Фрески Джотто в Капелле дель Арена в Падуе (1304-1306).
Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена) — небольшая церковь в Падуе, область Венеция, Италия, прославившаяся благодаря фресковому циклу работы Джотто.
Статуя Джотто, галерея Уффици Флоренция.
Johann Sebastian Bach - Адажио
Нижний ярус (цокольный) высотой около трёх метров изображает цикл из 14 Аллегорий Добродетелей и Пороков, составляющих фундамент человеческой земной жизни.
Аллегории Добродетелей и Пороков.
Центральное место среди Аллегорий занимают изображения Правосудия и Несправедливости.
Правосудие с достоинством и уверенностью восседает на престоле в образе величавой женщины в короне.В руках она держит две чаши весов, в одной из них — фигурка воина, олицетворяющего войну, в другой фигурка крылатой женщины — олицетворение мира. Справедливость жестом величавым и решительным разводит руки в стороны, как бы стремясь разделить эти два столь противоположных способа решения гражданских дел, и обращает свое лицо к миру. На цоколе ее трона изображены сцены счастливой мирной жизни — фигуры танцующих женщин, нарядные всадники, выехавшие на охоту, торговцы с товарами.
Противоположная ей Аллегория Несправедливости изображена в образе мужчины с резким энергичным профилем, с мечом в одной и с копьем в другой руке. Он сидит в грозной позе на троне, спинка которого образует тяжелую арку, увенчанную зубцами средневековой крепости. По сторонам трона высятся суровые скалы, у ног тирана растет дикий лес, еще ниже разыгрываются сцены грабежей, разбоя, насилия.
Другие аллегории имеют меньшее значение, несмотря на сложность символов, содержание которых для нас не всегда ясно и единогласно принимаемо. Тем не менее, они часто представлены с исключительным изяществом и тонкостью, некоторые нюансы замысла раскрывается только при рассматривании противоположных Аллегорий.
Благоразумие, которое обозначает достоинство человеческого разума, представлено в виде зрелой дамы, сидящая в сидящего за пюпитром, на котором лежит раскрытая книга. Намек на свойственную ему порой двуличность создается особенной прической женщины, образующей профиль бородатого мужского лица.
Глупость, противоположный ему грех, изображен в виде упитанного юнца, облаченного в шутовской наряд.
Аллегория Стойкости - это женщина атлетического сложения, облаченная в львиную шкуру поверх античных доспехов, как Геркулес, вооруженная мечем и защищенная щитом с изображением льва - символом воинской доблести.
Непостоянство, противоположность Стойкости, балансирует на колесе на наклонном полу.
Аллегория Воздержания спокойна и светла, в ее руках - зачехленный меч.
Гнев разрывает на груди одежду, этот жест повторяется в сцене "Христос перед Каиафой"
Веру олицетворяет торжественная, осененная свыше, женская фигура с крестом в одной руке и свитком в другой. Это живописное изображение создает иллюзию круглой скульптуры в духе соборной пластики. Выступающие вперед руки, хорошо выявленные объемы головы и шеи, глубокие тени ниспадающих складок вызывают почти осязательные ощущения.
Аллегория Веры противостоит удивительной фигуре Неверия (оно задумано как грех против веры), ведомого на поводке женщиной-идолом. Голова Неверия вместе с украшающим ее шлемом превращена в своеобразный четырехугольник, в правом верхнем углу появляется картуш с Божественным словом, к которому ей предстоит обратиться.
Милосердие - молодая девушка с лицом ангела, выражающим кротость и смирение, означающее также щедрость, плодоносность и счастье, противостоит Зависти, как своей гротескной противоположности.
Зависть.
Надежда изображена в виде светлого образа молодой девушки, которая взлетает вверх, стремясь к короне, которая будет ей наградой.
Ей противостоит Отчаяние, представленное в виде тела повесившейся женщины, тяжело свисающего вниз, под тяжестью тела чуть прогнулась поперечина, к которой привязана веревка). С трупа которой взлетает ввысь дьявол, радующийся своей победе.
