9 ноя 2017

Как правильно: «табасараны» или «табасаранцы»?

«Сейчас, когда у всех народов возрос интерес к своему прошлому и наука достигла таких успехов, что представлена возможность пересмотра и уточнения отдельных вопросов истории, в том числе и связанных с названиями некоторых народов, пора унифицировать названия этнонимов, в том числе этнонима, обозначающего табасаранский народ, и рекомендовать в дальнейшем писать в изданиях, в документах не табасаранцы, а табасараны», – это выдержка из статьи известного табасаранского ученого, академика Международной академии наук высшей школы Магомеда Гасанова, которая была опубликована в журнале «Возрождение» в 2002 году.Прошло 15 лет, однако данный вопрос не получил окончательного решения и периодически всплывает в обсуждениях на различных интернет-форумах и в социальных сетях. Многие авторы, в том числе и ученые, начали использовать в своих работах этноним «табасараны», а администраторы отдельных групп («Табасарано-агульское содружество ARHAVAL», «Juvandar ВКонтакте» и др.) в качестве обязательного правила для участников модерируемых ими сообществ ввели запрет на использование «неправильных» форм этнонимов – «агульцы», «табасаранцы».
Как пишет в отмеченной выше статье М. Гасанов, этноним «табасараны» претерпел ряд изменений в ходе своего бытования. «В древнеармянских источниках они известны как таваспары, а в арабских – «табарсараны», у ал-Гарнати «табарсала» (Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати. С.49). Как пишет А.Дирр, «табасаранцы называют сами себя «табасаран» или – реже – табасаранцы» (Современные названия кавказских племен. СМОМПК, вып. ХХХХ. с. 17)».
Путаницу в данный вопрос вносит и разнобой в написании этнонима в различных отечественных словарях, энциклопедиях. К примеру, в «Большой советской энциклопедии» (1969-1978), «Советской исторической энциклопедии» (1973-1982), энциклопедиях «Народы России» (1994), «Народы и религии мира» (1998), онлайн-энциклопедии «Русская история», «Иллюстрированном энциклопедическом словаре» В.И. Бородулина (1998), «Большом энциклопедическом словаре» (2000), «Энциклопедическом словаре» (2009) и в ряде других изданий употребляются только этнонимы «табасаран», «табасараны».
Оба варианта как равноправные указаны в «Современной энциклопедии» (2000); «Русском орфографическом словаре» В. Лопатина (2010), словаре нарицательных имен «Русское словесное ударение» (2001-2002), «Современном толковом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой (2009).
А в «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (1890-1907), «Словаре названий жителей СССР» (1975), в энциклопедии «Религии народов современной России» (2002), виртуальном «Орфографическом словаре русского языка» жители Табасарана названы табасаранцами.
В своей статье М. Р. Гасанов отмечает, что разнобой в написании этнонимов наблюдался и у некоторых других дагестанских народов: «Так, например, известный общественный деятель С.Габиев писал не лакцы, а лаки, (см. его труд «Лаки, их прошлое и быт»), а этнограф-кавказовед Г.Ф.Чурсин писал не аварцы, а авары. Его этнографический очерк называется «Авары» и т.д. Но названия этих и других народов, у которых был разнобой в написании этнонимов, давно уже унифицированы».
Свою статью М. Гасанов резюмирует рекомендацией писать этноним табасараны в соответствии с нормами русского правописания без окончания «цы» и в качестве подтверждения своей позиции ссылается на мнение известного советского и российского лингвиста, автора многочисленных трудов по русскому языку Д.Э.Розенталя: «Многие имена существительные мужского рода с непроизводной основой на твердый согласный (кроме шипящих) имеют в родительном падеже множественного числа форму без окончания (так называемое нулевое окончание). Сюда относятся названия некоторых национальностей, главным образом на «н» и «р» (жить среди): англичан, армян, грузин, осетин, туркмен, турок, хазар и т.д.» (Справочник по правописанию и литературной правке. М. 1985 §154. С. 197).
Мы также решили разузнать, какова в настоящий момент позиция представителей научной филологической среды по данному вопросу и проверили правописание этнонима в словарях и энциклопедиях, изданных после 2000 года. В целом наблюдается тенденция к предпочтительному использованию этнонима «табасараны» либо одновременному использованию обоих этнонимов. Чтобы расставить все точки над i, мы обратились в справочную службу русского языка справочно-информационного портала Грамота.ру (вопрос № 294132) и получили следующий ответ: «Табасараны (род. падеж мн. числа табасаран) и табасаранцы (род. падеж мн. числа табасаранцев) – равноправные варианты.

Как правильно: «табасараны» или «табасаранцы»? - 861827658356

Комментарии

Комментариев нет.