Это очень интересный пласт истории и культуры наших предков, ведь, по сути, лишь такие записи и берестяные грамоты доносят до нас живую речь наших современников.
Одно из граффити в лестничной башне. Фото: Сергей Аванесов, НовГУ
Сохранились граффити и в лестничной башне Софии. Очень интересны, например, автографы мастеров, расписывающих собор (например, несколько автографов некоего Стефана, который явно был художником, расписавшим собор — среди граффити есть и прекрасный рисунок льва, и подпись «Стефан писал, когда расписывал Софию»).
Автографы художников Стефана, Сержира и Гаги. Публикуется по изданию Медынцева А.А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора XI-XIV века. – М.: Изд-во «Наука». 1978.
Фото граффити со львом «пера» Стефана. Снимок Сергея Аванесова (НовГУ) А уж граффити о жизни жреца воронов или о том, что сожгли двор одного из первых клириков храма, показывают драматичное взаимодействие язычества и христианства в первый век его существования на новгородской земле. А чего стоит автограф некоего Петра вместе с рисунком храма? Если учесть время росписи, то это весьма возможно – автограф того самого мастера Петра, который точно строил Георгиевский собор Юрьева монастыря (а возможно, и другие храмы начала XII века: мы знаем, что в одновременном Георгиевскому храму соборе Антониева монастыря есть рисунок, изображающий хорошо одетого человека, который тоже подписан как Петр).
Автограф Петра. Публикуется по изданию Медынцева А.А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора XI-XIV века. – М.: Изд-во «Наука». 1978. Очень интересно и «групповое» граффито. На столбе лестничной башни новгородского Софийского собора, напротив одного из окон, вырезана длинная надпись-граффито. В 1894 г. стены башни были покрыты сколами-насечками для лучшего крепления новой штукатурки, однако сохранилась фотография кальки.
Фотография правой нижней части кальки В. В. Суслова, выполненной до повреждения стены насечками (Институт истории материальной культуры Российской академии наук (Санкт-Петербург), научный архив, фотоотдел, негатив № III 7304). Публикуется по: С.М. Михеев. «Яропълча дружина 7 псали»: автографы воинов Ярополка Изяславича на стене Софии Новгородской//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2016 г. Вып. 2 (64) А. А. Медынцева опубликовала надпись в следующем виде:
[Ѧ]ропл(ъ)тѧ д[р]оужина псал(и) Радоч…
Ан(ь)… д[р]ѣ[и]… [т]рꙋ Радигост…
Более детальное обследование сохранившейся записи в совокупности с прорисью позволяет прочесть запись почти полностью:
Современный вид надписи (фотография Е. В. Гордюшенкова, прорись С. М. Михеева). Публикуется по: С.М. Михеев. «Яропълча дружина 7 псали»: автографы воинов Ярополка Изяславича на стене Софии Новгородской//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2016 г. Вып. 2 (64) То есть, буквально: «Семеро из дружины Ярополка [Изяславича] написали: Радочко, Андрей, Петр… Радигост». При этом каждый написал свое имя, а Андрей, писавший всю надпись, написал еще и «за Петра». Такая вот коллективная молитва, причем судя по полному отсутствию признаков древненовгородского диалекта, все семеро пришли в Новгород из южнорусских земель.
История и археология Руси и соседей
Граффити Софийского собора в Новгороде
Это очень интересный пласт истории и культуры наших предков, ведь, по сути, лишь такие записи и берестяные грамоты доносят до нас живую речь наших современников.
Одно из граффити в лестничной башне. Фото: Сергей Аванесов, НовГУ
Сохранились граффити и в лестничной башне Софии. Очень интересны, например, автографы мастеров, расписывающих собор (например, несколько автографов некоего Стефана, который явно был художником, расписавшим собор — среди граффити есть и прекрасный рисунок льва, и подпись «Стефан писал, когда расписывал Софию»).
Автографы художников Стефана, Сержира и Гаги. Публикуется по изданию Медынцева А.А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора XI-XIV века. – М.: Изд-во «Наука». 1978.
Фото граффити со львом «пера» Стефана. Снимок Сергея Аванесова (НовГУ)
А уж граффити о жизни жреца воронов или о том, что сожгли двор одного из первых клириков храма, показывают драматичное взаимодействие язычества и христианства в первый век его существования на новгородской земле. А чего стоит автограф некоего Петра вместе с рисунком храма? Если учесть время росписи, то это весьма возможно – автограф того самого мастера Петра, который точно строил Георгиевский собор Юрьева монастыря (а возможно, и другие храмы начала XII века: мы знаем, что в одновременном Георгиевскому храму соборе Антониева монастыря есть рисунок, изображающий хорошо одетого человека, который тоже подписан как Петр).
Автограф Петра. Публикуется по изданию Медынцева А.А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора XI-XIV века. – М.: Изд-во «Наука». 1978.
Очень интересно и «групповое» граффито. На столбе лестничной башни новгородского Софийского собора, напротив одного из окон, вырезана длинная надпись-граффито. В 1894 г. стены башни были покрыты сколами-насечками для лучшего крепления новой штукатурки, однако сохранилась фотография кальки.
Фотография правой нижней части кальки В. В. Суслова, выполненной до повреждения стены насечками (Институт истории материальной культуры Российской академии наук (Санкт-Петербург), научный архив, фотоотдел, негатив № III 7304). Публикуется по: С.М. Михеев. «Яропълча дружина 7 псали»: автографы воинов Ярополка Изяславича на стене Софии Новгородской//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2016 г. Вып. 2 (64)
А. А. Медынцева опубликовала надпись в следующем виде:
[Ѧ]ропл(ъ)тѧ д[р]оужина псал(и) Радоч…
Ан(ь)… д[р]ѣ[и]… [т]рꙋ Радигост…
Более детальное обследование сохранившейся записи в совокупности с прорисью позволяет прочесть запись почти полностью:
Современный вид надписи (фотография Е. В. Гордюшенкова, прорись С. М. Михеева). Публикуется по: С.М. Михеев. «Яропълча дружина 7 псали»: автографы воинов Ярополка Изяславича на стене Софии Новгородской//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2016 г. Вып. 2 (64)
То есть, буквально: «Семеро из дружины Ярополка [Изяславича] написали: Радочко, Андрей, Петр… Радигост». При этом каждый написал свое имя, а Андрей, писавший всю надпись, написал еще и «за Петра». Такая вот коллективная молитва, причем судя по полному отсутствию признаков древненовгородского диалекта, все семеро пришли в Новгород из южнорусских земель.