Что происходит, когда мы начинаем уважительно относиться к другому человеку?Человек чувствует это, чувствует, что это не какая-то поза, что это непритворно, что это изнутри, что мы действительно уважаем его. А уважаем его – значит уважаем его ценности. Естественным образом по закону взаимоотношений человек начинает платить нам тем же самым. И это уважительное отношение к нему невольно вызывает у него уважительное отношение к нам, а уважение к нам означает, что он уважает наши ценности. И если Кришна для нас ценен, то он начинает уважать Кришну. То есть вот такое чудо происходит, такая магия происходит. Он видит, что у человека есть чувство собственного достоинства, и он не роняет это достоинство.Тут очень интересный момент тоже ещё один, когда мы неуважительно начинаем относиться к другому человеку, мы вместе с этим неуважительным отношением роняем собственное достоинство. И, уронив собственное достоинство, мы и Кришну роняем вместе с этим собственным достоинством. И он уже не может нас уважать, потому что мы уронили своё достоинство в отношениях с ним. Как нас можно уважать? Нас невозможно уважать при этом. И значит, он не может уважать Кришну, которого уважаем мы.То есть ещё раз, я бы сказал, что у уважения есть ещё оборотная сторона. Уважение к другим всегда основано на уважении, в том числе, к самому себе, к каким-то своим ценностям, к тому, что я несу, то есть на этом чувстве собственного достоинства. Преданные очень часто путают чувство собственного достоинства с гордостью. Нет на самом деле более противоположных понятий, чем чувство собственного достоинства и гордости, это полные антонимы. Но как крайности, они часто напоминают друг друга.Гордость – это я горжусь собой просто так, я хочу возвыситься над другими, и чтобы возвыситься над другими, я опускаю других. Чувство собственного достоинства – я уважаю себя, уважаю ценности, которым я следую, образ жизни, у меня есть некая внутренняя цельность, у меня есть эта шила. Шилам на санскрите значит характер, или добродетель, или чувство собственного достоинства. Чувство собственного достоинства – это нравственное чутьё, это нравственная структура человека. У человека есть система ценностей, система нравственности, от которой он не собирается отступать – в этом чувство собственного достоинства, то, что у него есть нечто очень ценное, и он это ценное не готов променять на что-то, на какую-то материальную выгоду или ещё на что-то.И у чувства собственного достоинства есть оборотная сторона – это уважение к другим. Также, как у гордыни всегда есть оборотная сторона – это презрение к другим, попытка опустить других, попытка посмеяться над другими, такое высокомерное отношение к другим. То есть уважение к другим продиктовано чувством собственного достоинства, и оно, собственно, вызывает у людей эту обратную реакцию – они начинают уважать то, что ты несёшь с собой, и, собственно, всё отсюда выходит, клубок таким образом разматывается.И так как вопрос, который был задан, ‒ это вопрос о контексте, как действовать в этом конкретном контексте? И, кстати говоря, Шрила Прабхупада был преисполнен чувства собственного достоинства. Он был смиренный, но его смирение в то же самое время – все наверняка видели эту фотографию Шрилы Прабхупады с гордо поднятой головой с перекинутым чадаром –это чувство собственного достоинства, это его чувство внутренней цельности и ценностей, которые он несёт, и которые он готов дать.© #БхактиВигьянаГосвами💿 СИНДУ: «Отношения с обществом», 30.01.2022 год#бвгм #bvgm #бхакти_вигьяна_госвами
The Hare Krishna Movement
УВАЖЕНИЕ И ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА
Что происходит, когда мы начинаем уважительно относиться к другому человеку?
Человек чувствует это, чувствует, что это не какая-то поза, что это непритворно, что это изнутри, что мы действительно уважаем его. А уважаем его – значит уважаем его ценности. Естественным образом по закону взаимоотношений человек начинает платить нам тем же самым. И это уважительное отношение к нему невольно вызывает у него уважительное отношение к нам, а уважение к нам означает, что он уважает наши ценности. И если Кришна для нас ценен, то он начинает уважать Кришну. То есть вот такое чудо происходит, такая магия происходит. Он видит, что у человека есть чувство собственного достоинства, и он не роняет это достоинство.
Тут очень интересный момент тоже ещё один, когда мы неуважительно начинаем относиться к другому человеку, мы вместе с этим неуважительным отношением роняем собственное достоинство. И, уронив собственное достоинство, мы и Кришну роняем вместе с этим собственным достоинством. И он уже не может нас уважать, потому что мы уронили своё достоинство в отношениях с ним. Как нас можно уважать? Нас невозможно уважать при этом. И значит, он не может уважать Кришну, которого уважаем мы.
То есть ещё раз, я бы сказал, что у уважения есть ещё оборотная сторона. Уважение к другим всегда основано на уважении, в том числе, к самому себе, к каким-то своим ценностям, к тому, что я несу, то есть на этом чувстве собственного достоинства. Преданные очень часто путают чувство собственного достоинства с гордостью. Нет на самом деле более противоположных понятий, чем чувство собственного достоинства и гордости, это полные антонимы. Но как крайности, они часто напоминают друг друга.
Гордость – это я горжусь собой просто так, я хочу возвыситься над другими, и чтобы возвыситься над другими, я опускаю других. Чувство собственного достоинства – я уважаю себя, уважаю ценности, которым я следую, образ жизни, у меня есть некая внутренняя цельность, у меня есть эта шила. Шилам на санскрите значит характер, или добродетель, или чувство собственного достоинства. Чувство собственного достоинства – это нравственное чутьё, это нравственная структура человека. У человека есть система ценностей, система нравственности, от которой он не собирается отступать – в этом чувство собственного достоинства, то, что у него есть нечто очень ценное, и он это ценное не готов променять на что-то, на какую-то материальную выгоду или ещё на что-то.
И у чувства собственного достоинства есть оборотная сторона – это уважение к другим. Также, как у гордыни всегда есть оборотная сторона – это презрение к другим, попытка опустить других, попытка посмеяться над другими, такое высокомерное отношение к другим. То есть уважение к другим продиктовано чувством собственного достоинства, и оно, собственно, вызывает у людей эту обратную реакцию – они начинают уважать то, что ты несёшь с собой, и, собственно, всё отсюда выходит, клубок таким образом разматывается.
И так как вопрос, который был задан, ‒ это вопрос о контексте, как действовать в этом конкретном контексте? И, кстати говоря, Шрила Прабхупада был преисполнен чувства собственного достоинства. Он был смиренный, но его смирение в то же самое время – все наверняка видели эту фотографию Шрилы Прабхупады с гордо поднятой головой с перекинутым чадаром –это чувство собственного достоинства, это его чувство внутренней цельности и ценностей, которые он несёт, и которые он готов дать.
© #БхактиВигьянаГосвами
💿 СИНДУ: «Отношения с обществом», 30.01.2022 год
#бвгм #bvgm #бхакти_вигьяна_госвами