Комментарии
- Наталья ЯковлеваКомментарий удалён.
- 8 ноя 2020 06:39Наталья Яковлева04:23Мишель Легран - Саксофон. Осенняя грусть.
- 8 ноя 2020 06:41Наталья ЯковлеваОбъект не найден, недоступен или удалён.
- 8 ноя 2020 16:10Ирина Храмогина (Крючкова)
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
•●๑♥๑🌹฿ҨИН ฿€Р€СКѦ🌹๑♥๑●•
:Наталья Яковлева
МИШЕЛЬ ЛЕГРАН
– единственный композитор, получивший трёх Оскаров, пять Грэмми и даже Золотого Орла! А музыка из фильма «Шербурские зонтики» и многие другие его композиции навсегда остались в сердцах любителей музыки.
Знаменитый композитор девизом своей жизни сделал фразу, которую когда-то сказал писатель и режиссер Жан Кокто:
«Такт — это когда мы слишком хорошо знаем, что можем зайти слишком далеко».
Относилось это, разумеется, к творчеству — Легран не терпел каких-либо ограничений, не делал различий между жанрами, требовал свободы творчества. В этом смысле музыка к фильмам оказалась для композитора идеальной площадкой для самовыражения.
И хотя семья Мишеля жила общими интересами, музыкой, семья распалась, когда мальчику было 3 года. С этого момента начинается грустный период жизни Леграна – будучи маленького роста, он все время сносил нападки и побои мальчишек, поэтому в школу ходить не любил.
А дома маленький Мишель часто оставался один – матери приходилось много работать и её часто не было дома. Пианино было единственным другом мальчика, который слушал мелодии по радио, а затем пытался воспроизвести их на музыкальном инструменте.
В 1947 году Мишель Легран дарит свое сердце джазу – ему посчастливилось попасть на концерт великого джазового исполнителя Диззи Гиллеси. Джаз настолько понравился Мишелю, настолько захватил его, что все последующее творчество будет неразрывно связано с этим направлением в музыке.
С начала 1950-х Мишель писал музыку и занимался аранжировкой для нескольких французских шансонье. Как ни странно, но первым заказчиком был его отец – именно он попросил Леграна-младшего написать несколько произведений и аранжировок.
Классическое образование вместе с увлечением джазом очень помогали в работе, позволили успешно начать концертную деятельность и в 1955 году выпустить свой первый, невероятно популярный альбом «Я люблю Париж», наполненный французскими мелодиями в обработке Леграна (всего у композитора более 100 альбомов).
В Америке Мишель Легран познакомился с такими музыкантами как Джон Колтрейн и Майл Дэвис, которые славились своими новаторскими подходами в джазовой музыке. Несмотря на свою молодость и относительную неопытность, Легран отлично вписался в американское джазовое общество, тем самым доказав, что не только американские музыканты и композиторы могут чувствовать джаз.
Легран работал и был на равных с Диззи Гиллеспи, Стэном Гетцем, Биллом Эвансом. Впоследствии, в возрасте 65 лет, маэстро так оценивал те дни:
«Джаз стал частью моей жизни, потому что я вырос среди мелодий джаза. Мне кажется, что джаз стал самым мощным направлением в музыке XX столетия, поэтому он стал частью и моего сознания. Я не просто играю, а веду диалог с миром. Импровизация позволяет мне держать себя в форме и занимает мой ум, я чувствую себя молодым и полным сил».
Одновременно с работой над личными проектами (написание музыки и создание вариаций для Стэна Гетца и Фила Вуда; выступление с популярным джазовым музыкантом Шелли Манном и созданием музыки для мюзиклов), Легран старался создавать оркестровые ансамбли в Европе и Америке, но особенно это удалось сделать ему сразу по возвращению в Париж: Леграном был создан оркестр, исполнявший не только джаз, но и поп-музыку, ставший известным не только во Франции, но и за её пределами.
К середине 1960-х произведения Мишеля Леграна исполнялись такими знаменитостями как Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд, Джек Джонс, Лена Хорн, Перри Комо, Джонни Матис, Джеймс Инграм.
Плодотворное творческое сотрудничество сложилось у Леграна с поэтами Аланом и Мерилин Бергман, которые писали для музыканта тексты на английском языке.
Алгоритм работы был следующим: прежде всего заранее обговаривалась тема, на которую писался английский текст, затем Мишель придумывал к нему мелодию, сочинял фортепианный клавир будущей песни, а заключительным этапом являлось создание аранжировки на основе клавира.
По мнению Леграна, написание музыки для фильмов – совсем другая, необычная работа, занимаясь которой нужно хорошо понимать, что такое кино и не забывать, что ты сам – один из создателей фильма.
Музыка в фильме словно второй диалог – она должна быть дополнением к фильму, подчеркивать настроение актеров, помогать донести неуловимое, тонкое, важное, но и быть интересной музыкально. Но иногда музыка становится абсолютной противоположностью к кинокартине.
