Комментарии
- 10 мар 2021 12:11Екатерина Белова (Шведова)Спасибо! - с удовольствием вспоминаю, как подростком ходила в клуб на эти фильмы, море эмоций.
- 10 мар 2021 13:27Наталья Яковлева
- 10 мар 2021 14:10Наталья Яковлева
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
•●๑♥๑🌹฿ҨИН ฿€Р€СКѦ🌹๑♥๑●•
:Наталья Яковлева
ЛЮБОВЬ ЗЕМНАЯ
Трилогия Петра Проскурина "Судьба"(1972), "Имя твоё" (1977) и "Отречение" о народном строительстве социализма, войне и мирном послевоенном времени, навряд ли получила бы широкий, массовый охват читателей, если бы не тонко в плетёная в канву повествования судьба главного героя Захара. А, точнее его запретная любовь наделавшая в своё время немало шума.
Перед создателями картины стояла нелёгкая задача — ведь всякий читатель по-своему представляет известных ему литературных персонажей, по-своему и строго судит о том, насколько верно их экранное воплощение...
Но у него была одна тайна, которой он поделился только на склоне лет, в книге воспоминаний, выпущенной в 2000 г., за 3 года до его ухода. Актёр признался в том, что в середине 1960-х гг. встретил женщину, ради которой готов был уйти из семьи. Матвеев не называл её фамилии, упомянув лишь то, что она была очень известной актрисой.
С Матвеевым они познакомились в 1963 г. на съемках фильма «Родная кровь». Там они играли влюбленную пару, и эти чувства вышли за пределы съёмочной площадки. Только после того, как Матвеев ушёл из жизни, Вия Артмане призналась: «Это правда – то, о чем говорит народ, что что-то было. Было. Было. Иначе ничего подобного невозможно было бы сыграть».
Уйти из семьи Матвеев так и не решился. На момент съёмок «Любви земной» эта история для него уже была в прошлом, но во многих эпизодах фильма он фактически играл самого себя. Актер снова переживал эти эмоции на съёмочной площадке, и это помогло ему пережить личную драму.
Фильм вышел на экраны страны и вызвал огромный ажиотаж, своей не раскрытой до конца интригой любви на троих. Успех фильма, вдохновил авторов, на создание уже двухсерийного фильма "Судьба", но в нём на первый план вышла уже тема войны, оставив в стороне любовные отношения, что абсолютно не поспособствовало успеху фильма.
Симпатии и антипатии авторов выражены с такой же решительной определенностью, с какой выражают свои чувства и настроения герои на экране. Актёры играют экспрессивно, на открытом темпераменте, до конца обнажая остроту драматических коллизий.
Папашу Акима Поливанова, “мужика в хорошем достатке”, вообще убрали из сценария, уж больно роль его в данной истории неприглядна, грязное сводничество и только.
"... он, Аким, был бы не Аким, если бы не знал, что у него в семье делается, да и не только в семье, во всем селе; что ж, девку, конечно, жалко, и замуж ей только за какого вдовца, но ведь и то сказать, другие теперь обогреваться будут где-то на Соловках, посередь ветров да злых людей, а он вот может и на печь забраться, а девка, что ж девка, для привлечения глазу на свет и является..."
"... бросить бы всё и податься куда глаза глядят, чтобы и конца-краю не было; идти бы да глядеть людскую жизнь, в одном месте отдохнул, в другом заночевал, в Киев бы или в Москву вломиться… в городе небось огни горят и бабы красивые бегают по улицам, где-то море есть... а дома обносившиеся, сопатые ребятишки, сердитая от вечной работы мать и замученная, с красными от недосыпания глазами баба... что рядом, в другой половине избы, поставленной по достатку через сени, спит здоровая, горячая девка в самой поре, и оттого ей спится неспокойно и душно... "
Поэтому с застолья Захар идёт не домой, где ждёт его жена с детьми, а к влюблённой в него Мане. Вот уж у кого любовь чиста, незамутнена ни каким расчётом и далеко идущими планами. Первая девичья любовь, наивная до самоотречения.
– Чудеса ты рассказываешь, тебе тогда лет двенадцать всего и было, – отозвался Захар, прихватывая вспотевшей подмышкой её прохладные пальцы.
