии Ивановне Ивановой. В семье графа появились еще две дочери – Екатерина и Ольга.
Толстой мастерски владел возможностями скульптуры. Пластикой фигуры человека, ее движениями и жестами рук, поворотом или наклоном головы, композицией двух-трех фигур, распределением масс, напряжением форм он мог выразить разнообразные и тонкие оттенки чувств.
Пир женихов Пенелопы, созданный Толстым, – это воплощение его любви и грез – величавая, изысканная, чарующая Древняя Эллада. С виртуозным мастерством на маленьких (12 х 23,5 см) черных аспидных досках скульптор вылепил розовым воском рельеф, самая высокая точка которого поднимается над плоскостью всего на пять миллиметров. Просвечивающий тончайший слой воска скульптор превратил в легкую драпировку и дворец Одиссея с высокими колоннами, украшенными рельефами стенами.
В рисунке "Душенька любуется собою в зеркало" Душенька и прелестна, и женственна, и величава. Сильным нажимом пера художник рисовал орнаменты рам, узоры, украшающие стены и потолок спальни, цветы в вазах, плитки пола и, конечно, саму Душеньку, а чуть заметными, легкими прикосновениями – призрачный зеркальный мир, в котором отражения множатся и перекликаются.
Слава тонкого изящного рисовальщика сопровождала Толстого в течение всей его долгой жизни. Нежными акварельными переливами созданы Пасторали.
Сцены из рыцарских времен могли бы стать иллюстрациями рыцарских романов. Толстой, действительно, был чуток к особенностям разных эпох, но, обращаясь к ним, каждый раз воссоздавал по-своему и мир Греции, и готики, и Ренессанса.
В рисунке гуашью "У окна в лунную ночь" призрачный лунный свет преображает интерьер, заставляя неодушевленные предметы казаться оживающими. Девушка в белом платье у венецианского окна – Александра, младшая сестра первой жены художника. А за окном таинственной и уютной комнаты – завораживающая бесконечность неба и застывший торжественный город. Художник сделал зримым ощущение томления романтической души, поверяющей свои тайные мечты звукам и волшебной красоте ночи.
Созданные магией белил и туши на белом листе бумаги смутно различимые очертания деревьев, старинных зданий, чьих-то одетых в белое фигур, манят своей таинственностью, вызывая желание приподнять закрывающий их лист бумаги. Но увидеть то, что скрыто листком, не дано. Что было важнее для художника: иллюзия реальности листка, сквозь который чуть виден пейзаж с башнями, или сам архитектурный пейзаж, который лишь чуть угадывается и должен остаться тайной?
Нарисованные им веточки красной и белой смородины очень понравились императрице Елизавете Алексеевне, и она выразила свое восхищение, подарив художнику бриллиантовый перстень. Этот перстень дал возможность семье Толстого переехать из домика около Смоленского кладбища, перед окнами которого каждый день следовали скорбные похоронные процессии, в дом на Петербургской стороне.
Натюрморты с цветами и ягодами Толстого называют «обманками». Создать абсолютную иллюзию сходства, чтобы зритель принял изображение за реальный предмет, обмануть взгляд – вот что предполагает «обманка».
Подписывая натюрморты, Толстой каждый раз указывал, что рисовал с натуры.
Для художника в конкретной точности изображения заключено особое чувство зрительной выразительности.
Выбирая для натюрморта цветок, ягоды, ветку или жучка, Толстой находит самый совершенный экземпляр и воссоздает его красоту на листе бумаги. Так появляются на его рисунках гибкие длинные листья и нежный атлас белых лепестков, окружающих резной узор хрупкого венчика нарцисса, сочная соблазнительная мякоть клубники, невесомость крылышек стрекоз и мушек, родниковая прозрачность сияющих капель росы, металлический отблеск птичьих перышек...
Художник любил писать натюрморты на цветной бумаге красками, которые приготавливал сам, чрезвычайно мелко растирая тщательно очищенные минеральные краски.
Отметив мастерство и «французский шик» работы живописца, Толстой заметил, что «желание блеснуть эффектом» сделало цветы одинаковыми. Тогда же Толстой сформулировал свое представление о работе с натуры: «Со строгой отчетливостью переводить с натуры на бумагу копируемый цветок, как он есть со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому растению».
Толстой исполнил серию рисунков стрекоз для императрицы Марии Федоровны,
серию рисунков бабочек для императрицы Елизаветы Алексеевны.
Пушкин в романе Евгений Онегин упоминает эти альбомы:
...Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей
Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной
Иль Баратынского пером...
Художник удивительно чувствовал структуру природы. Все формы его натюрмортов очерчены и отточены, выступают на листе почти как барельеф, сохраняя определенный, локальный цвет.
Толстой ценил вечное и прекрасное. Однажды он написал: "...беспечно любуюсь я прелестью природы и в самых ничтожных ее произведениях..."
Из Италии Толстой писал Василию Григоровичу, конференц-секретарю Академии художеств: «Я восхищен всем, но все-таки скучно здесь. Я нахожу у нас во многом лучше совсем не по одной только привычке к своему, но тщательно вникая во все (климат и памятники откладывая в сторону, это другое дело), взвешивая везде, где я был, хорошее и дурное с нашим дурным и хорошим, скажу, что по моему уразумению и совести у нас в России в несколько крат лучше... Я не дождусь времени, когда буду иметь радость вернуться в отчизну».
Записки графа Ф.П. Толстого.
Судьба была благосклонна к Федору Петровичу. Щедро одарив его талантами, энергией, решительностью, силой характера, упорством, ловкостью, вкусом к жизни, она подарила ему девяносто лет жизни. С годами здоровье ухудшалось, угасали силы, но граф не терял интереса к жизни общества и искусства.
Сказывались долгие годы кропотливой работы, часто с лупой, он быстро терял зрение, в последние годы жизни был почти слеп и плохо слышал. Но красота души не подвластна времени. "Как не было в отце моем гордости и важничания, так не было и низкопоклонства, – отмечала дочь. – В манерах его была та врожденная спокойная уверенность, не допускающая возможности каким-нибудь внешним действием унизить свое достоинство, та благосклонная обходительность, дающая человеку возможность найтись во всякой среде, всегда поставить себя на уровень с теми людьми, с которыми приходится сталкиваться, те, никогда, ни в какой обстановке не изменяющие себе вежливость и деликатность".
Толстой и в старости сохранил ясный ум, интерес к жизни, искреннюю веру в прекрасное будущее России и всего человечества: "Все на земном шаре растет как в физическом мире, так и моральном. Так дорастет и человечество до должного своего положения – до счастья".
Информация взята из книги Елизаветы Аносовой "Федор Толстой".
#рая