В 1960-е была написана музыка к фильмам «Лола», «Клео от 5 до 7», «Я люблю жить». А в 1964 году композитор впервые попал в списки номинантов на «Оскар».
Среди его песен были такие визитные карточки как композиции к фильму «Шербурские зонтики»: «Я буду ждать тебя», «Жди, что будет» и «Ты должен верить, что придет Весна».
Так в 1964 году Мишель Легран и режиссер Жак Деми решили создать мюзикл «Верность или Шербурские зонтики». Изначально идея выглядела весьма просто – обычный мюзикл, где песни поют, а диалоги проговаривают.
Работа началась в доме Леграна, где несколько дней Жак и Мишель сидели запершись и писали музыку и песни. Но вскоре стало очевидно, что ничего не выходит…
Переходы от диалогов к песням и обратно вызывали сомнения и резали слух и два талантливых человека решили прекратить работу на несколько месяцев, чтобы все взвесить и обдумать, но через какое-то время режиссер позвонил композитору и предложил сделать без стыков, чтобы пелось все – и диалоги, и песни!
Помощь пришла неожиданно – отчаявшись, два автора написали письмо медиа магнату Пьеру Лазареву, которого едва знали. На следующее утро раздался звонок: «Легран? Это Лазарев. Завтра — у меня в половине третьего».
На встрече Лазарев признался: «Я толком не понял, что это такое, но это наверняка эпатирует публику. Моя приятельница Маг Бодар хочет стать продюсером. Она будет продюсировать, а я оплачу».
Когда фильм был снят, обнаружилась новая трудность – никто не хотел брать его в прокат, и снова понадобилась помощь Пьера Лазарева – Маг пожаловалась ему, а он, в свою очередь, связался с лучшим прокатчиком и заявил, что ни строчка его рекламы не будет опубликована до тех пор, пока «Шербурские зонтики» не будут показаны в его кинотеатрах.
Вторая любопытная деталь состоит в том, что партии Катрин Денев и Анны Вернон озвучивала сестра Мишеля Леграна – Кристина.
В 1966 году за фильм «Девушки из Рошфора», где зрителю был предложен необычный подход – фильм целиком состоял из музыкальных диалогов, композитор был номинирован на «Оскар» второй раз.
Успех Леграна вызвал к жизни множество подражателей. Третьей номинации на «Оскар» в 1968 году Легран удостоился благодаря своей работе в картине «Дело о короне Томаса» - песне «Ветер с твоей мельницы». Также композитор получил «Оскара» в 1971 году как лучший композитор за фильм «Лето 42-го».
Чуть позже Мишель возвращается к джазовым импровизациям, где ему лучше всего удаются лирические напевы, а также работает над музыкой для телевидения.
В начале 1980-х Барбара Стрейзанд продюсировала (впервые для себя) фильм «Иентл» и попросила Леграна написать музыку, которая вышла настолько удачной, что две из двенадцати песен были номинированы на «Оскар» («Папа, ты меня слышишь?» и «Как же он волнует меня») и фильм получил «Оскара» 1984 года в номинации «Лучшая музыкальная адаптация».
По мнению маэстро русская публика отличается от французской своей большей восприимчивостью к музыке, своей музыкальностью. Легран связывает это различие с образованием, которые мы получаем в детстве, с нашей культурой.
Мишель Легран очень тепло отзывался о нашей стране, несмотря на многочисленные изменения как внешние, так и внутренние:
«Конечно же, если вы приезжаете каждые три года, видите, что появляются новые улицы, новые здания, магазины, много света. Происходит много изменений. Но главное впечатление о России, которое у меня в глубине души, всегда остается одним и тем же.
Я очень люблю русских людей, и мне всегда доставляет огромное удовольствие приезжать сюда. Окружение, стиль жизни, особые лица – это настоящие люди в настоящей стране. В этой потрясающей большой стране. Для меня огромный эксперимент и глубокие впечатления быть здесь, наблюдать все вокруг».
Россия настолько глубоко проникла в душу маэстро, что несколько лет назад произошла забавная история: проснувшись однажды утром, Мишель Легран осознал, что нашёл замечательную мелодию! Немедленно записав ноты, композитор позвонил своему другу и напел только что созданный мотив. Друг внимательно выслушал, высоко оценил находку и сказал,
что это… Гимн России!)
Россия ассоциируется у маэстро с лирической и одновременно романтической мелодией, медленной и широкой; мелодия должна быть в миноре, но радостной, полной радостных надежд на будущее.
Прослушав кассету, Легран был потрясен красотой голоса и тут же пригласил Тамару Михайловну в Париж, где они записали совместный альбом. Композитору нравился и стиль жизни певицы, который был новым для него, отчасти непонятным, другим.
Сама Тамара Гвердителли по словам композитора была «чем-то новым, чем-то другим». Их совместные выступления проходили в самых знаменитых залах мира и всегда с успехом.
