Зима в славянской мифологии и фольклоре всегда была больше, чем просто сезон холода.

Она олицетворялась как страшный демон, ужасный и неумолимый, но в то же время — неотъемлемая часть мироздания.
С течением времени, когда человечество научилось жить в условиях зимних холодов, страх перед зимой сменился на примирение с ней. Зима, перестав быть врагом, стала важной частью жизни, и её образ в мифах изменился. Она уже не была только жестоким демоном, но и красивой, хотя и суровой красавицей, одетой в белоснежную душегрейку, проезжающей по снежным горам на пегой кобыле. Зима в этом обличье была не только источником страха, но и объектом восхищения: её морозные поцелуи замораживали кровь в жилах, но в её ледяной красоте ощущалась нечто по-настоящему возвышенное.
С каждым годом её влияние становилось всё более знакомым и привычным. Праздники, связанные с зимой — Рождество, Новый год, Крещенье — стали важной частью жизни людей, и Зима уже не воспринималась как сугубо негативное явление. В мифах она начинала ассоциироваться с веселыми праздниками, приносящими свет и радость в темные зимние дни.
С образом Зимы в русском фольклоре связана история девочки Снегурочки, вылепленной из снега и любившей только дождь да град, которому она радуется, «будто меньшому брату». Повели её подружки в лес по ягоды, по грибы, а там затеяли прыгать через большой и жаркий костёр. Не решилась отстать от подруг Снегурочка, прыгнула — и растаяла, как тает снег под солнцем: «Только эхо в лесу откликнулось!» Вся эта сказка — точно эхо наших летних, немного грустных воспоминаний о минувшей зиме и всех радостях, которые она нам так щедро приносила.
Именно поэтому, в отличие от злого Морозки и смешной Масленицы, сказки всегда рисуют Снегурочку печальной белолицей красавицей, полной неизъяснимой, прохладной прелести. Это Зима в её лучшую, любимую народом пору.
Особое место в мифах занимают её слуги — метели, вьюги, и поземки. Эти стихии, как и сама Зима, бесконечно вращаются, стремясь сделать мир снежным и белым. Их движение сопровождается ледяными вихрями и буранами, создающими атмосферу волшебства и тайны. Эти духи холода стали неотъемлемой частью зимней картины мира.
Особенно важно для славян было понимание природы Зимы через её помощника, старика Зюзю, бога снега и мороза. Зюзя с железной булавой, стуча по дорогам, замораживал их и сковывал ледяными оковами. Его появление предвещало холодные ночи, но также заставляло людей готовиться к борьбе с зимой и уважать её силу. В его образе был заложен архетип старого мудреца, который, несмотря на свою холодную природу, не был злом, а лишь неизбежной частью природного круга.
Кроме того, чтобы умилостивить Зюзю и избежать самых жестоких морозов, в ночь перед праздником Коляды оставляли немного праздничной кутьи на столе. Этот обряд служил не только молитвой за здоровье людей, но и напоминанием о том, что даже в самых жестоких проявлениях природы нужно находить пространство для покоя и гармонии.
Однако, с течением времени, как и в мифах, Зима старела и становилась ещё более свирепой. Порой она приносила «Коровью Смерть» — холода, которые разрушали жизнь, проникали в дома и забирали здоровье. Лихоманки и болезни, как её злые сестры, начинали свирепствовать в морозные дни, и люди с тревогой ожидали, когда Зима уйдёт, уступив место Весне.
Так, в народном сознании, Зима всё чаще олицетворялась как старик Зимник — маленький и белоснежный, с железной булавой, предвещающий жестокие холода. В его образе славяне видели не только величие и опасность зимы, но и её неизбежность — неотъемлемую часть бытия, которая возвращается каждый год, но всегда приводит к обновлению природы.
Зима в славянской мифологии — это не просто холодное время года. Это время, когда человек сталкивается с силой природы, с неизбежностью её цикличности, и, научившись с ней жить, находит в её суровости свою красоту и гармонию.
по Афанасьеву

Зима в славянской мифологии и фольклоре всегда была больше, чем просто сезон холода. - 969402504280

Комментарии

  • 21 дек 2024 14:08
    Сие по какому "Афанасьеву"? Смешная публикация... Мифология (позволю заметить) и "фольклор" - отнюдь не одно и то же.
    А уж "сленг"- то каков! Достойно Жванецкого:
    "...когда человечество (!?) научилось жить в условиях зимних (!?) холодов..."
    Нет слов! Настроение приподняли!