Вопросы к экзамену по ТОНКМ с методикой преподавания

за семестр 2014- 2015 учебного года
для групп: 13 (ОНК ЗО)
Преподаватель: Кабанова Е.Н.
1. На основе методического анализа учебников математики для начальных классов по программе М.И. Моро сформулируйте задачи и содержание темы сложения и вычитания чисел в пределах 10. Составьте фрагмент урока, посвящённый усвоению новых знаний на 2-м этапе темы «Сложение и вычитание». Разработайте игровые ситуации и занимательные упражнения, которые можно использовать с целью проверки таблиц сложения и вычитания чисел первого десятка.
2. Составьте задания по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах10» для итоговой диагностики в 1 классе по двум уровням – базовый и повышенный. Смоделируйте процесс выполнения этих заданий для разных уровней и разной степени подготовленности учащихся. Составьте фрагмент педагогической характеристики ученика 1-го класса на основе процесса и результата выполнения заданий.
3. На основе методического анализа учебников математики для начальных классов по программе М.И. Моро сформулируйте задачи и содержание темы «Табличное сложение чисел в пределах 20». Назовите свойство, которое лежит в основе объяснения способа сложения однозначных чисел с переходом через разряд. Составьте фрагмент урока, посвящённый усвоению новых знаний о приёмах сложения с переходом через разряд.
4. Сформулируйте цели (образовательную, развивающую, воспитательную) и задачи урока математики по теме «Табличное вычитание чисел в пределах 20». Назовите правило, которое лежит в основе объяснения способа вычитания чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Составьте фрагмент урока, посвящённый усвоению новых знаний о приёмах вычитания с переходом через разряд.
5. На основе методического анализа учебников математики для начальных классов установите, в чём особенность обучения учащихся начальных классов табличному сложению и вычитанию в концентре «Сотня». Сравните подходы, представленные в разных учебниках математики для 1 класса. Перечислите приёмы, которые может использовать учитель для организации запоминания учащимися табличных случаев сложения и вычитания.
6. На основе методического анализа учебников математики для начальных классов установите, в какой последовательности изучают внетабличное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Назовите приёмы устного сложения и вычитания чисел в пределах 100, а также свойства (правила), которые лежат в основе названных приёмов устного сложения и вычитания. Подберите задания из разных учебников математики для 1 и 2 класса, которые предлагаются для усвоения новых знаний и их применения.
7. Составьте задания по теме «Внетабличное сложение и вычитание чисел в пределах100» для итоговой диагностики во 2 классе по двум уровням – базовый и повышенный. Разработайте критерии оценивания этих заданий. Смоделируйте процесс выполнения этих заданий для разных уровней и разной степени подготовленности учащихся. Составьте фрагмент педагогической характеристики ученика 2-го класса на основе процесса и результата выполнения заданий.
8. Сформулируйте цели (образовательную, развивающую, воспитательную) и задачи урока математики в 3 классе по теме «Устные вычислительные приёмы сложения и вычитания чисел первой тысячи». Составьте фрагменты этапов урока на основе деятельностной технологии «Мотивация к учебной деятельности», «Открытие нового знания», «Самостоятельная работа с самопроверкой» по схеме: педагогическая деятельность учителя; учебная деятельность ученика. Разработайте эскизы слайдов презентации к уроку для организации диагностики учебных достижений обучающихся.
9. Назовите приёмы письменного сложения многозначных чисел. Приведите пример рассуждения учащегося при выполнении сложения, когда в одном или двух разрядах значения суммы получается ноль. Определите, какие знания и умения необходимы при данных видах вычислений. Подберите задания из разных учебников математики для 3 и 4 класса, которые предлагаются для подготовки и усвоения новых.
10. Назовите приёмы письменного вычитания многозначных чисел. Приведите пример рассуждения учащегося при выполнении вычитания, когда в одном или двух разрядах уменьшаемого есть ноль. Определите, какие знания и умения необходимы при данных видах вычислений. Подберите задания из разных учебников математики для 3 и 4 класса, которые предлагаются для усвоения новых знаний и их применения.
11. Проанализируйте предложенный фрагмент урока «Изучение письменных приёмов сложения и вычитания» (стр.96 – 97, Калинченко А.В. Методика преподавания начального курса математики: учебное пособие... – М.: Издательский центр «Академия», 2013.). Выявите какие поставленные задачи были решены в ходе представленного фрагмента. Подберите другие задания, которые можно было бы предложить учащимся на этапе устного счёта. Определите, какими методами осуществляется объяснение нового материала и, какие наглядные средства необходимо использовать на данном уроке.
12. Составьте фрагменты одного из уроков по теме «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел» по программе Н.Б. Истоминой, обосновав определение целей и задач урока математики, планирование его фрагментов с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Укажите возможные корректировки в реальном педагогическом процессе.
13. Составьте задания по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел» для итоговой диагностики в 4 классе по двум уровням – базовый и повышенный. Разработайте критерии оценивания этих заданий. Смоделируйте процесс выполнения этих заданий для разных уровней и разной степени подготовленности учащихся. Составьте фрагмент педагогической характеристики ученика 4-го класса на основе процесса и результата выполнения заданий.
