Граффити Софийского собора в Новгороде

Это очень интересный пласт истории и культуры наших предков, ведь, по сути, лишь такие записи и берестяные грамоты доносят до нас живую речь наших современников.

Граффити Софийского собора в Новгороде - 959600495960

Одно из граффити в лестничной башне. Фото: Сергей Аванесов, НовГУ

Сохранились граффити и в лестничной башне Софии. Очень интересны, например, автографы мастеров, расписывающих собор (например, несколько автографов некоего Стефана, который явно был художником, расписавшим собор — среди граффити есть и прекрасный рисунок льва, и подпись «Стефан писал, когда расписывал Софию»).

Граффити Софийского собора в Новгороде - 959600517208
Граффити Софийского собора в Новгороде - 959600538200
Граффити Софийского собора в Новгороде - 959600559704


Автографы художников Стефана, Сержира и Гаги. Публикуется по изданию Медынцева А.А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора XI-XIV века. – М.: Изд-во «Наука». 1978.
Граффити Софийского собора в Новгороде - 959600606296

Фото граффити со львом «пера» Стефана. Снимок Сергея Аванесова (НовГУ)
А уж граффити о жизни жреца воронов или о том, что сожгли двор одного из первых клириков храма, показывают драматичное взаимодействие язычества и христианства в первый век его существования на новгородской земле. А чего стоит автограф некоего Петра вместе с рисунком храма? Если учесть время росписи, то это весьма возможно – автограф того самого мастера Петра, который точно строил Георгиевский собор Юрьева монастыря (а возможно, и другие храмы начала XII века: мы знаем, что в одновременном Георгиевскому храму соборе Антониева монастыря есть рисунок, изображающий хорошо одетого человека, который тоже подписан как Петр).
Граффити Софийского собора в Новгороде - 959600613464


Автограф Петра. Публикуется по изданию Медынцева А.А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора XI-XIV века. – М.: Изд-во «Наука». 1978.
Очень интересно и «групповое» граффито. На столбе лестничной башни новгородского Софийского собора, напротив одного из окон, вырезана длинная надпись-граффито. В 1894 г. стены башни были покрыты сколами-насечками для лучшего крепления новой штукатурки, однако сохранилась фотография кальки.

Граффити Софийского собора в Новгороде - 959600622424



Фотография правой нижней части кальки В. В. Суслова, выполненной до повреждения стены насечками (Институт истории материальной культуры Российской академии наук (Санкт-Петербург), научный архив, фотоотдел, негатив № III 7304). Публикуется по: С.М. Михеев. «Яропълча дружина 7 псали»: автографы воинов Ярополка Изяславича на стене Софии Новгородской//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2016 г. Вып. 2 (64)
А. А. Медынцева опубликовала надпись в следующем виде:

[Ѧ]ропл(ъ)тѧ д[р]оужина псал(и) Радоч…

Ан(ь)… д[р]ѣ[и]… [т]рꙋ Радигост…

Более детальное обследование сохранившейся записи в совокупности с прорисью позволяет прочесть запись почти полностью:

Граффити Софийского собора в Новгороде - 959600631128

Современный вид надписи (фотография Е. В. Гордюшенкова, прорись С. М. Михеева). Публикуется по: С.М. Михеев. «Яропълча дружина 7 псали»: автографы воинов Ярополка Изяславича на стене Софии Новгородской//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2016 г. Вып. 2 (64)
То есть, буквально: «Семеро из дружины Ярополка [Изяславича] написали: Радочко, Андрей, Петр… Радигост». При этом каждый написал свое имя, а Андрей, писавший всю надпись, написал еще и «за Петра». Такая вот коллективная молитва, причем судя по полному отсутствию признаков древненовгородского диалекта, все семеро пришли в Новгород из южнорусских земель.

Комментарии

Комментариев нет.