Преподобный Ефрем Сирин пишет: "Какое, например, оправдание обвиняемому в славолюбии, или в кичении, или в непослушании, или в неподчиненности, или в чревоугодии, или в опрометчивости, или в многословии, или в гордыне, или в самоуправстве, или в высокомерии, или в зависти, или во вражде, или в вспыльчивости, или в злоречии, или в клеветничестве? Какое оправдание тому, кто будет обвиняем в сих презренных пороках? Какую выгоду или какое удовольствие получаем мы из этого? Но и какая тяжесть отречься от сего!
Потому умоляю вас, братия, постарайтесь, чтоб никто из вас не был осужден в чем-либо таком. Ибо в рассуждении тяжких грехов (хорошо это знаю) вы имеете над собою власть. А этими грехами, как неважными, каждый пренебрегает, думая, что о них и не спросят. Но ими-то и уловляет нас дьявол: ибо делает, что каждый из нас пренебрегает ими, как ничего не значащими. Постарайтесь же, чтоб и эти грехи не служили к вашему уловлению, а напротив того, со всею осторожностью наблюдайте за собою, чтобы прославиться со Христом. Ему слава во веки веков. Аминь." Из "Слова о добродетелях и пороках"
Информация взята из интернета.
Добродетели и пороки...
Божественное имя есть,- Любовь, Великая мирская добродетель! С ней Счастье оживает вновь, Всевышний этому свидетель!
И Вера с нею, в белом покрывале, идет, не отставая, рядом. Не будь её, тогда б не знали, что в лучшее нам верить надо.
Сестра Надежда, верная подруга, не потерять бы нам её в пути, ведь без неё наш путь по кругу: дорогу к цели не найти.
София - Мудрость, не оставь в делах, творимых в жизни нами, и, что не так, ты нас поправь опытом, всегда - не временами.
Нас не покиньте, будьте рядом Терпенье, Стойкость, Постоянство. И с вами жизнь будет наградой: не будет гнева в ней и чванства.
Знакомы также нам пороки, дурных бы не забыть уроков. Жадность, равнодушье, лицемерие нам души открывали для неверия.
А с завистью, мы, между прочим, могли б любого опорочить. С хитростью и наглостью, с тщеславием помнили бы нас бесславными.
Отринем, не жалея, все пороки, но будем помнить их уроки. И с нами рядом будут вновь Надежда, Вера, Мудрость и Любовь!!!
Остров сокровищ
:Раиса Сахарова
Аллегории Добродетелей и Пороков.
"Какое, например, оправдание обвиняемому в славолюбии, или в кичении, или в непослушании, или в неподчиненности, или в чревоугодии, или в опрометчивости, или в многословии, или в гордыне, или в самоуправстве, или в высокомерии, или в зависти, или во вражде, или в вспыльчивости, или в злоречии, или в клеветничестве? Какое оправдание тому, кто будет обвиняем в сих презренных пороках? Какую выгоду или какое удовольствие получаем мы из этого? Но и какая тяжесть отречься от сего!
Из "Слова о добродетелях и пороках"
Добродетели и пороки...
Божественное имя есть,- Любовь,
Великая мирская добродетель!
С ней Счастье оживает вновь,
Всевышний этому свидетель!
И Вера с нею, в белом покрывале,
идет, не отставая, рядом.
Не будь её, тогда б не знали,
что в лучшее нам верить надо.
Сестра Надежда, верная подруга,
не потерять бы нам её в пути,
ведь без неё наш путь по кругу:
дорогу к цели не найти.
София - Мудрость, не оставь
в делах, творимых в жизни нами,
и, что не так, ты нас поправь
опытом, всегда - не временами.
Нас не покиньте, будьте рядом
Терпенье, Стойкость, Постоянство.
И с вами жизнь будет наградой:
не будет гнева в ней и чванства.
Знакомы также нам пороки,
дурных бы не забыть уроков.
Жадность, равнодушье, лицемерие
нам души открывали для неверия.
А с завистью, мы, между прочим,
могли б любого опорочить.
С хитростью и наглостью, с тщеславием
помнили бы нас бесславными.
Отринем, не жалея, все пороки,
но будем помнить их уроки.
И с нами рядом будут вновь
Надежда, Вера, Мудрость и Любовь!!!
22.05.2014.
© Copyright: Васильев Борис 1, 2014
Свидетельство о публикации №114052203694
#рая