14. Раскройте теоретико-множественный смысл произведения целых неотрицательных чисел. Дайте определение произведения через сумму (по трём правилам). Подберите задания из разных учебников математики для 1 и 2 класса, которые предлагаются для раскрытия смысла умножения.
15. Сформулируйте цели (образовательную, развивающую, воспитательную) и задачи урока математики по теме «Умножение». Составьте фрагмент урока, посвящённый усвоению новых знаний о действии умножения. Обоснуйте целесообразность и оптимальность использования наглядных средств обучения, представленных в учебниках.
16. Раскройте теоретико-множественный смысл частного натуральных чисел. Обоснуйте целесообразность и оптимальность использования наглядных средств обучения, представленных в учебниках. Составьте фрагмент урока, посвящённый усвоению новых знаний о действии деления.
17. На основе методического анализа учебников математики для начальных классов по программе М.И. Моро сформулируйте задачи и содержание темы «Умножение». Назовите методические приёмы, которые используются в учебниках математики для 2 класса при изучении переместительного свойства умножения. Составьте фрагмент урока по теме «Переместительное свойство умножения».
18. Сформулируйте цели (образовательную, развивающую, воспитательную) и задачи урока математики по теме «Распределительное свойство умножения». Назовите методические приёмы, которые используются в учебниках математики для 3 класса при знакомстве учащихся с распределительным свойством умножения. Составьте фрагмент урока по теме «Распределительное свойство умножения» по программе И.И. Аргинской.
19. Проанализируйте приведённые рассуждения учащегося при решении примера 3 · 49 по следующим параметрам: правильность, рациональность, грамотность речи. Рассуждение: «Заменяем число 49 суммой разрядных слагаемых (40 + 9), получаем пример 3·(40 + 9), применяем правило умножения числа на сумму, выполняем вычисления: 3·40 = 120, 3·9 = 27, 120 + 27 = 147». Укажите, возможно ли применение альтернативных решений и какова их целесообразность. Составьте задания, обеспечивающие подготовку учащихся к усвоению данного вычислительного приёма.
20. Сформулируйте цели (образовательную, развивающую, воспитательную) и задачи урока математики по теме «Деление суммы на число». Составьте фрагмент урока по усвоению детьми данного правила. Определите, основу какого вычислительного приёма составляет правило деления суммы на число.
21. Составьте задания по теме «Умножение и деление чисел в пределах100» для итоговой диагностики в 3 классе по двум уровням – базовый и повышенный. Разработайте критерии оценивания этих заданий. Смоделируйте процесс выполнения этих заданий для разных уровней и разной степени подготовленности учащихся. Составьте фрагмент педагогической характеристики ученика 3-го класса на основе процесса и результата выполнения заданий.
22. Составьте задания по теме «Умножение и деление многозначных чисел» для итоговой диагностики в 4 классе по двум уровням – базовый и повышенный. Разработайте критерии оценивания этих заданий. Смоделируйте процесс выполнения этих заданий для разных уровней и разной степени подготовленности учащихся. Составьте фрагмент педагогической характеристики ученика 4-го класса на основе процесса и результата выполнения заданий.
23. Раскройте теоретическую основу деления с остатком. На основе методического анализа учебников математики для начальных классов выявите особенности изучения этой темы. Составьте фрагмент урока по теме «Смысл деления с остатком».
24. Сформулируйте цели (образовательную, развивающую, воспитательную) и задачи урока математики по теме «Деление с остатком. Соотношение остатка и делителя». Составьте фрагменты этапов урока по данной теме на основе технологии личностно-ориентированного обучения «Мотивация к учебной деятельности», «Открытие нового знания», «Первичное закрепление» по схеме: педагогическая деятельность учителя; учебная деятельность ученика.
25. Выделите теоретическую основу письменного умножения многозначных чисел. На основе методического анализа учебников математики для начальных классов назовите последовательность изучения случаев умножения на однозначное число. Приведите примеры рассуждений учащихся. Подберите задания из разных учебников математики для 3, 4 класса, которые предлагаются для подготовки к усвоению новых знаний.
26. Выделите теоретическую основу письменного деления многозначных чисел. На основе методического анализа учебников математики для начальных классов назовите последовательность изучения случаев деления на однозначное число. Опишите, как проводится первичное ознакомление с приёмом деления на однозначное число. Приведите пример рассуждения. Определите, какие ошибки могут допускать учащиеся начальных классов и как предупредить их появление.
27. Дайте определение Понятие отношения делимости. Простые и составные числа. Сформулировать все свойства отношения делимости. Сформулировать теорему о делимости суммы, разности, произведения. Используя признаки делимости чисел в десятичной системе счисления, определите, на какие из чисел: 2, 3, 5, 9 или 4 делятся числа: а) 804; б) 75.
28. Дайте определение текстовой задачи. Перечислите этапы решения текстовой задачи арифметическим методом. Назовите цели и приёмы работы на каждом этапе решения задачи.

Комментарии