Для России Легран вообще был больше, чем просто автор красивой музыки к интересному кино. Этот тихий улыбчивый человек выступал у нас с концертами ещё в советские времена, и трудно было, пожалуй, найти семью, в которой был бы проигрыватель грампластинок, но не было бы диска с музыкой Леграна.
В исполнении оркестра Поля Мориа или даже «Группы Стаса Намина» — главные проводники рок-культуры на советской эстраде в 1983 году записали целый лонгплей композиций маэстро, названный «Сюрприз для месье Леграна» и сметавшийся с полок отделов грампластинок с фантастической даже для привычного к дефициту Советского Союза быстротой.
У маэстро и в России есть свои награды – несколько лет назад Мишелю Леграну была вручена премия «Золотой орел» за вклад в мировой кинематограф.
Этого же Легран требовал от солистов, музыкантов, продюсеров. Выдержать это было непросто, но ведь только самые терпеливые и старательные достигают вершин успеха.
Музыка занимала всю жизнь маэстро – он постоянно работал, желание попробовать новое, побывать там, где ещё не был, а также пламенное желание стать одним из лучших пианистов на Земле, в мире, в истории – вот что двигало Леграна, подталкивало его к новым знаниям, экспериментам. Это желание было настолько сильно, что даже в свободное время Легран постоянно играл на рояле. Мишель Легран – творец, а творцы, по его словам, мало спят, потому что «все время крутятся в постели, ищут свежее место на подушке. Это свежее место на подушке — что-то новое в их творчестве».
«Я никогда не сочиняю, сидя за фортепиано, я пишу в тишине за столом. За инструментом у тебя только десять пальцев, а в воображении у тебя – бесконечность. Я слышу музыку в тишине. Есть музыка разума и музыка сердца. Я пишу музыку сердца. И создаю её для тишины, а зрительный зал служит для того, чтобы сделать эту тишину более глубокой. Я всегда работаю с пристрастием».
По словам композитора, процесс создания концерта должен непременно приносить удовольствие ему самому, а для этого надо играть на таком высоком уровне, чтобы и музыканты и певцы рядом с ним тоже хорошо выступили. Только после концерта, на котором играешь с полной отдачей, появляется желание творить, создавать новые прекрасные произведения. По словам Мишеля Леграна «успех, который приходит после, – само собой разумеющееся» и это не может не доставлять удовольствия.
Сам Легран относил себя к немногочисленным уцелевшим шансонье, исполняющим французские песни. Это связано с тем, что композитор презирал американский рок-н-ролл и не видел ничего хорошего в его засилье по всему миру на радио и телевидении, в том числе и во Франции, когда у американцев есть такие замечательные вещи как джаз, кантри, народные песни. Однако композитор не считал, что французской песне грозит опасность, ведь её знают и ценят по всему миру.
Они встретились на пляже Рио-де-Жанейро в 1964 году. Мишелю было 32 года, он был женат и имел двух маленьких детей. Маше Мериль было 24 года, во Франции её ждал любящий жених. Но кинофестиваль в Бразилии перевернул все представление о любви.
Состоявшийся музыкант и молодая актриса влюбились с первого взгляда. Ночи напролет они наслаждались обществом друг друга, музыкой и бушующими чувствами. Но недельный фестиваль кино закончился, им нужно было возвращаться домой. Ему – в Париже к жене и детям, ей – во Францию к будущему мужу.
О том, чтобы продлить недельное счастье, не было и речи. Никто из них не хотел разбивать сердце дорогим людям. Расстались похорошему, как бы ни было тяжело. О поцелуях, конечно, забыть было сложно. Но пообещали друг другу не искать встречи, так как были связаны обещаниями, положением и отношениями. Слово держали.
Маша отказалась, несмотря на то, что оба они теперь уже были свободны от каких-либо отношений. Однако Легран настойчив, поэтому приходит на все её спектакли с одним и тем же вопросом. После окончания театрального сезона – они едут в загородный замок на восемь дней, где Маша все-таки сдаётся и отвечает «да».
Пожениться решили незамедлительно. Для этого Мишель даже сменил веру с католической на православную. Церемония венчания прошла в православном Александро-Невском соборе в Париже; сам композитор шутил, что
«брак этот — чисто платонический: роман с Машей у нас был сорок лет назад».
Свадьба прошла в русском стиле, пел хор, играли Чайковского и Мусоргского. Мечта о светлой любви сбылась – Маша поддерживала Мишеля до самой его смерти.
За свою творческую жизнь Мишель Легран создал более двухсот работ, как кинокомпозитор. И вовсе не собирался выходить на пенсию. Так, в 2014 году вместе с французской оперной певицей Натали Дессе он выпустил альбом своих хитов, а в 2017 году вышла еще одна их совместная работа – «оратория для голоса и симфонического оркестра» под названием «между вчерашним и завтрашним днем» («Between Yesterday and Tomorrow»). Весной 2019 года композитор собирался выступить с концертом в Париже...#