– Может, двенадцать… На твоей свадьбе под окном простояла, глядела на вас с Фроськой, голосить ушла. Ох, как я тогда голосила…
– Не надо об этом думать, Маня, – сказал он и благодарно ткнулся жесткими горячими губами куда-то ей в шею. – У меня детей целая куча…
– Детям надо радоваться… У меня тоже может дите быть. Захар, а Захар…
– Что? – не сразу отозвался он, и она почувствовала, как он насторожился.
– Ты только приходи ко мне, больше ничего не надо, – попросила Маня горячим шепотом. – Когда хочешь, приходи, ждать буду..."
"... у самого у него на душе было сумрачно, какой-то неизвестный ему ранее разлад вошел в жизнь, словно подрубили в нём хоть и не становую, но тоже необходимую жилу. Он хмурился, разговаривая с женой или с матерью, иногда ловил себя на том, что с удивлением разглядывает собственных детей, словно в первый раз их увидел... "
"... А касательно девки… не знаю, ну, случилась беда, что ж делать. И ты бы не удержался, как было удержаться, коли она сама хотела? Дело живое. Сам не рад, что так вышло.
– Жена у тебя хорошая, Захар, дети.
– Брось, Тихон, – опять забылся Захар в грубой мужской откровенности, – мужик ты или как? И жене хватает, жена-то ухайдакается к вечеру, ты её хоть выжми, трое детей, теперь бог четвертого подкинул. Мне вот на четвертый десяток перевалило, да и ты уж к тридцати подбираешься. Не поверишь, Тихон, – понизил голос Захар, – сам никак не разберусь, отколь на меня нанесло с Маней, как самогону ведро выжрал, голову застлало, да и теперь, как подумаю, всё дрогнет…
– Знаешь, Тихон, каждый раз даю зарок, ну вот сегодня схожу, и баста. День-два пройдет, подумаю и не могу, опять к ней…"
Более того он бросает вызов устарелым предрассудкам и понятиям, при этом не особо то и разделяя, личное и общественное. Оправдывая себя:
“Видишь, контру нашли: здоровый мужик к девке ходит, спит с нею. Великое преступление!”
Таким образом, не пора ли отменить по Проскурину, стыд и вину, как религиозные предрассудки. Ведь вроде бы все в своём праве, опять же новые веяния эпохи, значит зная как оно случается в жизни, можно всё понять и простить.
Да и вины то особой нет: мужик отдался запретной страсти, потому как молод и здоров, умучёная жена тоже не в особом расстройстве, и муж в семье и ей своего рода облегчение. Маня счастлива, отдалась Захару по огромной своей любви, да и пришла её пора. Этакий восхитительный любовный треугольник, ну или обычная "земная любовь".
– Ну, ты вот что, Захар, – сказал Брюханов, усмехнувшись и показывая, что он понимает Захара, хотя есть вещи неизмеримо важнее и значительнее.
– Ты канитель с этой любовью кончай, кулацкая она дочка или нет, в самый короткий срок. Случается, что и партийный билет выложишь, не говоря уже о других последствиях..."
Разбила любовь земная, три судьбы, прошла проехалась катком по жизни и только. А могло ведь быть и всё иначе, если бы не скука-тоска, да не вовремя ударившая, дурманная похоть...
Режиссер успешно справился с этим далеко не простым делом. В картине «Любовь земная» зритель встретит многих любимых и хорошо знакомых актеров: Зинаиду Кириенко (Ефросинья), Юрия Яковлева (Брюханов), Валерию Заклунную (Катерина), Ольгу Остроумову (Маня), Владимира Самойлова (Анисимов).
Для «Любви земной» показательна широкая, смелая, раскованная манера актёрской игры, когда характеры персонажей и смысл ситуаций раскрываются с большой достоверностью, полно и впечатляюще...
После того, как фильм вышел на экраны, на «Мосфильм» приходило множество как восторженных писем со словами благодарности, так и гневных посланий с требованием запретить фильм к показу.
Споры вокруг запрета фильма были настолько горячими, что режиссеру и актёрам приходилось не раз встречаться с профсоюзами женских трудовых коллективов и отстаивать картину. В разных городах СССР даже проводили тематические вечера, посвящённые обсуждению этого фильма.
Но всё это свидетельствовало лишь о том, что «ЛЮБОВЬ ЗЕМНАЯ» подняла действительно важные темы, а потому и имела такой широкий общественный резонанс. В итоге через год Евгений Матвеев приступил к съёмкам продолжения «Любви земной» – второй части фильма под названием «Судьба».
Вот такая земная любовь...